С начала 2007 года в России вступает в силу закон, отменяющий лицензирование турфирм и туроператоров. Заместитель министра промышленности Калининградской области, курирующая вопросы туризма, Марина Друтман рассказала корреспонденту ИА REGNUM о своем видении этой проблемы.

ИА REGNUM: Что будет представлять собой сфера туризма в Калининградской области после отмены лицензирования?

Отвечая на ваш вопрос, я могу только предполагать, поскольку еще неизвестно - в каком виде будет принят закон. Его предложили в одном варианте, и вы видите, какая волна возмущений прокатилась по всем регионам. Вместе с тем, в профессиональной среде представителей туристического бизнеса активно закон практически не обсуждался. Закон сырой и не включает в себя детальную проработку механизмов гарантирования прав потребителей турпродукта. А сейчас обсуждение идет несколько в истеричном режиме.

ИА REGNUM: Как можно будет открывать новые турфирмы без лицензии - каков конкретный механизм?

Такой механизм не представлен в новом законопроете. Что касается взаимоотношения оператор-агент, здесь тоже нет никакой ясности. Впрочем, у крупных операторов есть свое видение. Например, предлагают ввести депозиты. Но здесь есть свои недостатки. Допустим, агентство с небольшим оборотом может купить у десяти операторов туры. И каждому, значит, надо предоставить депозит. Пусть даже это будет 2 тысячи долларов, но в итоге наберется 20 тысяч долларов. Таких средств у небольшой турфиры нет. Их надо вывести из оборота, а это практически нереально. Есть еще вариант гарантии - это имя туристической фирмы, которая работает на рынке лет десять. Тогда сложились уже личные связи с туроператорами и вас хорошо знают. Но вот я - турфирма новая. Только закончила факультет сервиса и туризма нашего госуниверситета. Куда мне идти, кто меня знает? Никто. Кто мне будет продавать свои туры? Никто. Сейчас говорят о переходном периоде до 180 дней. Предполагается, что за это время оператор сможет получить фингарантию и попасть в реестр. Но и тут есть опасность получить еще одну смену акцизных марок. Конечно, операторы смогут продолжать свою деятельность, но она будет фактически незаконной. Все очень боятся такой ситуации.

ИА REGNUM: Будет ли у граждан доступ к информации о турфирме, куда они обращаются - раз нет лицензии, что вообще они смогут о фирме узнать? В чем будет состоять в новых условиях регулирование рынка туруслуг?

Давайте я вас сама засыплю вопросами. Например, что станет с турагентами? Хорошо, не будет лицензии, предприятия, вероятно, перерегистрируются и станут оказывать услуги.

ИА REGNUM: Может ли, по вашим оценкам, спасти граждан от рисков принятие закона о финансовых гарантиях турбизнеса?

Предлагаемая система финансовых гарантий не решает проблем защиты потребителей, поскольку не обеспечивает оперативного покрытия ущерба. С одной стороны, здравый смысл введении фингарантии существует. Если у турфирмы на балансе один дырокол, то о каких гарантиях клиентам вообще можно вести речь? Но 10 миллионов рублей в качестве фингарантии - это невероятная сумма для мелкого туроператора. Тем более, что особенностью Калининградской области является то, что все туроператоры работают на международном направлении. И получается, что мы изначально находимся в неравных условиях. Московский оператор, отправляющий самолет в Европу, и калининградский оператор с маленьким автобусом в Миколайки (польский аквапарк. - Прим. ред.), - оба должны иметь одинаковые финансовую гарантию. Но позвольте, калининградские турфирмы имеют с польских аквапарков прибыль максимум 6 евро с человека. Им не с чем платить такую баснословную фингарантию!

ИА REGNUM: Прогнозируется ли в регионе рост числа турфирм, т.е. тех, кто непосредственно работают с гражданами?

Я полагаю, что с введением фингарантии количество турфирм в Калининградской области сократится. Сейчас в нашем регионе зарегистрировано порядка 130 турфирм, что, на мой взгляд, на 1 миллион жителей многовато. Конечно, операторы будут продолжать работать с агентствами, с которыми они прежде сотрудничали.