Узнав о пожаре, иностранцы "смотались" с рудника: обзор читинских СМИ
Обзор прессы Читинской области за 18-22 сентября
В преддверии Дня машиностроителя, который в России отмечается 24 сентября, почти все читинские еженедельники отметились публикациями о крупнейших машиностроительных предприятиях региона. Не стали исключением "Аргументы и факты", которые в номере за 21 сентября рассказывают о работе уникального предприятия - Дарасунского завода горного оборудования, который работает в Читинской области уже 55 лет. Завод - градообразующее предприятие для посёлка Дарасун. Усилиями предприятия здесь построены жилые дома, дом культуры, детский сад, общежития, пионерлагерь, техникум и ПТУ. Газета рассказывает о том, 60-70-е годы бурного расцвета производства, технического прогресса и соцсоревнований с Читинским машиностроительным заводом сменились 80-ми годами перестройки, после которых встали станки и люди забыли о том, что такое зарплата. Ситуация на заводе кардинальным образом изменилась после того, как в 1995 году место директора занял Сергей Белоногов. Директор вместе со всем коллективом смог вернуть завод к стабильной работе - за последние 5 лет объемы производства ежегодно наращиваются на 18-20%. По информации издания, кроме Дарасунского, в России больше нет заводов горного оборудования: "Таких породопогрузочных машин и пневмомоторов больше не производит ни один завод, и потому машинами ЗГО добывается всё - начиная от золота на Вершино-Дарасунском руднике в Тунгокоченском районе Читинской области, заканчивая углём на Украине. Строительными кранами Пионер-2, производившимися в период массового строительства, построено, наверное, большинство "хрущёвок" Советского Союза. А с недавнего времени на заводе появилось новое оборудование, которое не производится нигде в мире, и это - гордость завода. Запуск бурильной установки УБШ-228 планируется на начало ноября. К запуску ждут специалистов австрийской фирмы "Техно", с которыми организовано совместное производство, и горняков из Краснокаменска, которым предстоит её опробовать. Конструкторы говорят, что получилась вещь, на которой приятно работать, - новая электрогидравлическая буровая каретка за 57 секунд проходит 2 метра скалы. Аналогичная техника производится в Швеции, Финляндии, но она минимум в 2 раза дороже, чем придуманная техническим отделом Дарасунского завода горного оборудования".
"Эффект" в номере за 20 сентября рассказывает о нынешнем положении одного из крупнейших заводов в Читинской области - ОАО "Читинский машиностроительный завод". Издание напоминает, что в начале лета 2006 года появились сообщения о том, что администрация области выставляет на продажу акции завода. По мнению издания, это могло бы привести к перепланированию или даже закрытию предприятия (Предполагалось, что нижегородское ОАО "НИПОМ" - владелец 7% акций стремится получить доступ к контрольному пакету акций завода. Комментируя в апреле 2006 года "Эффекту" ситуацию, директор завода Геннадий Карбушев высказывал предположение о том, что заезжие инвесторы могут обанкротить завод и вывезти его производственные мощности в западную часть страны. - ИА REGNUM). Издание уверено, что слухи о смерти "флагмана забайкальского машиностроения" оказались преждевременными: контрольный пакет акций по-прежнему остаётся у коллектива завода, да и администрация области пока акции продавать не собирается. "Эффект" напоминает, что в 90-х годах завод удалось сохранить ценой утраты значительной части объёмов производства, рынков сбыта, а, как следствие, и оборотных средств. В последнее время возросла конкуренция - компрессорные станции, производившиеся некогда только в Чите, в настоящее время выпускают в Челябинске, Казани, Пензе, не говоря уже о зарубежных фирмах. Продукция же читинского завода в конкретной борьбе проигрывает - только транспортировка продукции за Урал повышает цену на каждую машину на 30 тыс. рублей. Неприятный сюрприз преподнёс заводу НПО "Гранит", отдавший заказ на разработанную читинскими инженерами холодильную машину в Подмосковье. Это потеря сразу 150 млн. рублей, весьма чувствительная для предприятия. Карбушев рассказывает о практических шагах руководства предприятия, направленных не только на выживание, но и на развитие предприятия: "Мы осваиваем выпуск новых компрессоров, запускаем новые образцы другой техники. Но, к сожалению, всё это полумеры. Завод остро нуждается в техническом перевооружении, станочный парк давно устарел, а такое производство как кислородный цех, кстати, одно их немногих в области, Ростехнадзор вообще грозит закрыть из-за несоответствия современным требованиям. На заводе стареет не только техника, но и коллектив. За станками стоят люди предпенсионного, а то и пенсионного возраста, молодёжь идёт неохотно. Отпугивают низкая зарплата и незавидные перспективы профессионального роста".
"Вечорка" в номере за 20 сентября напоминает, что в начале сентября мэр Читы
"Вечорка" рассказывает о нелёгкой жизни Акшинского района, приводя пример того, как "пресловутый" ФЗ №131 "Об общих принципах организации местного самоуправления", введённый на территории Читинской области с 2006 года, может оставить муниципалитеты без средств к существованию. Акшинский район соединяет с областным центром только автомобильный транспорт, промышленных предприятий нет, аграрный сектор особых доходов не приносит. После введения ФЗ №131 бюджет района уменьшился в 2 раза. Это притом, что и раньше власти считали копейки. В сельские поседения согласно федеральному и областному законодательству ушли доходы от земельного налога, налога на имущество физлиц, арендной платы за землю. Не сумел район собрать плату за добычу полезных ископаемых. Администрации сельских поселений в формировании доходов своих бюджетов тоже не преуспели. Строить дороги, школы, фельдшерские пункты, подвозить дрова и воду в итоге не на что. На уровне района необходимо рассчитываться за кредиты, выплачивать долги прошлых лет, платить за электроэнергию, дрова, уголь, услуги связи. Существовала угроза того, что в Акшинской средней школе не удастся начать учебный год - необходимы были 350 тыс. рублей для обеспечения пожарной безопасности. Деньги эти для бюджета, доходы которого составляют всего 6 млн. рублей - огромные. Промышленного производства в районе давно нет. Не стало в Акше механизированной колонны, нет сельхозхимии, прекратил своё существование ремонтно-строительный участок, закрылась птицефабрика. Сохранилась лишь база сельхозтехники да мясокомбинат, который скорее головная боль для властей, чем полноценное предприятие. Своими же силами сумели только реорганизовать бывшую заготконтору потребкооперации в МУП "Заготовитель". Вот и все налогоплательщики.
"Экстра" в номере за 20 сентября вспоминает визит в регион руководителя Федерального агентства по строительству и ЖКХ (
"Экстра" вспоминает про трагедию на шахте "Центральная" Вершинодарасунского рудника, при пожаре на которой погибли 25 шахтёров. Журналист газеты посетил посёлок 11 сентября, когда хоронили первых 11 шахтёров. Один из собеседников, который представляется электриком рудника подтверждает версию о том, что шахта загорелась от сварки, искры от которой попали на сухой ствол шахты, после чего рассказывает об отношении местных жителей к иностранцам и их поведении после начала пожара: "Тут были, но после того, как пришло известие о первых погибших, смотались. Да сейчас вообще никого нет из руководства. Один Андрей Владимирович Сироткин остался, его вроде из Красноярска прислали, нормальный мужик. Отношение поначалу неплохое было. Работы не было в поселке, они пришли, и рудник заработал. Когда директором был Замалеев, все было путём. Он шахты знал, людей знал. Зарплату в 2 раза повысил. Затем его сменили. Новых мы даже не знали, как зовут, в лицо даже не знали. В последнее время массовые увольнения начались. Они по-хитрому это предлагают сделать. Дают 9 окладов, это в среднем 70-80 тысяч рублей, и говорят писать заявление по собственному желанию - называют это высвобождением". Ещё один собеседник издания председатель профкома рудника Яков Ланцев. По его словам, из погибших 25 шахтеров 7 человек являлись членами профсоюза. Ланцев говорит о том, что агрессия, которая была у людей в первые дни трагедии, постепенно проходит - люди устали злиться: "Рудник дал работу, за это инвесторам спасибо. Но хотелось бы больше. Сами представьте, они трубят везде о высоких зарплатах. Вот средняя зарплата погибших ребят за 12 месяцев. Самая маленькая зарплата 4 922. Самая большая - 25 768. Но для того, чтоб получить 20 тысяч в месяц, надо работать без выходных 12 часов через 12. Поверьте, это адский труд. По социальной сфере руководством рудника пока ничего не сделано. Говорят, денег нет. Спортивные мероприятия иногда бывают. Вот спортзал строят - но это не для рабочих, а для начальства. Сейчас сложилось так, что иностранцы роли на руднике не играют. Нужны те, кто шахту знает. Иностранцы даже во время трагедии повели себя более чем странно, участие в ликвидации не принимали, а сразу укатили из поселка".
"Экстра" беседует с генеральным директором ОАО "
"Забайкальский рабочий" в номере за 22 сентября рассказывает о детсадовских проблемах самого северного районного центра в Читинской области - посёлка Новая Чара: "После 15-летнего перерыва в каларских (Новая Чара - центр Каларского района - ИА REGNUM) дошкольных учреждениях образовалась большая очередь из недавно родившихся ребятишек. Как и ожидалось, отличилась Новая Чара - самый людный на Читинском Севере поселок. В пиковые бамовские времена здесь построили прекрасный детский сад на 280 мест, но их не хватало. Поэтому рядом начали строить (начали, но не завершили) еще такой же. Вполне реальному демографическому буму рядом с новыми железнодорожными рельсами помешала горбачевская перестройка, мощно ударившая по освоенческим перспективам Прибамья и разогнавшая даже романтиков, не говоря уж о простых переселенцах. Так и не увидел детишек новенький второй детсад Куанды, а в первом стало настолько просторно, что всерьез заговорили о полном его закрытии. Недолго обсуждалась эта тема в Икабье - "закрыть, и никаких детей". Такая же участь постигла отдаленные селения типа Среднего Калара. Не удержался, не отстал от развальной кампании и райцентр. И вот буквально на днях в новочарском детском саду "Берёзка" открылась новая группа. Говорят, что в ближайшее время здесь появятся еще две-три группы. Этот же процесс идет и в райцентре, на Икабье и в Куанде. Что это? Давно желанный демографический бум? Как бы то ни было, но расширение каларских дошкольных учреждений отлично вписывается в общероссийскую кампанию по борьбе с демографическим кризисом".