Обзор самарских СМИ за 7-8 сентября 2006 года.
ПОЛИТИКА
Приближающиеся выборы мэра Самары по-прежнему в центре внимания СМИ. Газета "Репортер" 8 сентября публикует статью "Самарский "Блэк Джек", посвященную этой теме: "Определилось точное число кандидатов на кресло мэра Самары. В борьбу за пост главы областной столицы вступит 21 претендент. Такого количества желающих стать мэром Самара еще не видела. Почему это произошло? На наш взгляд, причин несколько. Во-первых, официальный избирательный фонд невелик - всего 1 млн. рублей. Один кандидат потратит его быстро (а если прибегнет к услугам телевидения - то очень быстро). А вот если выдвинуть еще двух-трех технических кандидатов, они смогут "за свои средства" критиковать оппонентов или пиарить основного кандидата. Во-вторых, "антилиманская оппозиция", похоже, выбрала стратегию "массового похода во второй тур": выдвинуть как можно больше кандидатов в надежде, что кто-то из них может пройти во второй тур. В-третьих, большое количество кандидатов выгодно "Антанте" еще и тем, что каждый из них, оттянув на себя по несколько процентов избирателей, делает неизбежным все тот же второй тур, отнимая у Георгия Лиманского возможность набрать более 50% голосов для победы в первом туре. В-четвертых, согласно некоторым социологическим опросам, антирейтинг нынешнего градоначальника так велик (около 44%), что претендовать на него могут кандидаты разных политических взглядов. И каждый из претендентов надеется отщипнуть от этого антирейтинга свой процент".
ЭКОНОМИКА
Ситуация с задержаниями нефтевозов в Самарской области накаляется. "Начатая УВД и администрацией области война с черными нефтетрейдерами дала первый негативный эффект, - пишет "Самарское обозрение". - Руководители компаний "Самара-Нафта" и "Ульяновскнефть" обратились с жалобами на действия силовиков, задержавших их нефтевозы. 31 августа руководители обладминистрации, прокуратуры и УВД объявили "тотальную войну" нелегальным нефтетрейдерам. Война стала следствием приобретшего масштабы стихийного бедствия процесса врезок и хищений нефтепродуктов на территории области. Ее первыми проявлениями стали массовые задержания спецавтотехники. 1 сентября к местным задержанным бойлерам прибавились транзитные. В числе задержанных нефтевозов оказались и машины компаний, не работающих в Самарской области, но в силу географического положения вынужденных пересекать ее территорию, в частности, "Ульяновскнефть" - подразделение корпорации "Русснефть". Представители "Русснефти" первыми опротестовали действия силовиков по задержанию нефтевозов. К ним присоединились и представители ЗАО "Самара-Нафта". По словам заместителя гендиректора ОАО "Ульяновск-нефть" Александра Горбунова, в Самарской области в прошедшие выходные были задержаны около 50 их нефтевозов с номерами 73 региона. В связи с этим представители "Ульяновскнефти", а позднее и ЗАО "Самара-Нафта" были вынуждены обратиться 5 сентября с письмом на имя начальника ГУВД Самарской области Александра Реймера с просьбой разобраться в ситуации. После визита Горбунова в областную прокуратуру и областное управление ГАИ вечером 5 и 6 сентября нефтевозы были отпущены. Однако нет гарантий, что завтра ситуация не повторится вновь. "Наши грузовики ездят в Самарскую область ежедневно", - говорит Горбунов. По информации "Самарского обозрения", меры по защите парка своих нефтевозов предприняли и самарские подразделения НК "ЮКОС". Как сообщил осведомленный источник, представители компании обратились в прокуратуру, которая вынесла протест на задержание нефтевозов ЮКОСа. Несмотря на протесты, парк арестованной спецтехники в Самарской области постепенно увеличивается. На стоянках уже находится более 100 бойлеров, и ежедневно их количество растет. Порядка 20 бойлеров стояли вчера днем на Волжском стационарном посту ДПС. Большое количество нефтевозов, по словам очевидцев, задержаны на площадке перед Кинельским ГРОВД. В Самаре на улице Нагорной были замечены на этой неделе 4 нефтевоза, прибывшие для проверки. Основанием для задержания стало предписание за подписью замначальника МОБ ГУВД Самарской области Николая Рудакова. Помимо остановки цистерн сотрудники ДПС в настоящее время контролируют подъезды ко всем частным нефтебазам области. Как сообщил исполняющий обязанности начальника областного управления ГАИ Виктор Митник, ежедневно сотрудниками ДПС задерживается более 50 машин, которые перевозят углеводородное сырье. Формальным основанием для задержания становится неполный пакет документов, плохое техническое состояние грузовика, несоблюдение правил перевозки опасных грузов. Часть транспорта была остановлена в связи с несоблюдением правил эксплуатации дорог - в том случае, если нагрузка на ось превышала предельно допустимую. По словам Митника, порядка 10-15% из числа задержанных бойлеров вызывают сомнения в законопослушности перевозчиков. Уже зарегистрированы случаи, когда под перевозку нефтепродуктов использовались бойлеры под молоко или спирт. Главная задача, по словам Митника, на настоящий день - разработка "алгоритма действий сотрудников ДПС по предотвращению хищений углеводородного сырья". Кроме того, в ближайшее время будет отлажена работа по систематизации договоров аренды автотехники, чтобы принимать какие-то адекватные меры по категориям владельцев. Основной удар силовиков в этом случае придется по мелким фирмам и ЧП, которые в основном и занимаются перевозкой похищенной нефти. По словам Митника, "те, кто хочет работать в тени, и будут нашими жертвами". Жалоб в прокуратуру на действия сотрудников ДПС на сегодняшний день, по версии силовиков, поступило не так уж и много. Митник расценил данные жалобы как "отдельную реакцию отдельных заказчиков и перевозчиков нефти, чтобы сохранить свой бизнес".
"Вчера (7 сентября) в арбитражном суде состоялось два предварительных судебных заседания по искам терруправления Росимущества по Самарской области к ОАО "Волготанкер", - пишет "Коммерсантъ-Среднее Поволжье". - Госведомство требует расторгнуть договор между государством и пароходством по аренде девяти судов служебно-вспомогательного флота, предварительно взыскав с пароходства более 3,6 млн. рублей задолженности по арендной плате. Кроме этого, терруправление требует выселить "Волготанкер" из занимаемого им офиса в Самаре, взыскав с него еще 3,4 млн. рублей. Но оба заседания завершились, едва начавшись, поскольку представитель пароходства попросил суд привлечь к рассмотрению дел арбитражных заседателей. Свою позицию он обосновал тем, что "сейчас "Волготанкер" находится в такой ситуации, когда все процессы освещаются прессой. Они публичны, о "Волготанкере" пишут практически каждый день, и для более объективного рассмотрения дела присутствие арбитражного заседателя мы считаем необходимым". Удовлетворив это требование, судья заметила, что теперь Росимущество должно представить суду свою кандидатуру арбитражного управляющего и отложила рассмотрение обоих исков на 7 ноября текущего года. Представители Росимущества и "Волготанкера" отказались рассказать "Ъ" подробности рассматриваемых дел, однако источник "Коммерсанта" в Федеральном агентстве по управлению федеральным имуществом (Росимущество) РФ сообщил некоторые детали исков. По его словам, в конце 2003 года государство в лице Департамента по управлению государственным имуществом обладминистрации заключило с "Волготанкером" договор аренды флота из девяти судов - нескольких ледоколов, нефтесборщиков и нефтесборных понтонов - на неопределенный срок. Этот флот принадлежит государству: Росимущество как представитель собственника по мере необходимости выставляет имущество на конкурс и по его итогам сдает его в аренду. Одним из условий договора между компанией и государством является пункт, согласно которому Росимущество имеет право раз в год пересматривать стоимость арендной платы. С начала действия договора "Волготанкер" ежемесячно платил за пользование служебно-вспомогательным флотом порядка 80 тыс. рублей, однако в конце 2005 года по заказу самарского терруправления Росимущества независимая оценочная компания произвела переоценку стоимости арендной платы, по итогам которой эта цифра выросла до 300 тыс. рублей в месяц. При этом в Росимуществе РФ не смогли вчера пояснить, каким образом возникла задолженность пароходства в размере 3,6 млн. рублей, и за какой период она была доначислена. "Мы не можем сдавать суда по цене ниже рыночной, поэтому имеем право пересмотреть сумму арендной платы, - заметил источник "Коммерсанта" в федеральном ведомстве. - Мы считаем, если компания не может себе позволить арендовать за такие деньги, пусть возвращает (суда) назад". Примерно такая же ситуация сложилась и с изменением арендной платы за самарский офис "Волготанкера". Источник в Росимуществе РФ рассказал, что ранее пароходство платило за аренду своего здания 188,69 тыс. рублей в месяц, но в конце прошлого года оценочная компания пересчитала эту стоимость и установила, что ежемесячная сумма арендной платы должна составлять 900 тыс. рублей. Директор юридического департамента Energy Consulting Сергей Алексеев считает, что "государство, в том числе в лице Росимущества, должно проводить гибкую политику, а не взвинчивать арендную плату на имущество, задействованное в деятельности "Волготанкера". В случае если суд признает правоту Росимущества или пароходство добровольно откажется от аренды флота, ведомство выставит суда на конкурс для определения нового арендатора. При этом стоимость аренды будет составлять не менее определенной оценщиком - 300 тыс. рублей", - пишет "Коммерсантъ".
"В центре Самары скоро может появиться новый жилой массив, по территории застройки сопоставимый с 15-м микрорайоном города, - пишет газета "Ведомости-Самара". - По словам исполнительного директора Завода им. Масленникова Виктора Юдакова, сейчас действительно рассматривается вопрос о том, кому отойдут три объекта недвижимости, оставшиеся на балансе завода, и территория ЗиМа в 55 га от Волги до ул. Ново-Садовой для завершения конкурсного производства. По словам Юдакова, в процессе банкротства объекты ЗиМа передавались в собственность выделенным из основного производства предприятиям, а земля оставалась в федеральной собственности. Руководитель одного из таких предприятий, пожелавший остаться неназванным, рассказал, что компании, аффилированные с группой "Сок", сейчас оформляют в собственность участки земли, на которых располагался ЗиМ. Операторы недвижимости знают о планах "Сока" строиться на ЗиМе. Вице-президент группы компаний RBE Андрей Маликов оценил эту площадку в $80-100 млн. С этой оценкой согласен Валентин Лобанов, руководитель самарского представительства Российской коллегии оценщиков. По его словам, рыночная стоимость земли в районе ЗиМа составляет $15 000-20 000 за сотку и общая стоимость участка будет не менее $80 млн".
КРИМИНАЛ
"Прокуратура Самарской области и региональное УФСБ завершили расследование уголовного дела в отношении двух жителей Республики Молдавия Анатолия Егорова и Ивана Топораши, а также тольяттинца Виктора Прыткова и оренбуржца Юрия Октянова, - пишет "Коммерсантъ-Среднее Поволжье". - По данным следствия, международная группа занимались незаконным оборотом осмия - редкоземельного драгоценного металла платиновой группы, используемого при создании высокоточных приборов для космической промышленности. "Стоимость одного грамма осмия на международном рынке составляет $150 тыс.", - подчеркнули сыщики. Как рассказали в генпрокуратуре, в декабре 2005 года Анатолий Егоров в Кишиневе приобрел у неустановленного следствием лица 3,8 г осмия: "В январе этого года Егоров незаконно перевез драгметалл через государственную границу РФ и попытался продать его в Самаре". К продаже осмия, по информации прокуратуры, подключились знакомые контрабандиста - молдаванин Иван Топораша, нелегально проживающий в Самаре, а также Виктор Прытков и Юрий Октянов. В течение месяца четверка пыталась найти покупателей на незаконно привезенный драгметалл, оценив его стоимость в $9 тыс. за 1 г. В это же время контрабандисты попали в поле зрения оперативников регионального УФСБ, получивших информацию о том, что "некие иностранные граждане ищут покупателей на партию драгметалла". После проведения оперативной разработки группа была задержана. Контрабандный металл был изъят. Кроме того, при обыске на квартире Виктора Прыткова были обнаружены трассирующие патроны к охотничьему оружию. В итоге, всем четверым было предъявлено обвинение по ст. 191 УК РФ ("Незаконный оборот драгоценных металлов в крупном размере, совершенный группой лиц по предварительному сговору"), Анатолия Егорова обвинили и по ч. 2 ст. 188 ("Контрабанда"), а Виктора Прыткова по ч. 2 ст. 222 УК РФ ("Незаконное хранение боеприпасов"). В Самарском государственном аэрокосмическом университете подтвердили, что осмий - самый дорогой из всех благородных металлов, его стоимость в десятки раз превышает стоимость золота. "Благодаря своей твердости, сопротивляемости, износу и отсутствию магнитных свойств, осмий широко используется в изготовлении высокоточных приборов - острия компасной стрелки, осей и опор точнейших измерительных и часовых механизмов", - сообщили в университете, подчеркнув, что, кроме того, из драгметалла делают кромки хирургических инструментов и напайки на кончик пера у дорогих ручек. Тем не менее, в аэрокосмическом университете выразил сомнение в том, что контрабандисты рассчитывали найти покупателей на местных предприятиях, специализирующихся на создании высокоточных приборов для космической промышленности. "Это очень дорогой металл, тем более, вряд ли кто будет связываться с криминалом", - заявил собеседник "Коммерсанта", не исключив, что драгметалл, скорее всего, "предназначался перекупщикам, предложениями которых забит весь интернет".