По количеству наркоманов Архангельская область занимает одно из последних мест среди российских регионов. Согласно официальным цифрам, на начало 2006 года в регионе было всего 279 больных с диагнозом "наркомания" и 144 - с диагнозом "токсикомания". Как же обстоят дела с реальными цифрами? Об этом рассказал корреспонденту ИА REGNUM главный нарколог области, заместитель главного врача наркологического диспансера Вячеслав Никуличев.

ИА REGNUM: Скажите, насколько официальная статистика отличается от реальных цифр? Одни говорят, что нужно увеличить официальную цифру в 10 раз, другие - что в 100.

В официальную статистику включены те люди, которые добровольно обратились за помощью в наркодиспансер или наркологическое отделение в какой-то больнице. Возможно, количество наркоманов на самом деле больше, но я могу говорить только о тех случаях, которые подтверждены фактически. Нет доказательств - нет цифр. Госнаркоконтроль периодически предлагает нам провести совместную работу: например, они совершают рейды по клубам, дискотекам, людей с подозрением на наркотическое опьянение привозят к нам на освидетельствование. Но пока такие акции не приносили ощутимых результатов. Привозят, конечно, молодых людей, но единично, вовсе не десятками, как можно было бы подумать.

ИА REGNUM: То есть действительно в Архангельской области дела с наркоманией обстоят лучше, чем в целом по России?

Вообще, учитывая тупиковость Архангельской области, сравнительно низкий уровень жизни большинства населения, можно с уверенностью говорить о том, что какие бы ни были неофициальные цифры по больным наркоманией, они ниже, чем во многих регионах России. Гораздо больше у нас проблем с алкоголизмом, но почему-то Госнаркоконтроль создан, а специальной службы в направлении алкоголизма нет.

ИА REGNUM: Как финансируется излечение больных наркоманией? Откуда поступают средства? Достаточно ли их?

Согласно законодательству, лечение наркоманов - дело субъекта, средства идут из областного бюджета. Конечно, средств никогда не бывает совсем достаточно, всегда хочется больше. Излечение от наркомании в принципе очень длительный и дорогостоящий процесс: он занимает 7-8 лет, у него несколько стадий: ликвидация острых последствий, обследование, оказание помощи по избавлению от психической зависимости, противорецидивная терапия.

Но тут мы сталкиваемся еще с таким убеждением общества, как непонимание наркомании как болезни: многие считают, что человек сам виноват, пусть сам выпутывается. Больной, конечно, виноват сам, но в одиночку ему не справится. Ему нужна и лекарственная терапия, и психологическая помощь, и социальная реабилитация. Наркомания это болезнь, и относится к больному надо соответственно. Ведь человек живет в социуме, и этот социум также имеет отношение к болезни.

ИА REGNUM: А как дела с кадрами?

Кадрами в принципе мы обеспечены нормально: на всю область у нас 43 психотерапевта-нарколога. Правда, нет у нас социальных работников, психологов мало.

ИА REGNUM: Вы упомянули реабилитацию. Насколько мне известно, реабилитационных центров в Архангельской области нет. Что делать?

У нас есть реабилитационный центр "Душа" для подростков, он расположен на Сульфате. Центр работает очень хорошо, эффективно. У них не просто нет свободных мест, к ним записываются в очередь. Так и должно быть, по моему мнению, ведь если в центр станет слишком легко попасть, мотивация ослабнет. Подросток будет думать - да что особенного, я всегда могу прийти в центр, и со мной будут заниматься. А должно быть - я добивался того, чтобы меня взяли в центр, я не могу упустить этот шанс. Что касается центра реабилитации для взрослых, то его у нас нет. Он был бы нелишним. Но дело в том, о каких зависимостях мы говорим. Если говорить о наркомании, то официальные цифры низкие, сколько там будет пациентов, неизвестно. Может, построят, и будет, так сказать, недобор. Хотя опыт центра "Душа" показывает, что было бы место, а люди найдутся.