Мурат Джиоев - министр иностранных дел Южной Осетии

ИА REGNUM: Г-н Джиоев, инцидент с грузинским вертолетом получил достаточно широкую огласку, за которой последовала жесткая реакция грузинских властей. Что Вы можете сказать по этому поводу?

Нарушения воздушного пространства РЮО летательными аппаратами Грузии, к сожалению, в последнее время, стало систематическим явлением. Мы неоднократно выражали протест по поводу незаконных перелетов грузинских вертолетов над зоной конфликта, поскольку это дестабилизирует обстановку в зоне конфликта и идет в разрез с теми договоренностями, которые были достигнуты в ходе переговорного процесса. Об этом заявляла не только югоосетинская сторона, но и ОБСЕ, которая является участником в переговорном процессе. 3 сентября в очередной раз грузинский вертолет вторгся в воздушное пространство РЮО, не подчинился сигналам об изменении курса, открыл огонь по населенным пунктам, что могут подтвердить многочисленные очевидцы, и наши силы ПВО был вынужден принять меры для того, чтобы вертолет покинул пределы Республики Южная Осетия. Что касается обвинений грузинской стороны, то это всего лишь неуклюжие оправдания своих незаконных действий. Как заявляют грузинские власти, в вертолете находился министр обороны Ираклий Окруашвили. Если это на самом деле так, то это еще раз подтверждает тот факт, что министр обороны Грузии намеренно нарушил режим зоны конфликта и режим ответственности миротворческих сил. Это говорит о том, что грузинская сторона специально провоцирует миротворцев, чтобы затем их обвинить в том, что миротворцы, якобы, не выполняют свои функции.

ИА REGNUM: Госминистр Грузии по урегулированию конфликтов Мераб Антадзе заявил, что в планы политического руководства России входит серьезная дестабилизация ситуации в Грузии и развязывании военных действий, и инцидент с вертолетом тому подтверждение...

Для властей Грузии всегда один объект для обвинения - Российская Федерация. В своих собственных провокационных действиях они пытаются винить Россию. Не хотелось бы, чтобы министр, занимающийся вопросами урегулирования, делал столь неавторитетные и необоснованные заявления в адрес стороны, являющейся посредником в переговорном процессе, гарантом всех достигнутых договоренностей. Предшественника г-на Антадзе, г-на Хаиндрава мы часто называли министром по разжиганию конфликтов. Не хотелось бы, чтобы Антадзе шел по тому же пути. Вместо того, что указывать своей стороне на недопустимость отдельных действий, он идет по пути огульного обвинения российской стороны.

ИА REGNUM: Судя по заявлениям грузинской стороны, по этому пути идет не только Мераб Антадзе. К примеру, премьер-министр Грузии Зураб Ногаидели назвал инцидент с вертолетом очередной совместной провокацией властей Южной Осетии и российских миротворцев...

Это говорит лишь о том, что грузинские власти не стараются объективно разобраться в ситуации и необоснованно обвиняют российскую сторону. Да, пролет вертолета был явной провокацией, но это было явной провокацией с грузинской стороны. Не стреляли же осетинские ПВО по вертолету, который находился вне территории Южной Осетии. А причем тут российские миротворцы? Они что ли им сказали, чтобы грузинский вертолет залетел на территорию Знаурского района Южной Осетии? Если г-н Ногаидели заинтересован в мирном урегулировании, о чем часто заявляют грузинские власти, то он должен учитывать, что российские миротворцы являются основным гарантом мира и безопасности для всего населения зоны конфликта, и полностью выполняют свои функции. А если и не выполняют в какой- то степени, то только по вине грузинской стороны, которая создает им проблемы, подобные инциденту с вертолетом.

ИА REGNUM: Грузинская сторона отмечает на то, что все усилия официального Тбилиси направлены на изменение и расширения формата миротворческих сил и существующего переговорного процесса...

Все усилия грузинского руководства направлены на то, чтобы решить вопрос в Южной Осетией исключительно в пользу Грузии. Их не интересует объективное справедливое урегулирование конфликта, их не устраивает формат переговорного процесса, который за 12 лет ведения переговоров себя оправдал. Это не устраивает Грузию потому, что данный формат учитывает не только интересы Грузии, но и интересы справедливого разрешения конфликта, поэтому они и добиваются изменения формата.

ИА REGNUM: Г-н Антадзе также опроверг заявления о нарушении грузинской стороной соглашений о недопустимости полетов над зоной конфликта. По его словам, существует протокол СКК от 2002 года, который и определяет условия полетов.

Г-ну Антадзе следует внимательно относиться к документам, которые были приняты в рамках переговорного процесса. В протоколе-приложении №2 к протоколу от 30 июля 2002 года о "Несанкционированных пролетах летательных аппаратов над территорией зоны ответственности смешанных сил по поддержанию мира в зоне грузино-осетинского конфликта" зафиксировано рассматривать любые несанкционированные пролеты летательных аппаратов как опасные действия, направленные на срыв мирного процесса. В данном случае речь идет о летательных аппаратах с любой стороны, пролет которых не согласован с ССПМ, которые обеспечивают безопасность и порядок в зоне конфликта. И следует особо подчеркнуть, что данное постановление было принято в связи с незаконными пролетами грузинских вертолетов.