Политика

Не так давно партии "Родина", "Российская партия жизни" и "Российская партия пенсионеров" объявили о своем слиянии. Вслед за федеральными партийцами поспешили заявить о себе и региональные "жизненцы". Как пишет "МК в Архангельске", "на минувшей неделе состоялась широко разрекламированная пресс-конференция граждан Кислова, Стрижакова, Спасенникова (КиСС). Граждане говорили о "новой партии" - под условным названием РПЖиСД ("Российская партия Жизни и Союз "Доверие"). Название сложное и непонятное, потому губернские острословы&зубоскалы назвали чудо аббревиатурой РСПСД. Что значит РСПСД не важно - просто так интересней. О чем граждане рспсдисты говорили? Непостижимо! Ибо нельзя понять то, чего нет!

Какая партия? В Москве как-то летом прошла совместная пресс-конференция "Жизненца" Миронова и "родинца" Бабакова. Потом о каком-то предполагаемом политальянсе (или пасьянсе?) говорил лидер российской партии пенсионеров. Может, я чего-то не знаю, но на данный момент никаких официальных съездов, пленумов, симпозиумов, слётов по поводу создания новой партии не было. Значит, не было никаких официальных решений.

В пятницу притихшим от недоумения журналистам КиССы объявили о планах какой-то, ещё не зачатой партии. Анализировать сказанное нельзя по определению. Например, фраза: "...единственная организация, целями и задачами которой является социальная политика". Смухоморили! Вообще-то "социум" переводится как "общество". Соответственно, "социальная" - значит общественная. То есть по-русски получается: что РСПСД (аббревиатура условная) - "единственная организация, целями и задачами которой является общественная политика". Ура, произнесено новое слово в политологии.

Выходит, что есть еще "НЕобщественная политика"? То есть политика в кустах, под одеялом, под подушкой... И если следовать логике ораторов, "НЕобщественной политикой" занимаются все остальные партии. Как тут не вспомнить мудрое изречение московских хабалок: "кругом все педерасты - один я Д"Артаньян". А ещё меня добила сказанная на пресс-конференции фраза: "Мы работаем для людей". Фраза запомнилась отнюдь не оригинальностью (всё равно, что "мойте руки перед едой"), а лицом... Шибко умное лицо было у оратора.

Держите их!

В тот день КиССов несло. Они чуть ли не создали фракцию в областном Собрании. Главным "создателем" назначен Валерий Стрижаков. Забыли упомянуть, что фамилия Стрижакова знакома сотрудникам компетентных органов, которые проводили проверки в стрижаковском профкоме студентов ПГУ. Стремно как-то, Стрижаков ведь даже не депутат. Как "не депутат" может быть "создателем" фракции? "Фракция" (если она не является "фрикцией"), по закону, должна состоять из пяти и более человек. Как ДВОЕ депутатов: ораторствавший Борис Спасенников и названный им "ЧЛЕНом новой фракции" Юрий Гусаков могли чего-то насоздавать?...

Попахивает странно: фамилия Кислов очень сильно напоминает фамилию Киселев (постучите по дереву!) Может, показалось, а может... но вот цитата с пресс- конференции: "действия губернатора (тут многие политики обычно делают паузу - прим.авт.) по улучшению жизни северян наша партия воспринимает как позитивные. Это и строительство жилья, дорог, создание новых рабочих мест". Что-то подозрительная какая-то оппозиция получается! Зачем создавать оппозицию, если в области всё зашибись? "Создатели оппозиции" готовы броситься в объятия губернатору неистово и прилюдно. В подтверждение еще цитата: "Кандидатуры лидеров блока должны быть согласованы "лично с главой администрации Архангельской области". Самоотверженно! А может, они едросса Киселева уже "своим" считают?", - удивляется газета.

Экономика

"Переход региональной энергетики на экономически более выгодные и экологические чистые виды топлива даст импульс развития всей экономике Архангельской области", - считает "Волна". "На создание условий для такого перехода в ближайшие четыре-пять лет и направлены инвестиционные программы, активно развиваемые сейчас Архангельской генерирующей компанией. 5 сентября на Архангельской ТЭЦ состоялось посвященное этим вопросам совещание, в котором участвовали специально приехавшие в регион генеральный директор ОАО "Территориальная генерирующая компания" N2 Василий Несветайлов, заместитель генерального директора, технический директор ТГК-2 Марат Шакиров, а также заместитель управляющего директора Бизнес-единицы-1 (БЕ-1 -одна из управляющих региональными АО-энерго компаний РАО "ЕЭС России") Ильяс Загретдинов и исполнительный директор Бизнес-единицы-1 Дмитрий Кайгородов. Управляющий директор Архангельской генерирующей компании Александр Киселев (занимающий также должность заместителя генерального директора ТГК-2) лично представил участникам совещания актуальные инвестиционные проекты.

Сегодня главными целями архангельских энергетиков являются создание новых генерирующих мощностей на Архангельской ТЭЦ, а также перевод теплоэлектроцентрали на газ и уголь, как более экономически эффективные и экологически чистые виды топлива. Сейчас котлы ТЭЦ областного центра топятся дорогим мазутом. В планах развития Архангельской области обозначено, что газ, по строящемуся сейчас трубопроводу, придет в столицу Поморья к 2010 году. К этому времени Архангельская ТЭЦ должна быть готова использовать его в качестве основного топлива, что не только удешевит производство тепловой и электрической энергии, но и улучшит экологическую обстановку в городе. Использование газа на ТЭЦ, кроме того, введет Архангельскую генерирующую компанию в ряд крупнейших региональных потребителей голубого топлива, что имеет важное общеэкономическое значение.

Также в рамках инвестиционной программы ТГК-2 рассматривается проект использования на Архангельской ТЭЦ каменного угля, который сегодня дешевле мазута, да и имеется в стране в достаточном количестве. Уголь, к тому же, не подвержен, как газ, квотированию использования в зимний период, и его можно запасать, не создавая технически сложных хранилищ, как в случае с газом. А по ряду прогнозов, в ближайшем будущем, когда будет достигнут разумный паритет цен на энергоресурсы, использование угля может стать даже выгоднее применения газа".

В центре внимания архангельских газет на этой неделе оказался муниципальный Водоканал.

Как пишет "Архангельск", "последние лет пятнадцать взаимоотношения "Водоканала" и СЦБК можно считать довольно натянутыми. Правда, все дела, рассматриваемые в арбитражном суде, заканчивались в пользу комбината.

- Все это время мы как-то терпели долг в семь-восемь миллионов, но 37 - это уже тяжело, - говорит заместитель генерального директора СЦБК по юридическим вопросам Станислав Вторый.

- Последние пять-шесть лет мы даже не прибегали к суду, решая проблемы в рабочем порядке: составлялись и выполнялись графики погашения задолженности, - вступает в беседу заместитель генерального директора СЦБК по финансам Иван Бородин. - Однако первое, что сделал новый руководитель "Водоканала" сразу после своего назначения, - перестал оплачивать счета СЦБК.

Между тем директор МУП "Водоканал" Владимир Гармашов считает, что "тарифная политика СЦБК в отношении предприятия очень агрессивная", и заявляет, что в связи с этим им необходим еще один кредит в 50 миллионов рублей.

"Агрессивной политикой" Гармашов считает то, что тарифы СЦБК за последние три года выросли на 41,3 процента, тогда как тарифы "Водоканала" два года оставались без изменений: "Предприятие на сегодняшний день вынуждено расходовать большие средства на ремонт своих аварийных сетей, и ему не хватает денег на все время повышающиеся тарифы ЦБК". По словам Ивана Бородина, причина здесь в том, что несколько лет назад так называемые платежи за экологический вред с плеч "Водоканала" переложили на СЦБК".

"МК в Архангельске", рассказывает о той же ситуации в "песнях". Мнение СЦБК в деле об очистных, по версии газеты, - это шансон, а Водоканала - блюз. Подводит итог распрей логичным вопросом: "в истории с двумя пресс- конференциями неясно главное: почему за стол переговоров не сели. Зачем столько шума и пыли? Гармашов сказал, что готов к переговорам по реструктуризации. Готов ли Вторый? Честно говоря, непонятно. Пока мы имеем с его стороны обвинение в непрофессионализме, официально озвученные сплетни о джипах и прочие некорректные высказывания, которые отшибают желание Гармашова общаться с ним.

Будь я Гармашовым - ответил бы взаимностью... спросил Второго о джипах. Не включил ли он их в структуру затрат при установлении тарифов на очистку стоков. Ведь СЦБК нам так и не представил структуру этих самых затрат. Но у Гармашова беда - он культурный. Поэтому подаст в суд на Дробешкину (замша Второго), многие высказывания которой попахивают клеветой".

"Заря" пишет, что "почти четыреста метров новой автомобильной дороги на левом берегу Северной Двины после заключения комиссии было введено в строй в конце минувшей недели.

Все работы согласно выигранному конкурсу проводило ОАО "Верхнетоемское дорожное управление". В пятницу приемочная комиссия по вводу в эксплуатацию автодороги, которая на официальном языке называется так: "подъезд от автодороги Усть-Вага - Ядриха к паромной переправе Верхняя Тойма" побывала на данном участке, были проведены соответствующие замеры и наблюдения, после чего - работа с документацией, и в итоге подписан акт о приёмке. Необходимость этих четырёхсот метров дорожного полотна объясняется тем, что нынешняя дорога подвержена разрушению во время весеннего паводка - вода попросту подмывает берег, а с ним и дорогу. Новая сделана гораздо дальше, чем более безопасна".

Строятся дороги и в областном центре. Как пишет "Архангельск", "после капитального ремонта был торжественно принят в эксплуатацию участок Маймаксанского шоссе, а также улиц Мостовая и Кировская, что в Северном округе. Подчеркивая важность завершенного строительства, по трассе лично совершил поездку глава администрации Архангельской области Николай Киселев, после чего похвалил строителей, сумевших совместить экономичность, качество и короткие сроки выполнения работ.

Генеральный подрядчик проекта, ООО "Севзапдорстрой", действительно сработал на совесть и быстро, общая протяженность капитально отремонтированного за три летних месяца участка - более четырех с половиной километров. Общая стоимость работ - 65,4 миллиона рублей, финансирование производилось за счет средств, выделенных Архангельску администрацией области на исполнение функций областного центра".

Осень - это время не только сбора картошки, дождей багреца и золота. Это еще и время активного строительства. Почему нельзя ремонтировать дороги и строить жилье летом, в сухую погоду решительно непонятно, однако именно таковы реалии России. Как пишет "Архангельск", "в Затоне официально началось строительство каркасного дома: в присутствии заместителя главы администрации области по строительству, ТЭК и ЖКХ Владимира Котлова была забита первая свая.

О каркасном домостроении в нашем регионе уже давно говорят как о реальном решении проблемы расселения из ветхого жилья. Стоимость квадратного метра жилой площади в таких домах относительно невысока, поэтому область может позволить себе использовать их как социальное жилье.

Пока в Затоне готовят площадки под строительство - здесь в ближайшем будущем планируется возвести три каркасных дома. Для этого уже снесли три старенькие "деревяшки" (одна из которых, кстати, была построена еще в 1947 году) и подрядили ООО "Беломорстрой" разбирать завалы. Именно этот процесс мы и наблюдали вчера утром на одном из участков будущего строительства: экскаватор загребал почти сгнивший брус бывшего дома и бодро грузил его в самосвалы. Мастер Илья Юрьев пока не знает, будет ли их фирма возводить здесь дом, поскольку договор заключен лишь на "уборку".

Меж тем, с визитом на будущее строительство пожаловало высокое начальство в лице заместителя губернатора Владимира Котлова, депутата областного Собрания Евгения Ухина и главы Исакогорского и Цигломенского округов Николая Боровикова. По словам Котлова, один из трех построенных домов будет использован как социальное жилье. Судьба остальных пока не решена, возможно, квартиры в них будут продаваться".

Общество

Архангельск посетил знаменитый на весь мир барк "Седов". К сожалению, отмечает "Архангельск", "мало кому посчастливилось подняться на его борт: особо настойчивые пробирались туда всеми правдами и неправдами. По дороге в порт Экономия, который наши власти определили "Седову" местом пребывания, нам встретился автобус, полный курсантов: половину команды парусника повезли в Малые Карелы. Остальные остались нести вахту и следить за порядком на судне.

"Седов" пришвартовался к первому причалу. Дико было наблюдать стройный парусник среди подъемных кранов и ангаров рабочего порта: слишком уж он не вписывался в общую картину. О том, что на борт пожаловали представители прессы, команда поначалу даже не догадывалась. Правда, спустя полчаса слишком любопытные туристы - представители какой-то транспортной компании - уже начали вызывать кое-какие подозрения. Но мы же должны были разузнать о жизни на паруснике как можно больше!

Итак, на четырехмачтовом барке "Седов" 32 паруса, при попутном ветре судно идет под ними. Если ветра нет - паруса сворачиваются и начинает работать двигатель. Это едва ли не единственное более-менее современное оборудование на борту. Как и 85 лет назад, управляется судно с помощью огромного штурвала, который, ничем не защищенный, расположен прямо на верхней палубе.

Архангельск - предпоследний порт в трехмесячном путешествии-практике курсантов. Впечатлений за это время ребята набрались предостаточно.

- В Рейкьявике как-то скучно, - говорит Андрей. - Вроде бы европейская столица, а развлечение у молодежи одно - вечерами гоняют на машинах. В Германии девушки некрасивые - не обхватишь, все время в "Макдоналдсах" торчат. Я Архангельск очень хотел посмотреть, а нас поставили даже не в городе.

- Загнали на задворки! - присоединился к разговору непосредственный начальник Андрея, боцман фок-мачты Евгений Шейнзон. - Я вчера до города час ехал. В Осло почти так же стояли, но там из города хоть верхушки наших мачт были видны.

Стало даже как-то обидно за родной Архангельск, ведь разочаровались ребята в нем незаслуженно. Собственно говоря, не меньше их разочарованы и архангелогородцы. Еще в пятницу нам то и дело звонили и задавали один и тот же вопрос: неужели ничего нельзя сделать для того, чтобы мы увидели "Седов"? Кто-то даже копку картошки решил отложить на неделю только для того, чтобы в эти выходные посмотреть на парусник.

- В прошлый раз, когда "Седов" приходил в Архангельск, мы фотографировались возле него всем коллективом, - рассказал нам Виктор Иванов. - В этот раз хотели повторить, и на тебе. Но оставим это на совести властей и вернемся на барк.

В 12.00 на вахту заступил Константиныч - самый уважаемый человек на судне. Ребята называют его символом "Седова". Когда мы познакомились с этим бывалым моряком, поняли - не зря. Первое ощущение - он сошел со страниц книг о покорении Арктики, настоящий морской волк. Александру Константиновичу уже семьдесят, но запросто даст фору молодым. На вопрос, давно ли он ходит на "Седове", слегка улыбаясь в бороду, отвечает:

- Да я на "Седове" недавно, тридцать лет.

Вот человек, который определенно видел наш город 22 года назад. Мы попросили его поделиться впечатлениями.

- В прошлый раз нас так встречали! Полгорода, наверное, пришло на судно посмотреть, - вспоминает Константиныч. - А теперь в Архангельске, наверное, денежек мало стало. Тогда эти самые провода опускали под воду, а сейчас, говорят, боятся тронуть, потому что развалятся. (О том, что парусник не пропустили в город из-за низко висящих над рекой электропроводов, мы уже писали ("Седова" горожане не увидят", 7 сентября 2006 г. - Прим. авт.) А так были тут в первый день какие-то мэры-пэры, посмотрели и ушли.

Уходить было немного грустно: казалось, что расстаешься с доброй сказкой. Ребята с борта махали нам вслед. Через несколько дней практика закончится и курсанты вернутся в родной Мурманск. Но кто знает, не придут ли они, уже взрослые, все на том же "Седове" в Архангельск еще через двадцать лет".

А "Правда Севера" на своих страницах рассказывает о презентации проекта по созданию в области особой экономической зоны туристско-рекреационного типа "Соловки-Беломорье". "Слабо развитая инфраструктура, низкий уровень сервиса, плохое транспортное сообщение, а отсюда высокая стоимость путевки - вот слабые стороны развития туризма в нашем регионе. По заказу обладминистрации разработкой "турпроекта" занимался господин Андреас Шен - руководитель представительства немецкой компании "Дорньер Консалтинг" в Москве. Выбор в пользу немцев объяснили необходимостью соответствия проекта международным стандартам. Нынешней осенью он будет участвовать в конкурсе российского уровня.

Из более 70 проектов, представленных различными субъектами РФ, Федеральное агентство по особым экономическим зонам выберет всего лишь четыре разработки-победителя. Средства на реализацию будут выделены федеральным бюджетом с условием софинансирования регионами. Приоритет в создании особой экономической зоны отдается онежскому побережью Белого моря. Здесь проходит коридор Финляндия-Беломорск-Архангельск, также местность наиболее перспективна для развития зимнего туризма.

По словам господина Шена, в рамках проекта предполагается реконструкция аэропортов и причалов в Онеге и на Соловках, строительство инженерных систем на главном острове этого архипелага. Планируется строительство 250 километров автодороги Архангельск-Северодвинск-Онега, что, по мнению разработчиков, сократит время нахождения в пути и стоимость турпакета на 30 процентов. Для увеличения потока туристов на Соловки зимой необходима реанимация аэропорта в Онеге. Кроме того, в задумках возвести на берегу Онежского залива современный туристический комплекс.

Разработчики пошли в своих планах дальше и уже посчитали, что будет можно сделать на деньги, привлеченные туризмом. Это возможность строительства турдеревни европейского класса на берегу залива, молодежного центра зимних видов спорта на базе спортивного комплекса "Онега", международного яхт-клуба на Соловках, реставрация монастырского комплекса на Кий-острове.

На создание объектов первичной инфраструктуры потребуется 584 миллиона рублей, 300 из них должна выделить областная казна. Вся сумма - это лишь пятая часть необходимых инвестиций: смета каждого подпроекта урезана до минимума. По каждому из них будет подаваться заявка в инвестиционный фонд. Предусмотрены налоговые "скидки", но они невелики. Разработчики уповают на помощь заинтересованных в проекте многочисленных инвесторов.

Окупаемость возведенных объектов укладывается в пять-десять лет. За 20 лет, пока будет строиться весь комплекс, прибыль от его работы составит более 4,5 миллиарда рублей. Причем создание экономической зоны предполагает появление 370 новых рабочих мест".

Но всему этому будущему великолепию может помешать, как это ни странно, ФСБ России. Как пишет "СМ. вестник", "согласно приказу, в Архангельской области пограничная зона установлена в пределах: - муниципального образования "Приморский район" - территорий сельских поселений Патракеевское, Зимне-Золотицкое, архипелага Земля Франца-Иосифа и острова Виктория; - муниципального образования "Мезенский район" - территорий сельских поселений Ручьевское, Койденское, Долгощельское, городских поселений Каменское, Мезенское; - территорий муниципального образования "Новая Земля"; - островов, находящихся во внутренних морских водах Российской Федерации и входящих в состав территорий муниципальных образований.

Таким образом, Соловецкие острова этим приказом автоматически включены в состав пограничной зоны. Однако в Пограничном управлении ФСБ России по Архангельской области не спешат вводить на Соловках пропускной режим.

В региональном ФСБ хорошо понимают, какие проблемы создаст пропускной режим соловчанам и туристам, ведь получать разрешение на посещение Соловков придется в Архангельске, лично заявителю. Как нам сообщили в погрануправлении, к началу следующего года вопрос о режиме посещения Соловков будет решен окончательно. При принятии решении будет учитываться то, что Соловки являются объектом культурного наследия, который ежегодно посещают 30 тысяч туристов. До тех пор гости Соловков могут беспрепятственно посещать острова".