"Пиратское счастье".

("Комок", 18.10.06, Иван Кротов)

16 человек на один горсовет. Анатолий Петрович Быков предложил занести себя в Книгу рекордов Гиннесса, поскольку в десяти округах, где были выставлены его однопартийцы по "Евразийскому союзу", они и выиграли. Десять округов - десять депутатов. Вторая половина горсовета города Назарове была сформирована по партийной системе. Шесть мандатов получили опять же быковцы, которые набрали 53 с лишним процента голосов; почетное второе у единороссов - 17 с копейками и два мандата, на третьем - коммунисты с 11 процентами, а замыкает список Партия пенсионеров - 5 процентов. В силу некоторых арифметических условностей пенсионерам и коммунистам досталось по одному мандату, даром что коммунисты набрали вдвое больше голосов...

Итого: 16 депутатов нового Назаровского горсовета из 20 возможных-быковцы, достойные Книги рекордов Гиннесса. Хотя, возможно, с Гиннессом Анатолий Петрович погорячился. Я знаю случаи, когда на выборах побеждали сто из ста кандидатов от блока коммунистов и беспартийных. Да вы все эти случаи знаете. Кроме того, сам по себе факт участия в выборах некой нигде не зарегистрированной "партии Быкова" вызывает вопрос: "А что, если бы местная "Единая Россия" в качестве симметричного ответа назвалась "партией Усса"?" Вот это была бы битва исполинов - один депутат против другого, одна харизма против другой. В этом случае, думается, единороссы отхватили бы побольше двух мандатов...

Но, как бы там ни было, случился вот такой сюрприз для краевой власти с большой приставкой СЮР: ведь этот парень потом и в Заксобрание пойдет с тем же пылом!

Вот тут уже появляются первые робкие ростки сомнения, такого нежно-салатового цвета. То есть что Быков обязательно будет участвовать в выборах в ЗС как партия из одного человека - это сомнению не подлежит. Но вот чтобы с тем же пылом... Уж очень много было вложено, выражаясь языком политиков "от народа", сердца и души в назаровскую кампанию. Попросту - был задействован весь имевшийся ресурс, ведь были потрачены значительные финансовые средства - хотя ведь и так у себя на родине Анатолий Петрович не мог проиграть чисто физически, его тут мальчонкой помнят, а он в люди выбился, его по телевизору показывают. Это как бы гордость Назарова и назаровцев. Более того - существование Быкова как человека и депутата, со всей его сложной и запутанной историей, есть безусловное благо для простых людей. Это - наглядное осуществление Великой Русской Мечты. А она суть такая же, что и Великая Американская. Проблема в другом. Слишком горячей и дымящейся оказалась победа. Слишком охотно дали себя потерзать местные разрозненные кадры "Единой России". Слишком много счастья сразу. Вспоминается давняя советская миниатюра: "Очень много хорошо - тоже нехорошо". Объясним почему.

На таком эмоциональном пике даже просто сказать землякам: дела ждут меня в Красноярске - уже удается с трудом. Анатолий Петрович говорит, что через полгода непременно проведет большую встречу со зрителями... то есть с жителями, в местном ДК и что мэр и остальное руководство города "ответят за то, что они сделали с Назарово" (к стенке их, что ли, поставят?), - но вое тусклее интонации и все меньше света, озарявшего лица избирателей. Все все понимают. Как раз через полгода выборы в Заксобрание, и появляться в городе до того момента - нет никакого практического смысла. Политика. Большое дело. Депутат Горлов, как бы оправдываясь, поясняет, что "мы считаем, что в Красноярске Анатолий Петрович принесет больше пользы" (как будто есть некие "мы", которые принимают решения, принуждающие Быкова покинуть город немедленно после сдачи). И уж совсем как-то нелепо звучит заявление, сделанное на прощание Быковым: построить для местной молодежи... дискотеку. Вот чего не хватало назаровцам, оказывается. Танцев. После "всего, что сделали с городом". Как в том анекдоте про школьника-двоечника с единственной пятеркой - по пению: "И ты еще поешь!"

В своем пиру похмелье - не бог весть какое приятное ощущение. За полгода, оставшиеся до выборов в Законодательное собрание края, быковцы должны доказать, что их монополия есть безусловное благо. А это с трудом получалось и даже никак не получалось у их предшественников - то бишь канонических коммунистов из КПСС. Недаром правая рука Быкова Владимир Горлов чуть ли не умолял краевую власть: снимите нас с выборов! Вам НИ ЗА ЧТО нас не победить, если вы нас не снимете. Никто, естественно, Быкова сотоварищи с пробега снимать не стал (хотя формальных поводов, подкидываемых быковцами что ни день, хватало с лихвой). И вот теперь "товарищи" стали депутатами. Кто все эти люди? О многих, кроме их партийной принадлежности, не известно ровным счетом ничего. Профессия? Опыт? Компетенция?.. Жесточайший кадровый голод заставляет Быкова укомплектовывать свою команду абы кем. Мы это еще увидим на предстоящих выборах.

Возможно ли сотрудничество Назаровского горсовета с краевой властью? Без Быкова - было бы возможно. Но сейчас там другая задача - сделать из города цитадель. "Отсель грозить мы будем краю". В итоге любые программы, любые нацпроекты, под которые выделяются нехилые федеральные и краевые средства, минуют город Назарове как ни в чем не бывало. Во время выборов быковцы делали упор на то, какой огромный потенциал есть у этого города. Однако сосед Быкова по левому флангу - Владислав Юрчик - отмахивается: "Все это ерунда, никакой промышленной привлекательности там нет. Она была при советской власти. Да и реальные рычаги управления в руках администрации, а не Совета - в Назарове по-прежнему главу города будет избирать все население".

Короче говоря, мышеловка захлопнулась: теперь Быков поневоле несет полную ответственность за 70-тысячный депрессивный город. При отсутствии "реальных рычагов управления", контакта с краевой властью и просто-напросто навыков ежедневной, рутинной управленческой работы. Ну не начинают возрождение города с дискотеки... Боюсь оказаться пророком, но как бы не пришло к назаровцам прозрение - и раньше чем через полгода. К слову, наблюдать за тем, как "возрождается" Назарове, будет весь трехмиллионный край. Наблюдать - и, естественно, делать выводы.

"Геннадий Рукша: "Культура - барометр самочувствия страны".

("АиФ на Енисее", 18.10.06, Нина Богданова)

Геннадий Рукша в культурных кругах края в представлении не нуждается - много лет он проработал председателем краевого комитета культуры. Острые языки даже говорят о нем, мол, "пережил не одного главу региона". О том, как изменилось культурное сознание красноярцев за последние годы, стали ли мы меньше читать, и грозит ли стране "американизация" - в нашем интервью.

Книга перестала быть доступной

- ГЕННАДИЙ Леонидович, знаю, что в культуру вы пришли уже в довольно зрелом возрасте, по первому же образованию вы химик. Что могло подвигнуть взрослого человека так резко поменять свою жизнь?

- На самом деле театром я болел с детства. С моим хорошим другом, а ныне - ведущей артисткой театра имени Пушкина Людмилой Михненковой, еще школьниками, мы поступили в театральную студию при театре юного зрителя, созданном в 1964 году. Я мечтал быть режиссером, но в советские времена сразу после школы поступить на эту специальность было практически невозможно. Поэтому выбрал очень модную профессию, поступив на факультет химии. Лозунг страны тогда был приблизительно таков: "Коммунизм - это советская власть плюс электрификация, плюс химизация народного хозяйства".

- Между тем, всю жизнь вы посвятили именно культуре. Скажите честно, это понятие - "культура" - не надуманно ли оно применительно к российскому гражданину? Элементарный пример - в годы "железного занавеса" мы считались самой читающей нацией в мире. А потом оказалось, что россияне читали лишь потому, что им было практически недоступно телевидение, видео и прочие виды развлечений.

- Во-первых, с утверждением, что мы были самой читающей нацией, можно согласиться с большой натяжкой. Конечно, читали значительно больше, чем сейчас, но те же показатели количества библиотечных посещений были несколько преувеличены.

Сейчас падение интереса к печатному слову можно объяснить несколькими факторами. Это не только появление электронных и прочих носителей информации, но и значительное уменьшение степени доступности хорошей литературы. Библиотечные фонды практически не пополняются современными произведениями, а купить хорошую книгу по карману далеко не каждому.

- Не секрет и то, что вкусы читателя серьезно изменились. Ведь объемы книжных продаж не упали. Напротив, они растут - за счет детективных, любовных и прочих бульварных романов.

- Согласен - рынок захлестнула недостаточно интеллектуальная и качественная литература. Но социологи культуры, тем не менее, отмечают возросший интерес к классике. И немало этому способствует... современный кинематограф. Да-да, не удивляйтесь: считаю очень хорошей практикой экранизацию таких произведений отечественных писателей, как "Идиот", "Мастер и Маргарита", "Золотой теленок". После выхода на экраны одноименных сериалов число продаж этих книг резко возросло.

Дома культуры просто видоизменились

- ЕСЛИ УЖ мы коснулись кинематографа, скажите, где современные Гайдаи и Рязановы? Или впредь удел российского кино - боевики, триллеры и фильмы про чеченскую войну?

- Пока мы никак не можем расстаться с американским продуктом. Да и сами, в России, во многом в кинематографе, переняли модель западного кино. Но, я думаю, это временное явление. Можно констатировать, что сейчас на экранах нашего телевидения все чаще крутят старое отечественное кино. Многие фильмы советской эпохи были, как правило, глубоко психологичны, близки и понятны зрителю. Они заставляли копаться в себе, искать ответы на вечные вопросы, и сами же эти ответы подсказывали.

Но пока наш зритель, особенно молодой, выбирает зрелище. Показательный пример - прекратил свое существование красноярский кинотеатр отечественного кино "Октябрь". Не выдержал конкурентного соседства с крупными кинокомплексами.

- Однако, насколько известно, американизация - это всеобщая мировая проблема. Даже современные японцы с их тысячелетней субкультурой слушают Мадонну и едят хот-доги. Сможем ли мы сопротивляться этому явлению и вовремя вернуться к своим корням?

- Думаю, что здесь надо вести речь не столько об американизации, сколько о процессе глобализации вообще, и в культуре в частности. В этом году я совершил путешествие по Украине - Киев, Одесса, Севастополь, Ялта... Так вот, у украинцев я тоже с грустью отметил симптомы активного внедрения в традицию страны западных образцов культурной практики. Но, может, не стоит отвергать эти перемены и огульно заявлять, что все плохо?

Ведь во время моей молодости мы испытывали колоссальный дефицит общения и мест для такового. Именно этим и была вызвана молодежная инициатива создавать различные кафе, клубы. Сегодня в любом городе огромное число развлекательных заведений. Их не следует рассматривать только в прямом назначении, как, скажем, предприятия общественного питания, - они во многом выполняют функцию организаторов общения самых разнообразных групп населения, становятся участниками культурной жизни и оказывают сильное влияние на деятельность традиционных дворцов культуры, которые тоже заметно меняют содержание своей деятельности.

- В новых рыночных условиях культурная отрасль должна сама зарабатывать, или ее содержание - дело государства?

- В данном вопросе мое мнение однозначно. Скажите, разве может содержать себя библиотека или музей? А кто пойдет на оперные постановки и спектакли, если билеты будут стоить баснословные суммы? Культура должна дотироваться государством. Как вы думаете, отчего в Финляндии посещение музеев бесплатно для граждан этой страны? Почему в Америке, которую принято ругать, билеты в театр или музеи для школьников стоят копейки? Да потому что там власть понимает, что музеи и театры - это институты формирования Личности. А наши законодатели продолжают относиться к культуре слишком легковесно. Пример - культуру обошли даже при формировании идей национальных проектов. Это большая ошибка! Ведь состояние культуры - лучший барометр общего "самочувствия" страны.

"Ольга Тепляшина: "Фамилию мне выбрал муж".

("АиФ на Енисее", 18.10.06, Ольга Сальникова)

Быть одной из самых красивых телеведущих края и выйти замуж за банкира - воплощение мечты многих девчонок. Ольге Тепляшиной это удалось.

Понизила супруга в должности

- ОЛЬГА, вы вышли замуж за достаточно обеспеченного человека. Неужели не хочется бросить работу и заняться собой: магазины, солярии, фитнес-центры...

- Ни за что. Конечно, в подобном времяпрепровождении есть своя прелесть, но все время заниматься этим просто скучно.

- А домашние дела-то успеваете делать? Борщ сварить, рубашки супругу погладить?

- В начале нашей со Славой семейной жизни мы практически не виделись. Он уходил - я еще спала, я приходила - он уже спал. Сейчас у меня больше времени на домашние дела и мужа. Он, конечно, не заставляет меня готовить первое, второе и компот. Может наесться и бутербродом с колбасой. Но я стараюсь баловать его любимыми блюдами. Хотя, если честно, у нас есть домработница.

- Признайтесь: как вам удалось заполучить в мужья одного из самых главных банкиров края?

- Мы познакомились в 99-м году. Я записывала интервью в Сбербанке по поводу смены правительства и возможности очередного, в связи с этим, дефолта. А вечером вышел сюжет, где я понизила Славу, давшего мне комментарий, в должности. Конечно, он позвонил мне, чтобы указать на промах. А через неделю меня снова отправили к нему за комментарием - мы встретились уже как старые знакомые. Потом долго перезванивались. Разговаривали по телефону часами. Он посвящал мне стихи, дарил цветы. Через полтора года поженились.

- Почему не взяли фамилию мужа?

- Когда речь зашла о свадьбе, я сказала, что хотела бы оставить свою фамилию - и зрители уже к ней привыкли, и бумажной волокиты не хотелось. Правда, Слава воспринял это без энтузиазма. Заявления в Загс писал муж. Я подумала: как напишет - так и будет. Оказалось, он все же оставил меня Тепляшиной. Решили, что когда появится ребенок, я возьму фамилию мужа. Так будет логичнее.

Розовые кофточки и норковые шубы

- ОЛЬГА, перед нашей встречей вы сказали, что не считаете себя светской дамой. Неужели и на красноярские "богемные" тусовки не ходите, и за одеждой в Милан не летаете?

- Специально для шоппинга никуда не езжу. Но когда бываю за границей - обязательно что-то покупаю. Одежда дорогих марок для меня не самоцель. Главное, чтобы костюмчик сидел. Не так давно известный красноярец, не хочу называть фамилию, по телевидению долго так и серьезно рассуждал о цвете своей одежды... В моих глазах он "упал".

- Зато вы, говорят, норковые шубы коллекционируете?

- Не скажу, что я их коллекционирую, но шуба у меня действительно не одна. Муж дарит. Вообще, я очень люблю ходить с ним по магазинам - Слава всегда дает дельные советы.

- Чтобы держать себя в хорошей форме, наверное, после 18 часов не едите? Из спортзалов не выходите?

- В нашей семье ужин в 2 часа ночи - дело обычное. Мы оба приходим очень поздно, естественно, едим. А что делать? Да и к полноте я не склонна. В спортзалах тоже появляюсь "набегами". Вот сейчас в очередной раз готовлюсь сделать над собой усилие и заняться спортом.

На вашем телеканале сначала Лейлу Исаеву из блондинки перекрасили в брюнетку, теперь вас. Ваш директор - блондинконенавистник?

- Нет (Смеется.). Мне быть блондинкой просто надоело. Да и слишком много на наших телеканалах стало ведущих со светлыми волосами. Что касается Лейлы, то я сама была ярым сторонником того, чтобы она стала брюнеткой. Так она выглядит гораздо ярче.

- Не приходилось ли вам быть в роли Ирины Ароян, в народе - "розовой кофточки"?

- Приходилось. Как-то в одном из районов Красноярска, в жуткий мороз, произошла крупная коммунальная авария. Мы приехали. Вода фонтаном. На мой вопрос: "Что случилось?" - один из чиновников мне ответил: "Да пошла ты на...". Потом, правда, приходил с дарами, извинялся.

- Оля, когда поедете покорять федеральные каналы?

- Раньше очень хотела уехать в Москву, два раза была такая возможность. Но осталась - из-за семьи и любимой работы. Мне нравится Красноярск, и ничего пока менять в своей жизни я не хочу.

Ольга Тепляшина окончила факультет филологии и журналистики КрасГУ. С 1994 года работает в телекомпании ТВК. С 2001-го замужем за Вячеславом Шабайкиным - директором Сибирского территориального управления АКБ "РОСБАНК" в Красноярске.