Когда в январе 2005 года после полного политического фиаско на президентских выборах Виктор Янукович под свист и улюлюканье многотысячного Майдана покинул премьерский пост, казалось, что на его политической карьере можно ставить жирный крест. Более того, тяжелые обвинения в злоупотреблении властью, сепаратизме и фальсификации второго тура выборов заставлял серьезно задуматься, не окажется ли он на скамье подсудимых.

Прошло 19 месяцев и Виктор Янукович с триумфом вернулся в прежнее кресло, наделенный по политреформе еще большей властью. 4 августа 2006 года за него в Верховной раде отдали голоса 273 депутата, на 39 больше, чем в ноябре 2002 года, а внес его кандидатуру вождь "оранжевых" и непримиримый соперник с "руками, которые ничего не украли", президент Виктор Ющенко. Cегодня премьер и президент ведут скрытую борьбу за распределение властных полномочий, смысл которых - определить, кто же все-таки обладает реальными рычагами управления страной.

Только глобальные причины могли привести к такому кардинальному изменению ситуации на Украине, символом которого стала фигура тринадцатого в истории независимости премьер-министра Виктора Януковича. Основные черты его биографии так много и часто обсуждались, особенно его политическими оппонентами, однако, их влияние на личность премьера еще не были достаточно исследованы.

Виктор Федорович родился 9 июля 1950 года в городке Енакиево Донецкой области. Все, кто бывал в этом небольшом городке шахтеров и металлургов в самом центре Донбасса и в его поселке Певневке, знают, что его население - рабочий люд - потомки выходцев из многих регионов бывшего Советского Союза. В этом плане родители премьер-министра не были исключением. Его отец Федор Владимирович имел белорусские корни, он с Витебщины. В свое первое премьерство Янукович в ходе визита в Белоруссию впервые посетил село Януки (название происходит от имени Ян или Януш), где встретился с однофамильцами. Мать, урожденная Кулакова, русская. Премьер всегда очень трепетно относится к своим землякам. Некоторые из них, как, например, заместитель руководителя пресс-службы Александр Тернавский, экс-мэр города Юрий Хиврич, - из родного города Виктора Федоровича. Как недобро поговаривают, что для того, чтобы сделать карьеру при премьере, мало быть "донецким", надо быть "енакиевским".

У Виктора было трудное детство. После ранней смерти его матери отец вступил в повторный брак и мальчик предпочел общество бабушки. В одном из телеинтервью Янукович рассказал, как в детстве едва не утонул в шахтном пруду и только чудом смог выбраться, держась за склоненные ветви. Вообще об этом периоде биографии известно мало. Даже специально организованная штабом Януковича поездка журналистов на родину премьера накануне президентских выборов 2004 года не слишком акцентировала внимание на раннем этапе биографии. Сам Янукович говорил, что в школе учился хорошо. Кстати, сейчас его школу украшает памятная табличка в честь знаменитого ученика.

Однако вовсе не эти факты привлекли повышенное внимание общественности к юношеским годам премьера. Ими стали две его судимости, они стали объектом спекуляций его оппонентов и тенью на его биографии. В декабре 1967 года будущий лидер восточной Украины был осужден на три года за кражу. Как рассказывают, вместе с товарищами он снимал с прохожих шапки. Не отбыв положенного срока, Янукович был досрочно-условно освобожден в следующем году. В 1970 году у него снова вышла неприятность с законом. На этот раз его приговорили к двум годам за нанесение телесных повреждений средней тяжести. Для национальной украинской ментальности такие подробности из жизни кандидата в президенты Украины были шоком и сыграли одну из решающих ролей в его неприятии как возможного главы государства. Тогда же вокруг судимостей стали распускаться еще более невероятные слухи. "Оранжевые" журналисты первыми пустили сплетню о том, что в Донбассе, полном всякого неукраинского сброда, тот, кто не сидел в тюрьме, не считается мужчиной.

После отбытия второго срока в судьбе Януковича появился человек, который, похоже, сыграл решающую роль в его дальнейшей судьбе и собственно вывел на другую дорогу. Человек этот был земляком Януковича, летчиком-космонавтом, Героем Советского Союза и депутатом Верховного Совета СССР Георгием Береговым. Именно благодаря ходатайству знаменитого космонавта Донецкий областной суд пересмотрел его дело и отменил обе судимости как ошибочные, что было весьма редким случаем в советской судебной практике. Беспримерное участие в судьбе безвестного енакиевского паренька породило даже слухи о том, что Янукович его внебрачный сын. Еще в 2004 году с целью развеять сплетни и слухи журналистов ознакомили с решением облсуда от 1977 года о снятии судимостей, но отсутствие самих уголовных дел 1967 и 1970 года, которые не сохранились, породило новую волну спекуляций. Придя к власти, "оранжевые" заподозрили фальсификацию и предприняли несколько попыток доказать это, но потерпели полную неудачу.

Трудовой путь 19-летний Янукович начал газосварщиком, затем закончил местный горный техникум. По-видимому, Береговой помог и в дальнейшем трудоустройстве молодого человека. Иначе трудно объяснить, как 26-летний парень с такой биографией и без высшего образования, смог стать руководителем крупнейшего енакиевского автопредприятия ПО "Орджоникидзеуголь". В течение следующих 20 лет Янукович проработал на руководящей работе по транспортной линии, в последние годы - уже в масштабе всей Донецкой области. Янукович вырос в крупного организатора, специалиста транспортной отрасли. Известно и его увлечение автогонками. Это как нельзя лучше характеризует премьера, для которого в последние дни собственная жизнь не отличается от ралли. В начале 80-х будущий премьер вступил в партию. И все же старые грехи еще долго не отпускали Виктора Федоровича. Недоброжелатели забрасывали партийные органы анонимками. Разбираться с прошлым коммуниста Януковича приезжала даже комиссия из ЦК, но и она не смогла найти ничего криминального.

Что касается семьи, то со своей женой Виктор Федорович прожил уже больше 30 лет. В браке у него два сына. Причем Виктора отец привел в политику и он под номер 89 прошел в Верховную раду по списку Партии регионов. Конечно, как и у всех семей, у Януковичей есть свой "скелет в шкафу", однако мы считаем неэтичным распространяться на подобные темы. 90-е годы в Донбассе, как и по всей стране, были временем нестабильности, кризиса, бандитских разборок и первоначального накопления капитала. В 1996 году после отставки первого и последнего всенародно избранного губернатора Владимира Щербаня, сейчас задержанного в США по обвинению в преступлениях, на должность донецкого губернатора был назначен Сергей Поляков, экс-мэр одного из небольших городков Донбасса. При нем в органы областной власти впервые пришел и Янукович, ставший его замом. Короткое правление Полякова собственно ничем не запомнилось, кроме того, что именно его преемником стал Янукович. С его назначением главой Донецкой облгосадминистрации также не все ясно, однако в этом кресле Виктор Федорович провел пять лет - срок весьма почтенный.

Первое время ему было непросто общаться и с людьми, и с прессой. Экономический кризис был в самом разгаре, общественно-политическая жизнь при доминировании "красных" бурлила. До сих пор вспоминаются выражения тогдашнего губернатора: "Напряженность в городах области несколько улучшилась". Поговаривали, что руководитель области в воспитательных целях прибегал с подчиненными к рукоприкладству и вообще отличался авторитарным стилем руководства. На высоком посту будущий премьер зарекомендовал себя как преданный Киеву и лично Кучме чиновник. Это стало одним из главных залогов его долгой работы губернатором. Кстати, то же самое можно сказать и о многих деятелях нынешней оппозиции, которые громче всех кричали потом "Кучму - геть".

На время губернаторства Януковича приходится завершение приватизации и возникновение такого феномена как "донецкие" - мощного регионального объединения властной, экономической и особенно бизнес-элиты. Неофициальным лидером "молодых донецких" стал Ринат Ахметов. Союзником и сторонником - Виктор Янукович. Важным рубежом в становлении стали парламентские и местные выборы в марте 2002 года. При мажоритарной системе густонаселенная Донетчина давала четыре с половиной десятка депутатов парламента, то есть десятую часть его состава. До этого разношерстная и разнопартийная депутатская группа от области не имела единства. Нередко местные депутаты в парламенте отстаивали чуждые Донбассу интересы или выступали против влиятельных бизнес кругов региона. "Донецкие" накануне выборов 2002 года решили покончить с избирательным "беспределом". Отныне никаких посторонних лиц в органах законодательной власти и мэров городов всех уровней быть не должно. Пропрезидентские группы объединились в блок "За единую Украину". В него вошла основанная "стародонецкими" и еще слабая тогда Партия регионов, которая в свою очередь образовалась из конгломерата более мелких партий. В результате жесткого и тотального контроля из 23 избранных народных депутатов все 23 представляли проправительственный блок "За единую Украину!". Нигде прокучмовские силы не добились такой убедительной "поддержки" народа.

Вместе с тем, последние два года губернаторства Януковича были отмечены реальным оживлением местной экономики, ростом уровня жизни. Донецкая область давала уже более четверти промышленного производства всей Украины, 20 процентов валютных поступлений страны. Доля ВВП на одного человека в Донецкой области составила около 12 тысяч гривен, в то время, как в более бедных западных областях около 1000 гривен, а по показателям средней зарплаты на одного штатного работника регион уступал только Киеву.

Приход Януковича в премьеры в ноябре 2004 года был довольно неожиданным и, стал с одной стороны результатом его довольно успешной деятельности на посту губернатора, в том числе и выборной кампании, с другой - зримым воплощением все более возрастающего влияния "донецких", давно рвущихся к власти. Характерно, что в правительственной ложе в момент утверждения в Верховной раде главой Кабмина рядом с ним был только один человек - близкий друг Ахметова, председатель Донецкого облсовета Борис Колесников.

Собственно только после утверждения его премьером Виктор Янукович вышел из тени и превратился в публичного политика. Последние четыре года его деятельности прошли, можно сказать, перед глазами. К его сильным сторонам относится способность организовать работу, он не стесняется привлекать к управлению опытных менеджеров. Янукович силен своей командой, в которой, правда, никто не оспаривает его лидерства.

Кроме того, он предпочитает опереться на людей, которых давно знает и которые зарекомендовали себя. Поэтому в его окружении так много выходцев из Донецка, ставшего при нем подлинной кузницей кадров для центральных органов власти. После падения в конце 2004 - начале 2005 годов они вместе с шефом снова возвращаются в полюбившиеся киевские кабинеты. Вообще, чувствуется особенная привязанность Януковича к Донбассу, где он бывает часто и нередко неофициально. Любопытно, что и на этот раз 28-29 сентября премьер предпочел поездке во Львов на 750-летие города, визит в Донецк на 15-летие Донецкой епархии Украинской Православной Церкви Московского патриархата.

Люди, близко знающие премьера, отмечают его способность учиться и работать над собой. Особенно наглядно это видно на примере овладения государственным языком. Уроженец Донбасса, где в быту практически не говорят по-украински, в Киеве Янукович столкнулся с серьезной проблемой, на которой не преминули поиграть его оппоненты. В 50 лет он вынужден был осваивать госъязык и блестяще справился с этой задачей. Кроме того, кажется, он переосмысливает и события Майдана, так как не раз говорил, что движение людей под флагами "оранжевой" революции было стремлением к справедливости.

Возвращение во власть для Януковича, безусловно, самоудовлетворение и именно таким он выглядел первые дни после повторного назначения. Вместе с тем, наиболее важным вопросом на сегодня для "донецких" является дальнейший "отъем" власти у президента и успешное завершение двоевластия, а для его избирателей - способность выполнить предвыборные обещания и повысить уровень жизни. На пути к этим целям у Януковича много сложностей и препятствий. Однако несомненно одно - в украинской политике этот донецкий феномен всерьез и надолго.

Иван Серник