ИА DAILYSTROY публикует интервью с руководителем фракции "Яблоко - Объединенные демократы" в Мосгордуме Сергеем Митрохиным.

ИА DAILYSTROY: Сергей Сергеевич, кому в первую очередь нужна реформа ЖКХ: чиновникам или жителям страны?

Та реформа, которая проводится сейчас, конечно же, нужна чиновникам и руководителям коммунальных организаций. Их конечная цель - приватизация инфраструктуры ЖКХ и извлечение в будущем из нее прибыли нынешними начальниками коммунальных контор, ДЭЗов и т.д. Повышение тарифов, непрозрачность этих тарифов - естественно, в этом проявляется прямой интерес чиновников, которые получают или рассчитывают получать в будущем вознаграждения за счет всего этого. К интересам жителей реформа имеет косвенное отношение. Законы, которые приняты в этой области, могут принести пользу простым жителям, но жители должны быть при этом какими-то Павками Корчагиными: чтобы отстоять свои интересы, они должны бросаться на амбразуры чиновничьего произвола и круговой поруки. То есть полезные для населения положения в законодательстве есть, но реализовать их практически невозможно.

Вот, например, в Москве мы пытаемся пробить оформление земельных участков под домами для жителей ТСЖ, ЖСК, собраний собственников, которые это сделать хотят. По федеральным законам это сделать можно, но механизмы практической реализации переданы регионам. А там саботаж идет по всей "вертикали". Там такой "механизм", что надо исписать тонны бумаги на оформление земли и каждую бумагу заверить у нотариуса. Или вот ситуация с управляющими компаниями. Мера абсолютно правильная, прогрессивная, но работу по информированию населения никто не проводит. Люди ничего об этом не знают, за исключением отдельных энтузиастов. Поэтому к жителям часто приходят и предлагают оформить договор с тем же самым ДЭЗом, который через какое-то время акционируется, приватизируется, а договор на обслуживание останется в силе. Однако, когда эти организации лишатся государственного финансирования, то они станут банкротами. Получается, люди заключают договор с потенциальными банкротами.

ИА DAILYSTROY: Как вы думаете, после реформы ЖКХ повысится ли эффективность его функционирования?

Думаю, будет только хуже. Главная задача эффективной реформы - демонополизация, то есть конкуренция там, где возможно, и жесткий контроль над монополиями, прозрачность монополий. С этого нужно было начинать реформу. Но начали совсем с другого - с борьбы за бездотационность ЖКХ, т. е. за полную (100%) оплату коммунальных услуг населением. Сняв с себя обязанность дотировать ЖКХ, государство отказалось от мощного рычага демонополизации. В ряде регионов губернаторы как раз благодаря дотационности ЖКХ добивались прозрачности тарифов и полной отчетности от коммунальных структур, энергетических монополий под угрозой лишения их дотаций. Насколько я знаю, в этих регионах удавалось только за счет этого снижать тарифы, потому что в процессе проверки тарифов выяснялось, что в них закладывались крайне сомнительные затраты. Теперь государство на федеральном уровне отказывается от этого рычага и все проблемы сбрасывает на население, у которого никаких средств воздействия на монополистов нет.

Добиться прозрачности тарифов практически невозможно. Я как депутат сам пишу запросы во всякие ведомства, относящиеся к ЖКХ и сами компании, требую показать состав затрат, но до сих пор не добился ответа ни от кого. Получаю только общие отписки. Иногда из отчетов контрольно- счетной палаты Москвы проскальзывает вся кухня затрат на тарифы. В 2004, например, провели переоценку фондов ЖКХ, в результате тариф повысился в 1,5 раза, в то время как качество и количество предоставляемых услуг не прибавилось. И таких манипуляций много и их можно заложить в тарифы.

ИА DAILYSTROY: С какими положениями в правительственной программе вы не согласны?

Все конкретные мероприятия перечислены (ТСЖ, счетчики, независимые управляющие компании и т. д.) абсолютно правильно, но так как неправильно расставлены приоритеты реформы (бездотационность вместо демонополизации), всего это выполнено не будет.

Я был на заседании правительства в 2003 году, когда шел отчет о результатах реформы: за несколько лет реформы количество поставленных счетчиков, созданных ТСЖ, независимых компаний и прочие структурные изменения составляют несколько процентов, т. е. результаты нулевые. Казалось бы, надо срочно прекращать такую реформу, но был вынесен вердикт - продолжить реализацию данной программы. Полная беспомощность. Сегодня прошло еще три года реформы и опять ничего не меняется. Вот недавно опять Яковлева ругали. А я ему еще тогда говорил: воспользуйтесь тем, что только вступили в должность, потребуйте пересмотра программы 2001 года. Он отказался. Поэтому сегодня что-либо изменить он уже не в состоянии. Закончится все это, как всегда - дополнительными государственными вливаниями в ЖКХ за счет бюджета. Полного развала не допустят по политическим причинам, пока в бюджете есть деньги. Ведь нефтяными деньгами можно залить любую "черную дыру".

ИА DAILYSTROY: Как, по вашему мнению, должны решаться проблемы капитального ремонта жилищного фонда, который уже на момент приватизации имел значительный износ?

Строго в соответствии с Гражданским кодексом и пока еще действующим законом о приватизации прежний собственник должен пропорционально времени владения этой собственностью платить за капитальный ремонт. Другого выхода нет, и нормы, предлагающие отменить эту статью с 2007 года, должны быть убраны из законов. Иначе будет просто кошмар. Нынешний собственник приватизированной квартиры тоже может оплачивать расходы ремонта, возможно софинансирование. Сейчас даже нет очевидного порядка в очереди ремонтируемых домов.

ИА DAILYSTROY: Какими способами управления воспользуетесь вы, как обычный собственник квартиры?

У меня лично даже времени не хватает этим заниматься. Мы сейчас ведем кампанию по разъяснению гражданам их прав, чтобы люди не подписывали, не глядя, никаких бумажек, которыми им навязываются кабальные договоры с ДЭЗами. Думаю, надо выбирать независимые управляющие компании, как бы это ни было трудно сделать. Реформа не развивается еще потому, что нет рынка независимых компаний. Вернее, для них этот рынок закрыт, их ногами оттуда выпихивают нынешние коммунальные структуры. "Яблоко" несколько лет назад предлагало временно освободить их от уплаты налогов, чтобы дать толчок их росту. Сейчас управляющим компаниям пробиться к потребителям их услуг очень трудно.

ИА DAILYSTROY: ЖК сделал шаг вперед, по сравнению с советским или наоборот? Какие недостатки вы видите в новом ЖК?

Скорее ЖК сделал шаг в другую сторону. Многие положения ЖК нужно приветствовать, конечно, но реально они не подкреплены механизмами. Тот же пример с землей, в Жилищном кодексе написано, что все жильцы, собственники квартир имеют законное право на землю, но земля должна быть оформлена. Но что делать, если чиновник ее не оформляет? Допустим, если бы еще принята статья в УК, что за это чиновника сажают, тогда закон бы действительно заработал бы. Статьи о выселении из квартир я считаю глупыми. Выселение из квартир - мера дорогая и бесполезная, выселенным людям нужно строить будет бараки или общежития, а иначе они просто превратятся в бомжей. Это никому не нужно. Выселение из квартир нужно заменить общественными работами.

ИА DAILYSTROY: На чьи интересы ориентирован ЖК?

Я в целом отрицательно отношусь к ЖК. Он тоже ориентирован на чиновников, он и писался чиновниками, этот закон принимала "Единая Россия". Они под себя его и приняли. Эта та же история, что и с тарифами, которые принимаются исходя из интересов исключительно производителя, а не потребителя.