"Развитие Нижнего Приангарья - одна из самых дорогих заявок"..

("Бизнес", 26.09.06)

Частный бизнес намерен потратить в Нижнем Приангарье $6 млрд, чтобы завершить строительство Богучанской ГЭС, начатое более 25 лет назад, построить алюминиевый завод и целлюлозно-бумажный комбинат. Государство не остается в стороне и выделит 34 млрд руб., на которые будут строиться железная дорога Карабула-Ярки и участки автодороги Канск-Абан- Богучаны-Кодинск, мостовой переход Богучаны- Ярки-Ангарский. Проект развития Нижнего Приангарья, разработанный в 2005 году по заказу администрации Красноярского края Институтом региональной политики, был положен в основу заявки, победившей в конкурсе на финансирование из инвестфонда. О том, какие возможности предусматривает проект развития Нижнего Приангарья, корреспонденту "Бизнеса" Арине Шариповой рассказал директор Института региональной политики Булат Столяров.

- Проект программы развития Нижнего Приангарья был разработан в 2005 году, то есть еще до того, как появился инвестиционный фонд. Власти Красноярска специально решили приурочить инвестиционную программу к распределению дешевых государственных средств?

- У нас есть такая рабочая шутка: отметим 80-летие программы развития Нижнего Приангарья стартом ее реализации! То есть все началось еще в 1920-1930-е годы с предложений об использовании гидроэнергоресурсов Ангары при осуществлении плана ГОЭЛРО и развитии перерабатывающей промышленности на основе этих энергоресурсов. Что такое комплексное развитие Нижнего Приангарья? По замыслу, это один из образцовых территориально-производственных комплексов (ТПК), или, как сейчас говорят, кластеров бывшего Советского Союза. Комплекс энергоемких предприятий на базе двух факторов - дешевого электричества Богучанской ГЭС и ресурсного потенциала района. Строительство Богучанской ГЭС было начато в 1980-м, а завершить планировалось в 1992 году. Но в связи с развалом Советского Союза и экономическим кризисом станция не была достроена, а значит, и планы ТПК были отложены на неопределенный срок.

- Спустя почти 20 лет выяснилось, что район Нижнего Приангарья все же крайне привлекателен для масштабных инвестиций, 20 % из которых в размере, превышающем $1 млрд, - из федерального бюджета?

- Конструкция недр Приангарья объективно такова, что продукция, получаемая здесь от сложения местных недр с электричеством и вывозом их по железной дороге, действительно пользуется большим спросом на мировых рынках. Вложив 34 млрд руб. в течение десяти лет, государство получает налогов в консолидированный бюджет более но млрд руб. в десятилетнем периоде, то есть трижды возвращает свои инвестиции, причем в бюджет края поступит около трети доходов. Но и это еще не все. Сейчас Приангарье - типично проблемный регион. Численность жителей составляет примерно 230 тыс. человек (это 8 % Красноярского края), но происходит отток молодого и наиболее активного населения. Средняя заработная плата в Нижнем Приангарье - 6737 Руб., в Красноярске - 7366 руб. При этом широко распространена так называемая фальшивая безработица, когда преобладающая часть населения нелегально занимается лесозаготовкой, - называется это самозанятостью. Мы рассчитываем на серьезную легализацию экономики региона в связи с реализацией программы, что повлечет за собой серьезное изменение социально-экономической обстановки. Однако решение кадровой проблемы невозможно без привлечения дополнительных трудовых ресурсов. В ближайшие десять лет понадобятся 20 тыс. человек.

- Какие главные пункты программы развития Нижнего Приангарья?

- Завершение строительства Богучанской ГЭС, строительство алюминиевого завода и целлюлозно-бумажного комбината - это обязательства частного бизнеса, который вложит более $5 млрд. Государство за 34 млрд руб. построит участки автодороги Канск-Абан-Богучаны-Кодинск, мостовой переход Богучаны-Ярки-Ангарский и железную дорогу Карабула-Ярки. Общая сметная стоимость проекта, согласно заявке, 213, 916 млрд руб., из них государственная поддержка в части строительства объектов - 34'223 млрд руб., а собственные и привлекаемые средства инвесторов - 179, 692 млрд руб. Это одна из самых дорогих заявок на софинансирование из инвест-фонда, но и с самой большой отдачей: сроки окупаемости вложений в среднем выше, чем по отрасли. Например, если это алюминиевый завод, то один из самых рентабельных по стране. Самым дорогим объектом, требующим государственных инвестиций на $700 млн, является схема выдачи мощности, то есть ЛЭП и подстанции. Но без этой инфраструктуры не будет жить ни одно предприятие.

- На какой стадии сейчас находится строительство Богучанской ГЭС?

- Степень завершенности строительства примерно на уровне 55 %. Запуск производства запланирован на 2009 год, выход на проектную мощность - на 2016 год. Общая мощность станции составит 3 тыс. МВт. На основе электроэнергии станции уже на первом этапе, в 2010 году, стартуют новый алюминиевый завод, который строят "Русал" вместе с ГидроОГК, и целлюлозно-бумажный комбинат, финансирование по которому организует Внешэкономбанк. Поскольку лесосека Нижнего Приангарья сопоставима с Финляндией или Архангельской областью, мы рассчитываем на строительство нескольких крупных лесоперерабатывающих комплексов, что становится возможным исключительно благодаря строительству за счет инвест-фонда моста на правый берег Ангары.

- А каково участие Красноярского края в этом проекте?

- Точной оценки сейчас нет, но это будут вложения в социальную инфраструктуру, оцениваемые в миллиарды рублей.

- Какие гарантии предоставлены всем участникам процесса?

- Очень жесткое инвестиционное соглашение, которое будет подписываться между государством и инициаторами проекта. Главная инновация его в том, что впервые появился инструмент, где государство и бизнес связаны договорными отношениями. Это самый принципиальный момент. Знаете, почему строительство Богучанской ГЭС затянулось так надолго? Потому что у нас до этого года все федеральные инвестиционные инструменты, а их было всего два - ФЦП И ФАИП, вообще не содержали необходимости завершать начатый проект, целевой характер строек не предусматривался. Если ты добился, чтобы в ФАИП появилось строительство моста, и он должен строиться пять лет, это не означает, что объект автоматически попал в бюджет на пять лет. Каждый год заново доказываешь необходимость такого строительства. А сейчас если государство подписывается на строительство, то срок его завершения закрепляется в инвестсоглашении.

"Чужое ОЯТ не пахнет".

("Газета", 26.09.06. Евгений Беляков)

Россия продает "ядерные дубинки" и забирает отходы Вчера глава Росатома Сергей Кириенко и вице-президент Ирана Голямреза Агазаде до поздней ночи обсуждали перспективы строительства АЭС в Бушере.

Переговоры о сроках запуска энергоблока должны были закончиться сегодня утром. Ранее Кириенко уже называл предполагаемую дату загрузки реактора топливом - сентябрь 2007 года.

Пока глава Росатома беседовал с Агазаде о реакторе, в Санкт-Петербурге говорили о ядерных отходах. Вчера в Северной столице начался Международный ядерный форум, проходящий под патронатом Росатома и при содействии МАГАТЭ. Российская сторона, в частности, предложила создать на своей территории международный центр хранения и переработки отработавшего ядерного топлива (ОЯТ) и радиоактивных отходов. "Свалку" предполагается обустроить в Красноярском крае. Глобальный рынок хранения ОЯТ оценивается в 20 млрд. долларов.

Деньги немалые, но и общественное противодействие, в первую очередь со стороны экологов, колоссальное. В марте 2007 года Россия поставит в Иран ядерное топливо для первой загрузки в бушерский реактор. Строительство иранской АЭС стоимостью 1 млрд. долларов имеет не меньший резонанс, чем перспектива появления ядерного могильника под Красноярском: ведь с помощью России Иран может получить ядерное оружие.

Согласно договоренности с Ираном отработавшее ядерное топливо (ОЯТ) с АЭС будет в полном объеме возвращаться в Россию. Пресс-секретарь ЗАО "Атомстройэкспорт" (генеральный подрядчик строительных и монтажных работ) Ирина Есипова считает, что преимущества создания сети АЭС отечественного производства за рубежом очевидны: "Это продвижение российских атомных технологий и захват рынка". А руководитель антиядерной программы "Greenpeace России" Владимир Чупров не приветствует подобные инициативы: "Зачем вообще строить в Иране станцию? Они ведь хотят получить ядерное оружие. Им нужна ядерная дубинка, чтобы почувствовать себя по-настоящему сильными". Опасения эколога связаны с тем, что ОЯТ после выработки ресурса останется в Иране еще на пять лет и выделить из него плутоний для производства ядерного оружия не составит труда. Ирина Есипова, впрочем, убеждена, что хотя гипотетически это возможно, но на практике нереализуемо. По мнению же директора московского представительства Международного центра оборонной информации Ивана Сафранчука, "все зависит от того, насколько добросовестно будут выполняться официальные договоренности между государствами". Что до красноярского могильника, куда поступит отработавшее ядерное топливо после пяти лет хранения в Иране, то Владимир Чупров уверен: "Хранение ядерных отходов -крайне невыгодный бизнес. Если бы речь шла о больших прибылях, США и другие развитые страны забрали бы этот рынок себе". Иван Сафранчук также считает, что "больших денег на этом не сделаешь, а вот риск техногенных аварий возрастет". Отметим, российская инициатива беспрецедентна: ни одно из государств, обладающих ядерными технологиями, не хранит на своей территории чужие отходы. От своих бы избавиться. Теперь это можно сделать с помощью России.

"Хлопонин рассказал о принципе "четырех Д".

("Сегодняшняя газета", 26.09.06)

В понедельник губернатор Красноярского края Александр Хлопонин обратился к депутатам и чиновникам, а также к средствам массовой информации и общественным организациям с докладом. Речь его напоминала ежегодное послание президента РФ Федеральному Собранию.

ПО сути, губернатор рассказал об основных приоритетах социально-экономической политики объединенного края на 2007 год. Изложенную программу он обозначил четырьмя основными направлениями: "дом, деревня, демография, дети". На протяжении всего доклада Александр Хлопонин старался придерживаться этого принципа "четырех Д".

В послании Федеральному Собранию президент рассказал о реализации национальных проектов и демографической проблеме. Александр Хлопонин перенес общероссийские проблемы на местную почву и сконцентрировался на вопросах, волнующих непосредственно красноярцев. В речи главы края звучало много обещаний, причем небеспочвенных. Нужно отдать должное, что за каждым тезисом стояло серьезное экономическое обоснование. Нельзя ничего обещать народу просто так, раздавать деньги на социальные нужды. Таким путем бюджет края никогда не станет профицитным. Эта идеология нашла отражение во всех сферах жизни населения края, о которых говорил Александр Геннадиевич. Так, образовательные учреждения должны вплотную сотрудничать с бизнесом. По словам Хлопонина, комплектацию вузов необходимо проводить при непосредственном участии предприятий и организаций, выступающих заказчиком будущих кадров. Эти же структуры обеспечат часть материально-технической базы вузов. Образование получит материальную поддержку, минуя федеральный и местный бюджеты.

Серьезной критике со стороны губернатора подвергся агропромышленный комплекс. Ведь понятно, что пока приоритетный национальный проект "Развитие АПК" не показал каких-либо результатов. Позитивных сдвигов в сельском хозяйстве страны и края, в частности, мало. Однако нельзя рассматривать эту отрасль как неперспективную. Губернатор заверил, что любым благим начинаниям будет дан зеленый свет. Если сидеть сложа руки и время от времени попивать горячительные напитки собственного изготовления - пшеница расти не будет, да и коровы молока давать больше не станут.

Естественно, что за несколько месяцев и даже лет качественно изменить отрасль нереально, однако оказывать материальную помощь хозяйствам и фермерам, краевая власть согласна.

- Экономическая мощь - не самоцель. Импульс, который получила экономика края в последние годы, должен быть передан в социальную сферу. Считаю, что повышение уровня и качества жизни людей должно стать стратегическим приоритетом развития единого региона, - заявил Александр Хлопонин.

Губернатору уже есть чем гордиться и в социальной сфере. Красноярский край занимает пятое место в России по инвестиционной привлекательности. Средняя заработная плата в регионе самая высокая в Сибирском федеральном округе. До сих пор работа шла в основном на стабилизацию ситуации в социальной сфере, теперь же у края есть все возможности работать на ее подъем. В области жилищного строительства поставлена задача ввести в следующем году миллион квадратных метров нового жилья, а в течение следующих четырех лет удвоить эти объемы. Причем строительство будет вестись на всей территории края - в том числе в малых городах и на селе. Со следующего года начнут также работать программы малоэтажного строительства, будет построен комбинат комплектного домостроения, станет возводиться социальное жилье.

Большое внимание уделил губернатор проблемам детей и юношества: здоровью, воспитанию, досугу и выбору профессии молодым поколением. Александр Хлопонин не постеснялся вспомнить опыт советских времен, касающийся детской темы, которым мы по праву можем гордиться. И по сей день многие с ностальгией вспоминают пионерское детство, бесплатные занятия в кружках и студиях, спортивные секции и организованный досуг. Глава края заверил присутствующих, что по всей территории региона будет создано более 300 спортивных клубов для круглогодичных занятий физкультурой и спортом детей и подростков, восстановлена система массовых соревнований по наиболее популярным видам детского и юношеского спорта.

В завершение своего послания губернатор подчеркнул, что уровень и качество жизни населения, доступность и эффективность социальной инфраструктуры должны стать главной целью развития объединенного Красноярского края, основной задачей для власти, всех политических и общественных сил региона. Насколько быстро и качественно будут решены все эти задачи, зависит не только от чиновников, но прежде всего от жителей края в целом.

"Куда ведёт дорога в будущее?".

("Красноярский рабочий", 26.09.06, Эрих Пырх)

Вчера в Большом зале краевой администрации прошло совместное заседание губернаторского совета, депутатов Законодательного Собрания, представителей политических партий и общественных организаций края.

Официальным поводом для проведения знаменательного мероприятия стала подготовка бюджета объединённого края, а неофициальным - четырёхлетие губернаторства Александра Хлопонина. Примечательно, что предварительная информация о заседании была сведена к минимуму. Некто в "сером доме" утверждал списки приглашённых СМИ, куда "Красноярский рабочий" почему-то не попал. Непонятно, кому и зачем понадобилось прикрывать завесой таинственности ритуальное, в общем-то, мероприятие. Справедливости ради надо сказать, что по итогам оного информация была предоставлена в достаточном количестве. Как говорится, и на том спасибо.

Оказалось, Хлопонин всего лишь прочёл доклад "Основные приоритеты социально-экономической политики объединённого Красноярского края на 2007 год и ближайшую перспективу". Губернатор отметил, что тактика решения макроэкономических задач себя оправдала. Край добился главного - создана база для устойчивого развития экономики на длительную перспективу. В социальной сфере у нас тоже всё хорошо, а будет ещё лучше, поскольку, как заявлено, теперь можно работать не только на стабилизацию, но и на подъём этой самой сферы.

Хлопонин предложил программу действий краевой власти на ближайшие три - пять лет, которая по счастливому совпадению перекликается с известными национальными проектами. Во главу угла поставлено четыре направления, обозначенные весьма схематично, - "дом, деревня, демография, дети". Уже в 2007 году предстоит ввести в крае 1 миллион квадратных метров нового жилья, а в течение следующих четырёх лет удвоить этот объём. Причём строительный бум должен случиться не только в Красноярске, но и в малых городах, а также на селе.

Кстати, само село решено развивать за счёт расширения инфраструктуры (имеются в виду дороги и связь) и кооперации личных подсобных хозяйств. Предложено привлечь кредитов под гарантии края как минимум на два миллиарда рублей, субсидировать процентную ставку, а также возмещать крестьянам до четверти расходов на приобретение сельхозтехники и оборудования. В области демографии предусмотрены адресная поддержка многодетных семей, создание в Красноярске перинатального центра, обеспечение бесплатной медицинской помощью пациентов с наиболее сложными болезнями сердца. Во всех детских поликлиниках намечается установка компьютерных систем мониторинга здоровья каждого ребёнка. Количество мест в детских садах должно увеличиться, а родителям малышей от полутора до трёх лет, не пристроенных пока в детсадах, "светит" выплата компенсаций. Как пообещал губернатор, по всему краю будет создано более трёхсот спортклубов для круглогодичного занятия физкультурой и спортом детей и подростков. Планируется также восстановить систему массовых соревнований по наиболее популярным видам детского и юношеского спорта.

"Экономическая мощь не самоцель, - подчеркнул Александр Хлопонин. - Импульс, который получила экономика края в последние годы, должен быть передан в социальную сферу. Считаю, что повышение уровня и качества жизни людей должно стать стратегическим приоритетом развития единого региона". Программное выступление губернатора уже окрестили посланием и принялись комментировать на все лады. Вот мнения двух депутатов ЗС.

Валерий Семёнов: "Все основные тезисы губернаторского послания направлены на человека, на обеспечение благополучия территорий (трёх нынешних субъектов РФ. - Ред.) и на рост благосостояния населения. Послание губернатора можно назвать своеобразной дорогой в будущее каждого жителя Красноярского края. Уверен, что его поддержат и мои коллеги по Законодательному Собранию, и органы местного самоуправления края. Если сегодня мы являемся лидерами в развитии экономики среди субъектов Российской Федерации, то после реализации намеченных программ мы непременно станем лидерами в реальных делах по социальной защите населения". Владимир Горлов: "Направления, которые озвучил в своём послании губернатор края, естественно, хорошие и правильные. Но мне не понравилось то, что не были показаны тенденции развития и пути достижения намеченных направлений. Сколько сельских больниц закрыто? Сколько предприятий закрылось в крае и сколько создано рабочих мест? Этого в послании не было. Не была поставлена конкретная цель - чего достигать, какими силами и средствами осуществлять намеченное. Получается, что у командира нет ни солдат, ни вооружения. Возьмёт он высоту? Сомневаюсь. Послание прозвучало неубедительно. Я не знаю, что будут обсуждать главы территорий края. Там обсуждать нечего. То, о чём говорил губернатор, мы знаем и без него. О развитии Нижнего Приангарья известно ещё с советских времён. А вот куда пойдут нефть и электроэнергия, что останется краю, лучше ли станет рядовому труженику от освоения этих богатств? Я как житель края не увидел, что мы получим".

"Хлопонин без распальцовки".

("Сегодняшняя газета", 26.09.06)

В Красноярске единственный концерт дал "Хор Турецкого". В зале Дворца спорта имени Ивана Ярыгина собралось около трех тысяч зрителей. Артисты "Турецкого" называют своим жанром эклектику, или смешение стилей. Исполняют популярные песни в оперной интерпретации с элементами шоу. Перепето огромное количество песен: "Мурка", Back in USSR, новогодняя ingle Bells. В составе коллектива - 10 человек: они представляют всю палитру мужских голосов - от тенора до баса. "Хор Турецкого" очень любит губернатор Александр Хлопонин. Как выяснилось, это взаимно. Артист Михаил Кузнецов рассказал о своих впечатлениях от красноярского губернатора. "Два года назад после концерта Александр Хлопонин пригласил нас в бар, такой военизированный - классное место! Отлично посидели. Это такой замечательный, молодой, здоровый мужик. С энергией и без распальцовки, без внешнего, напускного пиара".

"Бюджетные деньги счёт любят".

("Красноярский рабочий", 26.09.06, Эрих Пырх)

В эти дни празднует десятилетний юбилей Счётная палата края. Впрочем, "празднует" - слишком громко сказано. Никаких масштабных мероприятий по случаю круглой даты не намечается. Как всегда, идёт скрытая от глаз широкой публики кропотливая работа, весомые плоды которой по достоинству ценят обе ветви краевой власти. На протяжении десятилетия главный контрольно-счётный орган края возглавляет Иван Алексеевич Ланчинский - кандидат экономических наук, кавалер орденов Красного Знамени и Дружбы народов, принципиальный, требовательный руководитель. Сейчас под его началом немалый штат компетентных специалистов, о котором тогда, в 1996-м, можно было только мечтать.

ТРЕНЕР И ЕГО КОМАНДА

- Иван Алексеевич, расскажите, пожалуйста, как всё начиналось, кто стал "отцом-основателем" Счётной палаты края, каковы были трудности.

- Десять лет назад Законодательное Собрание края одним из первых в России признало необходимость создания полноценного независимого органа, который мог бы профессионально оценивать законность, эффективность и целесообразность расходов краевой казны. Счётная палата края образована Законодательным Собранием и подотчётна ему. 26 сентября 1996 года я был назначен на должность председателя. Мы начинали свою работу в труднейший период. Правовой вакуум, масштабный передел собственности, неразборчивость в использовании финансовых инструментов, отсутствие в течение долгого времени контроля над расходованием бюджетных средств - всё это осложняло выполнение наших задач. На первых порах работать было тяжело ещё и потому, что не хватало опыта, кадров. Мы взрослели вместе с Законодательным Собранием.

- Кто были те "первопроходцы", на долю которых выпала работа в первые годы? Как подбирали кадры?

- Жизненная практика убедила меня, что набирать людей в Счётную палату надо на основе собственного впечатления об их личностных и профессиональных качествах. Это как в футболе - каков тренер, такова и команда. Были тогда разные рекомендации относительно кадров и от администрации, и от ЗС, но в большинстве случаев они не оправдались. На первых порах нам помог краевой комитет по управлению гос?имуществом. Оттуда пришли два хороших специалиста, ставших аудиторами, - Тамара Петровна Семёнова и Ольга Николаевна Власова. Они имели богатый опыт работы в бюджетной сфере, что очень пригодилось. В числе первых аудиторов был Николай Дмитриевич Макаров. К нам он пришёл из федерального земельного комитета, до того работал в крайплане, Госплане. Принципиальный донельзя и с юмором. Бывало, приходит проводить проверку и говорит с порога: "Моя фамилия Макаров. Вот пистолет, давайте мне бумаги".

Потом к нам пришла Людмила Ивановна Артыганова, позже -Нина Ивановна Маштакова, Галина Николаевна Качурина... Теперь О. Н. Власова и Н. Д. Макаров на заслуженном отдыхе, как и заместитель председателя Эльвира Степановна Рожкова. На смену им пришли молодые специалисты. Например, аудиторское направление по контролю за доходами от управления и распоряжения госсобственностью сейчас возглавляет 28-летний Дмитрий Владимирович Воропаев - выпускник КГУ по специальности "Финансы и кредит", в прошлом главный специалист контрольно-ревизионного отдела ГФУ. В 1996-м в штатном расписании Счётной палаты было всего десять человек. Чем больше мы выдавали продукции, тем больший был на неё спрос. И ЗС всегда шло навстречу нашим пожеланиям, когда речь заходила о численности работников или о смете. Администрация края без проблем выделяла помещения. В общем, споров и тем более скандалов на эту тему никогда не было. Сейчас в штате Счётной палаты края 52 человека, весь объём работы разбит по направлениям. Всего их насчитывается восемь.

ВСЁ ПОД КОНТРОЛЕМ

- Давайте вкратце подведём итоги их деятельности за десятилетие. Что уже сделано и что ещё предстоит?

- Начну с направления по контролю за формированием и исполнением доходов краевого бюджета, налогового законодательства и налоговой политики. Оно постоянно анализирует ситуацию с доходами бюджета, вырабатывает замечания и предложения по совершенствованию законодательства и мер контроля над облагаемой базой. Дважды подвергался анализу имеющий большое значение для бюджетов муниципальных образований и краевой казны единый налог на вменённый доход. В прошлом году проверялось выполнение условий и сроков проведения реструктуризации задолженности по налогам и сборам. Сейчас большое внимание уделяется изысканию дополнительных доходов бюджета. Один из способов - продуманная и обоснованная налоговая политика, предусматривающая определённые льготы. Направление по контролю за исполнением расходных статей краевого бюджета, фонда финансовой поддержки выявляет типичные недостатки и нарушения в организации бюджетного процесса. Бюджеты планируются без учёта сведений о налоговой базе и муниципальном имуществе, статистической отчётности. В условиях реформы местного самоуправления мы помогаем органам МСУ избежать многих ошибок вроде тех, что по неопытности совершала лет десять назад краевая власть. Причины нарушений знакомы - незнание нового законодательства, недостаток опыта, нехватка квалифицированных кадров.

- То есть вы не только ловите за руку нарушителей, но и даёте советы, как избежать бюджетных недоразумений в будущем.

- Именно разработка рекомендаций является основной задачей Счётной палаты. Собственно говоря, она никогда и не была карательным органом. Но если первые годы мы больше походили на бухгалтеров, то потом стали всё чаще заниматься анализом экономических явлений, который как раз и позволяет давать дельные рекомендации. Главной нашей задачей стало не выискивание каких-либо недостатков и упущений, а приведение к одному знаменателю всей бюджетной системы, чтобы все учреждения и организации работали по единому стандарту. Тогда больше понимания и соответственно меньше недоработок. Судя по всему, мы на правильном пути. Если десять лет назад каждый третий бюджетный рубль в крае тратился не по целевому назначению, то теперь этот показатель стал наполовину меньше.

- И всё же он достаточно велик. Значит, ещё хватает проблем в сфере госуправления и расходования казённых денег?

- Безусловно. Скажем, действующая система формирования и расходования бюджетных средств в учреждениях социальной сферы носит в основном затратный характер и слабо ориентирована на повышение эффективности государственных расходов. К такому выводу пришли специалисты аудиторского направления по контролю за расходами краевого бюджета на социальную сферу и науку. И это не голословное утверждение, а квинтэссенция почти пятидесяти проверок. Благодаря аудиторскому направлению по контролю за расходами краевого бюджета на государственное управление и правоохранительные органы была решена судьба краевого госучреждения "Правопорядок" и одноимённого целевого бюджетного фонда, на деятельность которых поступала масса нареканий. Теперь, как известно, функции, которые исполнял "Правопорядок", возложены на ГУВД края.

Направление по контролю за расходами краевого бюджета в агропромышленном комплексе подвергло критическому анализу работу ГП "Сельхозобъединение". Напомню, что выделение бюджетных средств на поддержку сельского хозяйства через этого посредника привело к тому, что на покрытие убытков от деятельности "Сельхозобъединения" были потрачены значительные краевые средства. Кроме того, были накоплены долги перед краевым бюджетом по кредитам, да и сами предприятия АПК задолжали "Сельхозобъединению". Счётная палата края предлагает разработать программу развития сельского хозяйства, направленную на повышение эффективности использования бюджетных средств. Надо закрепить ответственность руководителей, изжить излишний бюрократизм при предоставлении средств господдержки.

- Что ещё контролирует Счётная палата?

- Доходы и расходы краевого бюджета в области охраны окружающей среды и природных ресурсов; использование бюджетных средств, направляемых на финансирование инвестиционно-строительной и жилищно-коммунальной сфер.

- Похоже, вам удаётся объять необъятное - под контролем буквально всё, что связано с краевым бюджетом.

- И не только с краевым. Недавно в Бюджетный кодекс внесли поправки, и теперь мы вправе проверять территории, где бюджет больше чем наполовину формируется за счёт краевой казны. В последние годы наши специалисты много раз выезжали на периферию, и на сегодня во всех городах и районах края проведены проверки.

Кстати, в 26 территориях образованы контрольные органы, подобные Счётной палате. Юридически они подчиняются не нам, а местным депутатам. Но мы бы хотели благотворно влиять на их работу, чтобы они не повторяли наших ошибок периода становления. Поэтому уже наметили ряд консультационных и обучающих мероприятий. Возможно, создадим ещё одно направление в Счётной палате, которое будет работать с муниципальными образованиями.

ДВАЖДЫ ДВА НЕ ВСЕГДА ЧЕТЫРЕ

- Сколько же заключений Счётная палата готовит в среднем за год?

- Около полусотни. Срок проведения одной проверки -два месяца. Но бывают нежданные поручения депутатов ЗС и губернатора. Тогда мы приостанавливаем текущую работу и занимаемся срочной. Скоро вот краевой бюджет к нам поступит - тоже всё приостановим и будем заниматься только им. Нам надо всего за месяц, разбив по направлениям, досконально проанализировать пятисотстраничный документ. Примерно то же происходит с отчётом об исполнении краевого бюджета.

- Сейчас без заключения Счётной палаты не принимается ни один закон края, не раз в важные документы по вашей инициативе вносились существенные изменения. Вы всегда, что называется, бьёте без промаха?

- Примерно в 80-90 процентах случаев депутаты прислушиваются к нашим рекомендациям.

- А губернатор?

- За всё время Александр Хлопонин лишь пару раз не соглашался с отдельными тезисами заключений Счётной палаты. Было и так - обсудив ответ губернатора, мы пришли к выводу, что прав всё-таки он.

- Случается, что факты выявлены нелицеприятные, а оргвыводов не следует. Почему?

- Да, бывает, что деньги потрачены незаконно или неэффективно - особенно это характерно для сельского хозяйства, а депутаты говорят, мол, давайте простим селян, они и так бедные, зачем ещё наказывать, не будем требовать возврата бюджетных средств, ну а с конкретными людьми разберёмся в частном порядке. Я не против этого подхода. Такое "отменённое наказание" можно рассматривать как метод воспитания, не всё же в жизни дважды два четыре.

- Неужели ваши специалисты в таких случаях не ставят во главу угла буквы и цифры? По должности вроде бы положено...

- Порой мы осознаём, что формально правы, но не настаиваем на своих рекомендациях. Почему - я уже объяснил.

- Раньше на весь край гремели громкие проверки. Вы упомянули о "Правопорядке", "Сельхозобъединении", можно сюда добавить канскую "табачку". Но в последние годы, на мой взгляд, в работе Счётной палаты стало меньше гласности.

- Это не совсем так. Мы не закрыты - размещаем все свои заключения в Интернете на сайте www.chamber.krsn.ru. Меня поразило, что месяц назад из Ленинграда нам написал не начальник, а простой человек, откуда-то узнавший о проверке военного комиссариата. Заинтересовался, просил выслать текст заключения. Мы ему про сайт и написали.

Другое дело, что итоги работы Счётной палаты, может быть, менее широко освещаются в СМИ. Ну, это вопрос политический. Депутаты приходят разные, губернаторы -тоже. Если раньше ЗС требовало от нас действенности, показательности, мы так и работали. С приходом Хлопонина задачи несколько изменились. И не потому, что он захотел нас "укоротить" - просто у него другой стиль работы, более масштабный, что ли. Он больше информирован, смотрит далеко вперёд. Как мы видим дальше "муниципалов", так и он видит дальше нас, потому что много общается с Федерацией. На первых порах меня удивляло то, что любой документ, подписанный Хлопониным в ответ на наше заключение, в высшей степени корректен, точен в оценке проделанной работы.

Вообще у нас нормальные, продуктивные отношения с обеими ветвями краевой власти. В прошлом году на всероссийской конференции даже москвичи поражались тому, как налажена работа Счётной палаты края, как к нам относятся администрация, Законодательное Собрание. Хочу поблагодарить их за понимание, конструктивное сотрудничество и выразить надежду на то, что мы и впредь будем совместно находить пути решения проблем, встающих перед краем.

- Что ж, так держать. Плодотворной работы вам и в следующем десятилетии.

- Спасибо. Уверен, мы не подведём. В Счетной палате края сложился замечательный коллектив профессионалов, которому по силам выполнить масштабные задачи. С юбилеем вас, дорогие коллеги!

P.S. За период с 1996-го по первое полугодие нынешнего года Счётной палатой края проведено более 300 проверок, выявлено нарушений в использовании бюджетных средств на общую сумму 10,9 миллиарда рублей (в том числе нецелевое - 1,2 миллиарда, неэффективное - 3,7 миллиарда, незаконное - 2,4 миллиарда). По результатам проверок в краевой бюджет возвращено свыше миллиарда рублей, что в одиннадцать с лишним раз превышает затраты на содержание самой Счётной палаты.