Идеологическим обоснованием причин протестных событий 24 марта 2005 года в Киргизии, в устах их рекламистов получивших название "тюльпановая революция", а в устах аналитиков - "государственный переворот", была определена необходимость социально-экономических и политических преобразований в республике, на которые не хотел идти режим Аскара Акаева. Поэтому пришедшие к власти революционеры кровь из носу должны были предложить жаждущему перемен обществу программу кардинальных перемен, направленную на улучшение всех сторон его жизни. Задача, прямо скажем, не из легких, поскольку в акаевский период подобных громких и звучных программ было разработано и провозглашено немало. Однако, по уверениям революционеров, ко всеобщему благоденствию и экономическому рывку акаевские программы не привели: единственными, кто в результате их реализации благоденствовал, так это, по уверению новой власти, были сам бывший президент и его семья. Новая, как сейчас принято говорить, "мегапрограмма" получила название "Стратегия Развития Страны".

Проект "Стратегия Развития Страны" (СРС) был разработан по инициативе правительства Киргизской Республики рабочей группой под руководством министерства экономики и финансов при финансовой и организационной поддержке НПО "Фонд Сороса - Киргизстан" в рамках проекта "Аналитика "За". 8 июля 2006 года проект был вынесен на экспертное обсуждение.

Общая цель СРС, заявленная разработчиками, - повышение уровня и качества жизни граждан путем устойчивого экономического роста, создания условий для полноценной занятости, получения высоких и устойчивых доходов, доступность широкого спектра социальных услуг и соблюдение высоких стандартов жизни в благоприятной для здоровья окружающей среде. Ну и конечно, масштабная борьба с коррупцией. И так далее.

В соответствии с проектом, достижение поставленных целей будет обеспечиваться через поощрение развития малого и среднего предпринимательства, отраслей, по которым Киргизия имеет как уже проявившиеся, так и потенциальные преимущества (энергетика, горнодобывающий сектор, перерабатывающие отрасли агропромышленного сектора, ряд направлений сервисных услуг). И тому подобное.

Для справки: Заявленные приоритеты СРС и предполагаемые вложения:

энергетика - 2,5 млрд долларов; горнорудный сектор - 2,7 млрд; сельское хозяйство и перерабатывающая промышленность - не менее 800 млн; транспортная инфраструктура - около 300 млн; социальный сектор, здравоохранение и образование - 2 млрд; услуги (туризм) - около 200 млн.

Известно, что для эффективного развития необходима действенная экономическая политика и предсказуемое поведение власти, которая устанавливает четкие законы и правила и следит за их безусловным выполнением всеми участниками процесса. Однако сложившаяся на сегодняшний день в Киргизии обстановка непредсказуемости, размытости "правил игры" - это едва ли не самая существенная угроза устойчивости экономического роста, поскольку неопределенность будущего деформирует мотивы и поведение всех участников экономической деятельности.

По этим причинам, по мнению участвовавших в обсуждении экспертов, СРС в нынешней ситуации не выглядит убедительной. В киргизском обществе накопились серьезные диспропорции и проблемы, вызывающие большие сомнения в реальности выбранных методов осуществления Стратегии.

По прогнозам разработчиков, результатом реализации заложенных в Стратегии мер должны стать такие экономические показатели, как увеличение реального ВВП на треть и номинального на 65% к уровню 2005 года при 6%-ом среднегодовом приросте, рост объемов производства в промышленности должен составить 7%, в сельском хозяйстве - 5,5%, в строительстве - до 10% и в сфере услуг - 6,4% в год. На выходе, к 2010 году планируется, что уровень ВВП составит 728 долларов на душу населения, средняя заработная плата увеличится на 60% и составит 100 долларов, дефицит бюджета сократится до 2,6% к ВВП, а размер внешнего долга уменьшится вдвое.

Эксперты, на суд которых была вынесена программа, полагают - и на наш взгляд совершенно справедливо, что она не стала откровением и прорывом. Что нужно делать для улучшения жизни людей и экономики в целом было известно и год, и два и пять лет назад. Проблема в том, как это сделать? Какими средствами и методами? И сколько это будет стоить? Похоже, что ответа на эти вопросы в Стратегии нет, и она является ни чем иным, как очередной декларацией о намерениях "завтра жить лучше, чем вчера". По мнению независимых экономических специалистов, финансовое обеспечение является для СРС одним из самых уязвимых мест. Стратегия развития предусматривает три основных источника финансирования: средства государственного бюджета, международных доноров и частные инвестиции.

Разработчики подчеркивают, что главным источником финансирования предусмотренных Стратегией программ станут внутренние ресурсы: средства республиканского и местных бюджетов и внутренние инвестиции. Привлечение внешней помощи, написано в документе, "будет происходить таким образом, чтобы устранить риск нарастания новой задолженности". Но откуда взяться этому "риску нарастания новой задолженности", вопрошают эксперты, если потенциальных инвесторов отпугивают высокие налоги, несовершенная система таможенных пошлин, а существующий фискальный режим и тотальная, "системная" коррупция не способствуют развитию бизнеса?

Сумма на выполнение всех целей, заложенных в Стратегии развития страны, составляет около 8,5 миллиарда долларов. Ее финансовый дефицит, как заявляет министр экономики и финансов Киргизской Республики Акылбек Жапаров, определен в 4 миллиарда долларов. Эти средства разработчики планируют привлечь за счет бюджета. Но, опять не унимаются неугомонные эксперты, откуда возьмут разработчики четыре миллиарда долларов в бюджете страны (за весь период СРС) при существующем в настоящее время полумиллиардном бюджете (годовом)?

Если планируется ежегодный рост экономики, в среднем не превышающий 6%, то и бюджет может расти примерно на 10%, получая ежегодно не более 50-70 миллионов долларов дополнительно к предыдущему году. Это составит за пять лет - в идеальном, описанном в СРС случае - максимум около 800 миллионов долларов. Притом, что все дополнительные средства бюджета (при их наличии) должны расходоваться на увеличение социальных нужд, повышение зарплаты бюджетникам и пенсий пенсионерам.

По подсчетам специалистов, для того чтобы экономика Киргизии развивалась с темпом на уровне 7-8% в год, необходимы инвестиции как минимум 500 миллионов долларов в год. В республике таких денег нет. В результате разрушения экономики и обеднения основной части населения в начале 1990-х годов, бегства наиболее квалифицированных и работоспособных специалистов в Россию, внутренние сбережения упали до 3-4% от ВВП. Справедливости ради следует отметить, что в последние годы они заметно возросли (в первую очередь, за счет частных денежных переводов из-за рубежа) и, по некоторым данным, составили 10%. Но эти сбережения не могут превратиться в инвестиции из-за слабости коммерческих банков Киргизии, из-за того, что банковская система не исполняет своих функций по аккумулированию внутренних сбережений и их трансформации в инвестиции. Банковский сектор нельзя пока рассматривать и в качестве института, полноценно финансирующего реальный сектор экономики - как в силу размеров киргизских банков, так и существующих высоких операционных расходов. Чтобы представить возможности работающих в республике банков, достаточно сказать, что совокупный кредитный портфель банков в 2005 году составил всего лишь 190 миллионов долларов. Тогда откуда ж взять деньги на реализацию столь амбициозной СРС? Авторы предполагают - и этому вопросу в Стратегии отведено специальное место, что недостающие средства предоставят внешние доноры и грантодатели - министерство по международному развитию Великобритании, Всемирный, Азиатский, Исламский банки, Швейцарская корпорация развития и Агентство ООН. Ожидается также помощь от таких государств, как Япония, Казахстан, Китай и Россия. О чем при обсуждении СРС сказал председатель правительства Киргизской Республики Феликс Кулов, заявивший, что "вместе с международными донорами надо добиться скоординированных действий по предоставлению стране внешней помощи и усилению эффективности ее использования".

Как иронично заметил известный киргизский предприниматель Эмиль Уметалиев, "стратегия хорошая, но очень уж универсальная, нет в ней "зацепки", привязанной именно к нашей стране". Хотя, возможно, никакой "зацепки" в скором будущем вообще не понадобится. Дело в том, что в настоящее время в Киргизии активно обсуждается вопрос присоединения республики к программе HIPC. Этот вопрос курируется непосредственно премьером Киргизии Феликсом Куловым, который, судя по его действиям и высказываниям, является сторонником вступления республики в "клуб беднейших стран мира". В этом случае страна фактически окажется под внешним управлением Международного Валютного Фонда и Всемирного Банка. И уже они будут определять приоритеты и стратегию развития Киргизии. Тогда, спрашивается, зачем вся эта суета вокруг СРС? Видимо для того, чтобы хоть как-то отчитаться перед обществом, которому на протяжении последних полутора лет объясняли, что "мартовская революция" произошла именно из-за отсутствия фундаментальных перемен в общественной и в экономической жизни.

Виктор Самосадов - эксперт по социально-экономическим проблемам Средней Азии