Александр Мостипака: Румыния-Украина: историческая память против новых политических реалий
Александр Мостипака - журналист, Черновцы (Украина), специально для ИА REGNUM
26 сентября 2006 года Еврокомиссия обнародовала в Европарламенте мониторинг, согласно которому Румыния и Болгария с 1 января 2007 года фактически могут на практике применять принципы и законодательство Европейского Союза. Это означает, что для их вступления в ЕС сняты все препятствия. Что изменится после этого в отношениях между Румынией и Украиной и чего нового ожидать Киеву от юго-западного соседа? Для этого стоит вернуться назад и взглянуть как развивались румыно-украинские отношения на протяжении последних 15 лет со времени провозглашения независимости Украины. Самым характерным полигоном для понимания этих отношений является Черновицкая область.
Ситуация в 1991-2006 годах
О том, что Черновицкая область является знаковой для официального Бухареста, свидетельствует хотя бы тот факт, что здесь побывали с официальными поездками все три последних румынских президента (Константинеску, Илиеску, Бэсеску), а с частным визитом даже был бывший румынский король. Напомним, что с 1918 до 1940 года Северная Буковина и северная часть Бессарабии находились под властью Румынии, а согласно секретным протоколам к пакту Молотова-Риббентропа, они перешли к Советскому Союзу и были присоединены к тогдашней УССР как Черновицкая область.
С провозглашением независимости Украины и свержением режима Чаушеску в Румынии политические силы в Бухаресте начали активно использовать "карту исторических земель" как для внутренних, так и для внешних политических потребностей. Для внутренних потребностей использовались лозунги "Великой Румынии" (страна и до сих пор одна из самых бедных в Европе - средняя зарплата на уровне украинской - 200 долларов США) на фоне падения жизненного уровня, инфляции, социального расслоения населения, массовой трудовой миграции.
Положение румынского меньшинства в Черновицкой области и фактор "исторической несправедливости" относительно Румынии активно муссировались во время различных избирательных кампаний. Для внешнего употребления обходились более мягкими формами давления на Украину. Для этого румынская дипломатия использовала трибуны в различных евроструктурах - для привлечения внимания к вроде бы ужасному положению румынского меньшинства на Украине, распространяла требования и заявления от лица деятелей этого меньшинства, влияние которых часто распространялось не дальше собственной квартиры.
Заявления, а часто и действия деятелей из Бухареста в январе 1996 года стали причиной массовой манифестации в Черновцах против претензий Румынии, организованной правыми силами. В акции приняли участие до 3 000 человек, и до сих пор она после событий оранжевой революции остается одной из наиболее массовых политических акций, что состоялись в Черновицкой области за годы независимости Украины.
Страсти несколько улеглись, когда Европа дала понять румынской элите, что у нее есть шансы "протолкнуть" свою страну в
После этого официальный Бухарест прекратил упоминания об "исторической справедливости". Правда, это не мешает другим политическим силам в Бухаресте и дальше использовать такую тематику. Так, партия "Великая Румыния" набирает 10-12% голосов на выборах, а ее лидер Корнелиу Вадим Тудор занял на президентских выборах 2004 года третье место, набрав почти 12% голосов. Однако эта политическая масса не является критической (показатели приблизительно отвечают показателям правых радикалов в Польше, Венгрии, Франции или России) и пока что причин для активизации праворадикальных настроений в Румынии нет.
Одновременно в отмеченный период Румыния активно способствует формированию так называемой румынской национально-культурной среды в Черновицкой области. Часть местных интеллигентов румынского происхождения (поэты, писатели, журналисты, учителя, научные работники) используют интерес со стороны Румынии к румынскому меньшинству на Украине для создания разнообразных организаций, печати в Румынии своих книжек, издания на средства Румынии газет и тому подобное. Появление денежной помощи со стороны соседа сопровождается тем, что в среде румынских национально-культурных обществ появляются и авантюристы, для которых помощь из-за границы становится средством для достаточно-таки неплохого существования. Эти же деньги приводят к тому, что среда румынских национально-культурных организаций окончательно распыляется. И до сих пор попытки с румынской стороны объединить эти организации, или хотя бы создать активный и действующий координационный орган, ни к чему не привели. Появление денежной помощи спровоцировало и появление коррупции и злоупотреблений этими средствами. За все эти годы было несколько скандалов, когда румынские журналисты пытались выяснить, куда уходили деньги румынских налогоплательщиков, и обнаружили, что они либо расходовались не по назначению, либо раскрадывались. Так, уже в этом году издание "Romanian Global News" направило запрос в МИД Румынии с требованием предоставить сведения относительно профинансированных министерством через Департамент по вопросам румын отовсюду (ДВРО) на протяжении 2004-2005 годов проектов за границей. Желаемого результата им удалось добиться только после обращения в суд. В конце мая 2006 года издание обнародовало эту информацию. В комментариях журналисты сделали выводы о возможных махинациях со средствами и о возможной причастности к этому румынских высоких чиновников. Ни активисты местной румынской общины, ни представители ДВРО не смогли предоставить документально подтвержденные отчеты об использовании средств ни по одной статье расходов: основание общественной организации "Румынское сообщество Украины" - 115 тысяч долларов, финансирование детской газеты "Fagurel", издательство газеты "Septrentrion literar" и тому подобное. Были скандалы и значительно громче, о них сообщала и черновицкая украинская пресса.
Однако Румыния все же добилась за эти годы определенного результата. Благодаря национально-культурным организациям румынского меньшинства (а с их помощью и официальному Бухаресту) удалось сформировать требования к Украине относительно национально-культурного развития румынского меньшинства на территории Украины и, в частности, в Черновицкой области. По большей части это национально-культурные требования. Но в последнее время они начали дополняться и политическими, которые представители румынского меньшинства во время визита в Черновицкую область в феврале 2006 года передали президенту Румынии
Румынские общества усиливают давление и на официальную власть Черновицкой области. Так, в июле 2006 года на встрече главы Черновицкой облгосадминистрации
Интересно, что все эти требования и давление на Украину и региональную власть Черновицкой области происходят в достаточно странных экономических условиях: существует реальный и значительный разрыв между экономическими отношениями Черновицкой области (и Украины в целом) с Румынией и национально-культурными требованиями. Во-первых, у Румынии фактически чрезвычайно слабые внешнеторговые и внешнеэкономические связи с Черновицкой областью (Румыния находится за пределами первой десятки в числе инвесторов и отсутствует среди лидеров во внешнеэкономическом сотрудничестве). Во-вторых, уровень развития многих румынских сел Черновицкой области и соседнего Сучавского уезда Румынии - не на пользу населенных пунктов по ту сторону украинской границы. Если взять во внимание большинство румынских сел вблизи Черновцов, то уровень жизни у них и в селах Сучавского уезда отличается примерно таким же образом, как и уровень жизни среднего итальянца и среднего румына. Очевидно из-за этого, а также из-за того, что подавляющее большинство румынского населения в Черновицкой области пока еще занято решением экономических и социальных вопросов, румынские национально-культурные организации являются малочисленными и не имеют значительного влияния среди румыноязычного меньшинства.
Однако противостоять даже натиску этих организаций и отстаивать национальные интересы Украины ни центральная власть Украины, ни региональная власть Черновицкой области не в состоянии. Причина - отсутствие концепции и стратегии национальной политики на Украине как таковой, непонимание центром проблем многонациональных регионов, в частности, проблем в румынском направлении, потеря или игнорирование тех наработок, что были сделаны Государственным комитетом национальностей и миграции, МИД и СБУ во времена президентства
Ситуация после 2007 года (прогноз)
Отвечая на вопрос польской газеты "Жеч Посполита", поддержит ли Румыния вступление в ЕС Украины, министр европейской интеграции Румынии Анка Даниела Боаджиу заявила: "Мы будем поддерживать процесс последующего расширения ЕС. Если речь идет об Украине, то президент Румынии Траян Бэсеску наладил тесное сотрудничество с
Что выигрывает Украина от вступления Румынии в Евросоюз?
Во-первых, гарантии того, что Румыния (вплоть до возникновения чрезвычайной ситуации, а будем надеяться, что в Черновицкой области на межнациональной почве ее не будет) не будет затрагивать вопрос о пересмотре границ и восстановлении "исторической справедливости".
Во-вторых, возможная определенная активизация работы еврорегиона "Верхний Прут" (в настоящий момент существует в границах Черновицкой области Украины, Сучавского и Ботошанского уездов Румынии, но фактически сводится к "бумаготворчеству" и активным обменам делегациями чиновников).
В-третьих, появятся новые перспективы развития транспограничного сотрудничества, связанные с включением Черновицкой области в перечень регионов, что будут финансироваться с 2007 по 2013 годы за счет структурных фондов Европейского Союза в рамках новой Программы Соседства "Румыния-Украина-Молдова". Общие объемы финансирования трех стран по этой программе составят более 123 млн. евро (львиная доля этой суммы, понятно, достанется Румынии). Но все же можно констатировать, что вступление Румынии в ЕС принесет оживление развития транспограничного сотрудничества Черновицкой области и соседних уездов Румынии.
В-четвертых, последующая активизация румынских обществ в Черновицкой области, возможно, приведет к выработке (хотя бы на уровне области) системы сдерживаний, уступок и противовесов "аппетитам" лидеров румынского меньшинства.
Что выигрывает Румыния от вступления в Евросоюз в отношениях с Украиной?
Во-первых, отныне румынская дипломатия, официальные лица и парламентарии получат значительно более влиятельную трибуну для высказывания претензий, замечаний и предложений Украине относительно состояния местной румынской общины - Европарламент (это уже не
В-третьих, Румыния будет способна заручиться поддержкой новых влиятельных партнеров в Евросоюзе для давления на Украину по вопросам прав нацменьшинств, даже если лидеры нацменьшинств будут требовать провозглашения национально-культурной автономии для себя в отдельно взятых селах и районах. В-четвертых, получая большую финансовую помощь от ЕС на решение экономических проблем, Румыния будет способна выделять большие суммы на поддержку национально-культурных румынских организаций на Украине и, возможно, ей даже удастся объединить эту своеобразную диаспору, как это удалось Венгрии в Трансильвании, и добиваться ее политического присутствия в местных органах власти.
В-пятых, если к вышеперечисленному добавится постепенный рост уровня жизни в Румынии, то она получит дополнительные аргументы для влияния на украинские румынские общины и давления на национальную политику Киева.
Перечень можно было бы продолжить, но и этого достаточно.
Что способна этому противопоставить Украина? Концепцию и стратегию национальной политики? Так о ней никто и не слышал. Обратные аргументы давления на Румынию с использованием украинского меньшинства в этой стране? И об этих аргументах никто не слышал, да и захочет ли их Брюссель слушать. Работу с молдавской общиной, которая до сих пор не признает себя частью румынского народа, а считает себя отдельным этносом? Так и этой работы никто не видел. Работу с самой румынской общиной ради создания в ее среде проукраинского лобби? Это вообще из области фантастики.
Поэтому не стоит удивляться, если через год-два с высоких трибун в Брюсселе и Страсбурге Украину будут "нагибать" за нарушение прав национальных меньшинств и ущемления, которых на самом деле нет. А чиновники в Киеве будут чесать затылки и оправдываться перед заезжими эмиссарами ЕС, в составе делегаций которых будут хитрые, предусмотрительные и прагматичные румынские политики и дипломаты. Они знают свои национальные интересы. Знают ли их в Киеве? Это еще вопрос.
Справка ИА REGNUM