"Стратегия Развития" Киргизии: что вновь предлагает Сорос "революционерам"
Идеологическим обоснованием причин протестных событий 24 марта 2005 года в Киргизии, в устах их рекламистов получивших название "тюльпановая революция", а в устах аналитиков - "государственный переворот", была определена необходимость социально-экономических и политических преобразований в республике, на которые не хотел идти режим
Проект "Стратегия Развития Страны" (СРС) был разработан по инициативе правительства Киргизской Республики рабочей группой под руководством министерства экономики и финансов при финансовой и организационной поддержке НПО "
Общая цель СРС, заявленная разработчиками, - повышение уровня и качества жизни граждан путем устойчивого экономического роста, создания условий для полноценной занятости, получения высоких и устойчивых доходов, доступность широкого спектра социальных услуг и соблюдение высоких стандартов жизни в благоприятной для здоровья окружающей среде. Ну и конечно, масштабная борьба с коррупцией. И так далее.
В соответствии с проектом, достижение поставленных целей будет обеспечиваться через поощрение развития малого и среднего предпринимательства, отраслей, по которым Киргизия имеет как уже проявившиеся, так и потенциальные преимущества (энергетика, горнодобывающий сектор, перерабатывающие отрасли агропромышленного сектора, ряд направлений сервисных услуг). И тому подобное.
Для справки: Заявленные приоритеты СРС и предполагаемые вложения:
энергетика - 2,5 млрд долларов; горнорудный сектор - 2,7 млрд; сельское хозяйство и перерабатывающая промышленность - не менее 800 млн; транспортная инфраструктура - около 300 млн; социальный сектор, здравоохранение и образование - 2 млрд; услуги (туризм) - около 200 млн.
Известно, что для эффективного развития необходима действенная экономическая политика и предсказуемое поведение власти, которая устанавливает четкие законы и правила и следит за их безусловным выполнением всеми участниками процесса. Однако сложившаяся на сегодняшний день в Киргизии обстановка непредсказуемости, размытости "правил игры" - это едва ли не самая существенная угроза устойчивости экономического роста, поскольку неопределенность будущего деформирует мотивы и поведение всех участников экономической деятельности.
По этим причинам, по мнению участвовавших в обсуждении экспертов, СРС в нынешней ситуации не выглядит убедительной. В киргизском обществе накопились серьезные диспропорции и проблемы, вызывающие большие сомнения в реальности выбранных методов осуществления Стратегии.
По прогнозам разработчиков, результатом реализации заложенных в Стратегии мер должны стать такие экономические показатели, как увеличение реального ВВП на треть и номинального на 65% к уровню 2005 года при 6%-ом среднегодовом приросте, рост объемов производства в промышленности должен составить 7%, в сельском хозяйстве - 5,5%, в строительстве - до 10% и в сфере услуг - 6,4% в год. На выходе, к 2010 году планируется, что уровень ВВП составит 728 долларов на душу населения, средняя заработная плата увеличится на 60% и составит 100 долларов, дефицит бюджета сократится до 2,6% к ВВП, а размер внешнего долга уменьшится вдвое.
Эксперты, на суд которых была вынесена программа, полагают - и на наш взгляд совершенно справедливо, что она не стала откровением и прорывом. Что нужно делать для улучшения жизни людей и экономики в целом было известно и год, и два и пять лет назад. Проблема в том, как это сделать? Какими средствами и методами? И сколько это будет стоить? Похоже, что ответа на эти вопросы в Стратегии нет, и она является ни чем иным, как очередной декларацией о намерениях "завтра жить лучше, чем вчера". По мнению независимых экономических специалистов, финансовое обеспечение является для СРС одним из самых уязвимых мест. Стратегия развития предусматривает три основных источника финансирования: средства государственного бюджета, международных доноров и частные инвестиции.
Разработчики подчеркивают, что главным источником финансирования предусмотренных Стратегией программ станут внутренние ресурсы: средства республиканского и местных бюджетов и внутренние инвестиции. Привлечение внешней помощи, написано в документе, "будет происходить таким образом, чтобы устранить риск нарастания новой задолженности". Но откуда взяться этому "риску нарастания новой задолженности", вопрошают эксперты, если потенциальных инвесторов отпугивают высокие налоги, несовершенная система таможенных пошлин, а существующий фискальный режим и тотальная, "системная" коррупция не способствуют развитию бизнеса?
Сумма на выполнение всех целей, заложенных в Стратегии развития страны, составляет около 8,5 миллиарда долларов. Ее финансовый дефицит, как заявляет министр экономики и финансов Киргизской Республики
Если планируется ежегодный рост экономики, в среднем не превышающий 6%, то и бюджет может расти примерно на 10%, получая ежегодно не более 50-70 миллионов долларов дополнительно к предыдущему году. Это составит за пять лет - в идеальном, описанном в СРС случае - максимум около 800 миллионов долларов. Притом, что все дополнительные средства бюджета (при их наличии) должны расходоваться на увеличение социальных нужд, повышение зарплаты бюджетникам и пенсий пенсионерам.
По подсчетам специалистов, для того чтобы экономика Киргизии развивалась с темпом на уровне 7-8% в год, необходимы инвестиции как минимум 500 миллионов долларов в год. В республике таких денег нет. В результате разрушения экономики и обеднения основной части населения в начале 1990-х годов, бегства наиболее квалифицированных и работоспособных специалистов в Россию, внутренние сбережения упали до 3-4% от ВВП. Справедливости ради следует отметить, что в последние годы они заметно возросли (в первую очередь, за счет частных денежных переводов из-за рубежа) и, по некоторым данным, составили 10%. Но эти сбережения не могут превратиться в инвестиции из-за слабости коммерческих банков Киргизии, из-за того, что банковская система не исполняет своих функций по аккумулированию внутренних сбережений и их трансформации в инвестиции. Банковский сектор нельзя пока рассматривать и в качестве института, полноценно финансирующего реальный сектор экономики - как в силу размеров киргизских банков, так и существующих высоких операционных расходов. Чтобы представить возможности работающих в республике банков, достаточно сказать, что совокупный кредитный портфель банков в 2005 году составил всего лишь 190 миллионов долларов. Тогда откуда ж взять деньги на реализацию столь амбициозной СРС? Авторы предполагают - и этому вопросу в Стратегии отведено специальное место, что недостающие средства предоставят внешние доноры и грантодатели - министерство по международному развитию Великобритании, Всемирный, Азиатский, Исламский банки, Швейцарская корпорация развития и Агентство
Как иронично заметил известный киргизский предприниматель Эмиль Уметалиев, "стратегия хорошая, но очень уж универсальная, нет в ней "зацепки", привязанной именно к нашей стране". Хотя, возможно, никакой "зацепки" в скором будущем вообще не понадобится. Дело в том, что в настоящее время в Киргизии активно обсуждается вопрос присоединения республики к программе HIPC. Этот вопрос курируется непосредственно премьером Киргизии Феликсом Куловым, который, судя по его действиям и высказываниям, является сторонником вступления республики в "клуб беднейших стран мира". В этом случае страна фактически окажется под внешним управлением Международного Валютного Фонда и
Виктор Самосадов - эксперт по социально-экономическим проблемам Средней Азии