Главная миссия, которую пытается осуществлять Янукович, - стабилизация социально-экономической ситуации на Украине: интервью политолога Михаила Погребинского ИА REGNUM
Украинский политолог Михаил Погребинский прокомментировал в интервью корреспонденту ИА REGNUM деятельность нового правительства страны.
ИА REGNUM: Как вы оцениваете первые шаги правительства
Пока прошло слишком мало времени для того, чтобы делать какие-либо определенные выводы. Однако можно сказать, что мы уже пережили одну фазу, сейчас вступаем в другую. Первая фаза - это формирование самого правительства и определение его основных задач, чему предшествовало знаменитое подписание Универсала. Переходный период от подписания Универсала до формирования правительства был довольно противоречивый - мы слышали разного рода сигналы с обеих сторон. Так, президент Ющенко, опираясь на свое представление о смысле Универсала, продолжал оставаться фактически выразителем интересов запада страны. В свою очередь, Виктор Янукович действовал довольно-таки непоследовательно, от него поступали противоположного смысла сигналы. Так, с одной стороны, появилось сообщение пресс-службы правительства о том, что следует отложить рассмотрение вопроса о присоединении к плану действий по членству в
Переход в новую фазу был ознаменован двумя значимыми сигналами. Первый - это решение правительства об изменении регламента своей работы, с исключением фраз о том, что правительство должно выполнять поручения президента. Медийно это выглядело как решение о том, что правительство ограничивает права президента. Все это выглядело как довольно резкий сигнал в адрес президента - мол, сейчас у нас действует новая Конституция, поэтому просим президента не вмешиваться в вопросы, не входящие в сферу его компетенции. Содержательно именно этот смысл и был в сигнале, а формально он был вполне нейтральный, так как правительство отредактировало регламент в точном соответствии с буквой конституции и не более того. Замечу, что право президента давать правительству "поручения" не предусмотрено не только в новой конституции - его не было и в старой.
Второе действие, подозрительно, напоминающее продуманную пиар-акцию - это передача (на том же заседании правительства, когда Янукович был в краткосрочном отпуске!) СМИ проекта тезиса программы деятельности правительства на 2006-2011 г.г. В этом небольшом тексте, на пару страничек, нашлось место, чтобы сказать, что Украина будет заниматься решением проблемы русского языка, как второго государственного. Здесь же прописаны вопросы участия Украины в формировании
ИА REGNUM: Можно ли говорить про качественное изменение российско-украинских отношений, после августовских встреч Януковича с первыми лицами России?
Безусловно, отношения поменялись качественно, но каким именно образом, сейчас сказать совершено невозможно. Например, ответ на ключевой вопрос, который всех интересует, как удастся договориться с Россией по газу, никому не известен. В то же время ясно, что правительство Януковича не будет заниматься антироссийскими провокациями - это не в их интересах, не в их стиле, и вообще им чуждо. В этом смысле, они вообще не идеологичны (последние два сигнала, о которых сказано выше, также довольно удивительно выглядят и выбиваются из стиля работы этой команды). Стиль провокаций, который регулярно использовался как украинским МИДом, так и высокими украинскими чиновниками, позволявшими себе говорить хамские вещи в адрес России, которые можно было интерпретировать только желанием спровоцировать и накалить обстановку, сейчас этого безусловно не будет. Похоже на то, что главная миссия, которую пытается осуществлять Янукович - это стабилизация социально-экономической ситуации, им хотелось бы показать свой профессионализм, по сравнению с предшественниками. А задача представления интересов востока и юга страны, по моему мнению, отходит на второй план, не ощущается. Похоже, что задача экономического роста для нынешней команды, стабилизация, модернизация, улучшение инвестиционного климата, и соответственно, возможности улучшения социального самочувствия граждан - они рассматривают не как политическую, а как амбициозную задачу профессионалов, которые сменили дилетантов на министерских постах. Костяк правительства Януковича представляют, в значительной степени, экспортный капитал, и им нужно сделать все возможное, чтобы не испортить отношения с Россией настолько, чтобы не поставить свои предприятия в ситуацию, когда они перестанут быть рентабельными. Но при этом, им также нужно окончательно не рассориться с Ющенко, ведь он им тоже нужен, и для продолжения сотрудничества с Западом, им больше, чем кому либо другому нужно скорейшее вступление Украины в ВТО и, в конце концов - для обеспечения заявленной цели экономической стабильности. Каким образом они смогут выдержать этот динамический баланс, трудно сказать.
Сейчас Ющенко пытается уговорить Януковича, чтобы он до октября месяца отправил письмо в Брюссель, подтверждающее свое согласие на максимально быструю интеграцию Украины в НАТО. С тем, чтобы уже на октябрьском саммите в Риге Украина получила приглашение присоединиться к Плану действий по членству в НАТО. Но пока Янукович это письмо не подписывает, хотя, по слухам, обещал. Формально Ющенко может подписать это письмо и сам, но видимо ему дали понять, что приглашение можно ожидать лишь в том случае, если и правительство его в этом поддержит.
ИА REGNUM: Будет ли изменен формат парламентской коалиции на 2-й сессии, каким вам видится новый состав коалиции?
В том-то и "прелесть" украинской политики - даже краткосрочный прогноз практически невозможен. Очень противоречивая информация поступает на счет формата коалиции. Ключевая проблема - это включается ли "
Мне кажется, и Ющенко, и тем более Януковича, устраивает нынешняя ситуация. Премьер имеет правительство, которое доминирует в экономической сфере и может влиять косвенно, посредством бюджета, на любые другие сферы, от обороны до внешней политики. В тоже время внутри этого правительства есть довольно таки большая группа представителей Президента, поэтому Ющенко также несет ответственность за работу этого правительства. Резюмируя это, я рискну предположить, что переговоры о вхождении "Нашей Украины" в широкую коалицию, ко всеобщему удовлетворению, скорее всего, провалятся. Во всяком случае я оцениваю шансы такого развития ситуации как предпочтительные: 60% в пользу провала и 40% - в пользу создания широкой коалиции.
ИА REGNUM: Можно ли ожидать дальнейшего развития конституционной реформы на Украине, и в каком направлении?
Реформа, безусловно, будет развиваться и мотором этого выступает, прежде всего,
В тоже время, уже в новой редакции Конституции, есть некоторые недостатки относительно политреформы, и их неплохо было бы устранить, но это процесс длительный и, мне кажется, главные игроки не особо в этом заинтересованы, поэтому вряд ли что-то будет происходить.