Нужные специальности

Газета "Республика Абхазия" (№104 (2042) от 14-15.0906) под заголовком "Какие специалисты нужны республике" публикует репортаж Н. Шульгиной с пресс-конференции вице-премьера Леонида Лакербая, который сообщил, что в прошлом году "правительство заблаговременно (15 ноября) отправило в Москву заявки на лимиты (на получение специальностей в российских вузах - ИА REGNUM). Было удовлетворено 80% от запрошенных специальностей". Вице-премьер выразил благодарность Управлению по международному сотрудничеству Минобразования РФ, "с пониманием относящемуся к нашим проблемам - ведь не только были получены лимиты, но и студенты поехали учиться именно в те города, которые запрашивали". Вместе с тем, по словам вице-премьера, так и не удалось отобрать претендента на столь необходимую республике специальность - "ветеринария". В итоге лимит был утерян. Из-за низкого уровня знаний в области биологии с большим трудом с третьей попытки удалось освоить два лимита по специальности "лечебное дело". Из 43-х поступивших в вузы, 6 человек из Гудауты, 3 - из Гагры, 2 - из Ткварчала, по одному из Очамчиры и Гульрипша, 21 человек - выпускники сухумских школ, 11 из них из 4-ой школы. Лакербая подчеркнул, что и в этом году заявки на лимиты будут приниматься заранее. Правительство уже определилось с необходимыми для народного хозяйства специальностями. "Это - социальная работа, архитектура, землеустройство и земельный кадастр, ветеринария, электроснабжение, промышленное и гражданское строительство, теплогазоснабжение и вентиляция, автомобильные дороги и аэродромы, агрономия, строительство железных дорог, геодезия и картография, геология и др." Вице-премьер рассказал, что в ходе "встречи президента Абхазии Сергея Багапш в Сочи с председателем РАО РЖД Якуниным, тот предложил взять на себя подготовку 30-40 необходимых нам специалистов по железной дороге". Лакербая напомнил, что президент обещал изыскать возможности выплачивать стипендии лимитчикам, обучающимся по нужным для государства специальностям.

Безальтернативная перспектива

Газета "Чегемская правда" (№36 (115) от 12.09.06) публикует статью Инала Хашиг "Безальтернативная перспектива". "О грядущих изменениях правил игры банкиры были осведомлены еще несколько месяцев назад," - пишет автор. Весь этот период, вплоть до прошлой недели, как отмечается в статье, они пытались, не вынося сор из избы, уладить ситуацию путем переговоров, а точнее говоря, уговоров Иллариона Аргун (председатель Национального банка Абхазии) не увеличивать размер минимального собственного капитала банков до 4 млн. рублей. Однако когда все попытки оказались тщетными, осталось лишь руку подать (решение вступит в силу в октябре), - руководители коммерческих банков - "Эшкра" В. Царгуш, гудаутского "Аграрного банка" Т. Айба, гульрипшского банка "Престиж" Б. Тания и "Очамчира-банка" Н. Цвижба решились на крайнюю для банковского сектора меру - написали письмо президенту. "В своей аргументации банкиры обращают внимание главы государства на то, что "новые правила игры" никак не вписываются в Закон "О банках и банковской деятельности", где совершенно определенно говорится, что Нацбанк Абхазии не имеет права требовать от ранее зарегистрированных кредитных организаций изменения их уставного капитала. Кроме того, этот же закон регламентирует уставной капитал, как определяющий минимальный размер имущества, гарантирующий интересы кредиторов... "На первый взгляд, цель данного требования красива, прогрессивна и не нуждается в особом объяснении - это повышение надежности и стабильности коммерческих банков. Однако, при более детальном рассмотрении ситуации, подобное объяснение выглядит слишком упрощенно, носит декларативный характер и, в случае реализации этого требования никакой пользы ни государство, ни граждане, ни банковский бизнес иметь не будут. В действительности это популистские, а значит, псевдоэкономические меры руководства Нацбанка Абхазии. Глубокого экономического обоснования этого требования нацбанком не производилось. Минимальный размер собственного капитала - это единственный норматив среди прочих, который является не расчетным, а устанавливаемым," - говорится в обращении руководителей региональных банков. "Если решение вступит в силу, то практически все региональные банки будут вынуждены закрыться. Именно этот аспект фактически стимулирует желание председателя национального банка Абхазии Иллариона Аргун во чтобы-то ни стало довести "реформу" до конца. Точнее говоря, ликвидация мелких региональных банков - это пормежуточный этап преобразований, без которого не решить вопрос с более крупными кредитными организациями. "Эшера", "Престиж" и т. д. абсолютно не конкуренты "Гагра-банку" - вотчине Иллариона Аргун. А вот, допустим, про "Гарант-банк" и банки такого калибра такого не скажешь. Их деятельность очень даже раздражает главу Нацбанка. Это те игроки, которым, собственно, и посвящена реформа", - отмечается в статье. Четырехмиллионный барьер, как отмечает автор, это первый этап. Второй же подразумевает поднятие потолка уставного капитала до 20 млн. А эта цифра уже будет неподъемной для средних банков. И если даже они ее осилят, никто не гарантирует того, что "реформа" по дальнейшему увеличению ставок не будет продолжена. "Фактически Илларион Аргун использует свою нынешнюю должность для очищения конкурентного поля в банковской сфере своему детищу - "Гагра-банку", и как правило, это происходит в нарушение действующего законодательства", - утверждает автор статьи.

Как сообщается в статье, в течение года Аргун проигнорировал по крайней мере два решения арбитражного суда, по одному из которых он был обязан вернуть "Гарант-банку" три миллиона рублей, незаконно удержанные с его корсчетов, по другому - разблокировать деятельность гагрского филиала того же банка. Теперь пакет прегрешений перед законом пополнился еще одним пунктом - поднятием размера уставного капитала банков. "Как-то Илларион Аргун в беседе с корреспондентом "Чегемской правды" посетовал на то, что "если бы в стране была нормальная власть, то она давно бы прикрыла вашу газету". Видимо, вот это ощущение реальности, когда в стране, согласно главе Нацбанка, нет нормальной власти, побудило его искать в этой ситуации свою выгоду. Теперь слабость власти позволяет ему без всяких проблем игнорировать законы Республики Абхазия, в угоду своим личным интересам", - заключает газета.

Уличная жизнь

Газета "Нужная" (№90 от 12.09.06) публикует статью Н. Аршба и Э. Ильиной "Приют под деревом". "В последнее время все чаще на улицах города мы видим бомжей, копающихся в мусорных баках в поисках еды и просто шагающих по улицам города, напевая разные мотивы, а то и просто вспоминающих всех матерей и отцов". До уличной жизни этих людей государству просто нет дела, считают авторы. Добросердечные люди обивают пороги государственных учреждений и международных организаций, чтобы хоть как-то облегчить положение бездомных. Но международники не оказывают в этом помощи, считая, что бомжи - это проблема государства. "А государство, в свою очередь, отмахивается: ему недосуг заниматься "бродягами", есть дела поважнее".. Жилья в городе не хватает и решения проблемы не видно", - отмечает издание.

Косовский прецедент

Газета "Форум" (№ 24 (58) от7.09.06) публикует статью Астамура Тания "Кризис признания". Приводим ее фрагменты.

"В связи с началом политического процесса, который, как предполагается, должен привести к признанию независимости Косово, в непризнанных республиках бывшего СССР выросли ожидания того, что возможный балканский прецедент приведет к международно-правовому оформлению независимого статуса этих самоопределившихся государств. Главные надежды в этом вопросе Абхазия, Южная Осетия и Приднестровье связывают с Россией, которая устами своего президента В. Путина заявила о том, что модель урегулирования статуса Косово должна быть универсальной. Вместе с тем, как известно, западные государства и, прежде всего, США выступают за то, чтобы Косовский опыт не имел дальнейшего распространения на территории бывшего СССР, т. к. в данном случае пострадают интересы геополитических союзников США - Молдавии и Грузии.

В настоящее время наблюдается некоторое торможение переговоров по будущему статусу Косово, что, прежде всего, связано, с вышеупомянутыми различиями в подходах между двумя постоянными членами Совета Безопасности ООН - США и Россией. Как известно, Россия, несмотря на очевидную невозможность возвращения Косова в состав Сербии, выступает против признания его независимости. Внешне это может выглядеть как традиционная поддержка братской Сербии. На самом деле за этим стоит прагматическая политика, нацеленная на принуждение западных партнеров России по переговорам к признанию независимости самоопределившихся республик постсоветского пространства, которые являются точками опоры для обеспечения интересов национальной безопасности России в Черноморском бассейне.

В то же время, США также заинтересованы в затягивании процесса признания Косова, т. к. надеются, что проблемы Абхазии, Южной Осетии и Приднестровья будут решены с помощью политического и экономического давления, а, возможно, и путем применения военной силы до принятия окончательного решения на Балканах", - отмечает автор. По мнению Тания "в политических и исследовательских кругах, в том числе и Абхазии, бытует ошибочное мнение о том, что США любой ценой будут стремиться к сохранению мира на Южном Кавказе, чтобы не ставить под угрозу стратегические коммуникационные проекты, связанные с поставками углеводородов из бассейна Каспийского моря через Грузию и Турцию на Запад". Однако вряд ли этот тезис в нынешних геополитических реалиях является оправданным. Ни одна великая держава, проводящая активную экспансионистскую политику, не использует оборону, в качестве постоянного правила своей внешней политики. Для империй за всю историю их существования была характерна совершенно иная логика поведения - никогда не останавливаться на достигнутом, остановка смерти подобна. Любой переход к стратегической обороне во внешней политике империй является сигналом для наступления их конкурентов. Это правило, безусловно, распространяется и на Соединенные Штаты. Ярким тому примером являются военные планы Пентагона в отношении Ирана, несмотря на то, что американские войска увязли в Ираке. Следовательно, распространение нового мирового порядка будет продолжаться до тех пор, пока США не столкнутся с непреодолимыми внешними препятствиями в лице других амбициозных, агрессивных государств, оснащенных современным оружием массового поражения, обладающих достаточно мощными экономическими и людскими ресурсами, и готовых отстаивать и распространять свои представления и мироустройстве. Пока США напрямую не столкнулись с такими конкурентами. Америку боятся и уважают больше всех в мире, а значит, она остается центром притяжения для второстепенных и третьестепенных государств, рассчитывающих на получение всевозможных дивидендов от союза с глобальной империей. Классическим примером такого государства-сателлита является и Грузия, максимально использующая свое стратегическое географическое положение, для решения с помощью Вашингтона всего комплекса политических и экономических проблем.

Судя по всему, США продолжат свое наступление, в том числе, в Черноморском бассейне и, в частности, на Кавказе, факты свидетельствуют именно об этом... По всей видимости, США обеспокоены тенденциями усиления России, которая в основном преодолела затяжной экономический кризис переходного периода и благодаря стабильно высоким ценам на углеводороды получила в свое распоряжение большие финансовые ресурсы, дающие возможности для осуществления активной внешней политики. Настораживают Вашингтон российская энергетическая политика, направленная на укрепление позиций Москвы в Европе, ее шаги по созданию региональных блоков типа Шанхайской организации сотрудничества, в которую вошли государства с колоссальными ресурсами и такими же амбициями, и поэтому открыто противостоящие идеи однополярного мира, возглавляемого США. Для сдерживания этих тенденций США будут использовать все имеющиеся в их распоряжении средства. Поэтому, скорее всего, будет расти соблазн вмешательства в политические процессы на традиционно проблемном для России Кавказе, и не только Южном, но и Северном...

В реальной политике Северный Кавказ рассматривается в тесной увязке с Южным, и, по-прежнему, в том же аспекте ограничительного барьера для России... С Северо-Западным Кавказом наиболее тесно связаны Абхазия и Южная Осетия, которые осознают себя частью этого суперэтнического пространства. Оставаясь оплотом российского влияния и присутствия на Южном Кавказе эти республики, безусловно, играют стабилизирующую роль на Севере. Эта одна из причин того, что западные конкуренты России не заинтересованы в их независимом существовании и, тем более, в признании...

Обострение ситуации вокруг Южной Осетии и Абхазии, провоцируемое Тбилиси, свидетельствует о том, что Грузия приступила к реализации активной фазы плана, нацеленного на ликвидацию независимости этих республик. О поддержке этого плана США свидетельствует публичная позиция их официальных представителей, озвученная в связи с военной операцией, проведенной Грузией в Кодорском ущелье. Так, в заявлениях миссии США в ОБСЕ и председателя комитета по внешним связям сената США Ричарда Лугара говорится о необходимости замены российского миротворческого контингента на международные силы. При этом в заявлении миссии ОБСЕ отмечается, что в конфликтном регионе царит "постоянное беззаконие" и что "обеспечение законности является как суверенным правом, так и обязанностью правительства Грузии". По существу международному общественному мнению предлагается мотив, под предлогом которого Грузия сможет осуществлять военные действия против Абхазии. В обоих документах звучит и другой повод к возможному началу военных действий - обеспечение энергетической безопасности Грузии. Таким образом, создав в Кодорском ущелье военный плацдарм Грузия, скорее всего, не остановится на достигнутом. Следующие ее шаги, вероятнее всего, будут направлены на захват Гальского района под предлогом борьбы с разгулом преступности (этот разгул вполне может быть организован деятельностью так называемых партизан) и необходимости обеспечения безопасности ИнгурГЭС...

Установление контроля над Гальским районом позволит Грузии решить несколько важных задач: во-первых Грузией будет приобретена значительная территория, на которой можно будет разместить так называемые автономные структуры, что сделает крайне маловероятной возможность признания независимости Абхазии; во-вторых, потеряв, ИнгурГЭС, Абхазия окажется перед лицом энергетического, а следовательно экономического кризиса; в-третьих исчезнет зона ответственности российских миротворцев, определенная Московским соглашением от 14 мая 1994г...

Абхазская сторона постоянно отмечает, что главным гарантом сохранения мира в конфликтных регионах является Россия. В свою очередь и официальные представители России неоднократно заявляли о готовности защищать своих граждан на территории Абхазии. Но механизмы реализации этих гарантий пока не отработаны. Если даже такая работа ведется, определенная ее часть должна иметь публичное звучание, в частности, через проведение по инициативе руководства Абхазии слушаний в Государственной Думе и принятие соответствующих постановлений российским парламентом. Грузия и ее союзники должны получить ясные сигналы о том, что в случае начала военной агрессии против Абхазии произойдет открытое военное вмешательство со стороны России. Такие действия России вполне бы соответствовали бы не только ее собственному законодательству, но и международному праву".