"Бюджет края на троих".

("КоммерсантЪ-Красноярск", 09.09.06, Андрей Яблоков)

Бюджет объединенного Красноярского края на 2007 год будет приниматься парламентами края, Эвенкии и Таймыра. Если же депутаты не смогут до начала 2007 года утвердить бюджет, то за них это сделает губернатор Александр Хлопонин. Такой порядок принятия бюджета был вчера одобрен Советом губернаторов Красноярского края и двух округов. Основные параметры бюджета будут обнародованы уже на следующей неделе, а его проект будет внесен в парламенты объединяющихся регионов до 16 октября, договорились губернаторы.

Обсуждение процедуры принятия бюджета объединенного Красноярского края стало основным вопросом повестки совместного заседания губернаторов края, Эвенкии и Таймыра. Главным отличием от стандартной процедуры стала необходимость принятия бюджета законодательными собраниями всех трех объединяющихся регионов, поскольку парламент объединенного края будет избран лишь в апреле 2007 года. Как рассказал заместитель губернатора края, глава департамента финансов краевой администрации Александр Новак, бюджет на 2007 год, разработка которого практически завершена, будет внесен не позднее 15 октября одновременно в Законодательное собрание края, в Думу Таймыра и Законодательный Суглан Эвенкии. Кроме того, для работы над бюджетом до 10 октября будет создана согласительная комиссия, в которую войдут по три депутата из парламентов каждого из трех регионов. Задача комиссии - обобщение поправок в проект бюджета, которые будут представлены парламентами регионов. 20 ноября во всех трех парламентах должно пройти первое чтение бюджета, а уже 8 декабря - второе. "Эта модель представляется нам наиболее оптимальной, так как учитывает и самостоятельность автономных округов и в то же время интересы всех сторон", - подчеркнул Александр Новак.

Как отметил спикер Законодательного собрания края Александр Усс, у депутатов есть некоторые содержательные вопросы к порядку принятия бюджета, однако администрация края должна внести соответствующий документ в ЗС как можно скорее - желательно, до 21 сентября, чтобы депутаты смогли принять его на ближайшей сессии. "Нужен процедурный документ, который позволял бы работать над бюджетом всем парламентам, поскольку сейчас этот вопрос никак не регулируется. Спорные моменты администрация может доработать уже после его внесения на рассмотрение депутатов", - добавил он.

В департаменте финансов уверены, что бюджет будет принят в намеченные сроки, несмотря на более сложную, чем обычно, процедуру. "Вся последовательность действий жестко прописана в соответствии с Бюджетным кодексом. Никаких серьезных разногласий возникнуть не должно, поэтому нет оснований полагать, что сроки будут сорваны", - отметили в пресс-службе департамента. В крайнем же случае, если депутаты действительно не смогут преодолеть разногласия в ходе обсуждения бюджета, последний может быть принят единолично губернатором края Александром Хлопониным - такая процедура прописана в федеральном законодательстве, отметил Александр Усс. Теоретически, это может привести к тому, что администрация края сможет принять главный финансовый документ региона без учета мнения депутатов. Однако, по мнению главы постоянной комиссии по законности, правопорядку, защите прав граждан и информационной политике Юрия Абакумова, исполнительной власти в любом случае придется считаться с мнением власти законодательной. "Да, губернатор обладает полномочиями самостоятельно утвердить бюджет, если при его обсуждении возникнут серьезные вопросы. Но каких-либо злоупотреблений со стороны администрации ждать не стоит. Я знаю, как разрабатывается бюджет, поэтому могу утверждать, что он будет согласован со всеми заинтересованными сторонами", - пояснил он.

Департамент финансов планирует назвать основные параметры бюджета только в течение следующей недели. "Сейчас идет согласование краевого бюджета с федеральным, уточняются доходные и расходные статьи. Поэтому в итоге даже основные параметры могут достаточно сильно отличаться от значений, которые определены сейчас", - пояснили в пресс-службе департамента финансов. Пока лишь известно, что в краевом бюджете на следующий год индексация фонда заработной платы была заложена на уровне 10,4%, увеличение потребительских цен - на 8,2%, рост стоимости коммунальных услуг - 12,5%.

Один из основных спорных вопросов - это объем трансфертов для Эвенкии и Таймыра, поступающих из бюджета России. По соглашению между краевыми, окружными и федеральными властями, объем этих трансфертов должен сохраняться на том же уровне, что и в 2006 году, когда Эвенкия и Таймыр еще имели собственные бюджеты. Однако, по словам Александра Новака, согласно проекту федерального бюджета, внесенному в Госдуму, объем трансфертов на автономные округа на следующий год "достаточно серьезно" сократился (в 2006 году бюджеты Эвенкии и Таймыра получили из федерации примерно по 3 млрд руб.). "Мы сейчас согласовываем этот вопрос с Минфином и требуем увеличить объем трансфертов, поскольку иначе получится, что министерство нарушит конституционный закон. Пока есть все основания полагать, что чиновники Минфина все-таки согласятся с нашими доводами", - рассказали в департаменте финансов.

Если же ведомство Алексея Кудрина проигнорирует требования красноярских властей, тем придется изыскивать выпадающие доходы самостоятельно. Однако, как отметил депутат ЗС края Илай Ахметов, властям необходимо будет добиваться сохранения всех трансфертов. "Для исполнительной и для законодательной власти сейчас главное - выполнить все данные при объединении обещания, чтобы жизнь округов не стала хоть в чем-то хуже. А поэтому все трансферты, которые сейчас идут на Таймыр и в Эвенкию, не должны потеряться, они должны поступить на территории", - подчеркнул он.

"Губернаторы уйдут, а браконьеры останутся?".

("Красноярский рабочий", 09.09.06, Эрих Пырх)

По темпам объединительного процесса Красноярье опережает Пермский край. 80 процентов задач, поставленных перед рабочими группами, выполнено. Осталось привести к одному знаменателю нормативно-правовую базу и узаконить упразднение органов власти автономных округов.

Сия победная реляция прозвучала на заседании совета трёх губернаторов из уст зама Хлопонина, руководителя аппарата Совета администрации края Сергея Сокола. Правда, сам Александр Геннадиевич не стал хлопать в ладоши по данному поводу, а мудро заметил, что лучше учиться на чужих ошибках, нежели на своих. Логика понятна - пусть Красноярск учитывает горький опыт Перми, а не наоборот. Впрочем, в крае пока дров вроде бы не наломали, и это радует. Есть, правда, некоторые шероховатости и отдельные несуразности, но о них чуть позже. А пока о приятном.

Например, о недалёком будущем губернаторов Таймыра и Эвенкии. Оно представляется если не радужным, то, по крайней мере, не печальным. Вряд ли опытные руководители будут сброшены со счетов после того, как три субъекта Федерации превратятся в один. Журналистов этот вопрос очень интересовал, и Борис Золотарёв первым делом опроверг досужие домыслы.

- Я никогда не говорил, что намерен бороться за спикерство в Законодательном Собрании края, - подчеркнул он. - Мы, губернаторы округов, будем работать до прекращения существования наших администраций. То есть последним рабочим днём станет 29 декабря 2006 года. Посмотрим, что будет 1 января. Мы чувствуем в себе силы и уверены, что будем востребованы в нашем государстве в любом месте, где сможем приложить свои знания и умения. Поэтому меня меньше всего волнует вопрос о 1 января. Что же касается сотрудников администрации Эвенкийского АО, то многие из них уже устроены в местные администрации посёлков и районов, часть переехала работать в Красноярский край. При этом все соглашения между губернаторами на этот счёт выполняются, никаких проблем нет.

Примерно то же о тружениках таймырской администрации сказал Олег Бударгин. Но что это за места, где востребуют "начальников" бывших автономных округов? Ответ, хотя и не вполне конкретный, дал Александр Хлопонин:

- Во время последней встречи с президентом шла речь о будущем Олега Михайловича и Бориса Николаевича. Владимир Путин дал высокую оценку обоим руководителям. Сегодня есть предложения по замещению ими государственных должностей на уровне как Российской Федерации, так и СФО.

Как видим, в новом году Золотарёв и Бударгин без работы явно не останутся, как и когорта эвенкийских и таймырских чиновников. А вот вверенное им население, если следовать букве закона, уже сейчас можно не то что работы - свободы лишить. Это и есть та самая несуразность, о которой говорилось вначале. Напрямую с объединительным процессом она не связана, однако бросить на него тень вполне способна, если уже не бросила. По выражению Хлопонина, почти все жители Таймыра и Эвенкии... превращены в браконьеров и контрабандистов. Как пояснил замгубернатора - руководитель краевого департамента природных ресурсов и лесного комплекса Андрей Гнездилов, Красноярский НИИ экологии рыбохозяйственных водоёмов и наземных биосистем не удосужился определить на 2007 год общие допустимые уловы (ОДУ) водных биоресурсов для Эвенкии и Таймыра. Причём для Эвенкии это не было сделано и на 2006 год. Выходит, все, кто там ловит рыбу, суть преступники.

- Это беспрецедентный случай чиновничьей бюрократии и формализма в подходе к тем проблемам, которые так важны в непростой период объединения трёх субъектов РФ, - сетовал на пресс-конференции губернатор края. - Коренные малочисленные народы Севера сегодня не имеют возможности легитимно заниматься исконным видом промысла - рыболовством. И всё из-за того, что институт, который обязан провести соответствующие исследования и представить данные в Минсельхоз для выдачи квот, не выполняет своих прямых обязанностей. Обращения к полпреду президента и в правительство не дают результата. Думаю, прокуратура сделает серьёзные выводы.

Директора НИИ Валерия Лопатина Хлопонин заподозрил в диверсии, а Золотарёв выразился ещё круче: "Как бы в таком случае поступили в 37-м году?! И это как раз во время объединения! Вот и скажут люди, дескать, хуже жить стали в общем доме". Да уж, аполитично ведёт себя товарищ Лопатин. По словам Гнездилова, кафедра ихтиологии КГУ готова определить пресловутые ОДУ за пару недель и всего за 100 тысяч рублей. А означенный институт, упрекнул Бударгин, занимается не наукой, а коммерцией. "Мы до сих пор не знаем, что происходит с биоресурсами в бассейне Енисея, - печалился губернатор Таймыра. - Надо не просто наказать руководителя НИИ, но и обеспечить реализацию функций института на территории Таймыра и Эвенкии".

Продемонстрировав кузькину мать несознательному директору, Александр Хлопонин указал на трудность, которая подстерегает отцов-объединителей Большого Красноярья на пути к светлому завтра. Эта напасть - выборы в новое Законодательное Собрание края, которые, как считает губернатор, станут полигоном для выборов в Госдуму. Недобросовестным политикам не след вставлять палки в колёса мощной махине объединения, никаких спекуляций и манипуляций быть не должно. Правильно! Так и хочется добавить - а кто ослушается, тому можно и про 37-й год напомнить. Шутка...

"Бюджет по понятиям".

("Сегодняшняя газета", 09.09.06, Анастасия Шайхова)

Начался последний этап объединения Красноярского края. Решено большинство организационных вопросов, деятельность государственных структур субъектов приведена к единой системе. Среди недели три губернатора собрались на совет, чтобы заслушать отчет об объединительных процессах. Многое из услышанного их не порадовало.

ТАК, 16 из 56-ти подразделений органов федеральной власти еще не приведены к единой системе работы. Кому-то осталось дождаться сроков реализации предписаний, так как все документы уже готовы. Служба занятости, Роспотребнадзор и ГУВД скоро будут работать в рамках единого края. Стоит отметить, что правоохранительные органы провели процесс объединения быстро и без сбоев. На совете губернаторов ГУВД не раз ставили в пример другим структурам. Александру Горовому приходилось лишь "краснеть" от удовольствия и кивать головой: мол, да, у нас полный порядок. А как иначе может быть в работе правоохранительной структуры? Однако есть органы власти, где вопрос объединения еще на стадии обсуждения. Как выразился главный федеральный инспектор по Красноярскому краю, Таймыру и Эвенкии Николай Худых, "руководители МЧС, казначейства и некоторых других подразделений просто недооценивают важность процесса объединения".

Одной из серьезных проблем оказалось объединение судебной системы трех субъектов. Олег Бударгин был возмущен тем, что многие позиции в ее работе не согласованы с округами. Борис Золотарев недовольство соседей поддержал. В решении проблемы третейским судьей выступил красноярский губернатор, который заявил, что 13 сентября состоится очередное заседание Госсовета РФ, на котором он намерен доложить российскому президенту о формировании системы управления единым краем. Если же реорганизация федеральных органов по каким-то причинам не завершится в срок, последствия могут быть крайне негативными. Еще один проблемный момент - работа научно-исследовательского института экологии рыбохозяйственных водоемов и наземных биосистем. Заместитель губернатора Андрей Гнездилов отметил, что директор НИИ Валерий Лопатин, "пользуясь своим монопольным положением, затягивал сроки работ по определению общих допустимых уловов для Таймыра и Эвенкии, таким образом, при распределении квот на вылов рыбы оказался исключен ряд территорий, важных для исконных промыслов коренных малочисленных северных народов". По мнению губернатора, действия директора НИИ можно считать диверсией, ведь он умудрился переквалифицировать 18 тысяч жителей Эвенкии в браконьеры.

Одним из позитивных моментов объединительного процесса стала работа по формированию бюджета единого края. Заместитель губернатора края Александр Новак заверил присутствующих, что объемы финансирования социальных программ, дополнительные выплаты и льготы северянам в 2007 году сокращены не будут. Более того, Александр Хлопонин утверждает, что и в дальнейшем жители Таймыра и Эвенкии ничего не потеряют от объединения.

Самым ответственным мероприятием последних месяцев этого года станет принятие законодательными органами трех субъектов закона о бюджете. Процедура утверждения документа непростая. Сначала проект закона губернатор вынесет на рассмотрение в Законодательное Собрание края, Суглан Эвенкии и Думу Таймыра. Будут созданы комиссии, которые внесут необходимые поправки. Затем комиссия по бюджету обобщит все дополнения, и документ вернут на рассмотрение в законодательные органы субъектов. Предположительно, 20 ноября и 8 декабря должны состояться сессии Законодательного Собрания, Думы и Суглана. Однако, как заявил Борис Золотарев, быстро собрать эвенкийских депутатов нереально, особенно в суровых зимних условиях. Тем не менее председатель Заксобрания Александр Усс убежден, что к 1 января 2007 года бюджет нового субъекта Федерации обязательно будет утвержден.

- Бюджет должен быть принят не по нормам, а по понятиям, - заявил спикер ЗС.

По сути, иначе и быть не может, ведь если парламентарии трех субъектов не смогут договориться и каждый станет тянуть одеяло на себя, то бюджет придется принимать указом губернатора Красноярского края.

Наверняка противники объединения главным свои доводом делали привилегированное положение Красноярского края, руководители которого все решат за двух других субъектов, однако Александр Хлопонин заметил, что главное - учесть интересы трех сторон. Что из этого получится на самом деле - покажет время.

"Распродажа Сибири оптом и в розницу".

("Красноярский рабочий", 09.09.06, Юрий Чувашев)

Позор клеветникам. Тем, что именуют Сибирь колонией, о существовании которой федеральный центр вспоминает лишь тогда, когда нужно изъять из провинции ненужную ей денежную массу да ускорить откачку нефти, газа и вывоз прочего экспортного сырья, оставляя взамен регионам отравленную экологию. Горе этим маловерам и циникам, ибо не ведают они, что творят. На самом-то деле Москва о нас, сибиряках, никогда не забывает.

Вот ведь сколько лет молчал-крепился мэр столицы Юрий Лужков. Но на днях всё же прорвало, и сказал он таковы слова: надо, мол, реанимировать давний проект переброски части стока сибирских рек в по-прежнему братские нам постсоветские республики Средней Азии. Замысел сей грандиозный возник в СССР ещё в 1960 годы. Затем принялись рыть каналы циклопических размеров, чтобы на обводнённых южных территориях выращивать ещё больше хлопка для Родины. Огромные средства в ту пору были зарыты в землю, а вернее, по большей части банально разворованы. Чуть ли не всё руководство тогдашнего союзного министерства мелиорации отправили на нары. Остановить безумную затею удалось только в середине 1980-х - многолетними совместными усилиями учёных, экологов, писателей и вообще, как принято говорить, самых широких слоёв общественности.

Как вдруг спустя 20 лет Лужкова опять заусило на эту тему. Вначале он увлечённо заговорил о перебросе стока сибирских рек на приснопамятном прошлогоднем съезде "Единой России" в Красноярске. И вот пару-тройку дней назад у московского мэра случился очередной приступ мелиоративного красноречия. Надо, дескать, перебросить 7 процентов стока Оби на юг, после чего, к примеру, та же Туркмения удвоит производство хлопка.

То-то нам всем от этого удвоения счастье будет. И плевать, что в зону отчуждения попадёт множество российских земель. Зато хлопкосеющие земляки Туркменбаши план по валу и вал по плану перевыполнят.

А чтобы не пропадали даром прочие сибирские богатства, Рослесхоз на этой неделе заявил о переговорах России с Китаем на предмет передачи нашему великому соседу в аренду на 49 лет 1 миллиона гектаров сибирских лесов. Логика железная: сами-то мы со своим лесом обращаться не умеем, всё равно его у нас китайцы по-воровски вырубают, так что проще им его вообще на откуп отдать. А заодно и про недавнее пробное предложение американцев вспомнить, насчёт того, чтобы всю Сибирь чохом за кругленькую сумму в аренду взять - вместе с месторождениями, медведями и людишками. Всё, мол, едино - территории заброшенные и никем не осваиваются, не пропадать же, дескать, добру... Может, в этот раз столичная метрополия заинтересуется коммерческим предложением по выгодной реализации "неликвидных колоний"? И заодно - по ломоносовскому завету - наконец-то прирастёт удачно перепроданным богатством этих самых колоний?

Кстати, о продажах всего и вся на корню. На этой неделе состоялось первое пленарное заседание осенней сессии Госдумы. И в число аж 500 законопроектов, которые будут рассматриваться в ходе сессии, наконец-то включён годами уже ожидаемый многострадальный закон о противодействии коррупции. До сих пор он по каким-то загадочным причинам никак не мог найти благосклонного отклика в суровых сердцах думцев. И вдруг свершилось чудо.

Правда, окончательная и бесповоротная перековка всякого отдельно взятого нардепа в кристального бессребреника всё же вызывает некоторые сомнения. Ведь не зря же бедоносный этот законопроект столько лет мурыжили по канцеляриям. Вот и сейчас абсолютно ничто не мешает народным избранникам зафутболить сию назойливую бумагу куда-нибудь поглубже в тину болотную. Или всё-таки слух у думцев прорежется, и они расслышат, что и в каких выражениях твердят их сограждане по поводу тотального разворовывания страны на всех уровнях власти?

Впрочем, слух, как известно, природу имеет деликатную и зачастую, увы, одностороннюю. Скажем, краевые власти долго пытались выбить из федерального бюджета дополнительные средства на ГСМ для села. И вот уже уборка зерновых хоть и в тяжелейших условиях, но всё же идёт, а центр так пока и не раскошелился. Пришлось губернатору Александру Хлопонину волевым решением выделять крестьянам дополнительно 150 миллионов рублей на горючее, но уже из краевого бюджета. И сейчас проблема в том, чтобы побыстрее и пограмотнее разделить эти деньги между хозяйствами, пока над полями не закружили "белые мухи". Впрочем, "мухи" эти ещё не жужжат, а вот политические заявления депутатов Законодательного Собрания по финансово-аграрной и прочей зажигательной проблематике уже звучат вовсю. Понятное дело, самое время утаптывать избирательную поляну, выборы-то в новое ЗС уже на носу.

А что до нарушений деятельности слухового аппарата у "верхов" при общении с "низами", то очередную попытку преодолеть вышестоящую тугоухость предпринял на этой неделе глава Красноярска Пётр Пимашков. Он обратился к премьер-министру Михаилу Фрадкову и председателю Госдумы Борису Грызлову с просьбой хоть как-то обуздать алчность топливных монополистов и ограничить рост цен на ГСМ. Весьма примечательно, что в этот же самый день спикер Грызлов, как бы вступая в диалог с красноярским градоначальником, подчеркнул, что именно от начавшейся осенней сессии Госдумы зависит, насколько бюджет-2007 станет бюджетом стратегических проектов, бюджетом новой экономики страны, ориентированной на человека.

Славно сказал достойный государственный муж и весьма чадолюбиво. Вот только не хотелось бы, чтобы список "стратегических проектов" нового бюджета страны открывался, как и прежде, махровым нахрапом бензиновых баронов, за которым, опять же по дурной нашей традиции, неизбежно последуют не менее "судьбоносные" для страны игры шаловливого разума вольных экспериментаторов от бизнес-власти.

"Эксперимент в коротких штанишках".

("Сегодняшняя газета", 09.09.06, Анастасия Шайхова)

В детских садах Красноярья катастрофически не хватает мест. Чтобы исправить ситуацию, краевые власти решили взять бразды правления в свои руки, несмотря на то, что содержать дошкольные учреждения - удел муниципалитетов. Строить невыгодно, выгодно продавать

Ни для кого уже не секрет, что после начала приватизации в нашей стране было продано в частную собственность огромное количество дошкольных учреждений. Только в крае, как отметил заместитель губернатора Владимир Шишмарев, - порядка 60 процентов. Тогда это объясняли падением уровня рождаемости. И теперь, к примеру, в Красноярске вместо звонких голосов малышей в стенах бывших детских садов раздаются голоса наркополицейских, экономистов, предпринимателей и так далее. Самое неприятное в этом, что ничего уже нельзя исправить.

Чиновники утверждают: строить новые садики - невыгодно. И не потому, что строительство одного здания обходится в 100 миллионов рублей. Просто все боятся очередного падения рождаемости: дескать, понастроим сейчас садов, а потом они снова окажутся никому не нужны. Объяснение, согласитесь, вызывает улыбку - ведь при желании пустующее современное здание всегда можно продать. Тем более, по информации источника из краевой администрации, в Красноярске было продано несколько недостроенных детских садов. Программа-скороспелка

Краевая администрация разработала проект программы под кодовым названием "Перспективы развития дошкольного образования в Красноярском крае". Судя по тому, как его презентовали и какое "счастье" его реализация сулит детишкам и родителям, видно - проект созрел стихийно. Как гербицидный китайский помидор.

В проекте предусмотрено несколько направлений развития. Во-первых, краевые чиновники намерены строить детские сады в новых домах. По подсчетам специалистов, на первом этаже шестиподъездного жилого здания вполне можно разместить детский сад. На уровне различных инстанций, типа Госсанэпиднадзора и пожарной службы, вопрос согласован. Более того, застройщики обязуются возвести полноценные площадки для прогулок детсадовцев. Строительство обойдется в этом случае в 45-50 миллионов рублей, то есть в два раза дешевле, чем отдельное здание. Кстати, как заметил губернатор Александр Хлопонин, опрос жителей показал, что противников такой идеи среди них нет.

Согласитесь, гораздо удобнее спуститься на несколько этажей - и ваше чадо уже в саду, чем ранним утром сказать с невыспавшимся малышом несколько кварталов. Это, пожалуй, единственное полезное направление программы. Но коснется оно только богатых. Тех, кто может себе позволить купить или построить квартиру в новом районе. Следующая мера, которая поможет разрядить социальную напряженность и уменьшить очереди в детский сад - перепрофилирование зданий, где ранее размещались дошкольные образовательные учреждения. В связи с этим Александр Хлопонин побывал в Сосновоборске. Там здание детского сада? 1 было введено в эксплуатацию в 1985 году. Сначала оно принадлежало Красноярскому заводу автомобильных прицепов, в 1995-м его передали на баланс города, в следующем году - отделу культуры администрации Сосновоборска, а с 2002-го в части здания разместилась детская школа искусств. 14 июля этого года здесь вновь открыт детский сад. Всего в Сосновоборске - четыре дошкольных образовательных учреждения и две дошкольные группы в школе? 3. Тем не менее сейчас очередь в детские сады в этом городе - 790 человек. Для того чтобы в детский сад? 1 можно было привести детей, необходимо около 13 миллионов рублей. Прежде всего - на выполнение ремонтных работ и закупку мебели и оборудования. Найти такие средства в бюджете города нереально. Местные власти обратились к краевым властям. Если те окажут помощь и строители не подведут, то уже после Нового года детское учреждение распахнет двери для ребятишек. Подобные перемены ожидают здания многих бывших садов в крае. Сколько ни дай, все равно пропьют?

Еще один шаг администрации - выплаты родителям, имеющим детей в возрасте от полутора до трех лет, в качестве компенсации за отсутствие места в саду. Ежемесячно родители будут получать три тысячи рублей якобы на оплату услуг приходящей няни или оплату места в частном садике. Но вся закавыка в том, что няня стоит несколько больше. Частный садик тоже. Многие помнят, как полтора года назад в краевом Заксобрании разгорелись нешуточные дебаты по поводу увеличения пособия на детей. Большинство депутатов придерживались довольно жесткой точки зрения - "многим, сколько ни увеличивай - все равно пропьют, а кто деньги на детей тратит - им 100 рублей роли не сыграют". В результате пособие "выросло" с 70 до 100 рублей. На самом деле в бюджете края просто не было денег, эти крохи-то с трудом наскребли. А тут - по три тысячи в месяц на содержание ребенка... Или в администрации края нашли клад, но никому об этом не сказали, или слишком оторвались от действительности. Оно и понятно. Президент дал команду плодиться и размножаться, так теперь у всех земля под ногами горит. Проекты рождаются стремительно, правда, выходят в свет недоношенными.

Следующая "новация" - создание групп на базе общеобразовательных школ. С одной стороны, идея слегка потрепана. В российских школах давно уже есть так называемые нулевые классы, где занимаются шестилетки. Однако, по словам губернатора, это должны быть не классы как таковые, а именно группы, где дети большую часть времени будут заниматься играми. Уже с января следующего года отдельные части концепции программы должны реализовываться. Губернатор обозначил одно "но" - муниципалитеты обязаны принять самое активное участие в разработке ее на местах. Просто так, по принципу "дайте денег", ничего происходить не будет. По сути, местные власти первые, кто должен быть заинтересован в решении проблемы. Голодные няньки для сытых детишек

Несмотря на радужные перспективы, остается один, довольно сложно решаемый вопрос - нехватка кадров. Покажите мне человека, который самоотверженно пойдет работать в детский сад за три-четыре тысячи рублей? Это и зарплатой-то не назвать. Нищенское жалование на самое необходимое: квартплату, одежду секонд-хэнд, суповые наборы. Многие чиновники говорят о необходимости улучшения качества предоставляемых услуг - медицинских, педагогических и многих других. И хотя губернатор заверяет, что увеличение заработной платы не повлечет за собой улучшения качества работы, быть может, все-таки хоть раз можно попробовать провести эксперимент и предоставить воспитателям достойную оплату труда. А вдруг станут работать лучше?

"Дядя Сэм прикрыл кубышку".

("Красноярский рабочий", 09.09.06, Петр Васильев)

Американская сторона сократила объём финансирования строительства Железногорской ТЭЦ до 15 миллионов долларов. Об этом сообщил журналистам губернатор края. Правда, он отметил, что официального подтверждения пока нет, но информация, очевидно, заслуживает доверия - она прозвучала в ходе встречи с главой Росатома Сергеем Кириенко. По словам Александра Хлопонина, в таком случае потребуется дополнительная корректировка бюджета министерства, чтобы компенсировать "выпавшие" средства, но строительство ТЭЦ, без сомнения, будет продолжено. Его сроки, подчеркнул губернатор, не регулируются чиновничьими решениями, а находятся в прямой зависимости от программы по закрытию ядерного реактора в Железногорске.

Между тем, по сведениям информагентства REGNUM-KNews, финансирование строительства Железногорской ТЭЦ на 2007 год с американской стороны находится под вопросом. Проект включён в список приоритетных программ президента и министерства энергетики США. Бюджет проекта обсуждается американским конгрессом, состоящим из палаты представителей и сената. Палата представителей полностью одобрила бюджет, сенат же пока решения не принял.

Финансирование должно быть утверждено в декабре этого года. Однако есть сомнения, что всё пройдёт гладко. Некоторые сенаторы недовольны политикой нашей страны в области ядерного нераспространения, и поэтому бюджет строительства Железногорской ТЭЦ может быть не утверждён. Россия собирается строить дорогостоящие атомные станции, и в связи с этим отдельные сенаторы считают нецелесообразным расходовать деньги американских налогоплательщиков на строительство небольшой ТЭЦ для замещения закрывающегося ядерного реактора ГХК.

А тут ещё, как назло, "отличился" руководитель ФГУП "Управление специального строительства по территории № 9" генерал-майор Владимир Кияев. Военная прокуратура Сибирского военного округа расследует уголовное дело в отношении него по обвинению в мошенничестве (ст. 159 УК РФ). Удовлетворено ходатайство об избрании Кияеву меры пресечения в виде заключения под стражу. Вряд ли этот факт обрадует американцев, которые трепетно относятся к расходованию каждого пенса, предназначенного для России.

"Алло, гараж?".

("Сегодняшняя газета", 09.09.06, Семен Мамонтов)

НЕПРИЯТНО, но правда: до тех пор, пока на улицах Красноярска не рассосутся пробки, цена на бензин не может считаться чрезмерной. Понятно, что хотелось бы платить поменьше; но мы же с вами не в хотелки играем. В семидесятые годы, когда был жуткий нефтяной кризис, и цены на бензин в США одномоментно выросли в два-три раза, знаменитое "детройтское железо" получило путевку в жизнь вечную: американцы перестали покупать американские автомобили. Потому что те слишком много жрали бензина, а бензин был очень дорогой. Более того - американские семьи стали избавляться от "вторых автомобилей", соседи - объединяться для поездок на работу по утрам на одной машине, и все поголовно стали жутко прижимистыми.

У нас, обращаю ваше внимание, ничего подобного не наблюдается. Наше бедное население продолжает колготиться в многокилометровых пробках, и если вы заглянете во все эти дудящие и ревущие домики на колесах, то увидите, что в большинстве машин сидит один гордый автолюбитель (как вариант - автолюбительница). Вы, возможно, отметите также, как много в этих пробках мощных внедорожников - каждый из них это маленькая черная дыра для бюджета владельца и маленькая экологическая катастрофа для всех остальных. Что, вот этим людям не хватает на бензин? Вы серьезно? Тогда почему бы им не воспользоваться услугами общественного автотранспорта? В этом нет ничего зазорного. По городу можно смело ездить на автобусах, троллейбусах и трамваях - как правило, маршрутная сеть позволяет попасть в любую точку в пределах городской черты. А скорость в нынешней ситуации с дорожным движением - та же самая абсолютно.

С общественным транспортом, конечно, тоже не все гладко. Во-первых, его слишком много - так считает краевая администрация. Так же считают и сами перевозчики, настаивая на ликвидации дублирующих друг друга маршрутов. И только мэрия считает иначе - поскольку именно городской департамент транспорта выдавал разрешения на все эти маршруты.

Во-вторых, общественный транспорт опасен и некрасив. Опасен он потому, что стар и неухожен - а некрасив еще и потому, что в нем сидим мы. Конечно, обладателю собственного автомобиля не очень комфортно быть с нами в одном пространстве все то время, которое потребно, чтобы доехать, например, до работы. И я прекрасно этого обладателя понимаю. Ведь совершенно та же фигня - в поликлинике, в жилуправлении, в железнодорожных кассах... Вот, кстати, существует ли корреляция между наличием автомашины и предпочтениями в выборе транспорта для дальних путешествий? Иначе говоря - в Крым автолюбители в основном самолетами летают или все-таки поездом ездят? Представляете, владелец "Субару" - в поезде! На верхней полке еще поди! В самолете тоже не вполне комфортно - справа сосед, слева стюардесса, курить в туалете... Хотя можно заказать чартер. А по прилете - лимузин к трапу. Молча выйти, сесть на заднее сиденье, закурить Гавану и буркнуть в спину шоферу: "трогай, Петрович". Все упирается в деньги.

Я, собственно, к этому с самого начала и веду. Красиво жить не запретишь. Но и ввести приказом красивую жизнь для всех - тоже не шибко реально. Автолюбители требуют от краевых властей принять меры. Странно, почему краевые власти не отбивают их атаки своим излюбленным аргументом: "Начните с себя"? Прекратите парковаться в неположенных местах, создавая тем самым пресловутые пробки. Продайте свой восьмицилиндровый и купите экономичную "тойоту". И не выводите ее из гаража без особой нужды, типа за грибами съездить. Возникает стойкое ощущение, что вождение автомобиля приравнивается к курению - и как повышение акцизов на табак вызывает горестное возмущение среди курильщиков, так и повышение цен на бензин заставляет людей собираться в железные кучи и без особого смысла дудеть в клаксоны под окнами мирных задыхающихся граждан. А между тем и курение, и автомобилевождение - это личный выбор каждого. Дорого? Бросайте.

Вместо этого краевая власть садится за один стол с изможденным автолюбителем и начинает придумывать, как бы ей удешевить бензин в масштабах Красноярского края. И изобретает довольно-таки остроумный ход - оказывается, достаточно снизить цену на бензин на два рубля в масштабах всей Российской Федерации, и тогда в Красноярске он подешевеет на те же два рубля автоматически! Гениально. А почему именно на два рубля? А потому, объясняет ответственный за транспорт Денис Пашков, что вот примерно такую экономию даст изменение системы налогообложения нефтяных компаний. И плюс они еще на возвращенные им государством деньги будут сами себе контролировать качество бензина. Тогда вообще все кучеряво получается.

Даже если допустить, что хор Пашкова и автолюбителей кто-то услышит в Москве, что само по себе нереально, то далее искателей истины подстерегает одна трудность. Пойти не на изменение даже, а на ОБСУЖДЕНИЕ ВОЗМОЖНОСТИ изменения налогового законодательства относительно нефтяных компаний - для государства означает публично признаться в том, что нет давно никаких олигархов, что все сверхприбыли в этой стране получает ТОЛЬКО чиновничий аппарат и никто больше, и что именно этот аппарат обдирает как липку ладно бы народ - хрен с ним, с народом - а бизнес, экономику, хозяйство. Обдирает тупо, беспощадно, бессмысленно, иррационально, не оставляя ни малейшей надежды тем, кто когда-нибудь придет на это пепелище...