"Жилищный вопрос нужно решать совместно и комплексно": Интервью губернатора Архангельской области Николая Киселева
Губернатор Архангельской области
ИА DAILYSTROY: Николай Иванович, не секрет, что так называемые застройщики порой попросту придерживают земельные участки, игнорируя все установленные сроки, или проводят с ними спекулятивные сделки. Разрабатываете ли вы план действий изъятия участков, не используемых по назначению?
Да, такую работу проводят специалисты региональной администрации совместно с муниципальными образованиями. Проблема действительно есть. Мы проанализировали информацию об использовании земельных участков на территории городов и районов области. В Архангельске выявлено 15 участков, которые используются по нецелевому назначению, в Вилегодском районе - 22 таких участка. Все они должны быть изъяты, и в областном центре, например, такая работа уже ведётся. Что же касается самой процедуры изъятия участков, она регламентирована Земельным кодексом Российской Федерации.
ИА DAILYSTROY: Считаете ли вы разумным ввести административное регулирование роста цен на жильё? Как это можно осуществить на практике?
Во всяком случае, государство, как на региональном, так и на федеральном уровне может влиять на рост цены квадратного метра. Мы в области уже сделали конкретный шаг к этому, предоставив государственные гарантии региональному ипотечному оператору для привлечения средств на увеличение объёмов строительства в области и, соответственно, предложения жилья именно на первичном рынке недвижимости.
Такой шаг, в частности, позволит удержать цену квадратного метра в возводимых сейчас пилотных каркасно-панельных жилых домах на уровне 15 тысяч рублей. Вообще, уверен, ипотека должна стать одним из действенных механизмов, способствующих стабилизации цен на жильё. Считаю также, что на стоимость квадратного метра может положительно повлиять более масштабное строительство так называемого социального жилья. Ведь ветхого и аварийного жилья меньше не становится, и без участия государства в решении данной проблемы всё равно не обойтись.
Область по максимуму выделяет средства на эти цели. В 2004-м, когда я только был избран главой администрации, на переселение людей из ветхого и аварийного жилья в региональном бюджете было предусмотрено всего 24 млн рублей. За два года объём средств, направляемых из областного бюджета на строительство социального жилья, заметно возрос: в 2005-м - уже 107 млн, а в нынешнем - порядка 200 млн. А теперь сравните. Если до 2006 года действовала соответствующая федеральная целевая программа, то с этого года она превратилась в набор мероприятий стоимостью порядка одного миллиарда рублей на все субъекты РФ. То есть некоторым регионам не достаётся и 10 миллионов. Что на такие деньги можно построить? Поэтому считаю, что федерация должна вернуться к финансированию переселения людей из ветхого и аварийного жилья по отдельной целевой программе, как это было раньше. И тогда мы получим результат.
ИА DAILYSTROY: Закон предусматривает продажу на аукционах земельных участков, обеспеченных нормативной документацией и инженерной инфраструктурой. За чей счёт вы собираетесь подготавливать такие участки?
Тоже больной вопрос, влияющий на стоимость квадратного метра. На сегодня расходы по подготовке земельных участков к продаже лежат на муниципальных бюджетах. Понятно, что они впоследствии войдут в стоимость этих земельных участков. Но где муниципалитетам найти средства для предпродажной подготовки?
Одним из решений, думаю, может стать привлечение средств эксплуатирующей организации к финансированию подготовки инженерной инфраструктуры. Ведь тот, кто купит участок, будет платить за подключение к сетям и за их использование. Соответственно, эксплуатирующие организации должны быть заинтересованы в увеличении потребителей. При этом их расходы по подготовке могут быть включены в начальную цену земельных участков или начальный размер арендной платы и после проведения торгов возмещены продавцом.
На федеральном уровне, пытаясь решить эту проблему, приняли правила предоставления государственных гарантий по кредитам для обеспечения земельных участков инженерной инфраструктурой. Субъект РФ или муниципальное образование могут взять кредит на данные цели, а федерация предоставляет гарантию на сумму до 50 процентов этого долга. Наша область, стремясь воспользоваться таким шансом, одновременно пытается решить вопрос обеспечения земельных участков коммунальной инфраструктурой на своём уровне. Основная задача власти на следующий год для решения проблемы доступного жилья - заниматься подготовкой территорий и обеспечением земельных участков коммунальной инфраструктурой, привлекая на это средства областной программы госкапвложений. Пока мы планируем потратить на это порядка 100 млн рублей. Уверен, что это положительно скажется на стоимости квадратного метра.
ИА DAILYSTROY: Как вы относитесь к деревянному малоэтажному строительству?
Как к одной из реальных возможностей решения жилищной проблемы. Конечно, малоэтажные дома не вытеснят многоэтажные, хотя в Северной Европе большинство населения выбирает именно такое жильё. Может быть, мы также со временем к этому придём и все переберёмся за город. Но считаю, что и сегодня можно с успехом заниматься развитием этого перспективного сегмента жилищного строительства. Тем более, в таком лесном краю, как наш, где более 2 млрд кубометров запасов возобновляемого ресурса - древесины, и где веками нарабатывался опыт деревянного домостроения.
Разумеется, время диктует свои условия. Деревянные малоэтажные дома должны быть безопасными в пожарном плане, удобными для проживания, соответствовать всем современным техническим требованиям. Исходя из этого, в 2005 году администрация Архангельской области заказала разработку проекта двухэтажного 12-квартирного деревянного каркасно-панельного жилого дома общей площадью 583 кв. м. Такой дом можно возвести достаточно быстро без привлечения большого числа строителей. Это позволит добиться увеличения ввода жилья, и тем самым решать задачи, поставленные приоритетным национальным проектом "Доступное и комфортное жильё".
Строительство таких, как я уже говорил, пилотных домов началось в Северодвинске и Архангельске. В тринадцати муниципальных образованиях области ведётся работа по подготовке пакетов исходно-разрешительной документации для возведения каркасно-панельных жилых домов. Наивно было бы думать, что разработанный по заказу администрации проект - предел совершенства. Чтобы малоэтажное деревянное домостроение стало одним из определяющих на территории области, должны появиться и другие, более технологичные варианты. Между тем, наш проект обладает тем неоспоримым преимуществом, что он уже разработан. На деле, а не на словах.
Кстати, малоэтажное домостроение предполагает использование не только древесины. У каждого региона есть свои материалы, свои наработки. И всем вместе нам надо определить системный подход, который позволит развиваться данному направлению в строительстве более быстрыми темпами. Это одна из задач рабочей подгруппы по развитию малоэтажного домостроения, руководителем которой я являюсь. Подгруппа создана в составе межведомственной рабочей группы по нацпроекту "Доступное и комфортное жильё - гражданам России" при президентском Совете по реализации приоритетных национальных проектов.
ИА DAILYSTROY: Нужно ли возрождать панельное домостроение в Архангельской области? Просчитывалась ли экономическая эффективность такого решения проблемы доступного и комфортного жилья?
Панельное домостроение у нас востребовано, прежде всего, по причине относительной дешевизны квадратного метра. Что же касается комфортности, необходимо корректировать уже имеющиеся проекты с учётом современных требований, как это было сделано с проектом многоэтажных крупнопанельных домов 93-серии, возведение которых ведётся в областном центре.
На Кузнечевском комбинате строительных конструкций и материалов есть производственные мощности для строительства до 50 тысяч квадратных метров подобного жилья. Кроме того, планируется задействовать и мощности завода железобетонных изделий №2 в городе Новодвинске для строительства 119-квартирного пятиэтажного крупнопанельного жилого дома в микрорайоне Зелёный Бор в Архангельске и 80-квартирного дома в городе бумажников, на что предусмотрены средства областной программой госкапвложений.
Для возведения домов у нас используется и такой материал, как арболит. В посёлке Октябрьский Устьянского района имеются мощности по производству деталей крупнопанельного домостроения. ОАО "Октябрьский ДСК" обеспечивает строительную потребность в изделиях из арболита. За счёт областной программы госкапвложений сделана корректировка проектно-сметной документации и ведётся строительство четырёх 12-квартирных жилых домов из этого материала в Каргопольском, Устьянском и Вельском районах.
В общем, если мы действительно хотим справиться с проблемой, нужно концентрировать силы и средства сразу на нескольких направлениях. К такому решению жилищной проблемы нас подвигает и нацпроект "Доступное и комфортное жильё". Сегодня область подписывает с муниципальными образованиями соглашения по его реализации на местах. В этих документах должны быть определены планы застроек, а также все вопросы, которые нам нужно решать совместно и комплексно. Основные параметры, которые учитываются в Соглашении - годовой объём ввода жилья, размеры выдаваемых ипотечных кредитов, количество семей, улучшивших условия проживания по жилищным сертификатам и семей, улучшивших жилищные условия с помощью федерального, областного или местного бюджетов. Чем выше показатели, тем на более солидную помощь со стороны областного бюджета может рассчитывать муниципальное образование при реализации жилищных программ.
Таким образом, регион выходит на совершенно другие принципы работы. В первую очередь, это усиление ответственности за решение тех вопросов, которые предусматриваются приоритетным национальным проектом. Перед областной исполнительной властью стоит задача всячески способствовать ускорению жилищного строительства: речь идет о дальнейшем развитии ипотечного кредитования, поддержке муниципальных образований со стороны областного бюджета, устранении бюрократических препон.