Али Абасов - доктор философских наук, заведующий отделом Института философии и политико-правовых исследований Национальной Академии Наук Азербайджана (НАНА)

ИА REGNUM: Естественно, что первый мой вопрос будет о нагорно-карабахском конфликте. После рассекречивания американским сопредседателем МГ ОБСЕ Мэтью Брайзой принципов урегулирования проблемы наступило определенное затишье в переговорном процессе. Какими вы видите пути урегулирования этого конфликта?

Пожалуй, они проходят только через интеграцию южнокавказских стран в Европу. Об этом я писал еще, когда на было программы ЕС "Ближние соседи", а потом, когда она появилась, стало очевидно: в едином политическом, экономическом, культурном и оборонном пространстве найдут решение не только этот, но и все другие конфликты. По мере развития данной программы все три страны станут кандидатами для вступления в ЕС и тогда вопросы безопасности (полностью) и прохождения границ (частично) будут сняты и постепенно этно-территорильные проблемы можно будет урегулировать. Мы не должны забывать, что в 20-м году в Карабахе тоже были сильные потрясения, но через 2-3 года об этом почти ничего уже не напоминало.

ИА REGNUM: Но на днях политолог Ильгар Мамедов озвучил проект Плана действий Азербайджана и Евросоюза в рамках Европейской политики соседства, в котором, в отличие от Грузии и Армении не было четко указано намерение страны вступить в это сообщество. Правда, МИД Азербайджана подсластил пилюлю, заявив, что это лишь рабочий документ, но, похоже, с евроинтеграцией придется подождать

... Да, в МИД заявили, что настоящий документ - закрытый, и что Мамедову в руки попал не тот План. Я лично имею экземпляр на английском языке, но говорить о том, что это окончательный документ и обвинять кого-то в отсутствии в нем указанного вами пункта я не стал бы. Уверен, что он будет еще доводиться до конца. С другой стороны, в Армении и Грузии этот документ активно обсуждался как общественностью, так и властями, в результате чего получился большой объемистый пакет, учитывающий пожелания общественных организаций этих стран. У нас, к сожалению, никаких обсуждений не было. Мы сами по своей инициативе подготавливаем необходимые на наш взгляд предложения и поправки.

ИА REGNUM: А может, некоторые властные структуры не заинтересованы в интеграции с Европой? Ведь это значит увеличение гражданского контроля над доходами от нефти и расходами центральных ведомств, повышения роли органов местного самоуправления, и главное, проведение справедливых выборов и существенное ограничение власти...

Вопрос достаточно сложный. Скажем, контроль Запада над поступлением средств от продажи нефти и их расходованием есть. Нет стратегического мышления, осознания того, насколько важно для страны стать членом ЕС, а пока хотя бы заявить о своем намерении это сделать. Гейдар Алиев отучил их от стратегического мышления, потому что брал все такие вопросы на себя и сам их решал. А сейчас никто не хочет брать на себя ответственность, хотя евроинтеграция - разумный выход для Азербайджана из нынешней ситуации, когда он зажат между Россией и США. Ведь Евросоюз превращается в новую, и, что важно, неконфликтную силу, способную уравновесить давление России и США. Вхождение в ЕС позволит Азербайджану решить и экономические проблемы, естественно, четко осознавая, что никто не протянет конфетку "за так". Но пока, к сожалению, в стране нет стратегических аналитических центров, ни независимых, ни в правительственных органах.

ИА REGNUM: Рональд Янг, возглавлявший в Азербайджане 1,5-гоичную программу ТАСИС по реформам в госслужбе и госуправлении, говорил, что даже в Узбекистане, где он был до того, решения не обдумываются в одиночку. Они выносятся на общественное обсуждение, доводятся до исполнителей и только потом - с учетом их предложений и пожеланий - принимаются. А вот в куда более демократичном, по его словам, Азербайджане Янг этого не видел...

В Узбекистане осталась старая советская система. Во времена СССР его Конституцию обсуждали в институтах, фабриках, заводах и колхозах. Трудовые коллективы вносили предложения, часть которых вносилась редакторами в текст проекта. Что касается Азербайджана, то Янг не знает, что у нас многие законы, в том числе и выборные, проходили экспертизу Венецианской комиссии. Конечно, Узбекистан не может так активно сотрудничать с ней, как Азербайджан. Но вопрос в другом. У нас слабое гражданское общество и мы не можем доказать Западу, что представляем силу, способную менять ситуацию. Поэтому он предпочитает работать с правительством, в котором, конечно, есть компетентные правоведы. То есть Совет Европы и Венецианская комиссия нас игнорируют, считая, что с властью легче договориться: действительно, куда проще давить на одного человека, чем на всех. Нужно отдавать себе отчет: так будет продолжаться, пока мы не создадим здоровое гражданское общество.