Для читинских турфирм финансовые гарантии в 10 млн. руб. - неподъёмная сумма
С 1 января 2007 года в России вступает в силу целый ряд законодательных изменений, большинство из которых касаются отмены лицензирования отдельных видов деятельности. В число этих видов попала деятельность туристических компаний, которая, в случае вступления закона в силу с 1 января 2007 года не будет подлежать лицензированию. На смену лицензиям придет федеральный реестр туристических компаний и финансовые гарантии, предполагающие финансовую ответственность туроператоров перед потребителями. О том, насколько своевременно внесение изменений в основы туристической деятельности, как эти изменения скажутся на туроператорах и турагентах, и насколько учтена роль регионов в новом законе, корреспондент ИА REGNUM беседует с заместителем председателя комитета международного сотрудничества, внешнеэкономических связей и туризма Читинской области
ИА REGNUM: Николай Вадимович, что будет представлять собой сфера туризма в регионе после отмены лицензирования? Какие кардинальные изменения в ней произойдут?
Вообще-то мы надеемся, что с введением закона кардинальных изменений на нашем туристическом рынке как раз не произойдёт. Закон должен обеспечить улучшение контроля за деятельностью турфирм, помочь туристическим компаниям развиваться цивилизованно, поспособствовать повышению качества обслуживания, и помочь обеспечить безопасность туристов.
Вам известно, что закон предполагает иную форму регистрации туристических компаний - вводится единый федеральный реестр. Будут изменены некоторые административные моменты. Раньше существовала комиссия, которая принимала решение о выдаче лицензии, теперь характер регистрации стал заявительным. Отныне, если компания, собирающаяся заниматься туристской деятельностью, выполняет все условия, необходимые для попадания в реестр, комиссия формально не может отказать ей в этом. Раньше при наличии неких нарушений комиссия могла отказать в выдаче лицензии. Новое положение важно с точки зрения вступления России в
Надо отметить, что новый закон предполагает введение так называемых финансовых гарантий. Для туроператоров, осуществляющих свою деятельность в сфере международного туризма, размер этой гарантии составляет 10 млн. рублей, для тех, кто работает в сфере внутреннего туризма - 1 млн. рублей. Финансовые гарантии являются неким административным барьером для работы фирм, которые можно отнести к субъектам малого предпринимательства, у которых объем обслуженных туристов достаточно невелик, а финансовые возможности недостаточны. Думаю, что введение нового закона приведёт к укрупнению туристического бизнеса.
Мы не единожды, в том числе и до внесения нового законопроекта, обсуждали проблемы, связанные с формированием туристического продукта. По идее, в этом продукте должны быть услуги по перевозкам, перемещению, размещению, питанию, услуги переводчика и так далее. И вроде бы они должны были быть в туристическом продукте или туре. На деле многие турфирмы, в том числе и в Читинской области, упростили весь этот порядок до невозможности. Зачастую деятельность турфирм связана лишь с одной по идее не коммерческой даже, а государственной функцией - не перевозкой даже, а переброской туристов через границу. Это так называемая визовая поддержка. То есть турфирмы просто оформляют формальности и больше ни за что не отвечают. В новом же законе прописаны обязательные услуги, связанные как минимум с перевозкой и размещением. Это очень важный не только с точки зрения безопасности туристов, но и с точки зрения пополнения наших бюджетов аспект. Ведь увеличение количества оказанных услуг приведёт к расширению налогооблагаемой базы.
Мы собирались и разговаривали с руководителями туристических фирм Читинской области. Их очень беспокоит введение нового закона. Вопрос об отмене лицензирования и вводе финансовых гарантий был единственным, с которым представители туристических фирм нашего региона обращались к президенту во время его прямой линии. Есть мнение, что при введении финансовых гарантий не в полной мере учтён международный опыт. Конечно, во всех развитых странах этот опыт применяется, но всё-таки и в Германии, и в Австрии единая сумма для всех туроператоров не устанавливается, сумма эта дифференцирована - и по объёмам, и по видам туризма.
ИА REGNUM: Каков конкретный механизм попадания турфирмы в федеральный реестр? Каков на практике порядок регистрации новых фирм?
Механизм прописан в законе. Суть во многом осталась та же, что и прежде. Разница в том, что если раньше вам надо было получить лицензию, то теперь вам необходимо получить свидетельство о регистрации и свидетельство о внесении в единый государственный реестр. Ведение реестра возложено на Федеральное агентство по туризму. Из других условий можно отметить норму, согласно которой руководитель турфирмы должен иметь стаж работы в сфере туризма не менее 3 лет, а также высшее или среднее профессиональное образование. Понятно, что необходимо и подтверждение финансовых гарантий. Это должна быть некая бумага либо от страховой компании, которая берёт на себя обязательства, либо от банка - пока проектом закона предусматривается две эти формы. Все документы направляются в Москву. Если они не несут ложной или неверной информации, то вам не имеют права отказать во включении в государственный реестр.
ИА REGNUM: Как смогут граждане удостовериться в том, что та или иная туристическая фирма официально зарегистрирована?
Согласно новому закону, федеральный реестр публикуется в интернете. Это прописано в обязанностях федерального органа, контролирующего туристическую деятельность.
ИА REGNUM: В чём будет состоять в новых условиях регулирование рынка туруслуг?
На федеральном уровне регулированием рынка будет заниматься федеральное агентство по туризму. Нам бы, конечно, хотелось, чтобы какие-то полномочия по координированию туристкой деятельности всё-таки были закреплены на уровне субъекта федерации. Возможностей контролировать деятельность турфирм, которые будут регистрироваться в Москве, всё же больше на уровне субъектов. У федерального же агентства нет ни штатов, ни представительств и других органов, которые могут контролировать региональные рынки туристских услуг. Конечно, можно отправлять запросы в контролирующие или силовые структуры, но дальше разовых поручений такой контроль не уйдёт. Мы за работой турфирм постоянно контролировали, контролируем и готовы контролировать в дальнейшем. К сожалению, пока в федеральном законе нет ни единого слова про субъекты федерации или муниципальные образования, на территории которых тоже, кстати, работает немало фирм. Все эти аспекты мы изложили в своих предложениях на имя руководителя федерального агентства по туризму.
ИА REGNUM: Что будет с числом турфирм? Станет их больше или меньше?
Крупные компании, конечно, останутся. Что касается небольших агентов, то для них сумма в 10 млн. рублей слишком велика. Возможно, они уйдут на внутренний рынок, но дело в том, что в Читинской области весь туристский рынок увязан с китайским направлением. Фактически все туристические фирмы занимаются международной деятельностью. Так что количество небольших фирм, которые занимаются турагентской деятельностью, может сократиться.
Вообще говоря, это позиция федерального агентства по туризму - если фирма не имеет в своём обороте 10 млн. рублей, то ей просто нечего делать на рынке туристических услуг. В туристическом сообществе существует мнение, что для крупных московских туристических фирм 10 млн. рублей, во-первых, не деньги, а, во-вторых, для фирм, которые в неделю "поднимают" несколько чартеров, это не гарантия финансовой безопасности их клиентов - сумма банковских гарантий должна быть больше. Для наших же фирм, которые работают, например, с Китаем сумма в 10 млн. рублей неподъёмна. Во-первых, наши фирмы не "поднимают" чартеры, а, во-вторых, большинство претензий наших туристов сводятся к рваным простыням и не совсем удобным номерам - для покрытия этих неудобств хватит гораздо меньшей суммы, чем 10 млн. рублей.
Другая сторона медали в том, что введение финансовых гарантий жизненно необходимо. У нас есть случаи, когда вновь образованная туристическая фирма, состоящая из трех сотрудников, ютилась в маленькой комнатке. Эти люди формировали группу туристов, собирали с них деньги и отправляли за рубеж, после чего исчезали в неизвестном направлении. Были случаи, когда большие группы туристов приезжали в Грецию, а их там просто никто не ждал. Введение финансовых гарантий позволит обезопасить наших туристов. Эта идея своевременна и полезна, но стоит немного расширить сам механизм.
ИА REGNUM: Какие туроператоры сейчас работают в регионе и будут ли они готовы работать с нелицензированными турфирмами?
Дело в том, что если турфирма не будет включена в реестр, то с ней вообще никто не будет работать - зачем брать на себя такую ответственность. А вообще проблема эта сейчас существует, вы абсолютно правы. Приходит, скажем, водитель "
Ответственность по закону несут туроператоры. Ответственность турагентов должна быть прописана в подзаконных актах. Понятно, если у крупного туроператора тысяча агентов по России, то после вступления в силу закона может остаться несколько сотен - самых надёжных. Потому что если допустит оплошность турагент, то ответственность будет нести туроператор.
Если говорить о количестве, то в настоящее время в регионе действует 12 крупных туроператоров, имеющих право на работу с Китаем по безвизовым формальностям. Фирм, имеющих лицензию на туристскую деятельность - порядка 50.