Обзор СМИ Читинской области за 6-10 ноября

"Эффект" в номере за 8 ноября отмечает, что борьба с хищениями животных и потравами сельхозугодий - в числе самых острых проблем Читинской области. Основную причину, толкающую людей на преступления, в региональном комитете сельского хозяйства видят в алкоголизации деревни и, как следствие, в деградации её населения. Заместитель председателя комитета Николай Филатов отмечает, что сегодня практически невозможно найти ответственных трезвых людей на основные профессии - как в растениеводстве, так и в животноводстве. В частности, проблематично подобрать пастуха для пастьбы поголовья с частных подворий, поэтому в большинстве поселений скот выпасается безнадзорно, и идёт стравливание посевов. Из-за потрав муниципалитеты области несут миллионные убытки, при этом закон не предусматривает какую-либо ответственность за потравы. Областной закон, напротив, позволяет штрафовать граждан за порчу посевов или находящегося в поле урожая сельхозкультур. Впрочем, как отмечает издание, до реального наказания дело доходит редко. Не меньший ущерб наносят сельскому хозяйству региона и кражи животных - за 9 месяцев 2006 года убытки от них превысили 13 млн. рублей. Воруют всё - от кудахтающей "мелочи" до крупной животины. И не просто воруют - с жестокостью и цинизмом: "В селе Тыргетуй Карымского района только нынешним летом похищено 48 коров и 8 лошадей. Часть похищенных животных нашли при попытке его перегона в направлении посёлка Дарасун. Здесь же, в окрестностях этого посёлка, обнаружили остатки забитого скота - шкуры и головы. Скотокрадов и скупщиков краденого мяса так и не нашли. До сих пор на слуху случай, когда в 2004 году в колхозе "Талачинский" этого же района преступники, заехав на стояку, связали скотника и расстреляли 28 молоденьких коров. Перестарались - в машину смогли загрузить только 18 туш, остальное просто бросили". В приграничных районах ещё сложнее: "Если за лошадёнкой или бурёнкой поохотились не доморощенные, а иностранные скотокрады, вернуть угнанных животных или найти преступников ещё более затруднительно". Из деревни Менза, которая находится на границе с Монголией в Красночикойском районе, за полтора года угнали 85 лошадей. Вернуть из Монголии удалось только 22 лошади.

"Читинское обозрение" в номере за 8 ноября отмечает, что в бюджете Читы едва хватает средств на то, чтобы обеспечивать минимальные потребности муниципалитета. Введение ФЗ №131 "Об общих принципах организации местного самоуправления" и областного закона о межбюджетных отношениях поставило Читу на один уровень с другими поселениями: "Нет, каждый из нас ничего не имеет против среднестатистического жителя Могочи или Шелопугино. Но Чита-то - областной центр, столица и средств, понятно, для решения задач столичного уровня необходимо больше". Издание уверено, что 23 млн. рублей, выделяемых в год на выполнение функций областного центра, явно недостаточно: "Если разделить эти миллионы на 314 тыс. читинцев, то получится по 70 рублей на человека. В славном городе Вологде на душу населения приходится по 412 рублей, а в соседнем Улан-Удэ в год выделяется 350 млн. рублей". Депутаты городской думы лоббируют принятие нового закона о статусе областного центра. Мотивируется это многим. Например, тем, что в городе необходимо строительство дополнительных дорожных развязок, каждая из которых стоит миллионы рублей. Муниципальному бюджету это не по силам. Боле чем актуальна задача обновления общественного электрического транспорта, то есть троллейбусов. На приобретение этой техники в бюджете, опять же, нет средств. Мэр города Анатолий Михалёв утверждает, что Чита не собирается тянуть на себя одеяло: "Нельзя быть богатыми среди бедных". По мнению издания, лишнего город просить и не собирается, но есть болевые точки, которые нельзя решить без придания Чите должного статуса областного центра, а значит, и без выделения дополнительных финансовых средств. Председатель городской думы Александр Зенков считает, что нельзя допускать, чтобы благоустройство Читы соответствовало уровню прошлого века, вчерашнего дня: "В городе 543 км дорог. На их поддержание в нормальном состоянии в соответствии с требованиями ГИБДД требуется порядка 70-80 млн. рублей. На санитарную очистку необходимо 30 млн. рублей, на уличное освещение - 14 млн. рублей. В городе должно действовать 98 единиц уборочной техники, у нас же числится 12, а на ходу всего 5 единиц". Резюмируя, газета отмечает, что исходя из минимальных потребностей Читы как областного центра для благоустройства необходимо более 260 млн. рублей в год.

"Вечорка" в номере за 8 ноября напоминает, что в ночь с 20 на 21 октября в Чите в районе троллейбусного правка группа нетрезвых граждан ограбила и до полусмерти избила 2 молодых людей: "Обычное дело. Необычно то, что избивавшие были гражданами Китая, приехавшими в Читу на заработки, а избитыми - россияне". Издание устами руководителя кафедры журналистики читинского педуниверситета Владимира Тихомирова считает, что это знаковое событие: "Раньше даже китайская мафия на территории России коренных граждан не задевала - специализировалась на своих же соотечественниках. Неужели и китайские гости начинают осваиваться у нас так, как это иногда делают гости из ближнего зарубежья?" Тихомиров рассказывает о том, как он попросил написать китайского студента, обучающегося в Чите, эссе на тему того, почему так много китайцев хотят попасть в Россию. Китайский студент отметил, что соотвественники хотят побольше заработать для своей семьи, а в Китае это сделать сложно. Многие не прочь остаться здесь жить, потому что в Китае для них жизнь беднее. Им нравится город Чита, потому что здесь много китайских рынков, кафе и ресторанов. Им нравятся русские девушки, к тому же в России можно иметь много детей, а в Китае только одного. Из минусов студент назвал тот факт, что люди, живущие в России, - добрые и отзывчивые, вот только пьют вместо работы. Про китайскую экспансию в Россию студент не написал ничего. Равно как и про то, как милиция им, китайским студентам, в городе прохода не даёт - просит сначала паспорт, а потом денег. "Поэтому мы, - говорил он о себе и своих китайских друзьях-студентах, - по вечерам стараемся из общежития не выходить". Тихомиров отмечает, что китайцы действительно идут в Россию: "Но давайте не будем лукавить - они идут потому, что мы их приглашаем, и в последние годы без них обойтись уже не можем". Все китайцы, живущие в Читинской области - при деле. Встретить праздношатающегося китайцев в Чите можно редко - в основном из числа официальных делегаций или туристических групп, приезжающих в город на 1-2 дня: "Китайцы строят нам дома, разрабатывают брошенные нами поля, выращивая на них отменные овощи, кормят нас салатами, жарким в ресторанах и кафе. Без китайцев у нас зачастую в огороде бузина. А строительный бум набирает обороты только от того, что на стройках трудятся китайцы - по 12-16 часов в сутки. Без выходных и без нарушений дисциплины. Признаемся: на рынке труда в строительной отрасли, лесном и сельском хозяйстве мы, россияне, им конкуренцию составить уже не в состоянии. По-моему, даже сухой закон не поможет".

"Экстра" в номере от 8 ноября отмечает, что антигрузинская кампания, прокатившаяся по стране полтора месяца назад, в Забайкалье дала первые практические результаты: "В начале октября в областном центре за уклонение от уплаты налогов в особо крупном размере осужден предприниматель - уроженец Грузии. Хотя инкриминируемые коммерсанту деяния совершены несколько лет назад, вынесение приговора именно сейчас может быть связано именно с "грузинским вопросом". Ингодинский районный суд приговорил 42-летнего бизнесмена Самвела Б. к уплате штрафа в сумме 150 тысяч рублей. Наказание могло быть еще суровее, но Самвел нашел возможность вернуть государству все недоплаченные им налоги - 3 880 000 рублей. Самвел руководил небольшой строительной фирмой, которая занималась преимущественно ремонтными и благоустроительными работами в бюджетных учреждениях Читинской области. С января 2003 по начало 2005 года предприниматель, по версии следствия, умышленно не платил налог на добавленную стоимость. Каждый месяц он недоплачивал государству НДС на сумму от 10 до 947 тыс. рублей. Размер налогооблагаемой базы, по информации управления по налоговым преступлениями УВД Читинской области, он либо значительно занижал, либо вообще указывал "нулевым". Кроме того, бизнесмена обвиняли в манипуляциях с налоговыми вычетами. По информации газеты, это первое столь крупное дело в отношении уроженцев Грузии. Ранее в средствах массовой информации проходила информация лишь о двух малозначительных инцидентах, связанных с забайкальскими грузинами: "В Карымском районе транспортная милиция задержала с поличным спиртоторговца, уроженца Грузии. Ранее этот человек неоднократно попадал в поле зрения сотрудников правоохранительных органов. В Забайкальске его земляк, по данным Забайкальского УВД на транспорте, незаконно установил торговый павильон на земле, принадлежащей железной дороге. По обоим фактам сейчас ведется разбирательство".

"Экстра" напоминает, что в последнее время власть заговорила о необходимости укрупнения мелких авиакомпаний - чтобы снизить аварийность: "В Читинской области и укрупнять-то, мягко говоря, нечего. В единственной авиакомпании "Даурия" весь воздушный арсенал составляет 2 самолета Ан-24, 1 Ан-2 и несколько вертолетов. У одного из них 13 октября истек ресурс винтов. До ремонта подниматься в воздух он не имеет права". "Конечно, не от хорошей жизни в некоторых авиакомпаниях ставят просроченные детали, - говорит Павел Криницын, директор "Даурии" - Был большой "Аэрофлот". Он в свое время почил в бозе. И получилось так, что из одной большой компании "выросло" более 600 мелких. И если раньше министерство авиационной промышленности занималось этим, то в 90-х годах процесс разделился на заводы, фирмы, поставщиков, перепоставщиков". "У нас было очень много предложений купить якобы заводскую деталь по цене намного ниже заводской официальной, - продолжает Криницын. - Сейчас поутихло, а до этого было. В основном предложения поступали с запада, из Москвы. Но сразу приходилось думать: а почему с нами не связывается сам завод. От всех таких предложений наша компания отказывалась. Здесь цена - человеческие жизни. Быть может, отчасти поэтому компания сегодня находится в тяжелом положении: достаточно дорого мы работаем по запчастям". Сегодня поставщиков запчастей у компании хватает: двигатели ремонтирует ростовский завод, знаком с забайкальской техникой и 403-й иркутский завод, частично сотрудничает и с 810-м читинским вертолетным заводом, который не так давно получил разрешение на работу с гражданской техникой. Статья расходов компании на 80% состоит из трат на ремонт и замену техники. Можно, конечно, экономить на топливе - вместо авиационного по 68 тыс. рублей за тонну заливать в баки обычный бензин - дешево и сердито: "Тем более, летные правила это допускают. Только с оговоркой: при полетах без пассажиров. Однако в "Даурии" на это не идут. На днях из Финляндии должна прийти 60-тонная бочка топлива. В России с ее необъятными воздушными просторами авиабензина не производят. Вот и вынуждены российские авиаторы переплачивать за межграничную транспортировку. Парадокс". У авиакомпании "Даурия" нет прибыльных рейсов: "По рейсам на Чару (самый северный районный центр в Читинской области - ИА REGNUM) у нас нуль, на Иркутск полеты убыточные. Техника просто не может окупаться. Только для того, чтобы начать полеты на Краснокаменск (второй по величине город в Читинской области - ИА REGNUM), нужно потратить около 30 млн. рублей". Несколько лет назад рейс Чита-Краснокаменск существовал. Тогда администрация области, краснокаменский ГОК, "Даурия" и администрация города Краснокаменск заключили четырехстороннее оглашение. В результате "Даурия" понесла убытки - 1 280 000 рублей: "Если бы вложить в компанию миллионов 20 она бы заработала в полную силу".

"Забайкальский рабочий" в номере за 9 ноября публикует подборку сообщений своих собкоров из районов области на тему празднования Дня народного единства. Корреспондент из Чернышевского района отмечает, что праздник, "неожиданно объявленный в силу демократических преобразований", в Чернышевском районе люди не почувствовали никак: "В ночь на 4 ноября наконец-то выпал долгожданный снег, покрывший свежей белизной пыльные улицы райцентра. Жители с утра взялись за привычные дела по домашнему хозяйству. В деревнях крестьяне приступили к осеннему забою скота. Тем более, к свеженине подоспела и недавно заквашенная капуста. Единственно, чем примечательны стали эти выходные, так это тем, что к ним правительство добавило лишний день. Специально спрашивал знакомых, что они думают насчет Дня народного единства. Называл им 1612-й год, упоминая исторические фигуры Минина и Пожарского, говорил об освобождении Москвы от польских интервентов. Люди пожимали плечами. Знать-то знают об этих легендарных личностях, которым установлен памятник на Красной площади в столице нашей Родины, но каких-либо праздничных настроений по этому поводу, увы, не ощущается. У людей, особенно пожилого возраста, по-прежнему в памяти прочно воспоминание о другой дате - 7 ноября, годовщине Великой Октябрьской социалистической революции, которая несколько лет назад переименована в День согласия и примирения. Но и это долго не продержалось. Политика нашего государства всеми средствами вытравляет из сознания 7 ноября, который стал нынче и вовсе рядовым рабочим днем. Вместо него появился так называемый День народного единства, смысл которого сегодня никто толком понять не может". Корреспондент из Шилкинского района рассказывает о том, что об имеющем место в обойме государственных праздников РФ Дне народного единства многие шилкинцы узнали из районной газеты: "Руководители муниципалитета уложились в 15 строк поздравления, чтобы напомнить землякам об этом "эпохальном" событии. Те же, кто не выписывает районную газету, и не удосужились включить телевизор, находились в неведении. Утром 4 ноября прошел по улицам города, полюбопытствовал у знакомых, которые всегда в курсе всех проходящих в городе мероприятий, как шилкинцы собираются отметить красный день календаря, может, митинг будет, концерт или еще что-то. Все лишь удивленно пожимали плечами. Позвонил секретарю местного отделения КПРФ Вере Тонких с вопросом по поводу "единства". "Как и все коммунисты района, - говорит Вера Перфильевна, - я не признаю этот день. Он надуман с той далеко идущей целью, чтобы вычеркнуть из сознания людей, и в первую очередь молодого поколения, событие 89-летней давности - Великую Октябрьскую социалистическую революцию - и то, что удалось достигнуть Советской власти в экономике и социальной сфере". Набираю номер телефона председателя Совета ветеранов Шилки Сергея Саблина: "Думаю, 4 ноября надо считать православным праздником в честь иконы Божией Матери. Я не историк, но прожил долгую жизнь и понимаю, что нет никакой аналогии далекого 1612 года, когда ополченцы под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского освободили от иноземцев Москву, с настоящим временем. Да, тогда надо было срочно объединяться для восстановления российской государственности, а сейчас для чего, кому, с кем - непонятно". Корреспондент в самом северном - Каларском районе отмечает, что праздники проигнорировали районные власти вместе с районной газетой "Северная правда": "В ней оказалось только поздравление спикера регионального парламента и губернатора с призывом к еще большему сплочению. А основные публикации номера, без какой-то привязки к 4 ноября, рассказывали о растущих противоречиях между Чарой и Москвой, между главой Новочарского городского поселения (в нем сосредоточена половина каларцев) и депутатами этого образования. Понятно, не было на улицах соответствующего флаго-транспарантного оформления и повышенного настроения. Впрочем, чему радоваться, что оформлять? Как нередко стало случаться, и в этот день отключили электроэнергию. Как всегда, и в этот день ТВ-каналы светились с раздражающими перерывами, и мои земляки еще раз в полной мере оценили безотказную работу этих же каналов в день прямой президентской линии. Поэтому трудно было разобраться и в том, как же празднует столица с другими весями. Весьма поспособствовала местному людскому разъединению и пурга, сшибавшая с ног появлявшихся на улице смельчаков. И что же оставалось северянам? Правильно, вспоминать недавнее ноябрьское прошлое. Те праздники в любую погоду и даже при пустых прилавках действительно поднимали настроение, звали в колонны, сплачивали народ взрослый и малый. Зачем же отобрали у нас испытанное, привычное, нужное?"

"Забайкальский рабочий" в номере за 9 ноября рассказывает о работе крупнейшего на востоке России международного автомобильного пункта пропуска (МАПП) "Забайкальск-Маньчжурия": "С введением круглосуточного режима работы надежды туристов на быстрый проход границы не оправдались. МАПП то и дело лихорадит от частых автомобильных пробок. Туристы и "челноки" считают, что во всем виноваты пограничники с таможенниками. Федералы убеждены в обратном. Причину заторов они усматривают в "сером" бизнесе, которым занята добрая половина российских и китайских туристов. Российские граждане едут в Китай налегке, а возвращаются с туго утрамбованными сумками". Издание вспоминает октябрь 2006 года, когда в пробке с китайской стороны МАППа застряли сотни машин и людей. В конечном итоге туристы едва не подняли бунт, после чего пробка внезапно рассосалась за несколько часов. Корреспондент газеты встаёт на сторону российских пограничников и утверждает, что китайские военнослужащие блокировали границу, когда 16 октября русские туристы стали митинговать. Российские же пограничники "первыми приняли меры чрезвычайного характера и взяли ситуацию в свои руки": "Организовали встречу с китайской стороной, собрали граждан России и объяснили им суть происходящего". Корреспондент газеты считает, что мнение пограничников о том, что туристы невольно создают пробки на переходе, основывается на цифрах: "По данным пограничного управления, 11 октября границу пересекли 3 700 человек и 570 автомашин. 14 октября - 5 700 туристов и 750 машин. А 16 октября, в день конфликтной ситуации, - 4 400 человек и 546 единиц транспорта. Следующие 2 суток таможенники с пограничниками работали на пределе, пропуская через границу более 4 000 человек и 650 автомобилей в день. На выходные дни в Китай заходило больше граждан, чем выходило обратно. Накопилось много народа, который попытался враз выехать. Не получилось. На таможенников, что ведут борьбу с "серым" импортом и переводят его из неторгового оборота в торговый, легла большая нагрузка. Как только они усилили контроль, движение затормозилось. Таможня проверяет туристов после пограничников, а потому больше людей, чем могут проверить таможенники, пограничники не пропускают. Случись маленькая задержка, как очередь на китайской половине МАППа нарастает лавиной". Издание считает, что после реконструкции перехода, которая предполагается в 2007 году, заторы уйдут в историю, но пока пограничникам остается лишь прогнозировать рождение нового очага да лихорадочно искать меры по его ликвидации. Пограничный прогноз на ближайшее время не радует: "Очередной пик выездов за границу возможен 15-17 ноября. После нового года произойдет отток туристов с последующим за ним резким подъемом. Хорошо, если эти прогнозы не оправдаются".