С начала года на участке обслуживания Кузбасского УВД на транспорте (КУВДТ) зарегистрировано около 2 тыс. преступлений. Сотрудники КУВДТ выявляют правонарушения на более 2 тыс. км железнодорожного полотна и 7 тыс. км водных магистралей Оби, Томи и Чулыма. 10 ноября, в День милиции, корреспондент ИА REGNUM побеседовал с начальником Кузбасского управления транспортной милиции полковником Василием Волковым.

ИА REGNUM: Сегодня в оперативном обслуживании КУВДТ находятся объекты железнодорожного, воздушного и водного транспорта Кемеровской и Томской областей. Каков ежедневный объем работ ваших сотрудников?

В структуру КУВДТ входят 5 линейных отделов, 9 линейных отделений внутренних дел, 20 линейных пунктов милиции. Ежедневно транспортная милиция Кузбасса обеспечивает безопасность на 30 авиарейсах, кроме того, пяти прямых рейсов до Москвы и трех международных, а также в 148 электропоездах и 63 пассажирских поездах, 28 из которых дальнего следования и 3 международных. Работаем и на озвученных километрах магистралей.

ИА REGNUM: Можно ли говорить об итогах работы КУВДТ за этот год? Какие показатели вырисовываются?

Да, можно подвести предварительные итоги. В 2005 году было зарегистрировано 2 200 преступлений. В этом году будет больше примерно на 100 фактов (предполагается рост на 10%), в основном увеличение произойдет за счет выявления преступлений экономической направленности. Одну треть общего числа правонарушений составляют преступления по линии наркотиков, еще треть - имущественные преступления.

В этом году раскрыли все особо тяжкие преступления против личности - грабежи, разбои. С начала года зарегистрировано одно убийство: 16 октября на рельсах нашли мужчину с ножевым ранением, в течение суток задержали четырех подозреваемых. Такие преступления для нас - чрезвычайное происшествие: на место выезжает весь личный состав, руководители управления.

Не меньше внимания уделяем выявлению и раскрытию экономических преступлений, правонарушений прошлых лет, подрыву основ организованной преступности, банд формирований. Работаем над обнаружением фактов коррупции в реализации национальных проектов: проверяем транспортные объекты, у нас есть и свои объекты здравоохранения, мы должны контролировать, чтобы деньги не ушли "налево", а были использованы по назначению.

Сейчас несколько снижена работа по обороту оружия, но в регионе действует губернаторская программа по добровольной сдаче огнестрельного и холодного оружия. По сравнению с прошлым годом идет меньше изъятий, реже граждане ходят с обрезами, ножами и самодельными кастетами. Мы стали лояльнее относиться, например, к рыбакам: самодельные ножи они используют чисто в бытовых нуждах, у них и сталь мягкая, и другие параметры не соответствуют понятию холодного оружия. Тогда мы отказываем в возбуждении уголовного дела.

Наблюдается рост преступлений, совершенных несовершеннолетними вместе со взрослыми. Здесь, конечно, беда, сложно работать: взрослые втягивают детей в преступную деятельность, в первую очередь, это касается хищения черного металла. Взрослые подбивают несовершеннолетних на правонарушения: заставляют скидывать с подвижного состава металлолом, помольные шары, а потом собирали и сдавали в пункты приема.

ИА REGNUM: Василий Николаевич, в начале разговора вы отмечали, что занимаетесь проверкой реализации приоритетных нацпроектов, каким еще новым явлениям времени управление уделяет особое внимание?

В последнее время все больше внимания мы уделяем работе железнодорожного транспорта, реформирование которого еще идет. В связи с этим, министерством и нашим руководством поставлена задача - проверять, чтобы собственность железной дороги не уходила "налево", в частные руки. Сейчас дорога все больше начинает делиться, возникает много частных, дочерних предприятий. Нам передают списки из Москвы, мы начинаем отрабатывать каждое такое предприятие, чтобы не было коррупции среди железнодорожников и другие моменты.

Есть, к сожалению, факты злоупотребления должностным положением со стороны работников железнодорожного транспорта. Последнее дело у нас - по Новокузнецку. Бывший начальник станции Новокузнецк-Сортировочная в сговоре с ее действующим начальником организовали работу по приемке вагонов и их переадресовке с занижением тарифа на простой. Подсчитан ущерб только за этот год - 5 млн. рублей. Работа ведется, надо выявить, какие потери они нанесли железнодорожному транспорту за 2004-2005 годы.

По хищению металлов, особенно на железной дороге, принят ряд существенных организационных мер по Новокузнецку: отправили туда опытного сотрудника аппарата управления, сразу пошла работа по выявлению групп, занимающихся этими преступлениями. В настоящий момент раскрыто хищение 12 трансформаторов, выявлены 3 группы. Главная проблема - участвуют работники железнодорожного транспорта, которые четко знают, что и как делать, как снимать. Незнающий человек будет разбирать его час-два, за это время срабатывает сигнализация. А бывшие и действующие работники железной дороги подготавливают его и снимают всего за пару минут. Трансформаторы грузят в машины и увозят, грубо говоря, это 30 кг чистой меди. По таким фактам работаем совместно с железнодорожниками, которые тоже понимают, что только совместными действиями можно добиться результатов, обеспечить безопасность движения поездов.

ИА REGNUM: Существует ли в транспортной милиции кадровая проблема?

Текучесть кадров в последнее время уменьшилась. И это хорошо. Личный состав сейчас стал меньше, но, кто хотел и хочет работать, остались. Как правило, ушли люди пенсионного возраста, у которых уже не было желания оставаться. Вливаются молодые кадры. В этом году из Высшей школы милиции к нам должны были прибыть трое, а приехали пятеро. Еще 5 человек получили среднее специальное образование. Считаю, что это уже нормальная тенденция. В настоящий момент нужно больше молодежи отправлять на обучение. Не 2-3 человека в год, а ежегодно направлять в учебные заведения до 10-15 человек, чтобы через четыре года у нас была, как говориться, свежая кровь, новое течение в работе.

ИА REGNUM: Когда вы приступили к исполнению обязанностей начальника Кузбасского УВД на транспорте, какие планы, приоритеты работы определяли? Все ли они воплотились?

Часть планов уже реализована, другая - записана в календаре для дальнейших действий. В первую очередь, планировал создать команду руководящего состава. В настоящий момент она более-менее сложилась и продолжает формироваться: все руководители, которых назначали и которые пришли в управление, притерлись, присмотрелись друг к другу, к сотрудникам. Думаю, это немаловажно: если не будет команды, не будет желания идти вперед, не будет цели.

Если говорить о перспективе, то в планах - полностью укомплектовать коллектив, создать имидж управления, работать на благо жителей региона. Первейшая задача - не допускать актов терроризма на объектах авиапредприятий, железнодорожного транспорта, сделать так, чтобы пассажир мог спокойно садиться в поезд, зная, что идет милицейское сопровождение, что можно не беспокоиться о своей безопасности, сохранности имущества. К этому надо стремиться.

Кроме того, мы будем продолжать работу с населением: проводить "Часы пассажиров" в вокзалах, "горячие линии" устраивать. Планируем выпускать информационные бюллетени для пассажиров, которые будут распространять наряды сопровождения транспортных средств. В них будет обозначено, как себя вести в той или иной ситуации, куда обратиться в случае необходимости.

ИА REGNUM: Какими качествами, на ваш взгляд, должен обладать сотрудник транспортной милиции?

В первую очередь, милиционер - хоть транспортной, хоть просто милиции (я их не разделяю - служба одна) - должен видеть в человеке человека, а не преступника. Многие вещи происходят на эмоциях. У сотрудника ОВД должно быть знание психологии, юридических наук.

Кроме того, должно быть желание помочь людям. Пришел человек к тебе с бедой, сказал, что у него брат пропал, а ты не должен его отправлять: "На автобусе ехал? Вот и иди на автовокзал". А можно успокоить, объяснить, что делать. Человечность должна быть.