Политика. Азербайджан-Россия. Азербайджан-Армения. Экономика. Религия.

Политика

Исследовательский центр "Южный Кавказ" подвел итоги экспертного опроса по определению рейтинга политиков и общественных деятелей Азербайджана за август, пишет "Эхо". "Первый сюрприз произошел при анализе результатов ответа на первый вопрос "Кого вы считаете самым активным политиком месяца?". Как всегда, первый в этом списке - президент Азербайджана Ильхам Алиев (11,8 пункта). Но сюрприз преподнес глава МИД Эльмар Мамедъяров. 73,3% опрошенных считают, что глава МИД был в августе очень активен и набрал 11,7 пункта. Иными словами, впервые политик, занявший второе место в категории активности, отстает от лидера - главы государства - всего лишь на 0,1 пункта. Августовский же рывок можно объяснить активными общественными обсуждениями путей урегулирования карабахского конфликта, визитом в регион американского сопредседателя Минской группы (МГ) ОБСЕ Мэтью Брайзы, эскалацией конфликта на Ближнем Востоке и т.д. Во всех этих процессах, в особенности в ближневосточном конфликте, на первом плане был глава МИД Азербайджана. Мамедъяров и руководимое им ведомство призывали Израиль остановить удары по Ливану, заявляли об отправке азербайджанской гуманитарной помощи в Бейрут и т.д. По политическим причинам с такими заявлениями не выступал президент. Наиболее ярким шагом, предпринятым Ильхамом Алиевым, являлся его визит в Словению и участие в экономическом форуме. В результате этого рейтинг президента вырос (11,8 пункта против июльских 10,8). Второй сюрприз августа - рейтинг бывшего председателя Партии национальной независимости (ПННА) Этибара Мамедова. Он третий по показателю активности - 11,2 пункта. Для сравнения: по итогам опроса за июль рейтинг Мамедова составлял всего лишь 2,7 пункта. В чем причина резкого роста рейтинга бывшего лидера ПННА, который, по его же словам, отдалился от внутренней политики? Мамедов просто неплохо поработал с информационным поводом для своей раскрутки. Так, одной из основных тем августа являлся ближневосточный конфликт, вопросы, связанные с Ираном и, в первую очередь, с правами южных азербайджанцев. В Азербайджане общественность уделяла пристальное внимание этой теме. И в этой ситуации Этибар Мамедов инициировал создание комитета по Южному Азербайджану. Процесс подготовки и сама акция была осуществлена достаточно шумно, ее освещали газеты и телеканалы. А возвращение бывшего "монстра" нацдековского движения, долгое время находившегося в тени, увеличило "ажиотаж" вокруг его фигуры. У Мамедова третий показатель в категории активности. Он опережает своих "коллег"-оппозиционеров - Али Керимли (Партия народного фронта) и Ису Гамбара (партия "Мусават") соответственно на 3,4 и 3 пункта. Основные оппозиционеры - Али Керимли и Иса Гамбар - в августе несколько повысили свою активность и набрали соответственно 7,8 и 8,2 пункта. В августе повысился рейтинг по показателю активности и у главы президентской администрации Рамиза Мехтиева (2,2 пункта, в июле - 1,2). Снизилась активность главы МЧС Кемаледдина Гейдарова (1,4 пункта, в июле - 3,2).

По мнению экспертов, пишет "Эхо", в августе перспектива урегулирования карабахского конфликта до конца этого года выглядела менее реальной, чем в июле. Так считают 57% опрошенных, против 32,2% в июле. Иными словами, из месяца в месяц азербайджанские эксперты все больше сомневаются в возможности мирного урегулирования карабахского конфликта до конца года. И подобное сомнение возникает у экспертов в результате заявлений азербайджанских и армянских дипломатов, обсуждений путей урегулирования обществами обеих стран. Отвечая на вопрос "Чье участие в переговорном процессе сделает урегулирование конфликта более реальным?", большинство участников опроса вновь сошлись на Ильхаме Алиеве (6,4 пункта). На втором месте - Этибар Мамедов (5,8 пункта). Третий же в списке - глава МИД Эльмар Мамедъяров (2,2 пункта).

В ответ на вопрос "Если бы президентские выборы проводились в августе, у кого было бы больше шансов на победу?" 74,4% (в июле - 69,5%) респондентов назвали Ильхама Алиева. Рейтинг президента в данной категории составил 13,4 пункта (в июле - 11,8). Глава государства в данной категории намного опережает своих преследователей. Так, у находящейся на втором месте первой леди Мехрибан Алиевой 6,4 пункта. Третье и четвертое места делят Кемаледдин Гейдаров и Али Керимли (5,8 пункта).

Ильхама Алиева продолжают воспринимать как самого "влиятельного" человека во власти - 15,6 пункта (в июле - 11). На втором месте - Мехрибан Алиева (15,2 пункта). Глава президентской администрации Рамиз Мехтиев - на третьем месте (13,2).

С учетом высокого уровня активности можно было прогнозировать, что Ильхам Алиев будет назван лучше всего работавшим в августе госчиновником, пишет "Эхо". Эти прогнозы подтвердились. Рейтинг главы государства по данному показателю составил 7,2 пункта. Остальные высокопоставленные чиновники набрали от 2,2 до 6 пунктов. А хуже всего, по мнению экспертов, в августе работали мэр Баку Гаджибала Абуталыбов и спикер парламента Октай Асадов (11,2 пункта). Гаджибала Абуталыбов - один из постоянных "лидеров" этого списка. Эксперты неоднозначно относятся к постройке многоэтажных зданий в Баку, а также чуть ли не трехкратному асфальтированию одних и тех же дорог.

Интересны ответы на вопрос "Кого вы считаете лидером оппозиции?". Обычно до сих пор Али Керимли в этом списке опережал лидера "Мусават" Ису Гамбара. Но в августе Гамбар вышел вперед (13,2 пункта). У лидера ПНФА - 11,4 пункта. В августе эксперты посчитали наиболее сильной правящую партию "Ени Азербайджан" (84,4%, в июле - 62,5%), вторая - ПНФА (72,2%, в июле - 41,2%)". ("Эхо")

"Зеркало" пишет: "Тема демократии в Азербайджане вновь на повестке дня. Но, кажется, на этот раз идет "война" не между демократами и антидемократами, а, скорее всего, в регионе продолжает иметь место столкновение интересов супердержав, которое окрашено демократическими тонами. Как показывают последние события, влияние России в Азербайджане остается внушительным. Вашингтону не удалось после парламентских выборов нейтрализовать пророссийские силы, представленные во властных структурах.

Любопытно, что в российских СМИ вновь появились материалы, где утверждается, что США вознамерились вплотную заняться отстранением от власти неугодных чиновников в Азербайджане и Армении. Как полагают российские аналитики, в скором времени США постараются реанимировать в Азербайджане "конструктивную оппозицию", которая при помощи Вашингтона (в случае игнорирования американских интересов) должна потребовать отставки "неугодных чиновников".

Правда, в США понимают, что лишившаяся финансовых источников и электората оппозиция не способна оказать сопротивления властям. По некоторым данным, высокопоставленные американские дипломаты ведут в окружении Ильхама Алиева поиск перспективных с точки зрения Вашингтона политиков, способных гарантировать необратимую переориентацию Баку на Запад.

Однако Россия уже имеет достаточную поддержку среди части азербайджанских депутатов, что беспокоит американских идеологов. Отметим, что в последнее время во властных структурах идет открытая война между "западниками" и пророссийскими политиками. Прозападная оппозиция, которая фактически находится при смерти, пока еще исполняет роль пассивного наблюдателя.

Но в последнее время западные круги вновь начали добиваться популяризации рекомендаций в области борьбы с коррупцией, привлечения общественных объединений, студенчества, отдельных представителей власти и частного бизнеса к совместной антикоррупционной деятельности в сфере образования, здравоохранения, судебной и правоохранительной систем, усиления общественного контроля за антикоррупционными мероприятиями государства, освещения в СМИ фактов коррупции в различных эшелонах власти. Все это говорит о новом этапе борьбы, которую затеяли вашингтонские эмиссары".

Из интервью посла Великобритании в Азербайджане Лори Бристоу ИА "Туран":

"Некоторые наблюдатели считают, что Запад закрывает глаза на нарушения демократических норм в Азербайджане ради нефти. Что вы можете сказать по этому поводу?

Я не думаю, что у нас есть выбор между нефтью и демократическими стандартами. Это правда, что Великобритания имеет очень большие коммерческие интересы в нефтяном и газовом секторах Азербайджана. Также верно, что ваша нефть и газ становятся крайне важными для глобальной энергетической безопасности. Эти интересы зависят от стабильности в Азербайджане и во всем регионе. Лучшая гарантия стабильности - это свободное, демократическое, открытое общество и экономика.

Существует известная английская поговорка о том, что нет вечных врагов, а есть вечные интересы. Каковы интересы Великобритании по отношению к региону Южного Кавказа?

Стабильность, демократия, процветание и верховенство закона для всех стран региона. Каждый зависит от другого и все зависят от мира, справедливого решения конфликтов, которые мучили регион в течение долгого времени.

Несколько лет назад иранские военные катера вынудили геологоразведочное судно Азербайджана прекратить работу в районе перспективных структур Инам-Алов-Шарг в южном секторе Каспия. Этот проект осуществлялся британской компанией (British Petroleum. - прим. ИА REGNUM). Как вы думаете, возможно ли договориться с Тегераном и убедить его отказаться от жесткой позиции по статусу Каспия?

Правовой статус Каспия и вопрос его ресурсов должны быть согласованы прибрежными странами в соответствии с международным правом. Азербайджан, Россия и Казахстан уже достигли согласия по ряду вопросов, и насколько я знаю, переговоры между Азербайджаном и Ираном по этим вопросам продолжаются.

Готов ли Лондон оказать помощь Азербайджану в случае угрозы его безопасности или внешней агрессии?

Я думаю, что мы должны фокусировать наши усилия на предотвращении угроз безопасности до того, как они появляются. Поэтому Великобритания поддерживает международные усилия по поиску решения проблемы Иранской ядерной программы. И поэтому мы поддерживаем переговоры президентов Алиева и Кочаряна с целью мирного урегулирования карабахского конфликта".

"В Азербайджане создана нормативно-правовая база и существуют реальные условия для деятельности оппозиционных партий, гражданского общества, обеспечена свобода слова, прессы. При наличии этих институтов не может быть и речи о притеснении демократических учреждений". Об этом в интервью ИА "Туран" заявил заведующий общественно-политическим отделом администрации президента Азербайджана Али Гасанов. В то же время он не отрицал наличия некоторых проблем при применении законов. "Однако такие проявления не носят характер тенденции", - отметил он. По словам Гасанова, власти готовы принять все предложения, служащие демократичности выборов. Он напомнил, что при принятии Избирательного кодекса самыми спорными были вопросы, связанные с организацией избирательных комиссий. Он также отметил, что оппозиция ставит вопрос о паритетном формировании избирательных комиссий. Однако большая часть населения не состоит ни в каких партиях. Поэтому зависимость избиркомов от воли заинтересованных сторон - властей и оппозиции - может привести к "несправедливости". "Чтобы такой несправедливости не было, в избирательных комиссиях в равной мере представлены власть, оппозиция и беспартийные", - отметил Гасанов. Он считает необоснованными требования оппозиции о формировании избиркомов на паритетной основе. "В Азербайджане есть условия для проведения демократических выборов. С действующими избирательными комиссиями можно проводить демократические, свободные и справедливые выборы", - убежден Гасанов. Он не согласен и с мнением о притеснении прессы и журналистов. "Демократия в Азербайджане развивается, процесс строительства правового государства усиливается, и каждый, включая государственного деятеля или журналиста, должен уметь работать в рамках закона. В прессе нет никакой цензуры, механизмы государственного регулирования ликвидированы. К сожалению, некоторые журналисты, не соблюдая законы и этику, пишут что попало о чиновниках и простых гражданах. Факты не проверяются, оскорбляются честь и достоинство людей, не соблюдается кодекс поведения журналистов. Поэтому люди обращаются в суды, и это никак не может расцениваться как давление на свободную прессу", - сказал Гасанов.

Глава бакинского офиса ОБСЕ Маурицио Павеси заявил о необходимости реформирования азербайджанского закона "О свободе собраний" ввиду его размытости, которая допускает неоднозначную трактовку закона. "В этой связи мы полагаем, что этот закон нуждается в серьезной доработке", - подчеркнул Павеси, передает Day.Az. Вместе с тем он выразил удовлетворение готовностью властей к широкому международному сотрудничеству в сфере реформирования законодательства, включая контакты с ОБСЕ и Венецианской комиссией Совета Европы.

"Азербайджан настойчиво продолжает проведение реформ в области обороны в рамках Программы действий по индивидуальному сотрудничеству (IPAP). Участвуя в IPAP в качестве партнера НАТО, эта страна взяла курс на проведение широкомасштабных реформ в области обороны и контроля над прозрачностью и демократией в учреждениях обороны". Об этом ИА "Азери-Пресс" сообщил спецпредставитель генерального секретаря НАТО по Южному Кавказу и Средней Азии Роберт Симмонс. По его словам, "если Азербайджан предпримет шаги на пути реформирования в соответствии с IPAP, Альянс одобрит это решение". Симмонс отметил, что НАТО готова помочь Азербайджану в обеспечении прозрачности и эффективности обороны и военного бюджета: "Для достижения этих целей Азербайджан подписал документ в рамках IPAP. НАТО поддерживает Азербайджан в этом направлении". Симмонс отметил, что сейчас не обсуждается вопрос о принятии Азербайджана в НАТО: "Наряду с этим, дорога, выбранная Азербайджаном по осуществлению реформ в рамках IPAP в области обороны, институциональных и политических реформ, ведет эту страну вперед - в направлении Европы и евро-атлантических структур и учреждений". По словам представителя НАТО, Азербайджан должен провести большую работу в рамках IPAP: "В рамках IPAP согласованы реформы, которые будут осуществлены в широком масштабе в области обороны, и институциональные реформы между НАТО и Азербайджаном. Сюда входят планирование лучшей и здоровой системы обороны, прозрачного бюджета и демократического контроля над Вооруженными силами и др. вопросы. НАТО готова оказать помощь Азербайджану в осуществлении реформ в этой области".

21 сентября бакинская полиция предотвратила проведение несанкционированного пикета группы активистов партии Национальной независимости Азербайджана (ПННА). Около 40 человек попыталась провести акцию протеста перед посольством Ирана в Баку, требуя обеспечить гражданские права и свободы азербайджанцев в Иране. Однако сотрудники полиции не допустили протестующих к посольству Ирана и оттеснили их от здания. В результате разгона акции полиция задержала более десяти участников пикета. ("Медиафорум")

Азербайджан-Россия

Азербайджан не намерен торопиться с решением вопроса об импорте газа в 2007 году. Как заявил министр промышленности и энергетики Азербайджана Натик Алиев, импорт будет зависеть от наличия собственного газа на будущий год. "По поставкам газа на 2007 год мы провели один раунд переговоров с руководством ОАО "Газпром", но к конкретному решению пока не пришли. Сейчас определяем объемы собственного газа, которыми будем располагать в 2007 году, включая добычу Госнефтекомпании Азербайджана (ГНКАР), попутный газ с блока "Азери-Чираг-Гюнешли" (АЧГ) и закупки газа с месторождения "Шахдениз". Кроме того, мы не хотим торопиться, потому что Украина и Молдова также должны провести переговоры с Россией по импорту газа и мы хотим посмотреть на результаты этих переговоров", - сказал Алиев. Вместе с тем, Азербайджан готов отказаться от импорта газа в случае неприемлемых ценовых условий российской стороны. "У Азербайджана достаточно собственных ресурсов газа, и я неоднократно говорил, что если нас не устроит ценовое предложение, то мы с легкостью от российского газа откажемся", - сказал Алиев. Импорт газа осуществляется на основе контракта, подписанного ГНКАР и ООО "Газэкспорт". Газ импортируется по экспортному газопроводу Ширвановка - Моздок - Кази-Магомед. Большая часть импортируемого газа идет на теплоэлектростанции для выработки электроэнергии. Благодаря импорту добываемый в Азербайджане газ в объеме чуть больше 6 млрд. кубометров в год направляется на удовлетворение нужд населения страны. В 2005 году в страну было поставлено 4,68 млрд. кубометров газа по цене $52 за 1000 кубометров. На текущий год объемы поставок определены на уровне 4,5 млрд. кубометров по цене $110 за 1000 кубометров. Общие потребности Азербайджана в природном газе оцениваются в 12-14 млрд. кубометров в год. (Fineko)

"Зеркало" пишет: "На днях прозвучало заявление министра промышленности и энергетики Натика Алиева о том, что Азербайджан может отказаться от импорта российского газа. Конечно, возникает вопрос: "А чем уважаемый министр планирует заменить нехватающие объемы "голубого топлива"? Но прежде чем отказаться, стоит посмотреть, о каких ресурсах можно говорить.

Конечно, можно отказаться от российского газа и начать переговоры о закупках иранского газа. Но и это вряд ли изменит ситуацию с нехваткой природного газа. Азербайджану самому надо начать разработку газовых месторождений.

Как стало известно, ГНКАР провела переговоры о совместной разработке двух месторождений с самой молодой, созданной всего лишь в 2002 году российской акционерной компанией "Русснефть". Причем ГНКАР предлагает этой компании, руководимой Михаилом Гуцериевым, апшеронские месторождения "Зых" (эксплуатируется с 1935 года) и "Говсаны" (эксплуатируется с 1948 года), продуктивные горизонты на которых начинаются всего лишь с 1470 метров (!). Стало быть, ГНКАР вновь отказалась от самостоятельной разработки своих месторождений.

Напомним, что в январе 2001 года в ходе официального визита президента РФ в Азербайджан был подписан контракт типа PSA на разработку этих же месторождений с компанией "ЛУКойл". Однако спустя 4 года контракт был аннулирован якобы из-за экологических вопросов - азербайджанская сторона формально требовала от российской компании инвестиций в охрану окружающей среды, превышающих стоимость самого проекта разработки".

Азербайджан-Армения

Министр обороны Азербайджана Сафар Абиев на встрече с заместителем командующего Европейского командования Вооруженных сил США Уильямом Уордом рассказал и о карабахской проблеме: "Несмотря на то, что урегулированием конфликта заняты сопредседатели Минской группы ОБСЕ и Советом Безопасности ООН приняты 4 резолюции о безусловном выводе Вооруженных сил Армении с азербайджанских земель, Армения не выполняет их требования. На территориях Азербайджана, оккупированных Арменией, все еще содержатся в большом количестве нигде не зарегистрированные оружие и боеприпасы. А это означает откровенное нарушение Арменией договора об Обычных вооруженных силах в Европе". ("Новое время")

"Зеркало" пишет: "Сенат США "позаботился об интересах Еревана. Законодательный орган США сказал "нет" проекту строительства железной дороги в обход Армении". "Сенат США одобрил накануне поправку к законопроекту, налагающую запрет на финансирование проекта по строительству железной дороги Карс-Ахалкалаки-Тбилиси-Баку в обход Армении. Решение было вынесено единогласно представителями влиятельного комитета по банковской деятельности Сената США. "Этим решением Сенат подтвердил свою приверженность политике регионального сотрудничества на Южном Кавказе против инициативы турецких и азербайджанских властей, направленной на изоляцию Армении от региональных проектов и коммерческих возможностей". Данная мера запрещает "Эксимбанку" США предоставлять любую помощь "на разработку проекта или прокладку железнодорожных путей, соединяющих Турцию, Грузию и Азербайджан в обход Армении".

В связи с этим газета пишет: "Армения всегда выступала против строительства этой железной дороги. Официальный Ереван вполне справедливо полагает, что данный транспортный коридор еще более усилит транспортную блокаду Армении. Кроме того, создание подобного коридора оставит Армению в стороне от региональных транспортных проектов, так как существующий коридор в рамках проект ТРАСЕКА и создаваемый Карс-Ахалкалаки-Тбилиси-Баку вполне способны удовлетворить существующие транспортные потребности.

Как бы то ни было, Армении удалось пролоббировать в Конгрессе и Сенате США отказ от финансирования данного проекта из государственного бюджета Соединенных Штатов. Армения настаивает на задействовании имеющейся железнодорожной ветки Карс-Гюмри (Армения)-Тбилиси-Баку.

А США принятием подобного решения еще раз выразили свое желание любыми путями вовлечь Армению в региональные проекты. Целью Вашингтона, безусловно, является экономическое усиление Армении, при котором будет легче поменять пророссийскую внешнеполитическую ориентацию официального Еревана. В Вашингтоне справедливо полагают, что, став участником крупных региональных экономических проектов, обходящих Россию, Армения усилится, будет иметь больше интересов на Западе, что в конечном итоге при дополнительных усилиях позволит США ущемить интересы России в этой стране. Кроме того, Запад рассчитывает, что налаживание прямых экономических отношений между Турцией, Азербайджаном, с одной стороны, и с другой - Арменией будет способствовать мирному урегулированию карабахского конфликта.

Однако официальные Баку и Анкара, несмотря на настойчивые рекомендации, не идут на подобное экономическое сотрудничество. В Баку считают, что экономические отношения между Азербайджаном и Арменией возможны лишь в случае, если официальный Ереван пойдет на компромисс в урегулировании карабахского конфликта. В Анкаре же снятие блокады связывают с отказом Армении от поднятия вопроса "о геноциде армян" в Турции.

Необходимо отметить, что данный проект наряду с его экономической составляющей в большей степени является политическим. Осуществляя этот проект, Турция, Азербайджан и Грузия интегрируются в Европу, посредством организации транспортного коридора увеличивают свою значимость в евразийском пространстве. Также с учетом того, что транспортный коридор обходит территорию России, в его осуществлении очень заинтересованы США, которые стремятся в максимальной степени отдалить Москву от региональных проектов. Тем самым Вашингтон снижает количество российских рычагов давления на Грузию и Азербайджан. Просто США стремятся задействовать в этом проекте и Армению и тем самым добавить в "обойму" все три страны Южного Кавказа. И сейчас, принимая подобное решение, Сенат пытается надавить на участников проекта с целью добиться если не отказа от осуществления проекта, то хотя бы его замораживания до лучших времен.

Исходя из позиции США, страны-участницы проекта строительства обратили свои взоры на Восток, а именно на одного из крупнейших поставщиков груза - Китай. Официальный Пекин заинтересован диверсифицировать пути грузопотока. Именно поэтому в Астане уже прошла встреча министров транспорта и коммуникаций Казахстана, Азербайджана, Грузии и Турции, посвященная вопросам дальнейшего развития транспортных связей между Европой и Азией. На этой встрече участвовала также китайская делегация во главе с заместителем министра железных дорог КНР Хуан Минем.

Необходимо учитывать, что в перспективе предусмотрено соединение маршрута Карс-Баку с европейскими и азиатскими транспортными сетями, в том числе со средиземноморскими и черноморскими портами. Турция, Азербайджан и Грузия дают понять всем азиатским и европейским странам: создается альтернативный маршрут к российскому транспортному коридору "Окно в Европу". Иными словами, для среднеазиатских стран создается альтернативный маршрут транспортировки грузов, что делает возможным предотвращение экономического давления со стороны России и диверсификацию рисков.

В этом плане, по мнению многих аналитиков, сейчас в рамках проекта ведется своеобразная рекламная кампания. Азербайджан неоднократно заявлял, что поддержка КНР и Казахстаном проекта Карс-Ахалкалаки-Тбилиси-Баку ускорит сроки строительства и дальнейшей эксплуатации новой соединительной линии и сделает проект экономически высокорентабельным. При этом участники проекта гарантируют Китаю, что транспортировка грузов в Европу по коридору ТРАСЕКА через территории Казахстана, Азербайджана, Грузии и Турции будет рациональной и выгодной как по срокам доставки, сохранности, унифицированным тарифам, так и по безопасности. Кроме того, необходимо учитывать, что посредством данного коридора грузы могут быть доставлены не только в Карс, но и в грузинский порт Поти. По мнению многих, это может вызвать определенную ревность Грузии: еще в прошлом году от казахстанско-китайской границы в Поти прибыл первый экспериментальный контейнерный состав. Официальный Тбилиси рассчитывает, что в будущем грузооборот по данному маршруту примет регулярный характер. С этой точки зрения создаваемый транспортный коридор до Карса может стать в определенной степени конкурентом для "грузинского маршрута".

Тем не менее, проект Карс-Ахалкалаки-Тбилиси-Баку является для Грузии приоритетным. Министр транспорта Грузии Ираклий Чоговадзе не раз заявлял, что "в случае решения вопроса о финансировании грузинская сторона готова немедленно начать проектирование и строительство участка дороги между Тбилиси и грузино-турецкой границей", который "может быть сдан в эксплуатацию в кратчайшие сроки". По мнению грузинской стороны, все эти работы оцениваются в 400 млн. долларов, хотя раньше данный проект оценивался несколько меньше. Пока проект строительства железной дороги буксует из-за отсутствия технико-экономического обоснования (ТЭО). Турецкая сторона заявляла, что значительная часть ТЭО скоро будет передана странам-участницам проекта. Однако факт остается фактом - проекта в согласованной форме еще не существует.

Сейчас остается открытым главный вопрос - финансирование. США отказали, причем в такой форме, что сейчас кредиты под этот проект не дадут и международные финансовые организации. Азербайджан и Турция заявили о готовности профинансировать проект за счет внутренних средств. Однако при осуществлении подобного проекта внутреннее финансирование без льготных кредитов достаточно рискованно. В этом контексте вся надежда на Китай, который может не обратить внимания на решение Конгресса и Сената США и выделить средства на создание транспортного пути, объединяющего его с Европой".

На сегодняшний день армяне добыли на находящемся на территории "оккупированного" Кельбаджарского района месторождении "Сойюдлю" около 30 тонн золота. По сообщению ИА "Азери-Пресс", армяне эксплуатируют и находящиеся в Кельбаджарском и Зангиланском районах месторождения по добыче золота "Кызылбулаг" и "Вежнали".

Экономика

Как сообщает ИА "АзерТАдж", в январе-августе текущего года доходы на душу населения в Азербайджане, увеличившись по сравнению с соответствующим периодом прошлого года на 19,2 процента, достигли 783,1 маната (850 долларов). 70,4 процента доходов было потрачено на потребление товаров и услуг, 11,7 процента - на выплату налогов, взносов социального страхования и добровольных членских взносов, 17,9 процента - на увеличение сбережений и капитала.

Распоряжением президента Ильхама Алиева с 1 октября сего года повышается базовый размер трудовой пенсии до 35 манатов (около 40 долларов). До сих пор размер базовой пенсии был равен 30 манатам (33 доллара). ("Азербайджан")

Международная структура GRECO (Группа государства по борьбе с коррупцией) обнародовала отчет о коррупции в Азербайджане, пишет "Зеркало". Это 45-страничный документ, в котором проанализированы юридические, законодательные и практические аспекты коррупции в Азербайджане, ее масштабы, причины и последствия. В заключение отчета властям страны даны рекомендации по решению этой проблемы. Авторы документа отмечают, что коррупция остается "серьезной проблемой, которая представляет угрозу экономическому росту, социальному и политическому развитию страны". "Шаги властей по созданию Госпрограммы по борьбе с коррупцией (2004-2006 гг.) и стратегия на принятие программ, законодательных и организационных шагов показали, что главным все же является эффективное применение вышеназванных мер. Однако практика свидетельствует, что это делается недостаточно. В частности, правоохранительные органы практически не расследуют дела о коррупции, о чем свидетельствует крайне малое число осужденных по этому обвинению. Необходимо провести многочисленные тренинги для всех тех, кто призван расследовать и выявлять факты коррупции, обеспечить действенность системы предотвращения отмывания денег, принять этический кодекс госслужащих, добиться отражения в декларациях госчиновников их доходов. Наконец необходимо установить ответственность юридических лиц за взяточничество, отмывание денег и другие аналогичные действия в соответствии с Конвенцией Совета Европы о коррупции", - говорится в документе.

"Азербайджанское государство всегда на высшем уровне организовывало свою деятельность в борьбе с коррупцией", - сообщил газете "Зеркало" руководитель азербайджанской делегации в Парламентской Ассамблее Совета Европы (ПАСЕ), председатель постоянной комиссии Милли Меджлиса по международным отношениям и межпарламентским связям Самед Сеидов, выражая свое отношение к итогам изучения Советом Европы ситуации с коррупцией в Азербайджане. "В связи с тем, что эта проблема беспокоит нас и Совет Европы, мы всегда готовы к конструктивному диалогу и обмену мнениями. Я не верю, что в этом направлении в Совете Европы пройдут какие-то слушания", - добавил Сеидов. "Зеркало" отмечает, что официальный Баку уже в который раз сталкивается со шквалом критики со стороны влиятельных международных структур: "Мало кто в стране сомневается в том, что уровень коррупции в нашей стране выше, чем содержится в отчетах международных организаций. Коррупция в Азербайджане превратилась в систему управления. Здесь она охватывает все сферы жизни человека - от его рождения до самой смерти буквально. С коррупцией же борются государственные организации, осуждаемые обществом. В столице воздвигаются мосты, идет асфальтирование дорог, сооружаются спортивные комплексы, но никто не знает, кто занимается строительством и какие материальные средства на это затрачиваются. Что же касается деятельности Комиссии по борьбе против коррупции, то само существование этой структуры наглядно свидетельствует о наличии в Азербайджане этой "раковой опухоли"".

Очередная встреча экспертов в транспортной сфере из Азербайджана, Грузии и Турции для обсуждения проекта создания международного железнодорожного транспортного коридора Карс-Ахалкалаки-Тбилиси-Баку состоится в октябре в Баку. Как сообщил замминистра транспорта Азербайджана Муса Панахов, в ходе этой встречи будут обсуждены вопросы создания структуры по управлению проектом и условия финансирования грузинского участка данной железнодорожной ветки. При этом, что касается финансирования проекта, то Турция готова профинансировать строительство ветки от границы с Грузией до Карса, а финансирование грузинского участка будет осуществляться при содействии Азербайджана. "Для обсуждения в ходе предстоящей встречи мы предлагаем три документа: рамочное соглашение по проекту, соглашение между правительствами Азербайджана, Грузии и Турции по выделению земель на территории Грузии для строительства железной дороги и предоставлению определенных гарантий обеспечения полной безопасности передвижения грузов и проект кредитного договора. Для финансирования проекта не будет необходимости обращаться к международным финансовым институтам - мы считаем наиболее целесообразным разделить будущие дивиденды от реализации проекта между странами", - сказал Панахов Если все работы будут идти по графику, то строительство железной дороги начнется в будущем году и с 2009 года начнется транспортировка грузов по данному маршруту. Как ранее заявил генеральный директор АО "Грузинская железная дорога" (ГЖД) Ираклий Эзугбая, правительство Грузии готовит кредитный договор, согласно которому Азербайджан выделит Грузии на ремонт грузинского участка железнодорожной магистрали Карс-Ахалкалаки-Баку бессрочный беспроцентный кредит в размере $220 млн. Проект создания железнодорожного транспортного коридора Карс-Ахалкалаки-Тбилиси-Баку включает строительство железнодорожной ветки Карс-Ахалкалаки протяженностью 98 км, из которых 68 км приходится на долю турецкой, а 30 км - грузинской территории. Также определенная реконструкция необходима на участке Ахалкалаки-Тбилиси. Стоимость проекта рассчитана по двум вариантам, отличающимся друг о друга объемом работ по расширению инфраструктуры на территории Грузии. По первому варианту проект оценивается в $365 млн., а по второму - в $420 млн. (ИА "Тренд")

В 2007 году Госнефтекомпания Азербайджана (ГНКАР) намерена добыть с собственных месторождений 5 млрд. кубометров газа. Как сообщил президент ГНКАР Ровнаг Абдуллаев, в результате реализации газовых программ ожидается увеличение добычи газа в 2007 году на 1 млрд. кубометров. "Прогнозы ГНКАР по добыче нефти и газа уже подготовлены. В добыче нефти Госнефтекомпания намерена стабилизировать ее уровень. Что касается добычи газа, то у нас есть большие программы, и мы рассчитываем в будущем году увеличить добычу газа на 1 млрд. кубометров, что позволит нам в перспективе снизить объемы импорта газа из России", - сказал Абдуллаев. Прогноз по добыче нефти на 2006 год для ГНКАР установлен на уровне 8,8 млн. тонн, из которых 7683,1 тыс. приходится на долю нефтегазодобывающих управлений (НГДУ), а 1116,9 тыс. тонн - на долю совместных предприятий (СП) и операционных компаний (ОК), работающих на суше Азербайджана. Прогноз по добыче газа на этот год для ГНКАР установлен на уровне 4 млрд. кубометров, 3781,3 млн. кубометров приходится на долю НГДУ и 218,7 млн. кубометров - СП и ОК. Кроме того, 4,5 млрд. кубометров газа Азербайджан в текущем году закупит у ОАО "Газпром". ("Тренд")

Доля сырой нефти в общем объеме экспорта Азербайджана в январе-августе 2006 года составила 51,85%, увеличившись в сравнении с январем-августом 2005 года на 154,32%. Как сказано в сообщении Государственного таможенного комитета, в целом из страны в указанный период было экспортировано 4659,231 тыс. тонн сырой нефти на сумму $1896,850 млн. "Из этого объема 2449,901 тыс. тонн, или 52,58%, было экспортировано Азербайджанской международной операционной компанией, 2179,454 тыс. тонн, или 46,78%, - Госнефтекомпанией Азербайджана", - отмечается в сообщении. По состоянию на 1 сентября по трубопроводам прокачано (данные контрольно-измерительных приборов) 11 427,064 тыс. тонн нефти, а по железной дороге вывезено 4109,353 тыс. тонн. "Из общего объема транспортировки по нефтепроводу Баку-Новороссийск было прокачано 3047,675 тыс. тонн, Баку-Супса - 4708,158 тыс. тонн, Баку-Тбилиси-Джейхан (BTC) - 3671,230 тыс. тонн", - отмечается в сообщении. ("525-я газета")

Религия

19 сентября со срочной миссией в Баку прибыл адвокат по временным делам Апостольской нунциатуры Роландас Макрицкас. Ватикан поручил ему встретиться с главой Управления мусульман Кавказа (УМК) Аллахшукюром Пашазаде и вручить ему от имени папы римского некоторые документы. Во время встречи Макрицкас выразил сожаление по поводу недоброжелательной реакции на последнее выступление главы Римской католической церкви, ставшее причиной протеста и гнева мусульман. Макрицкас заявил, что Ватикан испытывает почтение к азербайджанскому народу и исламу, и попросил считать случившееся недоразумением. Пашазаде отметил, что святым долгом религиозных лидеров, независимо от национальности, является создание атмосферы взаимного уважения и искренности между людьми. (ИА "АзерТАдж")

В этом году в Азербайджане праздник Рамадан будет отмечаться два дня. Как сообщили ИА "Тренд" в Управлении мусульман Кавказа (УМК), такое решение принял кабинет министров Азербайджана по инициативе главы государства. С подобной просьбой обратилось к главе государства Управление мусульман Кавказа, отметили в УМК. Таким образом, решением правительства 23-24 октября будут нерабочими.

Общественное объединение "Мониторинг мест лишения свободы" обратилось к шейх-уль-исламу Аллахшукюру Пашазаде с просьбой оказать содействие в деле религиозного просвещения осужденных, создания библиотек и религиозных уголков в тюрьмах. В заявлении общественного объединения отмечается, что для эффективного исправления осужденных в местах лишения свободы необходимо создать условия для того, чтобы они могли ознакомиться с основами религии, организовать религиозные уголки, обеспечить их соответствующей литературой. "Это может положительно сказаться на предотвращении случаев самоубийств. Международная практика показывает, что в деле перевоспитания осужденных огромную роль играют религиозные деятели, так как религия выступает против самоубийства. Однако в Азербайджане не заметна роль ни Управления мусульман Кавказа, ни других традиционных религиозных течений", - отмечается в документе. ("Гюнделик Азербайджан")