Китайцам нравится Россия, потому что здесь можно иметь много детей: обзор читинских СМИ
Обзор СМИ Читинской области за 6-10 ноября
"Эффект" в номере за 8 ноября отмечает, что борьба с хищениями животных и потравами сельхозугодий - в числе самых острых проблем Читинской области. Основную причину, толкающую людей на преступления, в региональном комитете сельского хозяйства видят в алкоголизации деревни и, как следствие, в деградации её населения. Заместитель председателя комитета Николай Филатов отмечает, что сегодня практически невозможно найти ответственных трезвых людей на основные профессии - как в растениеводстве, так и в животноводстве. В частности, проблематично подобрать пастуха для пастьбы поголовья с частных подворий, поэтому в большинстве поселений скот выпасается безнадзорно, и идёт стравливание посевов. Из-за потрав муниципалитеты области несут миллионные убытки, при этом закон не предусматривает какую-либо ответственность за потравы. Областной закон, напротив, позволяет штрафовать граждан за порчу посевов или находящегося в поле урожая сельхозкультур. Впрочем, как отмечает издание, до реального наказания дело доходит редко. Не меньший ущерб наносят сельскому хозяйству региона и кражи животных - за 9 месяцев 2006 года убытки от них превысили 13 млн. рублей. Воруют всё - от кудахтающей "мелочи" до крупной животины. И не просто воруют - с жестокостью и цинизмом: "В селе Тыргетуй Карымского района только нынешним летом похищено 48 коров и 8 лошадей. Часть похищенных животных нашли при попытке его перегона в направлении посёлка Дарасун. Здесь же, в окрестностях этого посёлка, обнаружили остатки забитого скота - шкуры и головы. Скотокрадов и скупщиков краденого мяса так и не нашли. До сих пор на слуху случай, когда в 2004 году в колхозе "Талачинский" этого же района преступники, заехав на стояку, связали скотника и расстреляли 28 молоденьких коров. Перестарались - в машину смогли загрузить только 18 туш, остальное просто бросили". В приграничных районах ещё сложнее: "Если за лошадёнкой или бурёнкой поохотились не доморощенные, а иностранные скотокрады, вернуть угнанных животных или найти преступников ещё более затруднительно". Из деревни Менза, которая находится на границе с Монголией в Красночикойском районе, за полтора года угнали 85 лошадей. Вернуть из Монголии удалось только 22 лошади.
"Читинское обозрение" в номере за 8 ноября отмечает, что в бюджете Читы едва хватает средств на то, чтобы обеспечивать минимальные потребности муниципалитета. Введение ФЗ №131 "Об общих принципах организации местного самоуправления" и областного закона о межбюджетных отношениях поставило Читу на один уровень с другими поселениями: "Нет, каждый из нас ничего не имеет против среднестатистического жителя Могочи или Шелопугино. Но Чита-то - областной центр, столица и средств, понятно, для решения задач столичного уровня необходимо больше". Издание уверено, что 23 млн. рублей, выделяемых в год на выполнение функций областного центра, явно недостаточно: "Если разделить эти миллионы на 314 тыс. читинцев, то получится по 70 рублей на человека. В славном городе Вологде на душу населения приходится по 412 рублей, а в соседнем Улан-Удэ в год выделяется 350 млн. рублей". Депутаты городской думы лоббируют принятие нового закона о статусе областного центра. Мотивируется это многим. Например, тем, что в городе необходимо строительство дополнительных дорожных развязок, каждая из которых стоит миллионы рублей. Муниципальному бюджету это не по силам. Боле чем актуальна задача обновления общественного электрического транспорта, то есть троллейбусов. На приобретение этой техники в бюджете, опять же, нет средств. Мэр города
"Вечорка" в номере за 8 ноября напоминает, что в ночь с 20 на 21 октября в Чите в районе троллейбусного правка группа нетрезвых граждан ограбила и до полусмерти избила 2 молодых людей: "Обычное дело. Необычно то, что избивавшие были гражданами Китая, приехавшими в Читу на заработки, а избитыми - россияне". Издание устами руководителя кафедры журналистики читинского педуниверситета Владимира Тихомирова считает, что это знаковое событие: "Раньше даже китайская мафия на территории России коренных граждан не задевала - специализировалась на своих же соотечественниках. Неужели и китайские гости начинают осваиваться у нас так, как это иногда делают гости из ближнего зарубежья?" Тихомиров рассказывает о том, как он попросил написать китайского студента, обучающегося в Чите, эссе на тему того, почему так много китайцев хотят попасть в Россию. Китайский студент отметил, что соотвественники хотят побольше заработать для своей семьи, а в Китае это сделать сложно. Многие не прочь остаться здесь жить, потому что в Китае для них жизнь беднее. Им нравится город Чита, потому что здесь много китайских рынков, кафе и ресторанов. Им нравятся русские девушки, к тому же в России можно иметь много детей, а в Китае только одного. Из минусов студент назвал тот факт, что люди, живущие в России, - добрые и отзывчивые, вот только пьют вместо работы. Про китайскую экспансию в Россию студент не написал ничего. Равно как и про то, как милиция им, китайским студентам, в городе прохода не даёт - просит сначала паспорт, а потом денег. "Поэтому мы, - говорил он о себе и своих китайских друзьях-студентах, - по вечерам стараемся из общежития не выходить". Тихомиров отмечает, что китайцы действительно идут в Россию: "Но давайте не будем лукавить - они идут потому, что мы их приглашаем, и в последние годы без них обойтись уже не можем". Все китайцы, живущие в Читинской области - при деле. Встретить праздношатающегося китайцев в Чите можно редко - в основном из числа официальных делегаций или туристических групп, приезжающих в город на 1-2 дня: "Китайцы строят нам дома, разрабатывают брошенные нами поля, выращивая на них отменные овощи, кормят нас салатами, жарким в ресторанах и кафе. Без китайцев у нас зачастую в огороде бузина. А строительный бум набирает обороты только от того, что на стройках трудятся китайцы - по 12-16 часов в сутки. Без выходных и без нарушений дисциплины. Признаемся: на рынке труда в строительной отрасли, лесном и сельском хозяйстве мы, россияне, им конкуренцию составить уже не в состоянии. По-моему, даже сухой закон не поможет".
"Экстра" в номере от 8 ноября отмечает, что антигрузинская кампания, прокатившаяся по стране полтора месяца назад, в Забайкалье дала первые практические результаты: "В начале октября в областном центре за уклонение от уплаты налогов в особо крупном размере осужден предприниматель - уроженец Грузии. Хотя инкриминируемые коммерсанту деяния совершены несколько лет назад, вынесение приговора именно сейчас может быть связано именно с "грузинским вопросом". Ингодинский районный суд приговорил 42-летнего бизнесмена Самвела Б. к уплате штрафа в сумме 150 тысяч рублей. Наказание могло быть еще суровее, но Самвел нашел возможность вернуть государству все недоплаченные им налоги - 3 880 000 рублей. Самвел руководил небольшой строительной фирмой, которая занималась преимущественно ремонтными и благоустроительными работами в бюджетных учреждениях Читинской области. С января 2003 по начало 2005 года предприниматель, по версии следствия, умышленно не платил налог на добавленную стоимость. Каждый месяц он недоплачивал государству НДС на сумму от 10 до 947 тыс. рублей. Размер налогооблагаемой базы, по информации управления по налоговым преступлениями УВД Читинской области, он либо значительно занижал, либо вообще указывал "нулевым". Кроме того, бизнесмена обвиняли в манипуляциях с налоговыми вычетами. По информации газеты, это первое столь крупное дело в отношении уроженцев Грузии. Ранее в средствах массовой информации проходила информация лишь о двух малозначительных инцидентах, связанных с забайкальскими грузинами: "В Карымском районе транспортная милиция задержала с поличным спиртоторговца, уроженца Грузии. Ранее этот человек неоднократно попадал в поле зрения сотрудников правоохранительных органов. В Забайкальске его земляк, по данным Забайкальского УВД на транспорте, незаконно установил торговый павильон на земле, принадлежащей железной дороге. По обоим фактам сейчас ведется разбирательство".
"Экстра" напоминает, что в последнее время власть заговорила о необходимости укрупнения мелких авиакомпаний - чтобы снизить аварийность: "В Читинской области и укрупнять-то, мягко говоря, нечего. В единственной авиакомпании "Даурия" весь воздушный арсенал составляет 2 самолета Ан-24, 1 Ан-2 и несколько вертолетов. У одного из них 13 октября истек ресурс винтов. До ремонта подниматься в воздух он не имеет права". "Конечно, не от хорошей жизни в некоторых авиакомпаниях ставят просроченные детали, - говорит Павел Криницын, директор "Даурии" - Был большой "
"Забайкальский рабочий" в номере за 9 ноября публикует подборку сообщений своих собкоров из районов области на тему празднования
"Забайкальский рабочий" в номере за 9 ноября рассказывает о работе крупнейшего на востоке России международного автомобильного пункта пропуска (МАПП) "Забайкальск-Маньчжурия": "С введением круглосуточного режима работы надежды туристов на быстрый проход границы не оправдались. МАПП то и дело лихорадит от частых автомобильных пробок. Туристы и "челноки" считают, что во всем виноваты пограничники с таможенниками. Федералы убеждены в обратном. Причину заторов они усматривают в "сером" бизнесе, которым занята добрая половина российских и китайских туристов. Российские граждане едут в Китай налегке, а возвращаются с туго утрамбованными сумками". Издание вспоминает октябрь 2006 года, когда в пробке с китайской стороны МАППа застряли сотни машин и людей. В конечном итоге туристы едва не подняли бунт, после чего пробка внезапно рассосалась за несколько часов. Корреспондент газеты встаёт на сторону российских пограничников и утверждает, что китайские военнослужащие блокировали границу, когда 16 октября русские туристы стали митинговать. Российские же пограничники "первыми приняли меры чрезвычайного характера и взяли ситуацию в свои руки": "Организовали встречу с китайской стороной, собрали граждан России и объяснили им суть происходящего". Корреспондент газеты считает, что мнение пограничников о том, что туристы невольно создают пробки на переходе, основывается на цифрах: "По данным пограничного управления, 11 октября границу пересекли 3 700 человек и 570 автомашин. 14 октября - 5 700 туристов и 750 машин. А 16 октября, в день конфликтной ситуации, - 4 400 человек и 546 единиц транспорта. Следующие 2 суток таможенники с пограничниками работали на пределе, пропуская через границу более 4 000 человек и 650 автомобилей в день. На выходные дни в Китай заходило больше граждан, чем выходило обратно. Накопилось много народа, который попытался враз выехать. Не получилось. На таможенников, что ведут борьбу с "серым" импортом и переводят его из неторгового оборота в торговый, легла большая нагрузка. Как только они усилили контроль, движение затормозилось. Таможня проверяет туристов после пограничников, а потому больше людей, чем могут проверить таможенники, пограничники не пропускают. Случись маленькая задержка, как очередь на китайской половине МАППа нарастает лавиной". Издание считает, что после реконструкции перехода, которая предполагается в 2007 году, заторы уйдут в историю, но пока пограничникам остается лишь прогнозировать рождение нового очага да лихорадочно искать меры по его ликвидации. Пограничный прогноз на ближайшее время не радует: "Очередной пик выездов за границу возможен 15-17 ноября. После нового года произойдет отток туристов с последующим за ним резким подъемом. Хорошо, если эти прогнозы не оправдаются".