Украинский политолог Михаил Погребинский прокомментировал в интервью корреспонденту ИА REGNUM деятельность нового правительства страны.

ИА REGNUM: Как вы оцениваете первые шаги правительства Виктора Януковича?

Пока прошло слишком мало времени для того, чтобы делать какие-либо определенные выводы. Однако можно сказать, что мы уже пережили одну фазу, сейчас вступаем в другую. Первая фаза - это формирование самого правительства и определение его основных задач, чему предшествовало знаменитое подписание Универсала. Переходный период от подписания Универсала до формирования правительства был довольно противоречивый - мы слышали разного рода сигналы с обеих сторон. Так, президент Ющенко, опираясь на свое представление о смысле Универсала, продолжал оставаться фактически выразителем интересов запада страны. В свою очередь, Виктор Янукович действовал довольно-таки непоследовательно, от него поступали противоположного смысла сигналы. Так, с одной стороны, появилось сообщение пресс-службы правительства о том, что следует отложить рассмотрение вопроса о присоединении к плану действий по членству в НАТО. Вскоре от самого Януковича мы услышали о необходимости "не торопиться" в вопросе вступления Украины в ВТО. С другой стороны, Янукович многократно подчёркивает свою заинтересованность в совместном с Ющенко поиске компромиссных решений, быстро улаживает вопрос об учениях НАТО на Украине, подчёркивает приверженность Партии регионов курсу на евроинтеграцию.

Переход в новую фазу был ознаменован двумя значимыми сигналами. Первый - это решение правительства об изменении регламента своей работы, с исключением фраз о том, что правительство должно выполнять поручения президента. Медийно это выглядело как решение о том, что правительство ограничивает права президента. Все это выглядело как довольно резкий сигнал в адрес президента - мол, сейчас у нас действует новая Конституция, поэтому просим президента не вмешиваться в вопросы, не входящие в сферу его компетенции. Содержательно именно этот смысл и был в сигнале, а формально он был вполне нейтральный, так как правительство отредактировало регламент в точном соответствии с буквой конституции и не более того. Замечу, что право президента давать правительству "поручения" не предусмотрено не только в новой конституции - его не было и в старой.

Второе действие, подозрительно, напоминающее продуманную пиар-акцию - это передача (на том же заседании правительства, когда Янукович был в краткосрочном отпуске!) СМИ проекта тезиса программы деятельности правительства на 2006-2011 г.г. В этом небольшом тексте, на пару страничек, нашлось место, чтобы сказать, что Украина будет заниматься решением проблемы русского языка, как второго государственного. Здесь же прописаны вопросы участия Украины в формировании ЕЭП, но не были даже упомянуты ни НАТО, ни европейская интеграция. Маловероятно, что это случайность, но пока не вполне понятно, что за этим стоит. Не исключено, что это просто проверка реакции политического класса на подобные, достаточно радикальные шаги нового правительства.

ИА REGNUM: Можно ли говорить про качественное изменение российско-украинских отношений, после августовских встреч Януковича с первыми лицами России?

Безусловно, отношения поменялись качественно, но каким именно образом, сейчас сказать совершено невозможно. Например, ответ на ключевой вопрос, который всех интересует, как удастся договориться с Россией по газу, никому не известен. В то же время ясно, что правительство Януковича не будет заниматься антироссийскими провокациями - это не в их интересах, не в их стиле, и вообще им чуждо. В этом смысле, они вообще не идеологичны (последние два сигнала, о которых сказано выше, также довольно удивительно выглядят и выбиваются из стиля работы этой команды). Стиль провокаций, который регулярно использовался как украинским МИДом, так и высокими украинскими чиновниками, позволявшими себе говорить хамские вещи в адрес России, которые можно было интерпретировать только желанием спровоцировать и накалить обстановку, сейчас этого безусловно не будет. Похоже на то, что главная миссия, которую пытается осуществлять Янукович - это стабилизация социально-экономической ситуации, им хотелось бы показать свой профессионализм, по сравнению с предшественниками. А задача представления интересов востока и юга страны, по моему мнению, отходит на второй план, не ощущается. Похоже, что задача экономического роста для нынешней команды, стабилизация, модернизация, улучшение инвестиционного климата, и соответственно, возможности улучшения социального самочувствия граждан - они рассматривают не как политическую, а как амбициозную задачу профессионалов, которые сменили дилетантов на министерских постах. Костяк правительства Януковича представляют, в значительной степени, экспортный капитал, и им нужно сделать все возможное, чтобы не испортить отношения с Россией настолько, чтобы не поставить свои предприятия в ситуацию, когда они перестанут быть рентабельными. Но при этом, им также нужно окончательно не рассориться с Ющенко, ведь он им тоже нужен, и для продолжения сотрудничества с Западом, им больше, чем кому либо другому нужно скорейшее вступление Украины в ВТО и, в конце концов - для обеспечения заявленной цели экономической стабильности. Каким образом они смогут выдержать этот динамический баланс, трудно сказать.

Сейчас Ющенко пытается уговорить Януковича, чтобы он до октября месяца отправил письмо в Брюссель, подтверждающее свое согласие на максимально быструю интеграцию Украины в НАТО. С тем, чтобы уже на октябрьском саммите в Риге Украина получила приглашение присоединиться к Плану действий по членству в НАТО. Но пока Янукович это письмо не подписывает, хотя, по слухам, обещал. Формально Ющенко может подписать это письмо и сам, но видимо ему дали понять, что приглашение можно ожидать лишь в том случае, если и правительство его в этом поддержит.

ИА REGNUM: Будет ли изменен формат парламентской коалиции на 2-й сессии, каким вам видится новый состав коалиции?

В том-то и "прелесть" украинской политики - даже краткосрочный прогноз практически невозможен. Очень противоречивая информация поступает на счет формата коалиции. Ключевая проблема - это включается ли "Наша Украина" в коалицию как фракция, но информация об этом противоречива, даже из источников внутри "Нашей Украины". По большинству оценок, Президент хочет вхождения своей политической силы в коалицию. Впрочем, Ющенко отнюдь не всегда действует исходя из своих или из корпоративных интересов, и поэтому, не понятно, будет ли он настаивать на этом реально или будет просто говорить об этом публично. Возможно, он имеет какие-то иллюзии, относительно того, что еще сможет диктовать правила игры, если "Наша Украина" станет частью коалиции. Надежды эти связаны с возможностью вытолкнуть из коалиции коммунистов, что, на мой взгляд, абсолютно нереально. Исключение КПУ из коалиции, абсолютно не соответствует интересам "Партии Регионов". И вряд ли регионалы решатся на такую безумную, для них, авантюру, ведь потом они будут в полной зависимости от партии Ющенко. Отказ последних поддержать что-либо сразу разваливает такую коалицию.

Мне кажется, и Ющенко, и тем более Януковича, устраивает нынешняя ситуация. Премьер имеет правительство, которое доминирует в экономической сфере и может влиять косвенно, посредством бюджета, на любые другие сферы, от обороны до внешней политики. В тоже время внутри этого правительства есть довольно таки большая группа представителей Президента, поэтому Ющенко также несет ответственность за работу этого правительства. Резюмируя это, я рискну предположить, что переговоры о вхождении "Нашей Украины" в широкую коалицию, ко всеобщему удовлетворению, скорее всего, провалятся. Во всяком случае я оцениваю шансы такого развития ситуации как предпочтительные: 60% в пользу провала и 40% - в пользу создания широкой коалиции.

ИА REGNUM: Можно ли ожидать дальнейшего развития конституционной реформы на Украине, и в каком направлении?

Реформа, безусловно, будет развиваться и мотором этого выступает, прежде всего, Александр Мороз. Реформа власти "по- горизонтали" состоялась; полномочия в системе парламент-президент-правительство перераспределены. Теперь нужно провести реформу "по-вертикали", т.е. перераспределить власть между центром и регионами, наполнив реальным содержанием идею местного и регионального самоуправления. Есть соответствующий конституционный законопроект, ключевой смысл которого - изменить вертикаль президентской власти. После политреформы горизонтально большую часть власти у Президента отобрали, но вертикально он, по-прежнему, назначает губернаторов, которые фактически рулят бюджетами регионов на местах. После реформы губернаторы превратятся в символическое государево око, что-то типа префектов во Франции, которые будут просто следить, чтобы местные власти не выходили за пределы Конституции. Управление бюджетом же полностью переходит на уровень исполнительных органов местных советов: областного совета, который сам формирует свой исполком, городских и районных советов. Есть хорошие шансы на то, что эта реформа на Украине будет продвигаться, для этого потребуется примерно год.

В тоже время, уже в новой редакции Конституции, есть некоторые недостатки относительно политреформы, и их неплохо было бы устранить, но это процесс длительный и, мне кажется, главные игроки не особо в этом заинтересованы, поэтому вряд ли что-то будет происходить.