В 2005 году в Калужской области образованы 319 муниципальных образований, в том числе 24 муниципальных района, 2 городских округа, 31 городское и 262 сельских поселения. С 1 января 2006 года вся их деятельность строится на основании 131-го закона о местном самоуправлении, до сих пор вызывающего неоднозначную реакцию российской провинции. Уже девять месяцев Калужская область одной из первых в стране в полном объеме реализует положения закона. О первых результатах корреспонденту ИА REGNUM рассказал заместитель губернатора - руководитель администрации губернатора области Виктор Квасов.

ИА REGNUM: Виктор Хрисанфович, природа подсказывает: девяти месяцев недостаточно, чтобы определить, кем и каким станет новорожденный. Но живо ли дитя - определяется с легкостью...

Дитя живо, здорово и подает определенные надежды. С 4 августа по 12 сентября мы встретились со всеми главами сельских и городских поселений - руководителями первичного звена местного самоуправления. Выездные совещания, где обсуждались итоги работы за семь месяцев, проходили буквально через день. Подводя итоги, мы отметили несколько общих положительных тенденций. Во-первых, явно и заметно повысилась активность работы руководителей первичного звена с населением. Смысл местного самоуправления - вовлечение самих жителей в решение местных проблем. Оказалось, что можно привести в порядок поселение, местное кладбище и даже засыпать ямы на грунтовой дороге гравием силами жителей, вышедших на субботники. В одном из МО Куйбышевского района глава администрации организовал на сегодняшний день 19 субботников - больше двух в месяц.

Во-вторых, в большинстве муниципальных образований озаботились доходами. Теперь у каждого есть собственный бюджет, им уже не безразлично, как он формируется. Главы МО поняли, что основой бюджета для них являются имущественный и земельный налоги. Теперь они требуют от иногородних "дачников" регистрировать свое далеко не дешевое имущество. Они ставят вопросы перед налоговой инспекцией, пытаются собирать налоги сами. Разобрались, что кадастровая оценка земли в Калужской области слишком низкая и требуют ее повысить. Началось решение местных проблем через самообложение. Нужен деревне колодец - проводится местный "референдум" - собираются деньги. Что интересно, у колодцев, созданных на общественные средства, жители не позволяют мыть машины, баловаться подросткам. В-третьих, изменился подход к расходованию денег. Мы отметили, что эффективность расходования бюджетных средств безусловно возросла. Например, нужно зимой очищать дорогу от снега. Раньше глава сельской администрации вызывал дорожников из района, подписывал, не глядя, процентовку. У него не было бюджета - была смета. Теперь он заключает договор с местным фермером, у которого зимой тракторы все равно стоят. Цена договора на порядок ниже.

Пошла новая тенденция - собирать все бюджетные объекты под одной крышей. Зачем оплачивать содержание нескольких зданий, если есть возможность собрать все местные бюджетные учреждения в одном? В общем, пока местное самоуправление в регионе развивается достаточно устойчиво и стабильно. Это, на мой взгляд, вполне логично: страна живет в условиях рынка, значит, и самое малое село должно жить по рыночным законам.

ИА REGNUM: 46 субъектов Российской федерации заявили, что с 1 января 2006 года они живут по закону о МСУ. Насколько нам известно, во многих регионах это вылилось в простую передачу средств и полномочий первичного звена на уровень муниципальных районов. Как обстоят дела в Калужской области?

Принципиально иначе. Поселения передают районам те полномочия, с которыми не готовы справляться сами. Какие полномочия передаются, в каком объеме, - определяется Соглашением между сторонами. Здесь важно, что ответственность за исполнение полномочий остается все-таки за поселением. Оно может выйти из договора, если он исполняется ненадлежащим образом. В Сухиничском районе есть МО "село Шлипово". Они вообще не стали передавать полномочия району, решили справляться сами. Это их право и их ответственность.

ИА REGNUM: Существуют поселения, которые обеспечивают только 15% собственных нужд. Какие средства для обеспечения полномочий они могут передать району по соглашению?

Этот вопрос решает нормативная база, для создания которой было затрачено много сил и средств. В Калужской области разработаны и приняты законодательные акты о порядке формирования бюджетов, о порядке передачи государственных полномочий на уровень района, о межбюджетных отношениях, о фонде выравнивания и т.д. Каждый из глав местного самоуправления теперь точно знает, сколько он получит в бюджет по разработанным нормативам, сколько - от местных налогов. Все остальное - в его руках.

ИА REGNUM: Политика "выравнивания" бьет по профицитным МО?

От этого не уйти. Вполне понятна озабоченность руководителей Кондрова, Белоусова, Детчина и других профицитных городов и поселков: в их распоряжении не остается вся заработанная прибыль. Приходится делиться. Здесь важно другое: местное самоуправление в Калужской области переводится на рыночные рельсы. Мы, с помощью фонда выравнивания, даем всем 319 муниципальным образованиям равные стартовые возможности. Это - совсем не "всем сестрам по серьгам". Каждый неэффективно использованный рубль будет бить по бюджету поселения и - руководителю администрации. То есть, средства профицитных МО уже не будут, как прежде, направляться на заведомо убыточные цели. На 2007 год губернатор Анатолий Артамонов поставил областному правительству принципиально новую задачу: прекратить "сметное" финансирование учреждений, перейти к оплате результатов их деятельности. Безусловно, эта установка коснется и местного самоуправления.

ИА REGNUM: Со всей серьезностью встает проблема кадров. Более сотни новых юридических лиц с собственным бюджетом - а это ведь даже не малые предприятия. В каждом поселении люди зависят от решений администрации.

Кадры руководителей - это, с одной стороны, одна из наших проблем, с другой - наша надежда. Приход в руководство муниципальными образованиями десятков новых людей, не имеющих должного опыта, остро поставил вопрос их обучения, консультирования. На это мы затрачиваем сегодня очень большие силы и средства. Безусловно, не смогут все до единого новые руководители справиться с работой. Будет ротация. Вопрос о механизме смены руководства заслуживает особого внимания. Сейчас все руководители администраций в области - менеджеры, работающие по контракту с местными представительными органами. Не справляется человек - контракт расторгается.

Что было бы при старой системе? Были бы затрачены значительные средства, назначены новые выборы, в результате которых мог бы победить хорошо финансируемый какими-то структурами и раздающий направо и налево несбыточные обещания кандидат. Это - достаточно известное в России явление. В нашем случае представительные органы просто назначат нового управляющего - на конкурсной основе, конечно. Глава администрации перешел из разряда политиков в разряд хозяйственников - это принципиально. Мы уже не слышим от них популистских заявлений - некогда, работать нужно. Тем более, что безальтернативных выборов практически не было. Каждый глава чувствует затылком дыхание конкурента. И последнее. Мы заметили: новое поколение руководителей гораздо быстрее приноравливается к реалиям рынка. В них, молодых, активных, образованных - перспектива региона.