Обзор чеченских СМИ с 1 по 15 сентября 2006 года
Самой обсуждаемой темой в чеченских СМИ за минувший период стали события в Кондопоге. "Никого из депутатов Народного собрания не оставило равнодушным то, что произошло в Карелии - городе Кондопога, - сообщает газета "Вести республики" (№ 72). - Несмотря на каникулы, они в спешном порядке собрались в стенах парламента, чтобы выразить свое отношение к этим трагическим событиям. Председатель Народного собрания Дукуваха Абдурахманов выразил соболезнования родным и близким погибших и отметил, что нельзя отождествлять события в карельском городе Кондопога с чеченским народом. Это выгодно только криминальным группировкам и националистическим силам, стремящимся посеять вражду между российскими народами и этим ослабить государство". В этом же номере газета публикует обращение депутатов Народного собрания к органам власти Республики Карелия и законодательным органам субъектов РФ. В обращении говорится, что "для многонационального государства, каким является Российская Федерация, такие провокации крайне опасны", и отмечается, что, "защищая целостность России, в ходе контртеррористической операции погибло около двух тысяч чеченцев, за это отдал свою жизнь и первый президент Чеченской Республики Ахмад-хаджи Кадыров". Депутаты парламента Чечни также отметили в своем обращении: "Те, кто нарушают нормы закона и морали, должны, независимо от национальности, отвечать перед законом и органами власти".
По поручению руководства Чеченской Республики (ЧР) в Республику Карелия выезжала представительная делегация, в состав которой вошли заместитель председателя Народного собрания Идрис Усманов, министр ЧР по национальной политике, печати и информации Мовсур Ибрагимов, депутаты парламента ЧР Лечи Умхаев и Иса Магомадов, представители аппарата уполномоченного по правам человека в ЧР и правового департамента президента ЧР. "Нашей целью было оказать поддержку на месте руководству Республики Карелия, а также выходцам из Чечни, проживающим в этом регионе. В Кондопоге имел место факт обычной бытовой драки, в ходе которой есть погибшие и пострадавшие. В ближайшее время в Карелии должны пройти выборы в Законодательное собрание, и этим моментом захотели воспользоваться деструктивные силы, чтобы на этом фоне заработать себе политический капитал", - такое заявление на специальной пресс-конференции сделал руководитель делегации Идрис Усманов. Он также заверил представителей СМИ в том, что "глава Республики Карелия Сергей Катанандов приложит все усилия для разрешения создавшейся ситуации, тем более что чеченцы, проживающие в этом регионе, не имеют никакого отношения к этому инциденту". Он также напомнил, что численность чеченской диаспоры в Республике Карелия составляет пятьсот человек. ("Столица плюс", № 74, "Делегация ЧР вернулась из Карелии")
О событиях десятилетней давности решила напомнить своим читателям газета "Чеченское общество": "Десять лет назад в дагестанском городе Хасавюрт было подписано соглашение о прекращении военных действий на территории Чеченской Республики, что привело к завершению "первой чеченской войны", - пишет журналист Руслан Жадаев в статье "От войны до войны". - До сих пор в России и Чечне не утихают споры по поводу "Хасавюртовских мирных соглашений", подписанных тогдашним секретарем Совбеза РФ генералом Александром Лебедем и Асланом Масхадовым, который в то время являлся начальником Главного штаба вооруженных сил Ичкерии. В России многие воспринимали и воспринимают этот акт как предательство по отношению к армии и стране в целом и едва ли не капитуляцию перед чеченскими сепаратистами". Размышляя на эту тему, автор пишет: "Спустя некоторое время, когда все политические дивиденды из "Хасавюртовского мира" были извлечены, когда в России и Чечне поверили в мир, а Ельцину удалось сохранить свою власть, реакция на этот документ стала совершенно иной. Генерала Лебедя открыто стали обвинять в предательстве, был запущен миф "об украденной у армии победе" и "капитуляции" ядерной державы перед кучкой сепаратистов. Хотя, по большому счету, подписанные Лебедем и Масхадовым соглашения можно считать разве что протоколом о намерениях сторон". Автор также напоминает о другом документе, о котором, по мнению автора статьи, сегодня забыли: "К тому же, многие вероятно не знают, что "Хасавюртовский договор" фактически потерял силу после того, как в мае 1997-го года Борис Ельцин и Аслан Масхадов подписали в Москве документ со звучным названием "Договор о мире и принципах взаимоотношений между Российской Федерацией и Чеченской Республикой Ичкерия"". В связи с этим автор делает вывод: "Поэтому считать "Хасавюртовские соглашения" актом предательства со стороны покойного Александра Лебедя будет, по крайней мере, неправильным. Очевидно, что генерал мог действовать и действовал при полном одобрении и поддержке своих действий со стороны Кремля. К тому же, гораздо позже, уже после начала "контртеррористической операции" в Чечне, генерал Лебедь прозрачно намекнул, что прекращение военных действий в Чечне в 1996-м году изначально носило временный характер, а в последующем он намеревался подготовить "50 тысяч "волкодавов" для того, чтобы успешно бороться с чеченскими "волками"". Следует, наверное, также отметить, что ни хасавюртовские, ни московские соглашения не были ратифицированы Госдумой России, а значит, не имели никакой юридической силы". ("Чеченское общество", № 19)
"Президент Чеченской Республики Алу Алханов, похоже, решил придать статус государственной политики остававшемуся до сих пор неформальным движению за запрет публичного употребления слова "Чечня". Во всяком случае, именно так можно истолковать его выступление по общероссийскому телеканалу с предложением отныне именовать возглавляемый им субъект федерации не иначе как Нохчийн Республика или (как крайний случай) Чеченская Республика", - пишет в газете "Голос Чеченской Республики" (№ 17) чеченский политолог Эдилбек Хасмагомадов в статье "Чем Чечения лучше Чечни?". Далее он размышляет: "Сам А. Алханов свою инициативу объяснял тем, что слово "Чечня" в силу известных событий последнего времени несет на себе негативную окраску и вызывает у россиян отрицательные эмоции. Но если следовать этой сомнительной логике, то немцы или японцы для улучшения имиджа своих стран после Второй мировой войны должны были изменить их названия. Что никогда не изгладило бы "негативные" воспоминания жертв нацизма или японского милитаризма. С таким же точно успехом и колумбийцы могли бы изменить название своей страны, чтобы Колумбия больше не ассоциировалась с деятельностью наркобаронов, заваливающих мир кокаином. Но вот беда, если не прекратится деятельность наркомафии в этой стране (как бы ее не называли), то ее жители всегда будут ассоциироваться именно с наркотиками и связанной с ними преступностью". В связи с тем, что тема переименования республики не новая и споры по данному поводу продолжаются давно, стоит привести еще несколько доводов автора статьи: "Давайте попробуем постигнуть, в чем именно состоит оскорбительность для нас слова "Чечня". Обычный ответ - сама форма указывает якобы на пренебрежительно-высокомерное отношение к нам. Довод, в общем-то, далеко не безупречный и опирающийся на формальную логику. Этнонимы "Чечня" и "чеченцы", по мнению большинства историков, произошли от названия селения Чечен. Таким образом, изначально в них отсутствует отношение к самим людям и территории, на которые и распространяются данные названия. Эмоциональную окраску они приобретают только в том случае, если употребляются в некоем отрицательном или положительном контексте. Например, Лев Толстой никогда не употреблял термин "Чечения" - только "Чечня", но ни у кого не вызывает сомнение его уважительное отношение к чеченцам и их стране. Кстати говоря, уже упоминавшиеся немцы, если следовать формальной логике, имеют гораздо больше оснований потребовать введения в русском языке какого-то другого термина для обозначения своего этноса. Ведь "немцы" явно происходит от слова "немые" в смысле "не знающие человеческой речи". Чем не повод для обиды? Да и сами русские могли бы обидеться на арабов, которые называют их "руси". Просто явное пренебрежение какое-то! Так и хочется запретить арабам употреблять слово "руси". Пусть мучаются, коверкая нормы семитской речи, пытаясь выговорить почти непроизносимое для них "россияне"". ("Голос Чеченской Республики", № 17)
В этом году исполнилось 50 лет со дня проведения исторического ХХ съезда КПСС, на котором первым секретарем ЦК КПСС был избран Никита Хрущев, который развенчал культ личности Сталина. Вслед за этим событием последовали указы о возвращении на родину насильственно депортированных народов, в том числе чеченцев и ингушей. Учитывая исключительное значение этих документов для чеченского народа, администрация города Грозного приняла решение о создании памятника Никите Хрущеву и объявила конкурс на лучший проект этого памятника. Он будет установлен на площади Минутка в Октябрьском районе Грозного. ("Столица плюс", № 72, "В Грозном будет установлен памятник Никите Хрущеву")
По официальным данным на сегодняшний день без вести пропавшими в Чеченской Республике числятся более 2800 человек. Родственники насильственно увезенных годами обивают пороги правоохранительных органов как республиканского, так и федерального уровня. "Они хотят знать, на каком основании и за что увезли их близких. Они не просят у государства снисхождения, если в установленном порядке будет доказана причастность их близких к тяжким преступлениям", - пишет газета "Столица плюс" (№ 72) в статье "Митингуют жертвы беззакония". В рамках Всемирного дня пропавших без вести и насильственно удерживаемых лиц в центре столицы Чечни состоялся митинг, в котором приняли участие родственники пропавших без вести. В ходе митинга звучали призывы установить местонахождение их близких. Митингующими было принято обращение к правительству ЧР, в котором они требуют полноценного расследования по каждому факту похищения.
Зимой, будучи еще и.о. председателя правительства ЧР, Рамзан Кадыров на встрече со студентами в спортклубе "Рамзан", когда разговор зашел о взяточничестве в системе образования, в частности о взятках при поступлении в ВУЗы, пообещал, что раз и навсегда покончит с этим негативным явлением. "Если я узнаю, что кто-нибудь взял хоть одну копейку с абитуриента, этот человек не будет работать в ЧР", - отметил он. "Все думали, что в этом году при поступлении все будет иначе, но ничего подобного, единственное, что изменилось, - система дачи мзды. Если раньше, по словам тех, кто уже прошел через все это, взятку можно было отдать во время собеседования или во время сдачи "экзаменов", то теперь один из членов приемной комиссии сам назначает время и место для передачи мзды", - пишет Саид Айсханов в письме в газету "Голос Чеченской Республики". ("Голос Чеченской Республики", № 17, "Ослушались Кадырова?")
"29 августа в городе Гудермес властям сдалась большая группа бывших участников вооруженных формирований. Одни считают это личным успехом председателя правительства Чечни, под гарантии которого и сдались боевики, другие утверждают, что большинство сдавшихся имели только косвенное отношение к боевым действиям в республике", - так начинается статья журналиста Руслана Жадаева в газете "Чеченское общество" (№ 19). В статье содержится интересный фактический материал. Например, в прокуратуре сообщили, что из 139 боевиков, которые сдались в Чечне с июля и уже прошли проверку, под уголовную ответственность попали только 8. При этом лишь на одного из них было заведено уголовное дело по тяжкой статье УК - похищение человека. Подозреваемый своей вины не признал. Автор статьи приводит высказывание одного из правозащитников, который в интервью агентству Prague Watchdog сказал буквально следующее: "Я просматриваю сообщения о сдающихся в Чеченской Республике боевиках, и меня не покидает странное ощущение, что "добровольно являются с повинной" те, кто либо вообще не воевал в эту войну, либо те, кто в разное время оказывал какие-то мелкие услуги боевикам. Недавно была информация, что сдался боевик Салмана Радуева, потом - что явились с повинной бывшие военнослужащие Национальной гвардии Ичкерии, затем речь пошла о каких-то пособниках и так далее. Но ведь "радуевцы" были амнистированы еще в 96-м году, а служба в рядах Национальной гвардии Ичкерии в годы президентства Масхадова не означает, что эти люди были боевиками. Это была официальная структура существовавшей в то время власти, аналог внутренних войск МВД, поэтому в какой-то "амнистии" эти люди вообще-то не нуждаются". ("ЧО", № 19, "Сдавайся, кто может!")
В Чечне наконец подвели итоги второго регионального конкурса журналистов "Золотое перо", проводимого в память о погибшем президенте ЧР Ахмаде Кадырове. Торжественная церемония награждения победителей конкурса состоялась в спортивном клубе "Рамзан" в Гудермесе. Из 475 материалов, поступивших на конкурс из разных регионов ЮФО, интернациональное жюри, состоящее из опытных представителей СМИ ЧР, Северной Осетии и Дагестана, отметило 28 журналистских работ. Главный приз конкурса - автомобиль ВАЗ-21074 - и звание "Лучший журналист года" достались сотруднику пресс-службы председателя правительства ЧР Магомеду Чахаеву, представившему на конкурс работы, отснятые в экстремальных условиях. Молодая журналистка ГТРК "Вайнах" Зарета Хазатова из Чеченской Республики заняла первые места в двух номинациях - "Лучший материал, способствующий укреплению дружбы народов Северного Кавказа" и "Лучший материал о жизни и деятельности Ахмада Кадырова". Призовые места в различных номинациях заняли Татьяна Попова из Ростовской области, Ольга Сергеева и Рафаэль Родионов из Владикавказа, Абдула Бечегов, Лейла Гамадаева и Зиявутдин Магомедов из Дагестана, Анатолий Бунощенко из Республики Калмыкия. ("Вести республики", № 72)
К судьбе похищенной журналистки Элины Эрсеноевой в очередной раз обратилась газета "Чеченское общество". "17 августа неизвестные лица похитили российскую журналистку. Об этом сразу же написали ее коллеги, а все крупные СМИ целую неделю хранили молчание. Все объясняется просто: эта женщина - чеченка, похитили ее в Грозном. Это не считается у нас информационным поводом", - пишет журналист Михаил Соломатин в статье "Элина Эрсеноева", написанной специально для "Чеченского общества". "Все это закономерно. Разбуди среди ночи пьяного слесаря - он безошибочно назовет Чечню частью российской территории. Но ни с какого бодуна он не согласится считать чеченцев своими согражданами. Поэтому сострадания к ним - как к жертвам каннибализма в Новой Гвинее - дикий народ", - продолжает журналист.
Много публикаций, посвященных началу нового учебного года. Об этом пишут все газеты - начиная с республиканских и заканчивая многотиражками. Более 50 школ Чечни, выигравших "миллион" в рамках национального проекта, будут осваивать инновационные технологии, совершенствуя учебный процесс, что позволит повысить качество знаний учащихся. Между тем, более 90 школ из-за отсутствия помещений так и не смогли отказаться от занятий в три смены, что также скажется на качестве знаний, естественно, не лучшим образом. При всех плюсах восстанавливаемой системы образования в Чечне, в пух и прах разнесенной в результате революционно-военных событий, минусов хватает еще с лихвой. Так начинается аналитическая статья "Что сулит нам новый учебный год?" в газете "Голос Чеченской Республики" (№ 17). Здесь много цифр, аналитических выкладок, которые дают представление о состоянии образования в республике. Чтобы можно было понять, на что именно обращает внимание автор статьи, приведем подзаголовки: "Плюсы и минусы школьного сезона...", "Долой буржуйки!", "Сколько стоит пойти в школу?", "А учебников, как всегда, не хватает...", "Реформирование школы... "Инновации" - кому они доступны?". И, наконец, справка: "По информации Министерства образования и науки ЧР, до войны в республике функционировало 460 школ. В ходе двух военных кампаний было разрушено: 45 школ - полностью, 100 школ - частично. Для восстановления в ФЦП (федеральная целевая программа. - прим. ИА REGNUM) было включено 383 школы. За период с 2001 по 2006 гг. восстановлено: по ФЦП - 55 объектов образования; гуманитарными организациями - 15 объектов; за счет общественного фонда им. А-Х. Кадырова - 70 объектов".