Кто будет тушить пожары в 2007 году? Интервью начальника Управления пожаротушения МЧС РФ
В октябре вступили в силу изменения в федеральное законодательство, касающееся пожарной охраны. В соответствии с ними, с 1 января 2007 года полномочия по пожаротушению могут быть переданы от региональных властей к МЧС РФ. Таким образом изменен порядок, введенный в 2005 году Федеральным законом ФЗ-122, назначавшим регионы ответственными за тушение пожаров на большинстве территорий. О том, как реально будет организована в России пожарная охрана с 2007 года, ИА REGNUM рассказал начальник Управления организации пожаротушения и специальной пожарной охраны МЧС России Михаил Верзилин.
ИА REGNUM: После временной передачи обязанностей по противопожарной работе регионам, сейчас законодатель практически возвращает эти функции МЧС, хотя и не лишает их региональную власть. Это означает признание того, что регионы (в одиночку) с этой работой справляются плохо?
Я не могу сказать, что регионы плохо справляются со своей задачей по тушению пожаров в населенных пунктах. Как вы помните, Закон 122-ФЗ с 1 января 2005 года формально разделил сферы ответственности и запретил пожарным МЧС России тушить пожары на территории регионов Российской Федерации, за исключением критически важных для национальной безопасности страны объектов, входящих в утверждаемый Правительством Российской Федерации перечень, и других особо важных пожароопасных объектов, особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации. Полномочия были разграничены, но на практике получилось совсем иначе: как правило, пожар тушат те, кто ближе оказался к месту трагедии. Поэтому федеральные пожарные и после выхода 122 ФЗ продолжали тушить пожары на территориях. Человеку, погибающему в огне, безразлично, кто будет его спасать - "федералы", "муниципалы" или кто-то еще.
Новый Закон 172-ФЗ расширяет полномочия федеральной противопожарной службы (ФПС) в части тушения пожаров в населенных пунктах. Для решения этих задач Федеральная пожарная служба будет получать средства из федерального бюджета, чего раньше не было. Ранее, если федеральные пожарные приезжали на пожар, не входящий в сферы их ответственности, то можно было говорить о нецелевом использовании бюджетных средств.
Таким образом, теперь обеспечение пожарной безопасности в населенных пунктах - это совместная работа, совместная ответственность, и граждане вправе рассчитывать на существенное улучшение обеспечения этого сегмента своей безопасности.
ИА REGNUM: С учетом изменения федерального законодательства, как будет строиться финансирование противопожарной работы с января 2007 года?
Во-первых, в 2007 году планируется выравнивать денежное содержание и заработную плату работников противопожарной службы, содержащихся на бюджете субъекта Российской Федерации, по отношению к тем, кто на федеральном финансировании. Не секрет, что сегодня у "федералов" зарплата выше. При этом смешанного финансирования не будет. Это касается и зарплат пожарным и материально-технического обеспечения.
Кроме того, в 172 ФЗ четко прописаны правовые нюансы, связанные с переходом сотрудников из территориальных и объектовых подразделений противопожарной службы, содержащихся по договорам, в Федеральную противопожарную службу. Он будет осуществляться переводом. Сотрудники территориальных подразделений, содержащихся за счет субъектов Российской Федерации, смогут служить дальше - вплоть до решения вопроса о переводе подразделения или службы на федеральный бюджет. Погоны, звания, выслуга лет - все это остается при них. Для территориальных организаций МЧС России, действующих на основе договоров с субъектом РФ, меняется только система финансирования, во всем остальном люди продолжают работать так же, как и работали прежде.
ИА REGNUM: Предполагается, что не все губернаторы захотят расформировывать свои пожарные части. Как будут разрешаться такие ситуации? Как будет строиться взаимодействие между МЧС и региональными пожарными частями, каков будет механизм определения "сфер действия"?
У нас нет цели расформировать пожарные части, которые сегодня находятся на бюджете субъекта Российской Федерации. 172-ФЗ не исключает существование пожарных частей субъекта Российской Федерации, так же как и то, что их могут передать на федеральный бюджет. Важным инструментом будут Соглашения между субъектом Российской Федерации и МЧС России о передаче части полномочий друг другу в рамках существующего законодательства. В частности, руководство пожарными подразделениями субъекта должно перейти в ведение территориального органа МЧС России, а оперативное управление им будет осуществлять руководитель субъекта РФ. Не думаю, что в этом вопросе возникнут какие-то проблемы. Теперь субъект Федерации не только не остается один на один с проблемой профилактики и пожаротушения в населенных пунктах, но и имеет возможность ликвидировать дублирование в органах управления.