Нашествие "Патэрсона"... (Бизнес-класс. Архангельск)

Торговый центр "Фудзи" готовится к приему нового московского арендатора - международная сеть универсамов "Патэрсон" намерена открыть свои магазины в областном центре. Как и предсказывали специалисты в области маркетинга два года назад, на торговом рынке Архангельска вот-вот должен наступить переломный момент. Местный ритейл не удовлетворяет растущим запросам населения, что дает хорошие предпосылки для захвата значительной части рынка федеральными сетевиками, которые уже освоили крупные города-миллионники и не желают оставлять без внимания города со слаборазвитой конкуренцией.

Общая выручка "Патэрсона" в прошлом году превысила 300 млн. долларов. За последнее время новые универсамы "Патэрсон" появились в Москве, С.-Петербурге, Самаре, Тольятти, Казани, Уфе, Сочи. Свои магазины компания старается располагать либо в густонаселенных районах с вышесредним уровнем доходов жителей, либо в местах активного строительства новых благоустроенных домов.

Предполагается, что в Архангельске универсамы "Патэрсон" появятся в ТЦ "Фудзи" и в строящемся здании на Троицком проспекте напротив ТЦ "Престиж". Но и это не предел. Возможно, "Патэрсон" откроет в областном центре до семи магазинов. Представители торговой сети в Архангельске уже ведут активную работу по подбору персонала.

Руководитель PR-департамента сети универсамов "Патэрсон" Марина Киселева подтвердила информацию, что запланированные к открытию в Архангельске магазины будут работать не по франчайзинговой системе. Это значит, что компания решила прийти в город всерьез и надолго. При этом о конкретных сроках открытия своих магазинов в "Патэрсоне" предпочли пока не говорить, обещая сообщить об этом позднее.

Кому это выгодно?

Естественно, что с приходом российской продуктовой сети местный ритейл рискует потерять значительную часть прибыли. Однако покупатель, за которого будут бороться сетевики, сможет насладиться новыми технологиями сервисного обслуживания, о котором в областном центре пока знают мало.

"Вопрос в том, что выиграет город от прихода крупных федеральных сетей? У таких компаний отработаны технологии, формируются совершенно особые бюджеты. Я не думаю, что появление "Патэрсона" кого-то из местных фирм встрепенет. Конкуренция будет только в цене. Местные торговые сети будут выживать: Да, они будут продолжать работать, но уже с другим уровнем рентабельности. И как следствие - местный ритейл станет делать акцент на развитии своих магазинов в районах области", - считает директор по маркетингу компании "Норд Коммерц" Наталья Мчедлидзе.

По ее мнению, Архангельску выгоднее поддерживать развитие, прежде всего, местных сетей, ведь именно от их работы зависят поступления в городскую казну. Куда же уйдут налоги от деятельности московских компаний - известно:

"Надо предполагать, что через год-два ситуация обернется давлением именно на местные торговые сети, тогда как магазины у дома всегда будут занимать определенную нишу:", - считает Наталья Ивановна.

Однако, по мнению мэра Архангельска Александра Донского, ситуацию не стоит усугублять - областной центр становится притягательной точкой для развития торгового бизнеса, и появление здесь новых крупных международных, отечественных или региональных торговых сетей будет стимулировать развитие экономики и выведет сферу торговли и услуг населения на качественно иной уровень.

"Меня, как мэра, интересует разнообразие, высокое качество и доступность услуг и товаров для горожан. Что еще более важно - рост налоговой базы для наполнения местного бюджета и возможности по изменению лица города. Все, кто приходят в Архангельск вести свой бизнес, должны учитывать, что им придется вкладывать ресурсы в облагораживание территории города, в улучшение транспортного сообщения. Мои встречи и переговоры с различными представителями крупных торговых операторов показывают, что такие требования властей их устраивают и являются основой для взаимодействия", - прокомментировал по просьбе "БК" ситуацию Александр Донской.

Бойкота не будет?

Уверенность в том, что московские сети все же поспособствуют качественному росту архангельской торговли, высказал и директор торговой фирмы "Арсенал-Опт" Владимир Елсаков.

"На сегодняшний день уровень нашей торговли, мягко скажем, не очень хороший. Новые компании покажут нам новые технологии, о которых в Архангельске пока даже не знают", - считает Владимир Георгиевич. При этом, по его мнению, особых изменений в ценовой политике торговых сетей вряд ли стоит ожидать.

"Работа любого магазина зависит от поставщиков. Я не думаю, что, придя на архангельский рынок, российские торговые сети будут самостоятельно переправлять товар - слишком дорогая логистика. Они будут вынуждены обращаться к архангельским оптовикам, особенно к тем, кто является официальным дистрибьютором известных торговых марок, - говорит Владимир Елсаков. - Как правило, у крупных универсамов существуют особые ценовые соглашения с производителями, условия которых будут вынуждены выполнять и наши местные оптовые компании. Но будет ли это им интересно?".

В некоторых российских городах с появлением столичных сетей были связаны протесты оптовиков, которые отказывались поставлять товар по сниженным ценам. Как поведут себя архангельские оптовые компании - говорить пока рано.

Директор компании "Дав" Андрей Баранников к информации о намерении "Патэрсона" выйти на архангельский рынок отнесся скептически: "Я не думаю, что крупные операторы смогут существенно повлиять на нашу работу и изменить создавшуюся ситуацию. Предполагаю, что их приход выгоден определенному кругу лиц во властных структурах". Оккупация только начинается.

По мнению экспертов, в ближайшее время наиболее успешные регионы будут переживать потребительский бум, которым воспользуются все крупные торговые операторы. Это связывают с быстрым развитием состоятельных регионов. Именно поэтому за последние год-два приоритеты большинства ритейлеров начинают смещаться в регионы. Такое развитие событий приведет к тому, что весь российский розничный рынок будет поделен на сферы влияния между федеральными и локальными ритейлерами. Региональные центры с населением от 500 тысяч человек, к которым, в частности, относится Архангельск, отойдут москвичам. Все остальные - локальным операторам.

"Я думаю, что архангельской торговле пока нечего бояться. Открытием супермаркета в торговом центре нас уже не удивить. А вот когда питерская сеть "О`кей" с оборотом, приближающимся к $600 млн. в год, появится в Архангельске, это будет удар:", - считает директор торговой фирмы "Арсенал-Опт" Владимир Елсаков.

В каком автобусе зимой комфортно? (Волна)

Скоро зима, горожане оденутся в теплые пальто и шубы. И в снующих сейчас по Архангельску небольших автобусах станет тесно. В них и так-то не просто повернуться в проходах, а зимой и двум пассажирам станет сложно разойтись. Да и сиденья не скажешь что просторны. Две "шубы" с трудом втискиваются рядом. А так хочется и зимой комфортно ехать по городу. Это станет вполне реально, если на улицах города появятся большие комфортабельные автобусы марки "ЛиАЗ".

Конечно, это во многом зависит от желания перевозчиков переоснастить свой парк более современными машинами. А оно должно появиться, так как приобретение ЛиАЗов ничего кроме выгоды не приносит.

Количество машин на наших дорогах все время увеличивается. Можно радоваться - растет благосостояние населения, развивается экономика. Но есть у этого явления и отрицательные стороны. В Архангельске, в часы пик, на дорогах стали возникать пробки. Этому способствует и большое количество маршрутных автобусов, которые мчатся по проспектам Архангельска. Но их количество можно сократить, если те же пассажиро- перевозчики начнут приобретать автобусы большого класса. Тогда на маршрут вместо двух маленьких можно выпускать один большой автобус, каким, к примеру, является ЛиАЗ. Он сможет забрать всех пассажиров на остановках, его салон более вместительный. И не придется брать штурмов автобусные двери, боясь, что не влезешь. Кстати, у большого автобуса и двери шире открываются. В них не только легко войдешь сам, но и пронесешь с собой санки и взрослые лыжи. В обширном салоне можно перевезти габаритный груз.

В последнее время в Архангельске стали больше внимания уделять дорогам. Производится их ремонт, и, что радует, расширяется дорожное полотно. Это тоже один из доводов, чтобы приобретать большие автобусы и выпускать их на линию. Они спокойно впишутся в повороты городских улиц. В городах других регионов так и делают. Там все чаще на дорогах можно видеть большие, блестящие множеством окон "ЛиАзы".

Тенденция постепенной замены автобусов малого класса на автобусы большого намечается и у нас. Наверное, архангелогородцы заметили, что меньше становится на улицах пассажирских "ГАЗелей". Наверняка, скоро эта тенденция распространится и на автобусы малого класса. К такому переоснащению автобусного парка подталкивают и расчеты. Большие автобусы экономичнее в эксплуатации. Это ясно и так каждому, если сравнить, сколько входит пассажиров в "ЛиАЗ", и автобусы, ныне курсирующие по городским маршрутам.

Современные автобусы, производимые Ликинским заводом, отвечают всем европейским стандартам качества. Они оснащены мощными импортными двигателями и коробками передач. По желанию покупателя можно заказать автобус с установкой и других европейских агрегатов.

У каждой модификации ликинского автобуса есть своя какая-то "изюминка".

Большой популярностью пользуется в России городской автобус "ЛиАЗ-5256". Прежде всего благодаря своим эксплуатационным характеристикам. Его передние и задние маски изготовлены из стеклопластика, что позволяет увеличить коррозийную стойкость кузова и улучшить термоизоляционные показатели.

Надо сказать, что высокий ресурс кузова и агрегатной базы "ликинских" автобусов позволяют им иметь вторичную стоимость.

В прошлый раз мы уже говорили, что приобрести современные "ЛиАЗы" самых различных модификаций - городские, пригородные и междугородние можно в ОАО "АГАТ-1", официального дилера ООО "Торговый дом "Русские автобусы". Это на Московском проспекте, 25. Причем, каждому покупателю могут предложить свои условия приобретения автобуса. Наибольшей популярностью пользуется договор долгосрочного лизинга. Причем, если в данный момент у вас нет свободных денег, а автобус очень нужен, можно договориться и об отсрочке оплаты первого взноса. Есть и другие льготы.

Думается, что недалек тот день, когда уже пассажир станет выбирать, на каком автобусе ему поехать. И мы сможем увидеть такую картину. Подходят к остановке один за другим сначала маленький автобус, затем "ЛиАЗ". В какой садится пассажир? Во второй. У него и уровень пола значительно ниже, можно просто шагнуть с тротуара в салон, и сам салон просторнее, вполне с детской коляской войдете и удобно расположитесь, и ехать значительно комфортнее.

Управляющие компании пошли в народ (Архангельск)

В минувший четверг вечером жители Соломбалы лицом к лицу встретились с руководителями управляющих компаний, которые предоставляют свои услуги в этом районе города. Приглашенные на встречу представители мэрии Архангельска и МУП "Жилкомсервис" прийти не пожелали.

Соломбальцы начали собираться в концертном зале "Соломбала-АРТ" почти за час до назначенного времени. Кстати, эта встреча лишний раз доказала, что в жилищном вопросе самая активная часть населения Архангельска - пенсионеры, здесь их было подавляющее большинство. Итак, представители домовых комитетов, старосты домов, инициативные группы жильцов терпеливо ждали, когда на сцену к микрофону поднимутся руководители управляющих компаний, и между делом делились своими проблемами: у кого-то ремонта в доме несколько десятилетий не было, кто-то постоянно выясняет отношения с обслуживающими организациями. Все это позже вылилось в виде вопросов в адрес управляющих компаний, у которых, как выяснилось, тоже проблем по самую крышу.

Протекающие кровли - еще меньшее из зол, с которыми они сталкиваются, принимая на обслуживание "благополучные" дома.

- Жители почему-то решили, что мы должны за неделю все восстановить, - посетовал директор ООО "Метелица" Александр Скулин. Дело в том, что их дочерняя компания "Метелица+" взяла на обслуживание четыре соломбальских дома. - Когда мы попали в подвалы, то обнаружили, что система канализации там отсутствует практически на 60 процентов, - продолжает он.

- Состояние действительно ужасное, - присоединилась к разговору директор "Метелицы+" Вера Мансурова, - в подвалах снято все, что можно было снять, везде ржавчина.

Короче, сложилось такое впечатление, что дома "Жилкомсервис" оставляет по принципу "так не доставайся же ты никому".

Послушав радужных обещаний, как хорошо им будет житься при управляющих компаниях, соломбальцы начали задавать вопросы.

Первое шумно высказанное недовольство касалось Веры Мансуровой. Но, как вскоре выяснилось, она оказалась однофамилицей бывшей руководительницы МУРЭП "Соломбальское", от которого ничего, кроме проблем и неприятностей, соломбальцы не видели.

Одно воспоминание повлекло за собой другие, и обиды полились рекой: "В нашем доме за тридцать лет всего один раз ремонт был, да и то косметический!", "Меня сосед несколько лет г:ом заливает!", "Сантехнику в квартирах двадцать лет никто не менял, вы за это возьметесь?"

Руководители управляющих компаний только руками разводили, мол, все вопросы вообще-то к "Жилкомсервису". Правда, отвечать на них в этот вечер все равно было некому.

Эмоции эмоциями, но звучали и вопросы по делу. Председатель одного из домов Юрий Корецкий первым делом поинтересовался, каким "капиталом" владеют управляющие компании, имея в виду не только финансовую составляющую, но и сотрудников: слесарей, дворников и т. д. На замечание, что дома управляющими компаниями принимаются в плачевном состоянии, Юрий Яковлевич вполне здраво заметил:

- Надо сначала требовать привести дома в порядок с тех хозяев, которые это допустили, а потом брать их на себя!

Следующим "беспокойным" вопросом оказались внутриквартирные работы. По словам жильцов, в договорах управляющих компаний сказано, что за ремонтные работы внутри квартиры они не отвечают.

- Это что же получается, если у меня кран сломается и я вызову слесаря, меня просто отфутболят? Я согласен, что за эти работы надо отдельно платить, но ведь их кто-то обязан выполнять? - поинтересовались из зала.

В ответ соответствующую поправку пообещали внести в договоры.

Очень заинтересовало соломбальцев и то, будут ли для собственников квартир и обитателей муниципального жилья отличаться условия оплаты услуг. Им пообещали установить равноправие, а заодно заверили, что все льготы по коммунальным платежам сохранятся.

С каждой минутой процесс общения становился все активнее, в конце концов у микрофона выстроилась очередь из желающих задать вопросы.

- Что будете делать с неплательщиками?

Вера Мансурова: Бороться на собраниях, если понадобится, привлечем правоохранительные органы.

- Какие дома будете брать?

Андрей Попов, директор ООО "ТОРН-С": Все, какие пожелают к нам прийти, кстати, и деревянные тоже.

- Вы собираетесь устанавливать теплосчетчики, как будете решать вопросы безопасности? У нас, например, с крыши все антенны украли:

Попов: Когда дом принимаем, сразу ставим решетки на подвалы и закрываем выходы на чердак.

В общем, собрание явно затягивалось, а вопросы никак не заканчивались: все-таки выбор управляющей компании - дело ответственное.

- У нас, например, жильцы не очень активные, - говорит Анэлия Егорова (Советская, 36). - Вот если бы управляющие компании сами нас собрали, все объяснили. А может, с нами просто связываться не хотят: за 28 лет дом ни разу не ремонтировался, да и к зиме не готов, начиная от входных дверей и окон и заканчивая системой отопления.

Между тем времени на то, чтобы определиться с управляющей компанией, у горожан остается все меньше, а вопросов, как показала встреча, с каждым днем все больше и больше.