Экспертиза бросила тень на репутацию архангельского вуза?: СМИ региона за 13 сентября
Суд покрывает нарушителей (Правда Северо-Запада)
Верят на слово.
Возмущённые голоса инспекторов Управления государственного пожарного надзора Октябрьского района Архангельска достигли наших ушей. Пожарные возмущены тем, что их работа, фигурально выражаясь, спускается в унитаз решениями, которые принимаются в Октябрьском суде.
При проверке зданий на соответствие требованиям противопожарной безопасности инспекторы выявляют нарушения, которые могут привести к травмам и гибели людей. За подобное закон предполагает административное приостановление деятельности. Для подготовки нормативной доказательной базы пожарные, естественно, убиваются, как могут.
А доходит дело до суда - и на тебе! Предприниматель на голубом глазу объясняет судье, что все нарушения не так уж и важны, и клятвенно обещает всё исправить. И судья (о чудо!) верит ему. Поэтому чаще всего коммерсанты отделываются смешными штрафами от тысячи до десяти тысяч. Отслюнявят, даже не поморщившись. Кстати, среди нарушителей попадаются и жилые дома, за которыми должен бдить не перед сном помянутый "Жилкомсервис". В итоге нарушения большей частью не устраняются, люди по-прежнему подвергаются смертельной опасности, а инспекторы, утирая седьмой пот, продолжают вести бесполезную борьбу с нарушителями. Будьте внимательны! Поняв, что работа впустую до добра не доведёт, пожарные решили вывести нарушителей на чистую воду через нашу газету.
Итак, претендент номер один на закрытие, доблестно "отмазанный" судом, - двухэтажная деревяшка на Бадигина, 6. Дом со стопроцентным износом, вываливающимися из дымоходов кирпичами и скрученными абы как проводами. Окон на чердаке нет, но дверь туда открыта настежь. В общем, не жилище, а спичечный коробок. "Мы, конечно, понимаем, что расселение людей - это проблема, - говорят инспекторы, - но их проживание в этом, с позволения сказать, строении - ежедневная угроза для жизни десятков человек". Суд наложил на "Жилкомсервис" штраф в 10 тысяч рублей, а люди так и живут в доме, грозящем стать общим погребальным костром.
Другая постройка - магазин-склад по продаже лесоматериалов, принадлежащий ООО "ТД "Исток". Ангар магазина находится на территории бывшей крытой спортплощадки 24-й школы, что на ул. Тимме, 22, корпус 3. Пожарные обнаружили там целый ворох нарушений: согласования на размещение отсутствуют, как нет и проекта перепланировки, а окна обколочены глухими решётками. В ангаре стоят перегородки из горючих материалов, огнетушители разбросаны, проводка у электрощитка свисает бесхозными "соплями". А во время погрузки товара, которая происходит в присутствии покупателей, напрочь загораживается эвакуационный выход. И что вы думаете - склад не работает?! Ещё как! Заплатили десять тысяч - и вперёд.
Им плевать на детей?
Но это ещё цветочки. Судьи не обращают внимания и на опасность, которая грозит детям.
На ул. Воскресенской, 7 расположен компьютерный клуб "Прокси". Кстати, печально известный инспекторам по делам несовершеннолетних. В помещении нет второго эвакуационного выхода, что критически необходимо, если там находится более пятидесяти человек. Хозяин клуба частный предприниматель Виктор Маяков отделался смешным штрафом в тысячу рублей. И работает дальше!
В здании ДЮСШ №3, расположенном на пр. Советских Космонавтов, 153 пожарные нашли аж 55 нарушений. Мало того, что в школе нет системы оповещения, плохо освещены эвакуационные пути и нет аварийной противодымной вентиляции. Под спортивным залом располагается столярная мастерская, что вообще запрещено правилами пожарной безопасности. Сейчас документы по этому зданию находятся на рассмотрении в суде. Но инспекторы Госпожнадзора даже не сомневаются в том, какое решение будет вынесено.
Как, впрочем, и по другому опасному местечку - деревяшке на Садовой, 65-а. Одноэтажка принадлежит производственному кооперативу "Агентство переводов". Не так давно кооператив сдавал его в аренду некоммерческой организации, которая обосновала там мастерскую по пошиву рукавиц. Мастеровые по-хозяйски переделали все помещения безо всяких согласований, перегородив выходы. Окна, как обычно, оказались заколоченными решётками. Прибавьте к этому стопроцентный износ - получаем очередную пороховую бочку. При этом в здании жили бомжи, которых организация привлекала к работе. Мастерскую пожарным разогнать удалось, но теперь там склад овощей и фруктов для соседнего рынка. Там по-прежнему ошиваются люди, а здание грозит полыхнуть в любой момент. Кстати, этот домик вдвойне опасен ещё и потому, что находится прямо между двумя детскими поликлиниками. Так было не всегда.
А раньше проверки пожарных проводились совместно с участковыми. По старым законам в случае нарушений инспектор мог самостоятельно выписать постановление о приостановлении работы здания, да ещё и опечатать его для порядка. Начиная с 2006 года ситуация изменилась, теперь всё решают судьи. Как решают - см. выше.
Экспертиза бросила тень на репутацию АГТУ? (Правда Севера)
Как мы уже писали ("За все заплачено", "ПС" от 7.09.06), в Архангельске буквально в нескольких метрах от дома 84 по проспекту Новгородскому начинается строительство очередного коттеджа. В ветхом деревянном доме после забивки первых же свай потрескались печи, перекосило дверные блоки. Представители застройщика (председателя комитета по труду обладминистрации
Первыми, как известно, возмутились жильцы, никаких "экспертов" в глаза не видавшие. А вслед за ними - ректор АГТУ Александр Невзоров. Оказывается, университет "не заключал договор с заказчиком на выполнение данного вида работ" и имеет к экспертизе лишь косвенное отношение: проводивший ее Борис Лабудин "действительно является доцентом кафедры инженерных конструкций и архитектуры университета, но в данном случае он работал не от имени АГТУ, а как индивидуальный предприниматель". О чем Александр Леонидович и просил проинформировать наших читателей, ибо "упоминание АГТУ в этой статье порочит деловую репутацию университета".
Выходит, и ректор АГТУ усомнился в качестве проведенной экспертизы (иначе - почему же "порочит"?). Но что же делать заказчику (да и жильцам ветхого дома), кому верить, если на титульном листе экспертного заключения сразу под номерами свидетельства и лицензии предпринимателя черным по белому значится: "Архангельский государственный технический университет, кафедра инженерных конструкций и архитектуры".
С одной стороны, это внутренние дела университета - разрешать ли своим сотрудникам использовать честное имя вуза в корыстных целях или судиться с ними за это. Но, с другой стороны, этот случай навевает недобрые мысли и подозрения: а не прикрывает ли кандидат технических наук Б. В. Лабудин именем АГТУ оплаченные действия в интересах заказчика? И насколько добросовестны были другие проведенные им экспертизы? Ведь выданная ему 13 июня 2006 года лицензия позволяет не только обследовать техническое состояние домов, но и, в том числе, проектировать здания высотой до 25 этажей, а также малые и средние мосты. И все под маркой АГТУ?
"Седова" загнали на задворки (Архангельск)
Сегодня, подняв паруса, покидает архангельские берега знаменитый на весь мир барк "Седов". К сожалению, мало кому посчастливилось подняться на его борт: особо настойчивые пробирались туда всеми правдами и неправдами. Среди них оказались и корреспонденты "Архангельска".
По дороге в порт Экономия, который наши власти определили "Седову" местом пребывания, нам встретился автобус, полный курсантов: половину команды парусника повезли в Малые Карелы. Остальные остались нести вахту и следить за порядком на судне.
"Седов" пришвартовался к первому причалу. Дико было наблюдать стройный парусник среди подъемных кранов и ангаров рабочего порта: слишком уж он не вписывался в общую картину.
О том, что на борт пожаловали представители прессы, команда поначалу даже не догадывалась. Правда, спустя полчаса слишком любопытные туристы - представители какой-то транспортной компании - уже начали вызывать кое-какие подозрения. Но мы же должны были разузнать о жизни на паруснике как можно больше!
Итак, на четырехмачтовом барке "Седов" 32 паруса, при попутном ветре судно идет под ними. Если ветра нет - паруса сворачиваются и начинает работать двигатель. Это едва ли не единственное более-менее современное оборудование на борту. Как и 85 лет назад, управляется судно с помощью огромного штурвала, который, ничем не защищенный, расположен прямо на верхней палубе.
- На вахте у штурвала обычно стоят четыре человека, в одиночку с ним не справиться, а в шторм штурвал привязывают ремнями, - рассказал нам курсант из Мурманска Андрей Марухленко. Каждые полчаса вахты отбиваются небольшой медной рындой. Как эхо ей вторит большая рында на носу: здесь находится пятый вахтенный - впередсмотрящий. При развернутых парусах этот человек просто незаменим. Возле штурвала два компаса: один, в медном корпусе, - ровесник судна, правда, показания иногда выдает не совсем верные. За приборами следят те же вахтенные. Меняются вахты каждые четыре часа. В порту, когда у штурвала стоять нет необходимости, вахтенные дежурят возле спущенного трапа, дабы никто не прошмыгнул на борт. Архангельск - предпоследний порт в трехмесячном путешествии-практике курсантов. Впечатлений за это время ребята набрались предостаточно. - В Рейкьявике как-то скучно, - говорит Андрей. - Вроде бы европейская столица, а развлечение у молодежи одно - вечерами гоняют на машинах. В Германии девушки некрасивые - не обхватишь, все время в "Макдоналдсах" торчат. Я Архангельск очень хотел посмотреть, а нас поставили даже не в городе. - Загнали на задворки! - присоединился к разговору непосредственный начальник Андрея, боцман фок-мачты Евгений Шейнзон. - Я вчера до города час ехал. В Осло почти так же стояли, но там из города хоть верхушки наших мачт были видны. Стало даже как-то обидно за родной Архангельск, ведь разочаровались ребята в нем незаслуженно. Собственно говоря, не меньше их разочарованы и архангелогородцы. Еще в пятницу нам то и дело звонили и задавали один и тот же вопрос: неужели ничего нельзя сделать для того, чтобы мы увидели "Седов"? Кто-то даже копку картошки решил отложить на неделю только для того, чтобы в эти выходные посмотреть на парусник. - В прошлый раз, когда "Седов" приходил в Архангельск, мы фотографировались возле него всем коллективом, - рассказал нам Виктор Иванов. - В этот раз хотели повторить, и на тебе:
Но оставим это на совести властей и вернемся на барк.
В 12.00 на вахту заступил Константиныч - самый уважаемый человек на судне. Ребята называют его символом "Седова". Когда мы познакомились с этим бывалым моряком, поняли - не зря. Первое ощущение - он сошел со страниц книг о покорении Арктики, настоящий морской волк. Александру Константиновичу уже семьдесят, но запросто даст фору молодым. На вопрос, давно ли он ходит на "Седове", слегка улыбаясь в бороду, отвечает:
- Да я на "Седове" недавно, тридцать лет.
Вот человек, который определенно видел наш город 22 года назад. Мы попросили его поделиться впечатлениями.
- В прошлый раз нас так встречали! Полгорода, наверное, пришло на судно посмотреть, - вспоминает Константиныч. - А теперь в Архангельске, наверное, денежек мало стало. Тогда эти самые провода опускали под воду, а сейчас, говорят, боятся тронуть, потому что развалятся. (О том, что парусник не пропустили в город из-за низко висящих над рекой электропроводов, мы уже писали ("Седова" горожане не увидят", 7 сентября 2006 г. - Прим. авт.) А так были тут в первый день какие-то мэры-пэры, посмотрели и ушли.
Константиныч остался на посту у трапа, а мы с нашим юным экскурсоводом отправились гулять по судну. Медные перила лестниц, рынды начищены до блеска. Ощущение такое, будто судно только что сошло со стапелей.
Первое место остановки - носовая часть. Тут находится "деревня". Почему она получила такое название, Андрей точно не знает, только именно здесь располагаются каюты курсантов и учебные классы. Здесь же висит портрет Георгия Седова - знаменитого полярного исследователя, в честь которого и названо учебное парусное судно. В "деревне" есть даже тренажерный зал, только, по словам Андрея, в качку там не очень-то позанимаешься. Кстати, за все три месяца в настоящий шторм, правда, несильный, ребята попали лишь раз - в Белом море, когда шли в Архангельск.
Дверные проемы везде низкие, поэтому ребята обмотали их мягкими тряпками, чтобы во время качки не стукаться головой. А в первые дни шишек было набито немало. Но больше всего в "деревне" поразила одна деталь - практически в каждом углу здесь можно наткнуться на велосипед.
- Ребята их покупают, берут старые, ремонтируют, собирают из двух один, - рассказывает наш провожатый.
Только мы было решили пошутить, не на них ли по палубе катаются, как навстречу попался курсант верхом на двухколесном друге.
Дело близится к обеду, и над палубой начинают витать ароматы, пробуждающие аппетит. Кто-то из старших по команде предложил нам посмотреть, чем кормят курсантов, а заодно и самим подкрепиться. Честное слово, многие дома так не едят. Вот полное меню: салат, суп, макароны с огромным куском жареного мяса и компот. Курсанты сметают все в считанные минуты.
Сунулись мы было и на камбуз: интересно же. Однако в дверях возникла внушительного вида дама и, уперев руки в бока, авторитетно заявила, что туристам на камбузе делать нечего. Спорить мы не стали и сочли за благо поскорее удалиться - отправились осматривать корму. По дороге наткнулись на "элитные" каюты.
"Здесь у нас иностранцы живут, - пояснил Андрей, - они платят деньги за то, чтобы числиться на борту курсантами". Как выяснилось, этим "курсантам" палубу драить не приходится.
На корме на четвертой палубе обнаружился запасной штурвал. Так что в случае поломки основного без управления судно не останется. На верхней палубе есть и запасной якорь, правда, весит он почти три тонны. Курсанты говорят: было бы лучше если бы не пришлось его использовать - с места не сдвинем.
На корме находится и каюта нашего знакомого боцмана. Здесь мы ненадолго задержались, заслушавшись рассказом о том, как прошлым летом "Седов" снимался в немецком фильме. "Памир", в роли которого был "Седов", появился на свет практически в одно время с ним, да и внешне был очень на него похож. Парусник погиб в середине 50-х: об этом трагическом событии в фильме и идет речь. Кстати, боцман Евгений Шейнзон снялся в нем в роли немецкого матроса.
Разговоры разговорами, но главная мечта - забраться на мачту - еще не была осуществлена. Наконец моряки сдались под настойчивыми просьбами, выдали нам страховочные пояса и объяснили технику передвижения по вантам. Разумеется, одних нас на такую высоту никто не пустил. Там, наверху, как-то неожиданно возник вопрос: а на какой рее приговоренных вешали? Нам объяснили: на самой верхней, паруса которой задействуются реже всего.
Передать словами то, что испытываешь, глядя на палубу с 50 метров, невозможно. Это надо испытать. Могу сказать одно: романтическая мечта юности сбылась. Уходить было немного грустно: казалось, что расстаешься с доброй сказкой. Ребята с борта махали нам вслед. Через несколько дней практика закончится, и курсанты вернутся в родной Мурманск. Но кто знает, не придут ли они, уже взрослые, все на том же "Седове" в Архангельск еще через двадцать лет: