Арман Ованнисян - эксперт по проблемам Южного Кавказа

11 октября в СМИ появилось заявление президента Нагорного Карабаха Аркадия Гукасяна о том, что он не собирается в третий раз баллотироваться на пост президента этой непризнанной страны. Казалось, ничего неожиданного в этом заявлении не было, и заканчивающий второй срок президентства лидер НКР попросту известил общество о текущей ситуации.

Однако, сделанное заявление имело серьезные причины. Дело в том, что уже несколько месяцев, в связи с ускоренными темпами подготовки проекта конституции НКР, в среде общественности появились сомнения в "чистоте" этой инициативы президента Гукасяна. Появилось много мнений о том, что президент, посредством принятия Конституции страны, готовит себе правовую базу для выдвижения своей кандидатуры в третий раз. В конце августа с.г. Аркадий Гукасян заявил, что он никогда не выражался в пользу выдвижения в третий раз, и подготовка Конституции не имеет никакого отношения к президентским выборам. Более того, он заявил, что даже если Конституция даст ему такую возможность, то останется еще много вопросов, в частности, "надо ли это народу Карабаха".

Казалось, некоторые разъяснения тогда были даны. Однако, процесс обсуждения проекта Конституции Нагорного Карабаха в Национальном собрании республики привел к резкой активизации внутриполитических процессов в НКР. Высказанное в процессе прошедшей сессии генпрокурором НКР Арменом Залиняном мнение о том, что Конституция даст возможность действующему президенту Аркадию Гукасяну выдвинуть свою кандидатуру на пост президента НКР в третий раз, произвело эффект "бумеранга". Многим показалось, что Гукасян устами генпрокурора "открыл свои карты".

Президент Гукасян подвергся резкой критике в СМИ не только Нагорного Карабаха, но и Армении. При этом, характер обвинений в его адрес грозил сформировать за его фигурой образ деятеля, "продающего Карабах". Видимо, это обстоятельство заставило Аркадия Гукасяна 11 октября 2006 года на срочно созванной пресс-конференции заявить, что "никогда не имел и сейчас не имеет намерений выдвинуть свою кандидатуру на предстоящих президенстких выборах". То есть, впервые, без оговорок, было заявлено о недопустимости выдвижения на третий срок.

Интересно, что наблюдатели в Степанакерте утверждают, что заявление Гукасяна произвело шок в среде госчиновников и ряда общественных и политических структур. Причины такой реакции могут быть разные. Многие отмечают, что в последние дни президент Гукасян делал именно то, что заставило его окружение готовиться к серьезным планам его выдвижения в третий раз. В прессе появились сообщения о том, что вынашиваются планы разворачивания специальной команды, которой предстояло убедить общество в необходимости выдвижения Гукасяна в третий раз. Дисуссия на эту тему вышла даже на экранах карабахского телевидения.

Другой причиной неоднозначных реакций, видимо, было само содержание заявления и тот неспокойный тон, в котором оно было сделано. У многих сложилось мнение, что президент Гукасян делает это свое заявление вынужденно и не по своей воле. Действительно, неспокойное душевное состояние президента НКР полностью отражено в самой аргументации своего решения. Гукасян не смог скрыть своего недовольства действиями некой группы одиозных людей. Он также не смог скрыть свою ущемленность, заявив о том, что продолжал бы свою деятельность на посту президента "если этого пожелал бы".

Аркадий Гукасян не скрыл также, что в среде депутатов Национального собрания НКР были многие, кто предлагал ему изменить "Закон о президенте НКР" и подготовить правовую базу для выдвижения в третий раз. Таковые, понятно, были и в среде госчиновников, чему свидетельством является заявление генпрокурора. Видимо, имевшие место разговоры все же имели под собой основание.

Так или иначе, приверженность к демократическим принципам победила в Нагорном Карабахе еще раз. Очевидно, что непризнанность страны все же является сильным дополнительным стимулом для развития демократических процессов. Повышенная озабоченность имиджем страны, рассматриваемая обществами непризнанных стран как важная гарантия своей безопасности и будущего международного признания, во многом сдерживает привычные для признанных постсоветских стран авторитарные тенденции.

Заявление Аркадия Гукасяна может благотворно повлиять и на внутриполитические процессы в Армении. Возможно, в НКР многим казалось, что в Армении не может быть большой заинтересованности происходящими в НКР процессами. Однако, это далеко не так. Заметно, что политические силы Армении, внимательно следя за проходящими в НКР дискуссиями по поводу Конституции и идеи "третьего срока президентсва", более всего были озабочены возможностью появления искусственного прецедента для Армении.

При этом угроза появления такого прецедента беспокоила не только оппозиционные силы Армении, но, естественно, и тех, кто претендует на пост следующего президента Армении. Примечательно, что некоторые армянские газеты оценили отказ Гукасяна от третьего срока как свидетельство связи "идеи третьего срока" с внутренними проблемами Армении. Неслучайно, здесь начали появляться публикации, обвиняющие президента Кочаряна в очерендых "происках" на поприще Карабаха.

Так, или иначе, во внутриполитической ситуации в НКР появилась ясность. Ясно, что здесь начнется незамедлительный процесс выявления кандидатов в следующие президенты НКР (этот процесс начался давно). В этой ситуации, на плечи президента Гукасяна падает ответственность за обеспечение нормальных условий для проведения президентских выборов в 2007 году. Для уходящего с поста президента деятеля, имидж блюстителя законности и реформатора не может быть лишним. Бесспорно, повысится имидж Аркадия Гукасяна и в Армении.