Виталий Андриевский - молдавский политолог, аналитик кишиневского Центра политологии и избирательных технологий.

Сегодня гагаузские избиратели даже не спорят о том, кто персонально может выиграть предстоящие 3 декабря выборы нового башкана (главы) автономии, настолько очевидно всем преимущество независимого кандидата Михаила Формузала над престарелым партийным номенклатурщиком Георгием Табунщиком.

Зато их очень волнует другое: позволит ли действующая власть лидеру оппозиции и безусловному фавориту избирательной кампании Формузалу стать победителем уже в первом туре или же, задействовав все наличные административные ресурсы, а то и вообще решившись на прямые фальсификации, добьется проведения второго тура, устроив что-то вроде "утешительного заезда" для Табунщика. Учитывая, что победа Формузала несомненна, спрашивается, а нужно ли власти тратить на это дело несколько сот тысяч леев? Гораздо лучше было бы эти деньги потратить на решение многочисленных социальных проблем в регионе.

Социологический центр Socio-Inform по заказу Ассоциации международного сотрудничества "Атлантический совет Украины" провел в середине ноября опрос избирателей в Гагаузии. Его результаты показали, что Михаил Формузал является бесспорным лидером предвыборной гонки. Уровень его электоральной поддержки пока немного не дотягивает до 50% голосов избирателей, однако, с учетом того, что значительная часть их еще просто не определилась, у него есть реальные шансы в оставшееся до выборов время существенно нарастить её и одержать уверенную победу уже в первом туре.

Этот же опрос выявил, что большинство респондентов очень невысоко оценивают шансы на победу нынешнего башкана Гагаузии, кандидата правящей Партии коммунистов Республики Молдова (ПКРМ) Георгия Табунщика, уровень электоральной поддержки которого почти в три раза ниже, чем у Михаила Формузала.

Анализ данных социологического опроса, мнений экспертов, а также высказываний самих жителей региона в связи с предстоящими выборами башкана позволяет сделать ряд выводов.

Первый: значительное падение рейтинга правящей ПКРМ в Гагаузии, которое впервые четко обозначилось в марте 2005 года на парламентских выборах, было совсем не случайным. За прошедшее после них время коммунистам не только не удалось переломить ситуацию в автономии в свою пользу, но она еще более для них усугубилась. Однако поражение ПКРМ в Гагаузии нельзя целиком и полностью экстраполировать на всю Молдавию. Дело в том, что коммунисты, как правильно заметил молдавский политолог Игорь Боцан, потеряли здесь именно тех своих избирателей, которые голосовали за ПКРМ в 2001 году. Голосовали, поверив, что коммунисты, как и обещают, присоединят Молдавию к Союзу России и Белоруссии, а также сделают русский язык вторым государственным. К моменту парламентских выборов 2005 года состав электоральной среды, готовой поддержать ПКРМ, существенно изменился. На этих выборах за ПКРМ в Молдавии голосовали, в основном, избиратели, поверившие в то, что Воронин и его коммунисты приведут Республику Молдова в Евросоюз, а также добьются в самое ближайшее время установления между Молдавией и странами ЕС безвизового режима. Момент, когда наступит полное разочарование и этих избирателей в Воронине и ПКРМ, когда "синдром Гагаузии" поразит электорат всей Молдавии, у коммунистов еще впереди.

Второй: необходимо более детально и объективно разобраться в том, почему именно большинство избирателей в Гагаузии так негативно относятся сегодня к нынешнему башкану Табунщику. Гагаузская оппозиция называет многочисленные "смертные грехи" кандидата партии власти. Тут и административный произвол, и коррупция, и грубые просчеты в социально-экономической политике, и, наконец, зажим демократии и прямые преследования политических противников. Прямо скажем, "букет" еще тот. Мне же кажется, что у негативного отношения к Табунщику со стороны большинства его земляков есть и несколько иные, но не менее весомые основания. Известный молдавский политик, дипломат, ученый Федор Ангели высказал в этой связи такую точку зрения: гагаузы не могут простить Табунщику того, что он не остановил, не захотел образумить Воронина, когда тот начал самоубийственную для Республики Молдова и вдвойне самоубийственную для Гагаузии антироссийскую политику. Выступи Табунщик от имени народа Гагаузии с решительной критикой этой неразумной политики, и ситуацию можно было бы переломить. Но он этого не сделал, поставив на первое место свои личные интересы, а не интересы народа Гагаузии. И именно этого гагаузы Табунщику никогда не простят.

Третий: появляется всё больше признаков того, что коммунисты задолго до дня голосования смирились с тем, что выборы башкана в Гагаузии им на сей раз не выиграть. Если просмотреть номера газеты "Коммунист" за 2002 год, можно легко убедиться в том, что в период, когда шла прошлая избирательная кампания в Гагаузии, газета отчаянно боролась, чтобы кандидат ПКРМ Табунщик победил на выборах. Если же полистать номера того же "Коммуниста" за октябрь-ноябрь 2006 года, то там вообще почти нет никаких материалов об избирательной кампании в Гагаузии. Нельзя исключать, что странное молчание газеты "Коммунист" - это своеобразная форма протеста части руководства правящей партии, которая выступала против выдвижения Ворониным этой, заведомо непроходной, кандидатуры.

Четвертый: во всё большей степени создается впечатление, что ведущие международные организации, наконец-то, начинают более трезво воспринимать и понимать, что происходит в Республике Молдова. К ним приходит осознание того, что антироссийская риторика Воронина и его окружения, которая на Западе и в США всё ещё кое-кому весьма приятна, вовсе не является доказательством того, что они держат курс на подлинную демократию и соблюдение прав человека. Во многом это связано с приходом на место руководителя ОБСЕ в Молдавии О`Нилла. Боюсь ошибиться, поскольку хорошо известно, насколько несамостоятельны обычно в своих действиях американские дипломаты, но мне почему-то кажется, что этот человек искренне верит в те высокие демократические ценности, которые публично защищает. И поэтому его интерес к выборам в Гагаузии не случаен и не носит конъюнктурного характера, а отражает его действительную жизненную позицию.

Пятый: обращает на себя внимание кандидат от оппозиции Михаил Формузал. Несмотря на то, что в политике он, по большому счёту, ещё новичок, свою избирательную кампанию Формузал проводит уверенно и стратегически грамотно. А ведь что только ему не инкриминировала нынешняя гагаузская власть, партия власти Республики Молдова и ее сателлиты! То писали, что он "рука Москвы". То утверждали, что он "человек Стамбула". Называли его сепаратистом. Открывали на него уголовные дела по явно вымышленным мотивам. Пытались запугать и сломить. Но он выстоял.

Он показал всем, что Гагаузия не скрывает своих исторических симпатий и к России, и к Турции. Он доказал, что любовь к родному краю - это вовсе не сепаратизм. Он достойно защитил себя в судах. Самое же главное заключается в том, что Формузал не только боролся против существующего в Гагаузии режима, но и собрал вокруг себя команду единомышленников, вместе с которыми разработал четкую и реалистичную программу вывода региона из политического, экономического и социального кризиса.

Безусловно, победа представителя оппозиции в Гагаузии явится чувствительным ударом по авторитету правящей ПКРМ и её лидера. Она покажет всем демократическим силам Молдавии, что партии власти, создающей и распространяющей мифы о своей непобедимости, можно нанести поражение. Но самое главное, победа Формузала даст Гагаузии шанс на перемены к лучшей жизни, на возрождение края. Хочется верить, что начнется этот процесс вначале в этом регионе, а после победы оппозиции на местных выборах в 2007 году продолжится по всей Республике Молдова.