Сегодня, 5 октября, президент России Владимир Путин внес на рассмотрение Государственного Собрания (Курултая) Башкирии кандидатуру Муртазы Рахимова для наделения его полномочиями президента РБ на пятилетний срок. О том, как он управлял республикой на протяжении последних 10-15 лет, о заслугах, сыне и преемнике рассуждал в интервью корреспонденту ИА REGNUM вице-президент Фонда содействия развитию регионов, экс-депутат Госдумы, бывший председатель думского комитета по делам национальностей и экс-глава башкирского отделения КПРФ Валентин Никитин.

ИА REGNUM: Как вы восприняли новость о том, что президент России Владимир Путин представил кандидатуру Муртазы Рахимова на четвертый президентский срок в Башкирии?

Честно говоря, я был очень удивлен. Я надеялся на здравый смысл президента РФ. Не думал, что он пойдет на продление полномочий Рахимова. Потому что Путин владеет информацией и понимает, что в республике не все так стабильно, как пытается представить местная власть.

ИА REGNUM: Каковы, на ваш взгляд, основные заслуги Рахимова на посту президента?

Президентство Муртазы Губайдулловича можно разбить на несколько этапов. Начальный период - когда в стране проходила чубайсо-гайдаровская "прихватизация". В республике тогда не было того, что происходило по всей стране. И президент Башкирии вел себя достаточно твердо, не соглашаясь с тем, что ему навязывает правительство Гайдара, потом Черномырдина. В республике проходили демократичные преобразования не так обвально, как во многих других областях, краях и в целом по России. С 1996 года ситуация резко изменилась и президент Рахимов начал передавать все, что сохранилось в республике в более-менее управляемом виде? своему сыну: нефтехимзаводы, "Башнефть", "Башкирэнерго". Республиканская власть все больше начала нарушать законодательство РФ и свою же собственную конституцию. Попытка борьбы между республикой и федеральным центром обернулась крахом официальной Уфы. В Башкирии вынуждены были поменять все законы и привести их в соответствие с федеральными, в том числе пришлось изменить Конституцию республики Башкортостан, пойти на уступки в части полномочий местных органов власти. К сожалению, Муртаза Губайдуллович оказался двулик, на мой взгляд. Он стал работать, защищая интересы близких ему людей, клана так называемого, состоящего из близких к нему руководителей и хозяйственных чиновников.

ИА REGNUM: Как вы оцениваете сына президента Башкирии Урала Рахимова в роли политика? Он ведь депутат местного парламента.

Он не присутствовал почти ни на одном заседании Госсобрания. В политике он не участвует, он пытается это делать через других людей, которые ему подсказывают. Поэтому игра в политику - это была попытка противопоставить себя другим, да и депутатская неприкосновенность, видимо, играла не последнюю роль.

ИА REGNUM: А нынешнее его директорство в "Башнефти", на ваш взгляд, продуктивно?

Что власть сделала с "Башнефтью" в 2002 году, мы знаем - Счетная палата, прокуратура, МВД на этот счет высказали свое мнение. Республика и Россия в целом потеряли там большие суммы. То, что Урал теперь возвращается в "Башнефть", мне непонятно, - скорее всего, это папино желание контролировать нефтедобывающую компанию. Я боюсь, что через некоторое время новая проверка снова выявит серьезные нарушения финансового и уголовного законодательства.

ИА REGNUM: Вы могли прогнозировать, что президент России будет рекомендовать Рахимова на новый президентский срок?

Муртаза Губайдуллович неоднократно ставил этот вопрос перед Путиным, и его радужные рапорты при каждой встрече с главой страны становились все лучше и лучше. На последней встрече в Сочи Рахимов заявил, что вообще построил в Башкирии чуть ли не коммунизм, хотя это далеко не так. Я предполагал, что возможен такой вариант, но надеялся, что Путин на этот шаг не пойдет, зная истинное положение дел в республике. Большинство людей в Башкирии негативно оценивают сегодняшние методы правления. Никакой демократии не было и нет. Если в начале карьеры Рахимова еще и были какие-то действия, направленные на развитие демократических институтов, теперь это превратилось в сплошной кулак, который держит все население республики в ежовых рукавицах. В прокуратуре Башкирии, в судах республики (за редким исключением), в УФСБ добиться полного соблюдения законности и прав невозможно. Уполномоченный по правам человека России получает намного больше жалоб от жителей Башкирии, чем местный республиканский уполномоченный. Конституционный суд Башкирии только одобряет все действия администрации президента. Хотя очень много нарушений законодательства в нашей республике происходит. Поэтому люди разочаровались. Оппозиция существует только в виде компартии. Да и ее пытаются разодрать, сделать карманной. Что такое выборная кампания у нас, никому не надо рассказывать.

ИА REGNUM: Удалось ли Рахимову решить национальный вопрос в республике?

Это надо большое спасибо сказать нашему народу. Мы все живем в дружбе и любви. А куда деваться, у меня, например, у самого зять - татарин. У моего брата жена - башкирка. Но я могу отметить ряд упущений со стороны руководства республики - это и языковая политика, и образовательная, в которых можно было избежать некоторых негативных моментов. Есть нарушения и не только со стороны руководства. Например, живет в Башкирии русский человек, и, очевидно, он должен знать хотя бы на разговорном уровне азы башкирского языка и культуру коренного народа. Но многие из нас относятся к этому прохладно. Поэтому в этой сфере должна действовать общегосударственная политика по воспитанию друг в друге толерантности. Людям надо разъяснять, как строятся межнациональные отношения, но, к сожалению, телевидение и СМИ в Башкирии этого не делают. В итоге мы видим протесты национальной культурной автономии татар. Я думаю, что мы должны остановиться и оценить дальнейшие перспективы по этому вопросу.

ИА REGNUM: Как прижилось местное самоуправление на территории Башкирии?

Пока еще трудно говорить, так как местное самоуправление окончательно еще нигде не прижилось. Но силовыми методами, как привыкли в Башкирии, внедрять эту систему неправильно.

ИА REGNUM: Как вы думаете, кто станет преемником Рахимова через пять лет?

Может быть, кто-то из нынешнего окружения президента Башкирии, или из тех, кто уехал из республики. Люди у нас есть. Но я думаю, что будущего главу республики должен избирать народ, и потом нести ответственность за свой выбор. Правда, есть примеры, когда за отстаивание законности выборов увольняли с работы. У нас настолько напугали всех, что люди боятся не то, что слова сказать, но и подумать о нарушениях во время выборов.