В пятницу, 20 октября в ходе "Правительственного часа" в Госдуме проходило обсуждение проблем отечественного авиапрома. Выступая перед парламентариями, глава Минпромэнерго Виктор Христенко заявил, что развитие отрасли будет идти благодаря государственно-частному партнерству, внедрению современных механизмов корпоративного управления, совершенствованию правовой базы и новым методов государственной поддержки. В контексте задач, обсуждаемых на государственном уровне, особый интерес представляет опыт предприятий авиапрома, занимавших заметное место в системе советской "оборонки", а сейчас приобретших частных инвесторов. Одно из таких предприятий - воронежское Опытно-конструкторское бюро моторостроения (ОКБМ). Как уже сообщало ИА REGNUM, в настоящее время на ОКБМ, находящееся в завершающей стадии конкурсного управления, приходит крупный частный инвестор - АФК "Система". Об опыте взаимодействия оборонного или "экс-оборонного" авиапрома с частными инвесторами рассказывает генеральный директор ОКБМ Вадим Жерноклеев.

ИА REGNUM: Продажа предприятий, чья продукция имеет оборонное значение, всегда связана со специальными юридическими проблемами. Можно ли утверждать, что сегодня законодательство вносит полную ясность в этот процесс, защищая интересы как покупателя, так и государства?

Продажа предприятия или его части со стратегическим статусом четко регламентирована законом. Однако проблема состоит в отсутствие на предприятии даже частично оформленных правовых документов на недвижимость, землю, сооружения и т.д. Это особенно характерно именно для стратегических предприятий. И законодательство здесь не является тормозящим фактором. Дело тормозит некомпетентность руководителей предприятий и высокая "взяткоёмкость" чиновников, от которых зависит оформление документов.

ИА REGNUM: В 90-е конверсия была в целом нереализованной государственной программой. Может ли у крупного частного инвестора быть интерес вкладывать средства именно в конверсию, или покупателям "оборонки" ее перепрофилирование не может быть выгодным?

Конверсия, как она понималось в 80-90-е годы, на мой взгляд, абсолютно бесперспективна. Разумнее ставить вопрос о создании новых производств на базе существующих предприятий "оборонки", с использованием ее кадрового потенциала и производственных площадок. Рассматривая это в качестве фундамента, можно и осваивать новые производства на базе новых технологии. Для части предприятий "оборонки" выгодно развитие основного производства, особенно если можно выпускать продукцию двойного назначения. Развитие непосредственно "оборонки" также требует серьезных затрат на модернизацию, и конечно это невозможно без заказов государства.

ИА REGNUM: Как правило, выжившие предприятия оборонного профиля выпускают продукцию, имеющую определенную "марку" на рынке и гарантированный спрос. Тем не менее, приходится слышать, что крупные инвесторы могут оказать им лоббистскую помощь. В чем конкретно она может состоять?

Лоббирование продукции конкретного предприятия имеет ограниченные возможности. Лоббирование эффективно, только если продукция уже востребована на рынке. В этом случае инвесторы могут различными способами обратить внимание потенциальных заказчиков на продукцию предприятия.

ИА REGNUM: В рамках "Правительственного часа" в Госдуме, в частности, был поднят вопрос о борьбе с контрафактной продукции в авиапроме. Вы согласны с тем, что создание сервисных центров, которые будут заниматься не только продажей комплектующих, но и последующим обслуживанием, вкупе с ужесточением требований к подготовке воздушных судов, будут способствовать ликвидации использования поддельной продукции в авиационной промышленности?

Если потребитель не захочет покупать оригинальную продукцию авиапрома или его не поставят в такие условия, что он вынужден будет это делать, никакие сервисные центры не решат этой проблемы. К нам регулярно обращаются с запросами относительно подлинности тех или иных деталей. Мы начинаем проверять по своей базе данных и нередко выясняем, что деталь с заявленным номером не производилась легально. Вероятно, наиболее эффективно будет создание единой базы данных, где могут вносить данные только изготовители деталей по согласованию с их разработчиками. Существует проблема "официального" нелегального производства деталей, так как достаточно много предприятий в республиках бывшего СССР и стран бывшего СЭВ производили продукцию, разработанную в частности ОКБМ. Соглашения между этими предприятиями и ОКБМ уже давно закончились, а новые не заключались. При этом эти предприятия продолжают производить продукцию фактически нелегально и без контрольно. Мы готовы, со своей стороны, активно участвовать в создании единой базы данных.

ИА REGNUM: Пыталось ли ОКБМ, не имея стратегического инвестора, выйти на международный рынок? Облегчит ли появление "Системы" этот выход?

ОКБМ имеет достаточно широкие международные связи. Первоочередная задача на сегодня - это не расширение этих связей, а восстановление старых. Часть этих связей мы уже восстанавливаем. Помощь стратегического инвестора необходима прежде всего в создании системы эффективной работы предприятия, интеграции предприятия с другими предприятиями. К сожалению, на сегодняшний день нам уделяется очень недостаточно внимания и поддержки.

ИА REGNUM: Приобретение ОКБМ АФК "Система" позволяет говорить об интеграции в области производства авиационных двигателей и вертолетных трансмиссий. Какие последствия это может иметь для ценообразования?

Необходимость интеграции очевидна и выгодна. Но мы пока не ощущаем никаких конкретных действий по интеграции. Последствия для ценообразования могут быть положительными при условии стабильных заказов на продукцию ОКБМ (как и любого другого предприятия). Интеграция позволит хотя бы отчасти избавиться от параллельного производства, когда два и более предприятий производят одинаковую продукцию. Каждое из предприятий не загружено, имеет высокую себестоимость продукции и участвует в жесткой конкуренции на очень ограниченном рынке. Потребитель от этого тоже проигрывает, так как цена в итоге растет и страдает качество.