Во вторник, 17 октября Пресненский суд Москвы отказался рассматривать иск Росприроднадзора против Министерства природных ресурсов с требованием признать недействительными результаты экологической экспертизы проекта нефтедобычи "Сахалин-2". Ситуацию, складывающуюся вокруг данного проекта, ИА REGNUM прокомментировал эксперт Международного социально-экологического союза Алексей Григорьев:

ИА REGNUM: Как вы оцениваете позицию госструктур по проекту "Сахалин-2"?

Она противоречивая. Нет согласия не только между различными правительственными структурами, но даже внутри некоторых из них. Только что Пресненский суд г. Москвы отказался рассматривать иск Росприроднадзора против своей вышестоящей инстанции - Министерства природных ресурсов. Нежелание судьи рассматривать это дело по существу - вполне понятно. Согласно Положению о Министерстве природных ресурсов, оно осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора). Имеет ли эта служба право опротестовывать в суде решения, принятые его координирующим и контролирующим органом - непонятно. Но тогда возникает вопрос, а кто вообще в нашем государстве имеет право опротестовывать ошибочные или даже откровенно противозаконные действия министерств и ведомств?

Позиция же некоторых представителей госструктур в этой ситуации вызывает удивление. На сайте Минприроды висит сообщение о том, что и.о. руководителя Росприроднадзора по Сахалинской области Дмитрий Беланович вызван на допрос в Сахалинскую межрайонную природоохранную прокуратуру. Будет рассматриваться обращение руководителя компании "Сахалин Энерджи" Йена Крейга о неправомерности действий Управления Росприроднадзора по Сахалинской области при проведении контрольных и надзорных проверок. Интересно, а чем занималась Сахалинская межрайонная природоохранная прокуратура все последнее время, когда у нее под носом происходили нарушения, связанные с работами по проекту "Сахалин-2"? Это и сброс грунта в залив Анива, и разгромленная природа вдоль трассы строительства трубопроводов, которая пересекла весь Сахалин, и многое другое. Сахалинские, да и прочие прокуроры, наверно, должны определиться в своей ориентации. Что они делают - стоят на страже российских законов и интересов российского государства, или обслуживают интересы частных компаний?

ИА REGNUM: Сумеют ли экологи повлиять на судьбу этого проекта, и если да, то чего можно ожидать?

Неизвестно. При достигнутой степени разложения и коррупционности российской государственной машины можно ожидать всего. Определенные надежды внушает то, что внутри системы Минприроды все-таки еще есть силы, оказавшиеся способными начать очистку авгиевых конюшен от экологических последствий работы российского нефтегазового сектора. Это и огромные разливы нефти, и факелы, в которых сгорают миллионы кубометров попутного газа, отсутствие не то что экологических экспертиз, а даже самой рабочей документации очередных "проектов века", полное игнорирование интересов местного населения и так далее.

Российские и иностранные компании, занимающиеся добычей и транспортировкой нефти и газа, настолько привыкли к тому, что "закон что дышло, как поворотил, так и вышло", что теперь, похоже, удивлены и несколько озадачены. Итог будет зависеть от того, наберутся ли высшие руководящие лица нашего государства храбрости убедительно сказать всем, включая гигантов мирового бизнеса, что Россия - это не Нигерия или Папуа-Новая Гвинея. И не в том смысле, что с нами можно обходиться еще более бесцеремонно, а наоборот.

ИА REGNUM: Какие перспективы вы видите у проекта "Сахалин-2" вообще?

Опять-таки непонятно. То, что заключенные в начале 1990-х годов соглашения об освоении немногих реально имеющихся у России гигантских месторождений нефти и газа являлись откровенных грабежом - было ясно еще тогда. Пришедшие на Сахалин иностранные компании провели значительную работу по реализации проектов и принесли некоторые новые для нашей страны технологии, в частности крупнотоннажное производство сжиженного природного газа. Однако в том, что касается многих аспектов их работы, включая отношение к богатейшей сахалинской природе, социальной ответственности, к законам нашей страны и интересам ее граждан - они действовали в худших традициях колонизаторов в Африке. Такое впечатление, что многочисленные болезненные уроки, полученные компанией "Шелл" в Нигерии, ее ничему не научили.

Каким будет результат реализации проекта "Сахалин-2" и других, аналогичных, для жителей Сахалина и всех гражданин России? Чем они обернутся для сахалинской природы? Станем ли мы от всего этого жить лучше? Или опять получится "как всегда", а основным результатом станет погром природы и прибавления в списках миллионеров и миллиардеров как российского, так и иностранного происхождения?

Пока российское руководство не дает четких ответов на эти вопросы. Оно также не говорит, что будет делаться для исправления сложившейся ситуации. Государственная политика в сфере, определяющей экономическое благополучие нашей страны, пока заменяется обсуждениями в средствах массовой информации. Спасибо им за это. Хоть они не молчат. Но пора бы и российской вертикали власти определиться и сказать что-то разумное, покончив с ситуацией, когда ее правая рука не знает о том, что делает левая. А то, право, становится "за державу обидно".