Московские власти не верят в сговор застройщиков. Московский стройкомплекс и недвижимость в СМИ
Тему опасности провалов грунта в Москве на этой неделе продолжает аналитический еженедельник "Коммерсантъ-Власть" (№37 [691] от 18 сентября). "Чтобы внести ясность в вопрос об устойчивости столицы, обозреватель "Власти" Андрей Воскресенский встретился с управляющим ГУП "Мосгоргеотрест" Андреем Антиповым". Специалист сомневается, что причиной провала на Ленинградском проспекте стали естественные причины природного характера. "Вы можете назвать хотя бы одну из этих аварий, которая была бы связана с геологическими причинами? Или, если выразиться точнее, которая произошла из-за того, что мы не знали геологической структуры, особенностей грунтов в данной точке? Я могу назвать. <...> Это провал дорожного полотна на Большой Дмитровке в мае 1998 года, из-за чего обрушился фасад соседнего дома. Предыдущая авария такого рода произошла в конце 1970-х - обрушился пятиэтажный дом на Хорошевском шоссе, но тогда, кажется, об этом даже не писали в газетах - не принято было. А все остальные обрушения и проседания происходили или из-за ошибок строителей и проектировщиков, или из-за прорывов теплотрасс, пожаров и т. д. Провал на Ленинградском проспекте относится к тому же разряду. По-видимому, там были нарушены правила проектирования или строительства, хотя окончательные выводы еще предстоит сделать госкомиссии", - комментирует собеседник "Власти". "Строить можно абсолютно везде. Во многих странах, например в Японии, Арабских Эмиратах, ставят небоскребы прямо в море, на насыпном грунте. Все побережье Голландии - бывшее морское дно, и там прекрасно строят. Другое дело, что при строительстве надо учитывать геологическое строение участка и характеристики грунта. <...> Москва - достаточно благополучная в геологическом плане территория. И, кстати, неплохо изученная - в нашем архиве данные о 700 тыс. геологических скважин в пределах Москвы". Насколько можно быть уверенными в устойчивости самых старых, исторических столичных сооружений, при проектировании и строительстве которых никто не изучал геологическую структуру почв, поинтересовался корреспондент журнала у управляющего ГУП "Мосгоргеотрест". "Во-первых, примитивные геологические исследования проводились и в древние времена -копали шурфы, ходили с лозой, смотрели воду. А во-вторых, проводится мониторинг, в том числе и Кремля. Мы тоже в нем участвовали. Уверяю вас, Кремлю провал не грозит", - заверил Антипов. Также в материале приводятся справки относительного того, что проваливалось в ХХ веке в Москве и в мире.
Видимо, столичные власти также уверены в надежности мониторинга и оптимистично настроены в отношении дальнейшего строительства, в том числе и подземного. "В ближайшее время власти российской столицы начнут целый ряд проектов по освоению подземного пространства города. Если раньше под таким "освоением" понималась постройка метро или сооружение подземных переходов, то теперь идея мэрии куда более впечатляющая", - сообщает "Московская правда" в номере от 18 сентября. "Подземное строительство начинается на площади Павелецкого вокзала, на Болотной площади, на площади Тверской заставы (у Белорусского вокзала). Одним из наиболее ответственных объектов нового подземного пространства Москвы станет комплекс на Пушкинской площади", - сообщает автор материала Иван Быстров. Стоит отметить, что именно этот проект на данный момент является одним из самых спорных. "У обывателя само слово "тоннель" порой вызывает ассоциации с грандиозными сооружениями. К слову, в Москве такие есть - например, Лефортовский или строящаяся под Серебряным бором подземная часть Краснопресненского проспекта. Но случай с Пушкинской площадью - совсем иное дело: расчеты показали, что тут можно обойтись совсем "малой кровью". Для того чтобы "развести" в разные плоскости потоки машин на Тверской улице и Бульварном кольце, достаточно построить короткий тоннель, проходящий под самой границей Пушкинской площади", - успокаивает читателей "Московская правда". По мнению разработчиков проекта, от нового тоннеля выиграют все: и пешеходы, и автомобилисты, и пассажиры метро, так как "новое подземное пространство на Пушкинской площади даст москвичам единое пешеходное пространство, объединяющее все три станции метрополитена, от которых можно будет одинаково легко попасть и в новые магазины, и на парковку".
Не теряет актуальности тема цен на рынке недвижимости, как жилой, так и нежилой. "В последние годы, с редкими паузами, на рынке недвижимости царил ажиотаж, цены стремительно росли - вслед за одной "победной" планкой стоимости "квадрата" появлялась другая. Каковы же факторы, из которых сегодня складывается психологический барьер стоимости жилья?", - задает вопрос газета "М2 = Квадратный метр" (выпуск №37 (297),13 сентября - 19 сентября). Свою точку зрения на роль основных факторов ценообразования высказали газете эксперты - участники рынка. ""Нельзя утверждать, что определенные лица заинтересованы в росте стоимости жилья. Ни риэлторы, ни строители, ни власти не стараются подогревать, поддерживать или даже искусственно создавать дефицит предложения, это не в их интересах. Риэлторам и застройщикам, наоборот, выгодно быстро реализовывать объекты, для бизнеса необходим приток денежной массы, а если рынок сокращается и сделки разваливаются, никто в конечном счете не выигрывает: агенты не получают своей комиссии, строители - денег за возведенное жилье. А властям выгодно, чтобы народ мог действительно спокойно, а не лихорадочно, неся убытки, продавать и покупать квартиры", - считает начальник аналитического отдела корпорации "ИНКОМ-Недвижимость" Александр Матвеев. Но не все можно объяснить рациональным образом с точки зрения законов рынка: "Кроме известных обстоятельств, способных более или менее объективно сказываться на росте цен, существует ряд мало прогнозируемых факторов. И здесь, как повелось исторически, мы в очередной раз становимся свидетелями ситуации под названием "Результат неадекватен заявке". Почему в очередной раз? Да потому что такие ситуации очень легко рождаются на плодородных почвах российского менталитета", -констатирует "М2". Слухи, шумиха вокруг национального проекта "Доступное жилье", опасения насчет дальнейшего роста цен, различные рекламные акции и пиар-ходы самих девелоперов - все это провоцирует искусственный дефицит на рынке, вдобавок к дефициту реальному. Также в материале анализируются такие аспекты жилищной сферы, как аренда, возможности механизма ипотеки, явление инвестирования в недвижимость, активная покупка квартир в Москве иногородними гражданами. Играют роль и мотивы не экономического плана: "В истории немало примеров, когда рыночная ситуация подвергалась корректировке по политическим мотивам. Такой момент в России приближается - это президентские выборы. Некоторая дестабилизация, возможная в 2008 году, способна отразиться на понижении планки. Народ надо задобрить, на время сделать для него что-нибудь хорошее, например, изменить законодательство, облегчив приобретение жилья, ввести в оборот большие площадки под застройку, вложить средства в социальное жилье и пр.", - отмечает газета.
Подозрения в "сговоре застройщиков" сами участники рынка не разделяют; любопытно, что скептически настроены и столичные власти. "Маловероятным назвал мэр Москвы
Между тем, многие эксперты отмечают, что рост цен на жилье в Москве наконец-то замедлился. "После сумасшедшего двухлетнего роста цены на московское жилье стабилизировались, а квартиры на вторичном рынке уже продаются с дисконтом. По данным риэлторов, продавцов стало вдвое больше, чем покупателей. Эксперты предсказывают замораживание цен к концу года, а на следующий год - даже возможное падение на 5-7%", - констатируют "Ведомости" (№178 от 22 сентября). "Рост цен замедлился, квартиры дорожают менее чем на 1% в неделю (в апреле этот показатель составил 10%)", - констатирует руководитель центра irn.ru
Но это касается цен на квартиры, а как обстоит дело с нежилой недвижимостью? "Бизнес-центры столицы вышли на второе место в мире по стоимости аренды", - констатирует Денис Тыкулов, корреспондент "Газеты" (№168 от 18 сентября). "За последние полгода стоимость аренды в московских бизнес-центрах класса А вышла на второе место в мире, обогнав за это время Париж. "В настоящее время мы по максимальной стоимости аренды офисов уступаем лишь Лондону", - делится гендиректор Russian Research Group (RRG) Денис Колокольников. По данным компании, еще 6-8 месяцев назад максимальная стоимость аренды в московских бизнес-центрах высокого класса составляла около 1 тысячи долларов за кв. метр. "Сегодня она доходит до 1200 долларов", - говорит Колокольников. Тогда как, по его словам, в Париже и Лондоне максимальные ставки за прошедший срок практически не выросли и составляют примерно 1050 и 1500 долларов за кв. метр соответственно". По мнению участников рынка, рост цен на офисную недвижимость и рост арендных ставок продолжится. Москва является единственным финансовым центром страны; кроме того, отмечает "Газета", играет роль и дефицит предложения. "Например, по данным компании Praedium, за прошедшее полугодие на свободные офисные площади класса А приходилось не более 3%. <...> Дефицит площадей и высокие ставки заставляют арендаторов экономить на офисе. Часть из них перемещается из престижного центра столицы на окраины, что, впрочем, автоматически влияет на ставки аренды в "отдаленных" бизнес-центрах".
"Дешевые офисы вымирают как класс", - заключает, в свою очередь, "Бизнес" (№ 176 (560) от 20 сентября). "Несмотря на высокий спрос со стороны потенциальных арендаторов на офисы класса С, девелоперы не собираются активно осваивать этот сегмент коммерческой недвижимости. Такой факт объясняется тем, что затраты на строительство бизнес-центров классов А и С почти не отличаются, в то время как арендные ставки на офисы высокого уровня намного выше. Похоже, небольшим компаниям, дислоцированным в непосредственной близости от Садового кольца и являющимся типичными арендаторами недорогих офисов, нужно готовиться к переезду. По прогнозам экспертов, в ближайшие годы они переместятся на окраины города или вовсе за МКАД. <...> В перспективе огромный спрос на недорогие офисы приведет к тому, что арендные ставки вырастут и в тех районах столицы, которые пока не востребованы потенциальными арендаторами. Некоторые эксперты, опрошенные "Бизнесом", советуют небольшим компаниям, пытающимся сэкономить на аренде помещений, переезжать ближе к МКАД или в ближайшее Подмосковье".
Один из достаточно удаленных от центра районов, Крылатское, в плане его привлекательности для офисного строительства, анализируют "Ведомости" (номер от 18 сентября). "Современному Крылатскому больше подходит название элитного спального района - коммерческой недвижимости здесь строится мало. Даже в градостроительном плане развития Западного округа район фигурирует лишь в разделе "Сохранение и развитие природного комплекса". По информации управы "Крылатское", до 2020 г. в районе будут строиться в основном жилые дома и спортивно-рекреационные объекты", - отмечает автор материала Наталия Самарина. "Крылатское изначально рассматривалось как район, выгодный с точки зрения жилой застройки, - говорит Ольга Кисарина, руководитель отдела исследований и аналитики компании Praedium. - Стоимость жилой недвижимости здесь одна из самых высоких в Москве, жилые проекты окупаются гораздо быстрее офисных. Что касается офисных центров, то они, в принципе, стали строиться за пределами центра города сравнительно недавно. Девелоперы опасались, что проекты в отдаленных районах будут неуспешными. Сейчас ситуация меняется: Крылатское - популярный район". Возможности Крылатского в качестве зоны офисов неоднозначно оцениваются аналитиками. "Крылатскому еще далеко от того, чтобы стать ярко выраженным и сложившимся деловым районом офисного рынка Москвы, - соглашаются специалисты компании Knight Frank, - это обусловлено прежде всего его значительной территориальной удаленностью от исторического и делового центра города". Но, отмечают другие, после строительства Краснопресненского проспекта сообщение с центром города станет более удобным и, в сочетании с разумными ставками аренды, шансы Крылатского на то, чтобы стать востребованным деловым районом, значительно возрастут. В материале также перечислен ряд офисных центров, которые уже построены в этом районе или запланированы в ближайшем будущем.
О крупном проекте в другом конце города сообщает "Бизнес" (№ 177 (561) от 21 сентября). "В пределах Третьего транспортного кольца, в районе метро "Автозаводская" будет построен крупнейший в Москве торгово-развлекательный комплекс общей площадью более 220 тыс. кв. м. Девелопером проекта выступает компания "Кузнецкий Мост девелопмент". Большую часть финансирования проекта, вероятнее всего, возьмет на себя
Городу, между тем, приходится решать масштабные задачи в рамках национального проекта "Доступное жилье", не забывая и о собственных программах переселения очередников и жителей ветхих домов. "В будущем году в Москве для нужд города построят 2,23 млн кв. м жилья, всего в городе намечено возвести порядка 5 млн кв. м. Об этом руководитель Департамента экономической политики и развития города (ДЭПР)
Но к цифрам, которые озвучивают столичные чиновники, стоит относиться с известной долей критики, уверена "Газета" (номер от 20 сентября). "В текущем году в Москве построено более 3 млн. кв. метров жилья, что составляет свыше 60% от годового плана, заявил вчера на заседании столичного правительства руководитель городского стройкомплекса
Как бы то ни было, новостройки появляются во всех округах города, и анализ ситуации в очередном из них - СВАО - публикует на этой неделе "М2". "В СВАО к лету 2006 года средняя стоимость 1 кв. м в возводимых домах практически сравнялась, а в некоторые месяцы "панель" даже обгоняла по цене "монолит"! Вещь ранее непредставимая", - отмечает газета. "Однако риэлторы отнеслись к этому факту спокойно. На их взгляд, подобное изменение цен является следствием другой тенденции. Она связана с серьезным увеличением спроса на квартиры в крупных жилых комплексах и ростом стоимости этого типа новостроек, который опережает средние показатели. А в СВАО за последние полгода-год на продажу как раз выставлялись в основном комплексы, а не отдельно стоящие здания. Причем комплексы, застраивающиеся преимущественно панельными домами. Вот и вся разгадка стремительного увеличения цен на кажущуюся дешевой "панель" и относительной стабилизации цен на "монолит", - поясняет "М2". Более того, по мнению инвесторов, эта новая тенденция вскоре может распространиться и на другие округа Москвы.
В преддверии зимы особенно важным является вопрос о прочности дорожного покрытия, которому придется выносить перепады температур, противогололедные реагенты и т.д. "Московские власти приняли решение победить колдобины - начали уникальный дорожный эксперимент на МКАД", -сообщает "Московский Комсомолец" (номер от 16 сентября). "Суть эксперимента в следующем: специалисты отобрали 10 новых типов асфальтовой смеси, которые более устойчивы к образованию колеи и деформации. И до конца этой недели рабочие ночами будут укладывать асфальтовые составы на одной полосе с внешней стороны МКАД - на участке с 79-го по 86-й километр. Именно этот участок выбрали для полной объективности результатов. Поскольку он строился в одно время (в 1962 году) и обладает одинаковыми транспортными и эксплуатационными характеристиками. <...> Всю осень и зиму дорожники будут внимательно смотреть, как разные виды асфальта реагируют на снег и перепады температуры (особенно в те дни, когда дневная температура выше нуля, а ночью ударяют морозы). А по весне выберут состав-победитель, которым станут "мостить" Москву".
Продолжается реализация крупного проекта дорожного строительства на одной из ключевых магистралей Москвы - Ленинградском проспекте. "На Ленинградском проспекте нельзя терять ни одного дня. Это одна из самых напряженных магистралей города, и работы на ней приносят москвичам огромные неудобства", - говорил Юрий Лужков в минувшую субботу на совещании, познакомившись во время традиционного объезда с ходом реконструкции на этой трассе", - сообщает "Российская газета" (номер от 18 сентября). Полностью реконструкцию обещают провести к середине 2009 года, "Но большая часть узлов и развязок - на Пушкинской площади, возле Белорусского вокзала, на Головинском шоссе и улице Фестивальной - должны быть готовы не позднее 2008 года, а на Ходынском поле - даже в 2007 году. На 2009 год, собственно, останется лишь строительство второго моста через канал Москвы-реки. Сейчас же работы ведутся примерно на четверти протяженности трассы". Особое внимание уделяется участку, в районе которого недавно произошел провал грунта: "Здесь очень сложная гидрогеология, внизу текут сразу три подземные реки, - рассказывал журналистам мэр. - Забурили, например, восемнадцатиметровую сваю, а вода возьми да и вынеси ее. Поэтому приходится бурить меньше - метров до 16, затем делать бетонный башмак и надевать на него колонну".
Воздушный транспорт также немыслим без наземного строительства: "Мэр Москвы Юрий Лужков заложил памятную капсулу в основание строящегося нового пассажирского терминала в аэропорту "
"Строительство гостиничного комплекса на Красной площади может разрушить собор Василия Блаженного", - предупреждают "
"Пожалуй, нет в столице темы более болезненной, чем сохранение "старой Москвы", - констатируют, в свою очередь, "Известия". В номере от 20 сентября газета публикует интервью с руководителем Москомнаследия Валерием Шевчуком. "Большинство реставрационных проектов в Москве проходит с наращиванием площадей и обустройством под ними подземных пространств, что противоречит исторической правде", - отмечает корреспондент "Известий" Виктория Волошина. Валерий Шевчук не считает, что это плохой показатель: "Мне кажется, такая точка зрения присуща консерваторам, которые никак не хотят признать тот простой факт, что современный город должен развиваться комплексно. Например, в том же Царицыне никогда не было выставочного центра, который в наше время предполагает особые условия хранения и экспозиции, не предусмотренные в прошлые века. Еще один пример - восстановление Манежа после памятного москвичам пожара. В ходе реализации этого проекта удалось совместить историческую идентичность памятника с требованиями сегодняшнего дня - с противопожарной безопасностью в том числе. Теперь мы застрахованы от повторения трагедии. Или возьмите те же Теплые торговые ряды, о которых так много писали "Известия". Если превратить их в законсервированный объект, то, во-первых, в скором времени мы бы получили вместо памятника груду развалин, подтверждением чему является уже начавшийся процесс саморазрушения. <...> После регенерации Теплые торговые ряды вернутся к нам не только в архитектурном, но и функциональном плане - гостиница, которая там появится, безусловно, будет играть ту же роль бизнес-центра, что и в XIX веке".
О крупном инвестиционном проекте - точнее, нескольких проектах одного инвестора - пишут "Ведомости" в номере от 20 сентября. "Mirax Group собирается инвестировать более $2 млрд в новые строительные проекты. Эксперты считают, что, если все планы будут реализованы, корпорация станет крупнейшим девелопером на западе Москвы. <...> Самый масштабный - строительство нового микрорайона в районе Фили-Давыдково. Он расположится в парковой зоне, ограниченной улицами Кременчугская, Славянский бульвар и Давыдковская. На площади в 46 га будет построено около 700 000 кв. м нового жилья. <...> На другом участке - территории завода "Фили-Кровля" - Mirax построит элитный жилой комплекс на 400 000 кв. м. Для этого с участка будет выведено действующее предприятие". Здесь не лишним будет отметить, что "Фили-Кровля" называлось представителями управления правительства Москвы по экономической безопасности в числе объектов, подвергавшихся в свое время рейдерскому нападению. "Деловой комплекс "Миракс-Плаза" площадью 386 000 кв. м будет расположен на пересечении Кутузовского проспекта и улицы Кульнева напротив ММДЦ "
В том же номере сообщают "Ведомости" о сделке, заключенной компанией "
А сам Юрий Лужков на этой неделе отметил 70-летний юбилей, и одной из его "ипостасей" - строительной - посвящен материал в "Московском Комсомольце" (номер от 20 сентября). ""Лужков разрушает Москву нашего детства!" - один из самых громких антилужковских лозунгов. Юрия Лужкова обвиняют в том, что его строительная политика является преступной, антисоциальной и антигосударственной, лишающей будущие поколения граждан России исторической памяти", отмечает автор материала Карина Григорьянц. "На вопрос, разрушает Лужков Москву или возрождает, однозначного ответа нет. Точно так же невозможно однозначно определить, является ли для Москвы потерей демонтаж гостиницы "Россия" или возведение на месте бассейна "Москва" храма Христа Спасителя. Дело в том, что сталинская эпоха, точно так же, как эпоха Александра I, является частью истории Москвы и страны в целом. <...> Нельзя Москву рассматривать как исторический музей. Нельзя заставить людей жить в прошлом. <...> Ругать Лужкова за то, что город продолжает жить и впитывать в себя новые веяния эпохи, не то что глупо, а бессмысленно. С таким же успехом можно ругать ураган, который срывает крышу с вашего дома. Историю нельзя остановить, а время нельзя законсервировать. Это не под силу Лужкову, как это не под силу любому, кто оказался бы на месте Юрия Михайловича". В материале перечислен длинный перечень объектов, появившихся в городе за те годы, что им руководит Лужков: Третье транспортное кольцо, Международный дом музыки, новая сцена Большого театра, новые помещения Третьяковской галереи, Центр Мейерхольда, Музей современного искусства, реставрация Царицыно и т.д. "Лужков уже вошел в историю Москвы. И еще думаю, что будущие поколения москвичей будут вспоминать о Лужкове не как о разрушителе, а как о строителе", - заключает "МК".
Вероника Шарова