С 1 января 2007 года в России вступает в силу целый ряд законодательных изменений, большинство из которых касаются отмены лицензирования отдельных видов деятельности. В число этих видов попала деятельность туристических компаний, которая, в случае вступления закона в силу с 1 января 2007 года не будет подлежать лицензированию. На смену лицензиям придет федеральный реестр туристических компаний и финансовые гарантии, предполагающие финансовую ответственность туроператоров перед потребителями. О том, насколько своевременно внесение изменений в основы туристической деятельности, как эти изменения скажутся на туроператорах и турагентах, и насколько учтена роль регионов в новом законе, корреспондент ИА REGNUM беседует с заместителем председателя комитета международного сотрудничества, внешнеэкономических связей и туризма Читинской области Николаем Королёвым.

ИА REGNUM: Николай Вадимович, что будет представлять собой сфера туризма в регионе после отмены лицензирования? Какие кардинальные изменения в ней произойдут?

Вообще-то мы надеемся, что с введением закона кардинальных изменений на нашем туристическом рынке как раз не произойдёт. Закон должен обеспечить улучшение контроля за деятельностью турфирм, помочь туристическим компаниям развиваться цивилизованно, поспособствовать повышению качества обслуживания, и помочь обеспечить безопасность туристов.

Вам известно, что закон предполагает иную форму регистрации туристических компаний - вводится единый федеральный реестр. Будут изменены некоторые административные моменты. Раньше существовала комиссия, которая принимала решение о выдаче лицензии, теперь характер регистрации стал заявительным. Отныне, если компания, собирающаяся заниматься туристской деятельностью, выполняет все условия, необходимые для попадания в реестр, комиссия формально не может отказать ей в этом. Раньше при наличии неких нарушений комиссия могла отказать в выдаче лицензии. Новое положение важно с точки зрения вступления России в ВТО, одним из требований при вступлении в которую было снятие административных барьеров, в том числе уменьшение количества лицензируемых видов деятельности.

Надо отметить, что новый закон предполагает введение так называемых финансовых гарантий. Для туроператоров, осуществляющих свою деятельность в сфере международного туризма, размер этой гарантии составляет 10 млн. рублей, для тех, кто работает в сфере внутреннего туризма - 1 млн. рублей. Финансовые гарантии являются неким административным барьером для работы фирм, которые можно отнести к субъектам малого предпринимательства, у которых объем обслуженных туристов достаточно невелик, а финансовые возможности недостаточны. Думаю, что введение нового закона приведёт к укрупнению туристического бизнеса.

Мы не единожды, в том числе и до внесения нового законопроекта, обсуждали проблемы, связанные с формированием туристического продукта. По идее, в этом продукте должны быть услуги по перевозкам, перемещению, размещению, питанию, услуги переводчика и так далее. И вроде бы они должны были быть в туристическом продукте или туре. На деле многие турфирмы, в том числе и в Читинской области, упростили весь этот порядок до невозможности. Зачастую деятельность турфирм связана лишь с одной по идее не коммерческой даже, а государственной функцией - не перевозкой даже, а переброской туристов через границу. Это так называемая визовая поддержка. То есть турфирмы просто оформляют формальности и больше ни за что не отвечают. В новом же законе прописаны обязательные услуги, связанные как минимум с перевозкой и размещением. Это очень важный не только с точки зрения безопасности туристов, но и с точки зрения пополнения наших бюджетов аспект. Ведь увеличение количества оказанных услуг приведёт к расширению налогооблагаемой базы.

Мы собирались и разговаривали с руководителями туристических фирм Читинской области. Их очень беспокоит введение нового закона. Вопрос об отмене лицензирования и вводе финансовых гарантий был единственным, с которым представители туристических фирм нашего региона обращались к президенту во время его прямой линии. Есть мнение, что при введении финансовых гарантий не в полной мере учтён международный опыт. Конечно, во всех развитых странах этот опыт применяется, но всё-таки и в Германии, и в Австрии единая сумма для всех туроператоров не устанавливается, сумма эта дифференцирована - и по объёмам, и по видам туризма.

ИА REGNUM: Каков конкретный механизм попадания турфирмы в федеральный реестр? Каков на практике порядок регистрации новых фирм?

Механизм прописан в законе. Суть во многом осталась та же, что и прежде. Разница в том, что если раньше вам надо было получить лицензию, то теперь вам необходимо получить свидетельство о регистрации и свидетельство о внесении в единый государственный реестр. Ведение реестра возложено на Федеральное агентство по туризму. Из других условий можно отметить норму, согласно которой руководитель турфирмы должен иметь стаж работы в сфере туризма не менее 3 лет, а также высшее или среднее профессиональное образование. Понятно, что необходимо и подтверждение финансовых гарантий. Это должна быть некая бумага либо от страховой компании, которая берёт на себя обязательства, либо от банка - пока проектом закона предусматривается две эти формы. Все документы направляются в Москву. Если они не несут ложной или неверной информации, то вам не имеют права отказать во включении в государственный реестр.

ИА REGNUM: Как смогут граждане удостовериться в том, что та или иная туристическая фирма официально зарегистрирована?

Согласно новому закону, федеральный реестр публикуется в интернете. Это прописано в обязанностях федерального органа, контролирующего туристическую деятельность.

ИА REGNUM: В чём будет состоять в новых условиях регулирование рынка туруслуг?

На федеральном уровне регулированием рынка будет заниматься федеральное агентство по туризму. Нам бы, конечно, хотелось, чтобы какие-то полномочия по координированию туристкой деятельности всё-таки были закреплены на уровне субъекта федерации. Возможностей контролировать деятельность турфирм, которые будут регистрироваться в Москве, всё же больше на уровне субъектов. У федерального же агентства нет ни штатов, ни представительств и других органов, которые могут контролировать региональные рынки туристских услуг. Конечно, можно отправлять запросы в контролирующие или силовые структуры, но дальше разовых поручений такой контроль не уйдёт. Мы за работой турфирм постоянно контролировали, контролируем и готовы контролировать в дальнейшем. К сожалению, пока в федеральном законе нет ни единого слова про субъекты федерации или муниципальные образования, на территории которых тоже, кстати, работает немало фирм. Все эти аспекты мы изложили в своих предложениях на имя руководителя федерального агентства по туризму.

ИА REGNUM: Что будет с числом турфирм? Станет их больше или меньше?

Крупные компании, конечно, останутся. Что касается небольших агентов, то для них сумма в 10 млн. рублей слишком велика. Возможно, они уйдут на внутренний рынок, но дело в том, что в Читинской области весь туристский рынок увязан с китайским направлением. Фактически все туристические фирмы занимаются международной деятельностью. Так что количество небольших фирм, которые занимаются турагентской деятельностью, может сократиться.

Вообще говоря, это позиция федерального агентства по туризму - если фирма не имеет в своём обороте 10 млн. рублей, то ей просто нечего делать на рынке туристических услуг. В туристическом сообществе существует мнение, что для крупных московских туристических фирм 10 млн. рублей, во-первых, не деньги, а, во-вторых, для фирм, которые в неделю "поднимают" несколько чартеров, это не гарантия финансовой безопасности их клиентов - сумма банковских гарантий должна быть больше. Для наших же фирм, которые работают, например, с Китаем сумма в 10 млн. рублей неподъёмна. Во-первых, наши фирмы не "поднимают" чартеры, а, во-вторых, большинство претензий наших туристов сводятся к рваным простыням и не совсем удобным номерам - для покрытия этих неудобств хватит гораздо меньшей суммы, чем 10 млн. рублей.

Другая сторона медали в том, что введение финансовых гарантий жизненно необходимо. У нас есть случаи, когда вновь образованная туристическая фирма, состоящая из трех сотрудников, ютилась в маленькой комнатке. Эти люди формировали группу туристов, собирали с них деньги и отправляли за рубеж, после чего исчезали в неизвестном направлении. Были случаи, когда большие группы туристов приезжали в Грецию, а их там просто никто не ждал. Введение финансовых гарантий позволит обезопасить наших туристов. Эта идея своевременна и полезна, но стоит немного расширить сам механизм.

ИА REGNUM: Какие туроператоры сейчас работают в регионе и будут ли они готовы работать с нелицензированными турфирмами?

Дело в том, что если турфирма не будет включена в реестр, то с ней вообще никто не будет работать - зачем брать на себя такую ответственность. А вообще проблема эта сейчас существует, вы абсолютно правы. Приходит, скажем, водитель "Газели" и говорит: "Я собрал группу в 5 человек, готов их везти в Китай". И везёт. У него нет лицензии, но он везёт группу людей, неся огромную ответственность. Это нонсенс, но туроператоры сейчас на это идут. Новый закон должен исправить ситуацию.

Ответственность по закону несут туроператоры. Ответственность турагентов должна быть прописана в подзаконных актах. Понятно, если у крупного туроператора тысяча агентов по России, то после вступления в силу закона может остаться несколько сотен - самых надёжных. Потому что если допустит оплошность турагент, то ответственность будет нести туроператор.

Если говорить о количестве, то в настоящее время в регионе действует 12 крупных туроператоров, имеющих право на работу с Китаем по безвизовым формальностям. Фирм, имеющих лицензию на туристскую деятельность - порядка 50.