"Руководство Азербайджана пошло на сговор с армянской стороной": Нагорный Карабах за неделю
Обзор СМИ за 20-26 октября 2006 года.
Военный вестник. Кто подпишет мирный договор? Встреча на Сене. Что дала встреча министров? Мнения политиков и политологов. Позиция России на Кавказе. Степанакерт.
Военный вестник
Стреляли...
Согласно сообщению
Как сообщает азербайджанское агентство АПА, подразделения армянской стороны с позиций, расположенных в селе Талыш Тертерского района, ночью 26 октября с 00:00 до 01:30 обстреляла расположенные напротив позиции открывших ответный огонь азербайджанцев. О потерях ничего не сообщается. Согласно агентству, в то же время армянские подразделения нарушили режим прекращения огня и на агдамском направлении.
Минобороны Нагорного Карабаха опровергает сообщение Азербайджана о гибели азербайджанского военнослужащего в результате нарушения карабахскими военнослужащими режима прекращения огня. "Сообщение
Армия обороны Нагорного Карабаха проводит плановые тактические учения, сообщил ИА REGNUM руководитель пресс-службы Министерства обороны Нагорного Карабаха Сенор Асратян. По его словам, учения преследуют цель повышения уровня взаимодействия войсковых соединений и родов войск в ходе ведения оборонительных и контратакующих боев, совершенствования навыков командного и личного состава.
О чем говорили министры обороны?
20 октября на участке Иджеван-Казах армяно-азербайджанской границы состоялась встреча министров обороны Армении и Азербайджана -
По словам помощника главы исполнительной власти Газахского района Азербайджана Таира Мусаева, встреча с участием министров обороны Азербайджана и Армении началась в полдень и длилась около часа. Встреча прошла в нейтральной зоне участка Газах-Иджеван. Подробности переговоров не разглашаются, сообщил представитель исполнительной власти. В свою очередь, пресс-секретарь министра обороны Армении Сейран Шахсуварян отметил, что встреча прошла по инициативе личного представителя действующего председателя
Комментируя предложение личного представителя действующего председателя ОБСЕ Анджея Каспшика об организации встречи министров обороны Азербайджана и Армении, российский сопредседатель Минской группы (МГ) ОБСЕ
"Нарушение режима прекращения огня - нормальное явление, если оно не перерастает в крупномасштабные столкновения". Об этом, сообщает ИА REGNUM, заявил журналистам министр обороны Армении Серж Саркисян. "С учетом того факта, что с обеих сторон армяно-азербайджанской границы стоят десятки тысяч вооруженных людей, я считаю обычным явлением, когда иногда нарушается режим прекращения и раздаются выстрелы", - заявил министр. При этом он подчеркнул важность того, чтобы нарушения режима прекращения огня не носили предумышленный характер и не перерастали в крупномасштабные столкновения. Говоря о прошедшей встрече с министром обороны Азербайджана Сафаром Абиевым, Саркисян сообщил, что вышеуказанная встреча давно готовилась сопредседателями. Министр проинформировал, что в ходе встречи обсуждались вопросы сохранения режима прекращения огня.
Сафар Абиев вновь стал "лицом недели" благодаря тому, что на днях он встретился с министром обороны Армении Сержем Саркисяном на границе двух государств, сообщает бакинская Analitika.az. Судя по официальной информации, пишет газета, военные больше говорили о необходимости укрепления режима прекращения огня, нежели о возможной войне. Издание отмечает также, что это была первая встреча Абиева и Саркисяна за долгие года их нахождения во главе армий двух конфликтующих стран.
Газета "Айкакан Жаманак", сообщая о встрече Сержа Саркисяна и Сафара Абиева, с иронией "не исключает", что перед прощанием министры обороны обменялись воинственными заявлениями, после чего по-братски разошлись.
Карабахский конфликт должен быть урегулирован мирным путем посредством компромиссов. Об этом, сообщает радио "Свобода", заявил министр обороны Армении Серж Саркисян в интервью военно-политическому исследовательскому изданию "Джейнс". По словам Саркисяна, если военные действия в зоне нагорно-карабахского конфликта возобновятся, Армения вновь будет иметь преимущество перед Азербайджаном, однако война станет ударом для обеих сторон. "Согласно оценке независимых экспертов, Азербайджан пока не в состоянии решить карабахскую проблему военным путем", - заявил министр, отмечая, что в начале 90-х Азербайджан также обладал преимуществом в численности войск и в вооружении, доставшемся ему в наследство от СССР. "Даже с учетом всех прогнозов относительно нефтяных доходов, ни сейчас, ни через много лет Азербайджан не достигнет того преимущества, которым он обладал 14-15 лет назад. Азербайджанский вариант военного решения карабахской проблемы провалился тогда, провалится и сейчас", - подчеркнул Саркисян.
Карабах и военный бюджет Азербайджана
В следующем году военный бюджет Азербайджана превысит один миллиард долларов, заявил президент Азербайджана
Несмотря на заносчивые заявления о способности азербайджанской армии вернуть свои земли, на самом деле в Баку прекрасно понимают, что военного решения карабахского конфликта попросту не существует, пишет газета "Голос Армении". И если Баку действительно желает вернуть под свой контроль некоторые так называемые буферные территории, то, заключает газета, на самом деле у него нет другого выхода, кроме как полюбовно решить этот вопрос с Ереваном и Степанакертом.
Азербайджан противится логике международных отношений и рано или поздно приведет свой народ к испытаниям и потерям. Как сообщает газета "Айоц Ашхар", такое мнение выразил член парламентской фракции
На вопросы информационного портала "Кавказский узел" ответил экс-заместитель министра обороны Нагорного Карабаха (НК), депутат Национального Собрания НК, генерал-майор Виталий Баласанян:
"В последнее время воинственная риторика в Азербайджане особенно активизировалась. Как Вы, как участник боевых действий и бывший командир полка, оцениваете эти заявления, и какие они могут иметь последствия?
Я действительно являюсь участником боевых действий и командиром Аскеранского полка. Во время войны передо мной и моими соратниками стояла одна задача - защитить нашу землю и народ. Нам удалось выполнить эту задачу, потому что мы знали, чего мы хотим. Но я не помню ни одного случая, чтобы кто-то из наших руководителей бравировал и выступал с воинственными заявлениями. Да, мы воевали, но это была навязанная нам Азербайджаном война, которая являлась продолжением армянофобской пантюркистской программы. И как человек воевавший, я не думаю, что прошедшие через горнило войны азербайджанцы готовы воевать снова. С воинственными заявлениями выступают власти этой страны или силы, которые хотят прийти к власти. Кое-кто делает себе карьеру, заявляя о том, что военный бюджет Азербайджана равен государственному бюджету Армении. Я просто удивляюсь авторам этих заявлений, половина из которых - служащие потерпевшей поражение и бежавшей в панике армии, а остальные были неизвестно где в судьбоносный для своей страны момент. И именно эти люди сегодня вновь хотят подтолкнуть свою страну к войне. Я считаю, что в таких условиях азербайджанский народ должен игнорировать подобные заявления. Нам ведь все равно когда-нибудь придется заключать мирный договор. Что касается увеличения военного бюджета Азербайджана, то мы сегодня являемся свидетелями нового процесса вооружения азербайджанской армии. Во время войны эта армия вооружалась за счет конфискованных у советской армии припасов. А сегодня всем прекрасно известно, какие страны поставляют этой стране вооружение. Однозначно - постсоветские республики, которые получили это вооружение в наследство от советской армии. Это вооружение, согласно действующим договорам, предназначено для окончательного применения и не подлежит продаже. Придет время, и продающие это оружие страны предстанут перед международным трибуналом.
Но ведь автором воинственных заявлений является первое лицо в Азербайджане...
Хотелось бы знать, где был сам Ильхам Алиев во время войны. Не думаю, что человек, видевший всю жестокость войны, будет выступать с призывами к войне. А если кого-то воодушевили нефтедоллары, то я должен сказать, что господин Алиев сильно ошибается - мы уже не тот народ, что в начале 20-го века. И я посоветовал бы тем, кто гордится нефтедолларами, поставить на другую чашу весов армянский фактор. Кроме того, в настоящий момент наш регион особенно взрывоопасен: с одной стороны, американо-иранские отношения, с другой - грузинские события, и делать в таких условиях воинственные заявления, мягко говоря, неприемлемо. И без того напряженный регион в новых эпицентрах не нуждается. Так что властям Азербайджана следовало бы найти другие способы для удержания власти". ("Кавказский узел")
Соцопрос
82% опрошенных в Армении выступают за мирное урегулирование нагорно-карабахского конфликта посредством переговоров. Об этом свидетельствуют данные социологического опроса, проведенного Балтийским институтом Gallup в августе текущего года в Армении. Согласно данным опроса, 17% армянских респондентов высказались за возможность применения силы для разрешения конфликта. Кроме того, 75% респондентов очень важным считают вопрос урегулирования нагорно-карабахского конфликта в ближайшее время. 21% считают, что урегулирование конфликта является довольно важным вопросом, 2% вообще не считают это важным. При этом 41% респондентов видят будущее Нагорного Карабаха в качестве обычного региона Армении, 33% - видят НК как независимое государство, 31% - автономной областью Армении, 0% - частью Азербайджана. В опросе приняли участие 1200 жителей Армении старше 18 лет. ("
Кто подпишет мирный договор?
"Кто будет президентом, тот и подпишет договор о мире", - заявил 25 октября журналистам министр обороны Армении, один из фаворитов будущих президентских выборов Серж Саркисян. На вопрос "А может, договор подпишете Вы?" Саркисян ответил: "Если вы поможете провести свободные справедливые выборы в 2007 году, это возможно". ("АрмИнфо")
Вероятнее всего, азербайджанская сторона попытается продолжить начатое дело, смысл которого состоит поставить Армению в столь безвыходное положение, чтобы она подписалась под любым вариантом. Что касается армянской стороны, а вернее президента
Встреча на Сене
24 октября в Париже под патронажем сопредседателей Минской группы ОБСЕ прошла встреча глав МИД Армении и Азербайджана
Встреча министров иностранных дел Азербайджана и Армении - Эльмара Мамедъярова и Вардана Осканяна - с участием сопредседателей Минской группы ОБСЕ продолжалась более пяти с половиной часов. В беседе с корреспондентом "Кавказского узла" начальник управления прессы и информационной политики МИД Азербайджана
Встреча министров иностранных дел Азербайджана и Армении в столице Франции Париже, проведенная 24 октября, может открыть новые перспективы урегулирования карабахского конфликта. По мнению бакинской "525-й газеты", об этом свидетельствует некоторый оптимизм как самих сторон, так и посредников. Как отмечает газета, накануне встречи Осканяна и Мамедъярова глава МИД Франции
В Париже были детально обсуждены дополняющие элементы, требовавшие некоторых уточнений в документе "Базовые принципы по урегулированию нагорно-карабахского конфликта". Об этом, сообщает ИА REGNUM, говорится в заявлении сопредседателей Минской группы ОБСЕ по итогам парижской встречи глав МИД Азербайджана и Армении Эльмара Мамедъярова и Вардана Осканяна при участии посредников ОБСЕ, распространенном посольством Франции в Азербайджане. Министры провели "конструктивную встречу в открытой и искренней атмосфере", говорится в заявлении сопредседателей Минской группы. В ходе встречи была продолжена работа по документу "Базовые принципы по урегулированию нагорно-карабахского конфликта". Министры дали согласие на очередную встречу с целью продолжения переговоров 14 ноября в Брюсселе. В конце ноября сопредседатели планируют совершить визит в регион с целью обсуждения со сторонами возможностей очередной встречи президентов Азербайджана и Армении.
Электронная газета KarabakhOpen отмечает, что азербайджанская пресса пишет о переговорах лишь на основе осканяновских заявлений. "Почему Мамедьяров решил отмолчаться? О чем договорились или не договорились министры?" - спрашивает KarabakhOpen, отмечая, что газеты, особенно российские, пестрят заголовками о том, что переговоры провалились и что министры не достигли результатов. Сам министр Осканян сказал следующее: "Вне зависимости от того, что утверждает азербайджанская сторона, на столе переговоров лежит пакетный вариант урегулирования нагорно-карабахского конфликта. Другое дело, что реализация пакетного варианта может быть поэтапной, однако в любом случае реализация будет проходить по четкому сценарию, который, возможно, будет утверждаться парламентами двух республик". Отвечая на вопросы журналистов, Осканян отметил, что вопрос территорий обсуждается, в том числе вопрос о Шаумяне и частях Мартакертского и Мартунинского районов (районы бывшей Нагорно-Карабахской автономной области, находящиеся сегодня под контролем Азербайджана. - прим. ИА REGNUM). Он не конкретизировал, в каком режиме обсуждается этот важнейший вопрос, но, по-видимому, именно здесь находится одна из загвоздок. В чем заключаются "новые предложения" сопредседателей МГ ОБСЕ по этой проблеме, неизвестно. "И все же, интересно, почему не говорит обычно словоохотливый Мамедьяров?"
Как сообщает радио "Свобода", начальник управления МИД Азербайджана по печати и информационной политике Таир Тагизаде положительно оценил касавшееся возвращения территорий заявление министра иностранных дел Армении Вардана Осканяна. В беседе с азербайджанским агентством "Тренд" Тагизаде сказал, что "необходимость возвращения территорий Азербайджана в рамках процесса урегулирования является фактом для армянской стороны". "Министр иностранных дел Армении ясно и недвусмысленно дал понять, что возвращение всех оккупированных территорий Азербайджана, вместе с возвращением туда всех перемещенных лиц, является неразделимой частью урегулирования конфликта", - заявил Тагизаде.
Судя по всему, фантазия сопредседателей Минской группы ОБСЕ, которая несколько месяцев назад, по их же признанию, была исчерпана, недавно заработала с новой силой, с иронией отмечает газета "Аравот", комментируя фразу министра иностранных дел Армении Вардана Осканяна из интервью радиостанции "Свобода" о том, что "были обсуждены новые идеи, прозвучавшие на предыдущей встрече в Москве".
Что дала встреча министров?
Как сообщает газета "Азг", в интервью радиостанции "Свобода" Вардан Осканян сказал, что пока не видит оснований для новой встречи президентов Армении и Азербайджана. Вероятность встречи прояснится после 14 ноября. Осканян сообщил, что карабахские власти осведомлены о содержании обсуждаемого в настоящее время документа, что, однако, не означает согласия со всеми вопросами. "Относительно принципов свое согласие мы дали, но документ - больше, чем принципы. И в этих подробностях у нас имеются разногласия с документом и сопредседателями", - отметил Осканян. Фактически, отмечает газета, получается, что все звучавшие по сей день заявления о том, что документ касается лишь принципов, не очень соответствуют действительности. С другой стороны, усилия тройки Минской группы ОБСЕ как можно результативнее использовать промежуток времени до конца текущего года свидетельствуют о том, что документ прошел определенные этапы согласования, а нюансы при этом стали сложнее принципов.
Газета "Айкакан жаманак" пишет, что французское информагентство Tocqueville Connection распространило сообщение о том, что "министры двух стран и сопредседатели обсудили предстоящую встречу президентов Армении и Азербайджана". Газета отмечает, что данное сообщение идет вразрез с заявлением Осканяна о том, что "пока оснований для встречи президентов нет", встреча Кочаряна и Алиева не является предметом обсуждений. Согласно агентству, подробности встречи президентов будут обсуждены во время одной из следующих, после назначенных на 14 ноября консультаций в Брюсселе, встреч, что, отмечает газета, также является новостью, поскольку ничего о других, кроме брюссельской, встречах министров иностранных дел двух стран известно не было. Таким образом, согласно французскому агентству, после Брюсселя министры встретятся еще несколько раз.
Бакинская газета "Зеркало" считает, что, скорее всего, обе стороны ведут тяжелые тактические "бои" за "приемлемые для себя формулировки", чтобы внутри страны представить мирное соглашение как собственную "большую победу". То есть формулировки соглашения должны позволить официальному Баку утверждать, что "территориальная целостность Азербайджана нерушима", а Еревану заявить о "победе права самоопределения народов над принципом территориальной целостности". Как ни странно, отмечает газета, этот сценарий урегулирования отвечает интересам ныне правящих элит как в Армении, так и в Азербайджане. Ведь всем ясно, что подписание "почетного" для обеих сторон мирного соглашения возможно только в случае достижения джентльменских договоренностей между Москвой и Вашингтоном. А реализация этого, по сути "не выгодного" как для Армении, так и для Азербайджана, мирного соглашения требует времени, и немалого. Значит, Москва и Вашингтон будут заинтересованы в сохранении у власти после предстоящих в обеих странах выборов ныне правящих элит.
Состоявшаяся в Париже встреча Осканян-Мамедъяров показала, что, если каким-то чудом стороны и придут к соглашению, оно все равно останется на бумаге, пишет газета "Айоц Ашхар". По мнению газеты, "разворачивающаяся за спинами договаривающихся сторон" российско-американская дипломатическая игра свидетельствует о том, что связанная с урегулированием конфликтов Южного Кавказа "большая торговля" вступила в решающую фазу. В данных обстоятельствах просматривается лишь тенденция ускорения процесса "урегулирования, но не его решения". Благодаря обретенной на Южном Кавказе опорной точке - Грузии - американцы смогли начать с Россией тактическую игру: ускорение решения карабахской проблемы за то, что США сделают вид, что "умывают руки" в вопросах Абхазии и Южной Осетии. В то же время это недолгосрочное и хрупкое соглашение вовсе не означает, что США готовы "сдать" своего союзника. Поэтому, пишет газета, армянская сторона в настоящее время обеспокоена не столько намерением Ильхама Алиева иметь миллиардный военный бюджет, сколько намечающейся на Южном Кавказе перспективой "распределения ролей" между США и Россией.
По мнению газеты "Айкакан жаманак", все предстоящие переговоры по Нагорному Карабаху, как на уровне министров иностранных дел, так и на уровне президентов, обречены: "Азербайджанская сторона на данный момент более чем когда-либо уверена в своих силах и возможностях, а армянская, хоть и уступает в возможностях, однако не на столько, чтобы согласилась удовлетворить все требования Ильхама Алиева".
Мнения политиков и политологов
"Можно считать, что переговоры по мирному урегулированию карабахского конфликта не сдвинулись с места", - заявил в интервью информационному порталу "Кавказский узел" эксперт Армянского центра национальных и стратегических исследований
"В 2006 году пока еще остается шанс продвижения в урегулировании нагорно-карабахского конфликта". Как сообщает ИА REGNUM, об этом в ходе пресс-конференции заявил глава
Не знаю, о чем думают республиканцы (Республиканская партия Армении. - прим. ИА REGNUM), говоря, что урегулирование проблемы НК будет заморожено до 2010 года, но я думаю, что до 2007 года в этом вопросе будет зарегистрирован прогресс. Об этом, сообщает газета "Айкакан жаманак", заявил лидер Либерально-прогрессивной партии Ованес Ованнисян. По его мнению, уступки в карабахском вопросе будут односторонними, только со стороны Армении.
Бакинская газета "Зеркало", напоминая о "предельно жестком на первый взгляд заявлении" Ильхама Алиева о том, что "в случае провала и нынешнего раунда "пражского процесса" официальный Баку откажется от участия в мирных переговорах", пишет, что подобные ответственные заявления, как правило, делаются в том случае, если есть реальный шанс достижения результата на мирных переговорах. Иначе можно поставить себя в тупиковую ситуацию. Тем более, считает газета, что в случае провала нынешнего этапа "пражского процесса" официальному Баку вряд ли выгодно было бы "торопиться с выводами". Сопоставляя заявление Алиева с заявлением председателя Либерально-прогрессивной партии Армении Ованеса Ованнисяна, газета приходит к заключению, что официальный Баку и Ереван очень близки к тому, чтобы договориться по основным принципам урегулирования армяно-азербайджанского конфликта.
По мнению азербайджанского политолога Айдына Керимова, во время всех последних встреч ключевыми нерешенными вопросами оставались определение статуса Нагорного Карабаха и вывод армянских вооруженных сил с территории семи "оккупированных районов Азербайджана". По мнению Керимова, судя по активности Минской группы ОБСЕ, Азербайджан, видимо, вновь согласился на какой-то вариант, не соответствующий принципу территориальной целостности страны. "Согласие азербайджанского руководства на признание права армян на проведение референдума о независимости, когда бы он ни проходил, я уверен, получено, и как бы этого ни скрывали власти, все эти закулисные договоренности за спиной народа тому истинное подтверждение. Договоренности в Париже, которые в очередной раз вскрыли предательскую политику властей, получат продолжение в Брюсселе 14 ноября, а там уже придется в письменном виде доказывать приверженность официальных властей соглашениям в Париже. Тогда, наконец, азербайджанская общественность сможет по достоинству оценить эти политические интриги со стороны своего руководства и европейских посредников. Невольно вспоминаешь оговорку Ованеса Ованнисяна - лидера Либерально-прогрессивной партии Армении - о том, что на переговорах достигнут прогресс и нерешенным остается только вопрос Кельбаджара. Если еще вспомнить о первоначально опровергнутых Баку, а потом все-таки подтвержденных переговорах на границе между министрами обороны Азербайджана и Армении, подробности о которых также не сообщались, то приходишь к выводу о том, что, возможно, руководство Азербайджана пошло на сговор с армянской стороной", - заключил политолог. ("Кавказский узел").
Позиция России на Кавказе
Как сообщает "Ноян Тапан", генеральный секретарь HАТО
Бакинская газета "Зеркало" считает, что в создавшейся ситуации решающей станет позиция Москвы: "До сих пор Россия именно посредством карабахского конфликта держала "в узде" как Армению, так и Азербайджан. Однако не исключено, что Кремлю приходится менять тактику. Проблема заключается в том, что с "уходом" Грузии, с Абхазией и Южной Осетией или же без них, из-под России, Кремлю трудно становится влиять на ситуацию в нашем регионе. Даже поддерживать стабильную транспортную связь со своим "форпостом" практически невозможно. Кроме того, необходимо учесть, что Россия не имеет сухопутной границы ни с Ираном, ни с Турцией, ни с Арменией, то есть Россия практически теряет надежную сухопутную "связь" с Турцией и Арменией. А с Ираном сухопутную "связь" можно будет поддерживать только через территорию Азербайджана. В этих условиях Армении, которая постепенно становится "транспортным тупиком", придется "договариваться" со своими соседями. В сложившихся обстоятельствах не исключено, что Россия с условием сохранения "лояльности" со стороны Азербайджана и Армении готова поддержать мирные договоренности по урегулированию карабахского конфликта. Во-первых, в этом случае Россия получает надежный транспортный коридор в Армению, Турцию и Иран в обход Грузии, что само по себе увеличивает влияние Кремля в регионе. А Армения выходит из полной изоляции. Во-вторых, Азербайджану и Армении в "добровольно-принудительном" порядке, по крайней мере, еще некоторое время приходится придерживаться "сбалансированной внешней политики". То есть Кремль, если, конечно, удается сохранить "лояльность" и Армении, и Азербайджана, добивается хотя бы временной "задержки" продвижения Южного Кавказа как цельной политико-экономической единицы в евро-атлантические структуры. Одним словом, Россия политико-экономическими инструментариями продолжает вести тактическую борьбу с Западом за влияние на Южном Кавказе. Кстати, в этом случае России можно будет полностью отказаться от газоснабжения Грузии ради Армении. Можно будет задействовать ныне бездействующий газопровод между Азербайджаном и Арменией. И, наконец, в-третьих, "расплывчатость" формулировок по поводу окончательного статуса Нагорного Карабаха еще долго позволит российской дипломатии манипулировать конфликтующими сторонами". ("Зеркало").
Если убрать завуалированность дипломатической риторики, то позиция России по вопросам Южного Кавказа, по мнению газеты "Аравот", сведется к следующему: поскольку вы, армяне, хотите расчленить Азербайджан, то помогите нам расчленить Грузию. Если Россия требует от Армении "симметричного" отношения к проблемам Карабаха, Абхазии, Южной Осетии, надо полагать, что такой же симметричный подход должна проявлять она сама. В действительности это не так. Относительно Абхазии и Южной Осетии Россия заявляет следующее: если эти проблемы Грузия хочет решить силовым путем, мы "защитим наших граждан". Россия раздала жителям указанных территорий свои паспорта, чтобы затем, основываясь на этой ситуации, начать военные действия на территории другой страны, пишет издание. А вот позиция России по карабахской проблеме: пусть стороны конфликта ведут переговоры, мы готовы стать посредниками, а в случае достижения согласия подтвердим ваши договоренности. Таким образом, на данный момент подход России к вопросу Карабаха, во всяком случае на официальном уровне, ничем не отличается от подхода других стран-сопредседателей Минской группы ОБСЕ - США и Франции. В данной ситуации стремление России к тому, чтобы "ради ее красивых глаз" мы испортили отношения с нашими соседями, можно понять, но трудно оправдать, продолжает газета. РФ готова содействовать Абхазии и Южной Осетии в обретении независимости или, если возможно, даже присоединении к России, поскольку Грузия уже вышла из-под ее влияния. В вопросе Карабаха Россия заинтересована в сохранении статус-кво, поскольку это является единственным рычагом сохранения Азербайджана в сфере своего влияния. По другим причинам в сохранении нынешней ситуации пока заинтересованы США и Европа. Если учесть еще и заинтересованность руководителей Армении и Азербайджана, то станет ясно, почему проблема не решается. ("Аравот").
По мнению руководителя Центра политических инноваций и технологий Азербайджана
Степанакерт
Как предыдущие армейские годы, так и 2006 год ознаменовался для вооруженных сил Нагорного Карабаха новыми успехами и достижениями, пишет "Азат Арцах". Чтобы убедиться в этом, достаточно совершить краткую поездку по армейским подразделениям и приграничным постам, ознакомиться с проделанной работой. Сегодня приятно осознавать, что такие поездки носят регулярный характер, причем не только со стороны должностных лиц соответствующего ведомства, но и руководства республики. На днях главнокомандующий вооруженными силами республики
Как сообщает газета "Азат Арцах", 25 и 26 октября сего года с рабочим визитом в Париже побывали министр образования, культуры и спорта Нагорного Карабаха
Вопрос права на собственность в Карабахе давно уже считается решенным. Республика гарантирует это право для физических и юридических лиц, несмотря на непризнанность страны. Это же положение, по всей видимости, будет зафиксировано в Конституции. Карабахцы очень спокойно пользуются этим правом - продают и покупают дома, вкладывают в недвижимость деньги и даже отдают земли в аренду на 99 лет. Как сообщает электронная газета KarabakhOpen, в третьем квартале 2006 года в Карабахе было зарегистрировано 1655 сделок с недвижимостью. По сравнению со вторым кварталом этот показатель вырос на 57,2%, а по сравнению с тем же периодом прошлого года - на 90%. Причем если в Степанакерте по сравнению со вторым кварталом этот показатель вырос на 24,3%, то в Мартакерте - в 6,4 раза, до 567. По данным газеты, это связано с тем, что в Мартакерт приехал благотворитель, который выкупил целый ряд сдаваемых в аренду земель и преподнес их в дар сельчанам. С началом осуществления программы Всеармянского фонда "Армения" в районе это, по-видимому, не связано. Зато сократилось количество сделок в Мартуни и Гадруте. В Шуши зафиксирован небольшой рост. Хотя, по данным KarabakhOpen, цены на жилье в Шуши за этот период существенно выросли.
В столице Нагорного Карабаха Степанакерте состоялось всекарабахское молодежное совещание, которое приняло заявление, адресованное заинтересованным структурам в республике и частным благотворителям. В заявлении, в частности, обозначены основные шаги, которые могли бы привести к улучшению положения молодежи. Прежде всего, участники совещания предложили учредить Молодежный фонд и проявлять особое отношение к сельской молодежи. Большинство молодых людей не остаются на селе потому, что не имеют жилья и возможности начать свой бизнес. Более того, при послевоенной гендерной статистике многие молодые люди предпочитают не создавать семьи. Поэтому самое главное, как отмечено в заявлении, - это предоставление молодым людям, живущим на селе, долгосрочных кредитов для открытия бизнеса и ипотечных кредитов для приобретения жилья. Участники совещания считают, что власти должны выработать программу по обеспечению молодых семей квартирами. Важно отношение государства к кадровой политике: по мнению участников совещания, предпочтение при выборе кадров должно отдаваться молодым. Необходимо также стимулировать участие молодежи в малом и среднем бизнесе. Особый акцент был сделан на улучшении обеспечения роддомов, что, по мнению участников совещания, могло бы стимулировать рост рождаемости в стране. ("Кавказский узел").
За 9 месяцев 2006 года в Нагорном Карабахе зафиксировано 410 преступлений - на 8,7% больше, чем за тот же период 2005 года. Как сообщили "Де-Факто" в полиции НК, число преступлений по линии уголовного розыска по сравнению с тем де периодом прошлого года увеличилось на 9,9%, до 300. За 9 месяцев отмечен рост числа тяжких и особо тяжких преступлений - с 119 до 140 случаев. За этот же период совершено 5 преступлений с применением оружия - против 1 за первые 9 месяцев 2005 года. Зафиксировано 12 случаев изъятия оружия и боеприпасов против 9 за тот же период прошлого года, в органы полиции добровольно сдано 20 единиц оружия против 34 в прошлом году. Число преступлений против личности сократилось на 9,3% и составило 78. Совершено 4 убийства, в то время как за тот же период 2005 года не было ни одного. За 9 месяцев 2006 года уровень раскрываемости преступлений в республике по сравнению с минувшим годом снизился на 6% и составил 86,6%.