Обзор самарских СМИ за 12-13 октября 2006 года.

ПОЛИТИКА

"По всей вероятности, вышедшие во второй тур Георгий Лиманский и Виктор Тархов попытаются добиться поддержки со стороны шедших за ними следом Михаила Матвеева и Виталия Ильина, - пишет "Самарское обозрение". - По информации газеты, первые переговорные процессы уже начались. Финишировавший четвертым Михаил Матвеев заявил, что сейчас изучает мнение своих избирателей по этому поводу и проводит консультации со своей командой, губернатором, администрацией президента РФ, штабами Лиманского и Тархова "для выяснения, в какой степени каждый из этих двух кандидатов готов реализовать хотя бы какую-то часть той программы местного самоуправления, с которой я шел на выборы и за которую было отдано 50 тысяч голосов". По словам кандидата, решение может быть принято им в конце этой недели. Комментируя эту ситуацию эксперты "Самарского обозрения" резко расходились во мнениях. Президент ТРК "РИО" Виталий Добрусин предположил, что Матвеев и Ильин с прицелом на будущее захотят сохранить свое имя. "Ильин и Матвеев позиционируются как политики, ни в чем не уступающие сегодня Лиманскому и Тархову. Поэтому ни Ильин, ни Матвеев не выскажут своих политических позиций до окончания выборов во втором туре и не призовут своих избирателей пойти и проголосовать за одного из двух кандидатов", - полагает Добрусин. Несколько иная точка зрения у президента "Фонда социальных исследований" Владимира Звоновского: "И у Ильина, и у Матвеева очень тяжелый выбор. У СОКа выбора фактически нет: смысла поддерживать Тархова никакого, да и непонятно, насколько это нужно Тархову. В этом случае я плохо понимаю основания для сближения. Думаю, что в итоге Ильин просто останется в стороне и никого не будет поддерживать. Для Матвеева поддержать Лиманского - значит начать тяжелый разговор со своим избирателем. А что значимого ему может предложить Тархов, не вполне понятно. Я думаю, что возможности договориться у Матвеева есть со всеми, просто ему нужно решиться, а весь выбор - плохой".

"Из 18 участников предвыборной гонки, дошедших до финала, кандидат-однофамилец был только у одного претендента на мэрское кресло - действующего градоначальника Георгия Лиманского, - пишет "Самарское обозрение". - Его однофамилец Игорь Лиманский - слесарь-ремонтник "ООО "Димитровградский завод радиаторов" умудрился получить 2,43% голосов избирателей, обогнав в итоге довольно известных кандидатов, вложивших в кампанию немалые средства и ведших кампанию достаточно активно. По мнению президента "Фонда социальных исследований" Владимира Звоновского, для технического кандидата - это довольно серьезный результат: "Я думаю, в нашем случае этот результат связан прежде всего с тем, что была проведена плохая разъяснительная работа со стороны команды Лиманского".

ЭКОНОМИКА

"В распоряжении "Коммерсанта" оказались списки бюджетников, получивших ипотечные кредиты в рамках городской целевой программы "Улучшение жилищных условий граждан Тольятти с использованием ипотечного кредитования" на 2002-2011 годы, - пишет газета "Коммерсант-Среднее Поволжье". - Программа была разработана мэрией Тольятти для работников бюджетной сферы, имеющих невысокий уровень дохода. Она была принята городской думой в 2002 году. До этого, в 2001 году, кредитование населения происходило на основании распоряжений мэра города Николая Уткина. Ее участниками могли стать очередники, имеющие льготу на получение жилья, работники бюджетных (в том числе МУП) организаций, при этом обеспеченных менее 18 кв. м жилья на одного члена семьи и нуждающихся в улучшении жилищных условий. Программа позволяла бюджетникам заключать договора ипотечного кредитования с банком по процентной ставке 3/5 от ставки рефинансирования, утвержденной ЦБ России. Для этого городской бюджет производил субсидирование ставки коммерческого банка в размере 50%. В качестве банка-агента выступал тольяттинский ЗАО "КБ "Фиа-Банк". Тем самым местная власть пыталась добиться обеспечения доступности ипотечного кредитования для граждан с невысоким уровнем дохода и создания механизмов социальной защиты неплатежеспособных заемщиков от неблагоприятных последствий, а также оптимизации расходов бюджета города на решение жилищной проблемы. Согласно отчету выполнения программы, за четыре года на предоставление ипотечного кредита по сниженной ставке из тольяттинского бюджета было выделено около 35,8 млн. рублей, столько же предоставил банк. Всего объем финансирования программы равен более 143,2 млн. рублей, половина из которых является средствами населения (кредит КБ составляет 50% от стоимости приобретаемого жилья). С начала действия программы было выдано 273 кредита, еще 6 человек оформили ипотеку на основании распоряжения мэра в 2001 году. Однако в списках лиц, получивших ипотечные кредиты, оказались фамилии людей, которых сложно отнести к малообеспеченным бюджетникам. В частности, в нем указаны фамилии заместителя руководителя тольяттинской налоговой инспекции Ольги Гаркуши, руководителя аппарата городской мэрии Галины Мелехиной, главного бухгалтера мэрии Марины Малежиной, заместителя департамента управления соцподдержки населения мэрии Ларисы Загребовой, директора тольяттинской службы спасения Владимира Черкашина (оформил 2 ипотечных кредита по данной программе), директора районного ЗАГСа Натальи Тихоновой, а также пяти директоров школ, четырех главных бухгалтеров городских больниц и пяти работников тольяттинской гордумы. Вчера (12 октября) начальник отдела по жилищной политике мэрии Тольятти Ирина Белякова отказалась комментировать, каким образом в числе малообеспеченных граждан Тольятти оказались эти люди, сославшись на секретность документа. При этом, она пригрозила "Коммерсанту" судебным разбирательством, если списки будут опубликованы. Тем временем, депутат тольяттинской гордумы Борислав Гринблат заявил, что "городской бюджет должен быть прозрачным, поэтому ко всем его расходам общественность может иметь доступ". По информации "Коммерсанта", список бюджетников, получивших кредит по программе улучшения условий жилья, был подготовлен специалистами городской мэрии по просьбе местного парламента. На его основе депутаты должны были проанализировать целесообразность программы и согласиться с предложенными мэрией поправками. В частности, исполнительная власть предложила продлить срок действия программы еще на пять лет, а также в ее рамках производить безвозмездные субсидии (за счет бюджета) малоимущим работникам бюджетных организаций на выплату первоначального взноса по кредиту. "К тому же, на отладку новой программы мэр Тольятти Николай Уткин согласился выделить из дефицитного бюджета 1 млн. рублей", - отметили в мэрии. Однако, после того как списки оказались в руках депутатов, многие из них стали сомневаться в необходимости этой программы. "Из отчета выполнения программы видно, что она дискредитирует национальный проект "Доступное жилье", - заявил председатель бюджетной комиссии тольяттинской гордумы Дмитрий Полицемако. - В частности, она разрушает конкурентную среду кредитных организаций и равные условия для населения города, так как из списка видно, что кредиты получили только работники бюджетных организаций, тогда как изначально предусматривались и другие категории граждан. Этой программой мы плодим чиновников и создаем льготные условия их вольготного существования за счет простых налогоплательщиков". В этой связи господин Полицемако высказался против предложенных мэрией поправок. "Это не наша программа, мы не работали с бюджетными средствами Тольятти", - сообщила исполнительный директор Самарского областного фонда жилья и ипотеки Дания Вагапова. По ее словам, у фонда нет программ, рассчитанных на малоимущих - кредит получают те, кто в состоянии его обслужить. "Ипотечная программа, которая работает в нашем фонде, разработана для людей, которые имеют возможность получить ипотечный кредит и рассчитываться по нему на стандартных условиях", - пояснила госпожа Вагапова, подчеркнув, что малообеспеченные люди должны получать жилье социального найма, проживать в нем без права приватизации, а если их материальное положение изменится - выходить на ипотечный рынок и приобретать себе квартиру".

ЭКОЛОГИЯ

"В соответствии с Лесным кодексом, принятым в 1997 году, органам местного самоуправления запрещено финансировать программы по защите и воспроизводству лесов, находящихся на землях город, - пишет газета "Площадь Свободы". - С того же времени прекратилось выделение денег на эти цели из федерального бюджета. А уже через год случилось чрезвычайно засушливое лето - и 100 гектаров городского леса Тольятти выгорели. Для того чтобы восстановить потерянный фонд, в Тольятти была создана пятилетняя программа рационального использования и защиты лесов. На эти цели предполагалось потратить 27 миллионов рублей. На днях на городской думской комиссии по промышленной политике и экологии подвели ее итоги. За прошедший год удалось не только восстановить выгоревший лес, но и посадить дополнительно 44 гектара. Благодаря природоохранным мероприятиям количество пожаров в лесопарковой зоне снизилось более чем в три раза. "Несмотря на положительные моменты, нам предстоит поделать еще много работы, - отметил директор Ставропольского лесхоза Иван Улитин. - Денег по программе хватит на санитарную уборку лишь 200 га леса из существующих 8000 га. Необходимо продолжать ухаживать за лесопосадками еще в течение пяти лет. Лишь после этого будет ясно, прижились деревья или нет. Для этого городу необходима новая целевая программа по защите городских лесов. Но это проблематично до тех пор, пока не определится, кто же является хозяином леса, а значит, должен финансировать "легкие" мегаполиса. Депутатам осталось лишь рекомендовать лесникам привлекать для своих проектов общественность".

ОБЩЕСТВО

"Несмотря на то, что сотрудники областного здравоохранения, Пенсионного фонда и соцстраха на протяжении нескольких месяцев настойчиво убеждали федеральных льготников хорошенько подумать, прежде чем сделать выбор между набором социальных услуг и "живыми" деньгами, почти половина льготников предпочли соцпакету на 2007 год денежную компенсацию в размере 477 рублей, - пишет "Социальная газета". - Напомним, что ветеранам и инвалидам предстояло выбрать из двух возможных вариантов: отказаться от социального пакета полностью или от его части. Медицинская составляющая предусматривает лекарственное и санаторно-курортное обеспечение (ее денежный эквивалент - 424 рубля), транспортная - бесплатный проезд на пригородных электропоездах, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно (53 рубля). На 2007 год из 295865 льготников, внесенных в федеральный регистр, всего от соцпакета отказались практически половина, точнее, 139840 человек, что составляет 47,3 процента. Из них подавляющее большинство (133886 человек) отреклись от всего гарантированного набора социальных услуг, а около шести тысяч - от медицинской составляющей. По сравнению с прошлым годом, это примерно на четыре процента больше. Хотя подобный рост никак нельзя назвать неожиданным, потому как на протяжении всего года самарцы из числа федеральных льготников жаловались на неудовлетворительное лекарственное обеспечение. Именно отсутствие в перечне необходимых лекарств, довольно длительное и утомительное ожидание положенных по списку медикаментов, простаивание в очередях в поликлиниках и аптеках - основная причина отказов. Конечно же, для подавляющего числа отказников бесплатные лекарства предпочтительнее, чем несколько сотен рублей. И многие с удовольствием оставили бы медицинскую составляющую, но кто бы еще гарантировал им, что положенные лекарства будут отпущены полностью и без задержек. Уж слишком хлопотное оказалось дело - добиться того, что тебе положено по закону. Еще один момент, который не устраивает многих федеральных льготников, - это замена привычных лекарств аналогами. Да, все имеющиеся в наличии медикаменты по качеству отвечают государственным нормам и стандартам. Да, по составу они могут быть идентичны прежним, и врачу как бы виднее, что вам положено пропить. Но человек остается человеком. Тем более пожилые люди по природе своей консервативны. Если пенсионер десятилетиями принимал один и тот же препарат, а потом ему назначили что-то новое, пусть и аналогичное прежнему, он обязательно воспримет это в штыки. Действие аналога такое же, но государству выходит дешевле. Только вот организм каждого человека индивидуален, и многие отмечают побочные эффекты от замены. Многие из числа прежних отказников, наоборот, пожалели о своем решении и со следующего года хотят вновь получать набор социальных услуг. Не случайно отказ от медицинской составляющей соцпакета в начале этого года привел к резкому росту случаев госпитализации среди тяжелобольных. Для некоторых цена вопроса слишком высока. Люди, страдающие сердечно-сосудистыми заболеваниями, бронхиальной астмой и сахарным диабетом, в прошлом году, выбрав денежный эквивалент, потом не смогли получить дорогостоящие лекарства за государственный счет. Некоторым астматикам нужен препарат, который стоит примерно 20 тысяч рублей за упаковку. Курс лечения онкологических больных без хирургического вмешательства обходится от 30 до 300 тысяч рублей. Ежемесячно каждый такой больной получает лекарства в среднем на полторы тысячи рублей. Многие только потом поняли, что оплачивать их из своего кармана им не по силам".