"Мэр Норильска будет бороться за Таймыр".

(Коммерсантъ, 21.11.02 Б.Ельшин, Красноярск)

Вчера избирком Таймырского автономного округа зарегистрировал первого кандидата на пост губернатора региона - депутата городского собрания Дудинки Геннадия Субботкина. Досрочные выборы губернатора назначены на 26 января 2003 года. Прежний глава округа Александр Хлопонин сложил свои полномочия, выиграв 27 сентября губернаторские выборы в Красноярском крае. Вчера же о своем желании баллотироваться таймырский избирком уведомил мэр Норильска Олег Бударгин. Свою поддержку его кандидатуры уже косвенно высказал Александр Хлопонин, что, вероятно, и обеспечит г-ну Бударгину победу на выборах.

"Хлопонин и Усс едины в словах благодарности".

("Сегодняшняя газета", 21.11.02)

В четверг, 21 ноября, празднует свой день рождения Налоговое управление края. Все началось 12 лет назад, в 1990 году, когда вместо отделов госдоходов в системе Минфина были образованы государственные налоговые инспекции, а позже управления по налогам и сборам.

В настоящее время налоговые органы края представляют собой сложную структуру, в которую входят: Управление МНС РФ по Красноярскому краю, Таймырскому (Долгано-Ненецкому) и Эвенкийскому АО, 15 инспекций по городам и районам края и 24 межрайонных инспекции. За прошедшее время количество поставленных на учет предприятий-налогоплательщиков увеличилось более чем в 5 раз, а число предпринимателей без образования юридического лица - более чем в 8 раз. Выросли налоговые поступления в бюджеты всех уровней. Деятельность налоговых органов в значительной степени способствует решению социальных проблем в регионе. Большая часть всех налоговых платежей, мобилизованных налоговыми органами, остается в бюджете Красноярского края. По последним данным, за январь-октябрь 2002 года управлением собрано 60 076,2 млн. рублей. Из этой суммы в федеральный бюджет поступило 13 253,0 млн. рублей, в бюджет территорий - 26 448,1 млн. рублей.

В день рождения Управление по налогам и сборам края принимало поздравления от многих, в том числе от губернатора Александра Хлопонина и спикера ЗС Александра Усса. Недавние соперники на выборах впервые поставили в поздравлении свои подписи под одним документом. В поздравлении помимо "пожеланий крепкого здоровья, благополучия и успехов в выполнении служебного долга на благо Красноярского края и его жителей" два первых лица края приносят благодарность за работу в 2002 году: "2002 год для красноярских налоговиков выдался не легким. В условиях реформирования налоговой системы вы выполнили план по сбору платежей в бюджеты всех уровней, обеспечили контроль за соблюдением налогового законодательства Российской Федерации на территории края. Уверены, что вы и в дальнейшем будете на высоте поставленных задач".

"Дорожный фонд накормит "социалку".

("Красноярский рабочий", 21.11.02, Эрих ПЫРХ)

Вчера на внеочередном заседании IV сессии Законодательного Собрания края депутаты внесли изменения и дополнения в закон о краевом бюджете на 2002 год. Общие доходы бюджета уменьшены на 700,26 миллиона рублей, общие расходы - почти на 791,5 миллиона.

Заседание, в повестке которого значилось два вопроса, вел председатель ЗС Александр Усс. На все про все народным избранникам потребовался лишь час с небольшим - было видно, что к сессии проделана большая подготовительная работа, и согласие между двумя ветвями власти по основным вопросам достигнуто. 19 ноября профильная комиссия ЗС в целом одобрила предложения краевой администрации и рекомендовала принять не-отложный законопроект.

С докладом перед депутатами выступил замгубернатора края, и. о. начальника главного финуправления Александр Новак. Он держался спокойно и уверенно, говорил бесстрастно и по-деловому, производя впечатление холодного и профессионального менеджера западного образца. На немногочисленные вопросы Александр Валентинович отвечал сразу и "воду не лил", чем выгодно отличался от иных своих предшественников, которые на сессиях порой по-ученически "плавали", держась за трибуну, как за спасательный круг.

По выражению Новака, на суд депутатов представлена именно корректировка, а не секвестр бюджета. Необходимость ее очевидна - ожидается, что к концу года исполнение бюджета как по доходам, так и по расходам не превысит 75-80 процентов: будет получено 17,9 миллиарда рублей вместо 22,8 миллиарда, а потрачено 20 миллиардов вместо 25 миллиардов. Основные причины такого плачевного положения дел тоже ясны - край так и не дождался двух с половиной миллиардов рублей в виде безвозвратных субсидий от Федерации, недополучил полтора миллиарда рублей налоговых и 700 миллионов рублей неналоговых доходов.

По словам "начфина", в четвертом квартале нынешнего года планируемые расходы составят 5,3 миллиарда рублей, тогда как доходов поступит только 4,2 миллиарда, то есть дефицит краевого бюджета превысит 1 миллиард рублей. Общий долг по зарплате огромный, а тут еще и коммуналка "кушать просит": до конца года энергетикам надо отдать 757 миллионов рублей, угольщикам - 153 миллиона, жилкоммунхозу - 136 миллионов. Где взять столько денег?

Дополнительные источники финансирования первоочередных бюджетных расходов (зарплата, покупка медикаментов и продуктов питания, исполнение федерального закона о ветеранах) было решено найти в самой краевой казне. Поразмыслив, "под нож пустили" дорожный фонд - если его упразднить, целевые средства, утратившие свой статус, можно потратить на те самые первоочередные нужды. Речь идет о 334 миллионах рублей, которые пойдут на "социалку". Остальные 530 миллионов рублей, которые должны поступить в фонд, планируется потратить на содержание, ремонт и эксплуатацию дорог края.

Некоторые депутаты были недовольны тем, что при таком раскладе может пострадать важная отрасль - там ведь тоже люди работают, им свои семьи кормить надо, не говоря уже о том, что дороги наши далеки от идеала. На это А. Новак ответил, что цифра 334 000 000 взята не с потолка, это всего 11 процентов от годового бюджета упраздняемого фонда, так что все, мол, просчитано, на текущие расходы дорожникам денег должно хватить, в том числе и на выдачу зарплаты.

Еще 80 миллионов рублей предполагается получить от Железногорского горно-химического комбината - будет приостановлена реализация целевой программы, где задействованы средства, вырученные ГХК за временное содержание ОЯТ. Остальные поправки к краевому бюджету носят технический характер, например, значительно урезаны средства фонда обязательного медстрахования. В законопроекте были учтены замечания депутатов, заключения Счетной палаты края и экспертно-правового управления ЗС.

Единственным камнем преткновения стала поправка о списании краевой администрацией так называемой безнадежной задолженности за аренду помещений, находящихся в ведении комитета по управлению госимуществом. Несмотря на заверения зампредседателя КУГИ Светланы Одеговой ("4,2 миллиона рублей долга никто специально не накапливал"), депутаты не дали согласия на списание этого вида задолженности неплатежеспособных предприятий и организаций. Как отметила Раиса Кармазина, данный вопрос за-трагивает параметры бюджета и относится к компетенции не губернатора, а Законодательного Собрания. В итоге злополучную статью из законопроекта исключили и за корректировку краевого бюджета проголосовали на редкость дружно - 28 голосов "за", против не было никого, трое воздержались.

Впрочем, сказать, что на сессии царило полное благодушие, тоже нельзя. Светлана Андронова и Юрий Абакумов не раз говорили представителям краевой администрации, что необходимо сохранить социальные гарантии для тех, кто влачит жалкое существование в неблагоустроенных домах частного жилого сектора и постоянно нуждается в дровах и угле. А Валерий Сергиенко выдал такую тираду: "До каких пор мы будем урезать бюджет и сокращать социальные программы! Хочу высказать настоятельное пожелание в адрес краевой администрации -пусть она скорее принимает меры по расширению налогооблагаемой базы, увеличению доходной части бюджета".

Кроме того, вчера депутаты приняли во втором чтении законопроект "О системе налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности в Красноярском крае". Количество видов предпринимательской деятельности, подлежащих обложению единым налогом, сокращено с восьми до шести. Уменьшено и количество корректирующих коэффициентов. Решено, что величину коэффициента К2 в дальнейшем будут устанавливать местные власти, но для этого должен вступить в силу соответствующий закон - он уже подготовлен, но пока не принят. Ставка единого налога теперь зависит от месторасположения торговой точки, от ассортимента продукции (к примеру, тот, кто продает спиртное и сигареты, платит значительно больше, чем торговец хлебом или колбасой). По мнению Виктора Зубарева, ставку единого налога ни в коем случае нельзя завышать, если мы не хотим умертвить мелкий и средний бизнес, особенно на селе.

"Власть Красноярска готова защитить горожан".

("Красноярский рабочий", 21.11.02, Татьяна ПОПОВА)

Сегодня самым острым, волнующим всех жителей края, является вопрос, сколько каждый из нас будет платить за квартиру с 1 января грядущего года. Об этом сейчас говорится и на всех уровнях власти, и не только в нашем, но и в других регионах страны.

На прошлой неделе в Новосибирске прошел семинар-совещание представителей жилищно-коммунальных служб администраций городов Сибири и Дальнего Востока, в числе которых были и красноярцы. Его участники обсудили состояние нормативно-правовой базы реформы ЖКХ и рассмотрели вопросы создания конкурентной среды при оказании жилищно-коммунальных услуг. Всем известно, что реформа ЖКХ - это целый комплекс мероприятий, направленных на улучшение деятельности и повышение эффективности предприятий ЖКХ, на повышение качества предоставляемых населению услуг. К сожалению, как прозвучало на совещании, повышение качества невозможно без повышения стоимости услуг. Наряду с введением этих жестких и непопулярных мер представители городских администраций говорили о необходимости принятия соответствующих мер социальной защиты для той категории населения, которая не в состоянии в полном объеме рассчитаться за эти самые услуги.

На сегодняшний день в Красноярске уровень оплаты тарифов жилищно-коммунальных услуг составляет 40 процентов от их полной стоимости. Остальные 60 процентов доплачиваются производителями услуг из бюджета города. Если с выплатой дотаций жилищным трестам администрация города может повременить, а то и совсем не выплачивать, то с энергетиками, в руках которых рубильник, дела обстоят сложнее. Всегда присутствует угроза отключения, причем энергетики пользуются ею беззастенчиво, невзирая на кого падает карающий меч, - школу или жилой сектор. Поэтому им доплата производится всегда полностью и всегда в срок. Причем эта доплата производится в равной степени и за тех, кто сам мог бы за себя проплатить полностью, и за тех, кто относится к категории малообеспеченных. Поэтому на совещании рефреном звучал вопрос: рационально ли расходуются бюджетные средства и кого защищает в первую очередь сдерживаемый уровень оплаты. Население должно оплачивать 90 процентов от полной стоимости услуги, но при этом важнее другой показатель - доля собственных расходов граждан от их совокупного семейного дохода на оплату коммунальных услуг. На федеральном уровне этот показатель составляет 22 процента.

Сегодня специалисты ЖКХ сетуют, что по платежам Красноярск отстал от всех российских городов. Например, в Новосибирске жильцы платят за киловатт-час 64 копейки, красноярцы - на 18 копеек меньше. Плата за воду и канализацию у нас составляет 6,46 рубля, горячую воду - 10 рублей, новосибирцам эти услуги обходятся почти в 28 и 39 рублей соответственно. Мы за тепло (один квадратный метр) платим 2,91 рубля, они - 4 рубля. При этом уровень оплаты населением у них уже сегодня составляет 60 процентов, а в Кемерове эта же цифра составляет 70 процентов. В Красноярске реальная стоимость жилищных услуг населением оплачивается в размере лишь 28 процентов. Получается, что и население не платит, и в бюджете этих денег нет, а жилищно-коммунальное хозяйство с каждым годом ветшает все больше.

Комментируя сложившуюся ситуацию, заместитель главы города, директор департамента городского хозяйства Владимир Чепик провел аналогию: сегодня хозяйка за булку хлеба платит меньше, чем за пользование холодной водой в месяц, а это ванна, унитаз, стирка, мытье посуды, приготовление пищи. А ведь воду нужно подготовить, очистить и подать в квартиру. Не секрет, что во многих высотных домах Свердловского района, на Взлетке жители верхних этажей остаются без воды. Нужны средства на более мощное оборудование. Деньги нужны и на обустройство междворовых проездов, вывоз мусора от домов, иначе город может превратиться в помойку. Хотим мы этого или нет, но плату нужно поднимать, иначе мы просто лишимся этой и других коммунальных услуг. Их просто некем и нечем будет оказывать.

Несмотря на ожидаемое повышение цен на услуги ЖКХ, согласно федеральному стандарту семья не будет платить больше 22 процентов от своего дохода. Правда, это ограничение распространяется только на социальную норму площади, которая составляет 22 квадратных метра для семейных и 33 - для одиноко проживающих людей.

Сегодня департамент городского хозяйства готовит проект по новым тарифам, который будет рассмотрен депутатами городского совета в декабре. Продолжают еще действовать льготы федерального, краевого, городского уровней. Их пока никто не отменял и, скорее всего, для многих категорий они сохранятся и в следующем году. Повышение квартплаты очевидно и неизбежно, но, как сказал на днях глава Красноярска Петр Пимашков, при этом будет сделано все, чтобы защитить малообеспеченное население.

"Не надейтесь, не уеду!".

("Известия-Красноярск", 21.11.02, Дмитрий Голованов)

Бывший кандидат в губернаторы сделал комплимент победившему конкуренту Вчера сразу после заседания очередной сессии Законодательного собрания Красноярского края его председатель Александр Усс провел свою первую после отпуска встречу с журналистами. Вкратце обрисовав итоги прошедшего депутатского форума, на котором обсуждалась проблема сокращения ряда бюджетных статей, Усс ответил на вопросы.

Спикер пояснил, почему в конце года депутаты вынуждены урезать и перекраивать бюджет. По его мнению, вины депутатов в этом нет:

- Мы давно говорили о том, что бюджет нереальный. Однако краевая администрация настаивала на его принятии. Мы принимали бюджет вопреки настоянию исполнительной власти. Если бы мы пошли у них на поводу, сейчас бы ситуация была много хуже.

Как пример, Усс привел недавнее снижение цен на энерготарифы для населения:

- Депутаты несколько лет воевали с РЭК и "Красноярскэнерго". В краевой администрации нашу сторону не принимали, заявляя, что никакой возможности остановить рост цен на электроэнергию нет, не говоря уж о понижении. И вот, пожалуйста, пришла новая администрация, и цены понизились. Так что, от исполнительной власти зависит очень многое.

Этот ненавязчивый комплимент администрации Хлопонина можно расценить, как попытку развеять все слухи о продолжающейся конфронтации между спикером и губернатором.

По поводу повышения цен на жилищно-коммунальные услуги председатель Законодательного собрания сказал, что на такие шаги можно идти при соблюдении двух условий. Во-первых, защитить малообеспеченные слои населения, во-вторых, добиться реального повышения качества услуг в жилищно-коммунальной сфере. Кроме того, Усс сообщил журналистам, что расценивает появление на красноярском рынке авиауслуг "Домодедовских авиалиний" негативно:

- Нам необходимо поддерживать местного товаропроизводителя, то есть "КрасЭйр".

Тот факт, что мы живем в государстве с рыночной экономикой, Усса, похоже, не слишком смущает.

Председатель Законодательного собрания прокомментировал и слухи о своей возможной отставке. Он сообщил, что действительно ездил отдыхать, а не добиваться в Москве какого либо назначения:

- Действительно, в свое время мне предлагалась работа в Конституционном суде и рассматривался вопрос о моем назначении Генеральным прокурором. Эти слухи, гулявшие несколько лет назад, имели под собой место. А сейчас я говорю словами Высоцкого. Друзьям: "Не волнуйтесь, я никуда не уеду". А недоброжелателям: "И не надейтесь".

"Завинчивание гаек при украденных болтах".

("Сегодняшняя газета", 21.11.02, Владимир ЖИЛЕТОВ)

Вчера Законодательное Собрание Красноярского края провело внеочередное заседание, на котором председательствовал вернувшийся из отпуска Александр Усс. На повестке дня парламентариев было всего два вопроса. В первую очередь депутаты рассмотрели законопроект "О бюджете края на 2002 год", а после перешли к системе налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности в регионе.

С докладом о состоянии бюджета нынешнего года перед Заксобранием выступил заместитель губернатора, и.о. начальника Главного финансового управления администрации края Александр Новак. Во многом его речь повторяла информацию, озвученную накануне на заседании постоянной депутатской комиссии по бюджету и финансам. Александр Новак заявил, что исполнение краевого бюджета в этом году планируется на уровне 70 - 75%. В результате, по подсчетам чиновников, дефицит бюджетных средств на конец 2002 года составит 1 миллиард 86 миллионов рублей. Краевая казна получит доходов 4146 миллионов рублей, а необходимые расходы - 5320 миллионов рублей. В связи с этим администрация края разработала корректировку, призванную изыскать "внутренние резервы для финансирования социально значимых статей". В списке первоочередных задач - заработная плата, средства на расчеты с Фондом обязательного медицинского страхования, средства на питание больных, медикаменты, а также деньги на расходы по закону о ветеранах и на расчеты по заключенному соглашению с энергетиками и угольщиками.

Для обеспечения этих обязательств сильно "подкорректированы" три программы. Перераспределяются средства краевого дорожного фонда - около 330 миллионов рублей планируется израсходовать до конца года не на дороги, а на социальные нужды. Аналогичная ситуация со средствами Горно-химического комбината, 80 миллионов рублей от ГХК за хранение отходов ядерного топлива переведут в доходную базу бюджета. Третья основная корректировка - уменьшение перечисления средств Фонду обязательного медицинского страхования на 324,6 миллиона рублей. Новак еще раз подчеркнул, что на первоочередные расходы, которые уже обозначены, не хватает чуть более одного миллиарда рублей. При учете поправок, которые представлены краевыми чиновниками, изыскано порядка 400 миллионов рублей на покрытие дефицита. Кроме того, продолжается работа с Министерством финансов, в пятницу было получено 200 миллионов рублей ссуды от Минфина. Планируется, что до конца года от Минфина поступит еще 238 миллионов рублей безвозмездных перечислений. Особо Новак отметил ситуацию, сложившуюся в связи с ликвидацией дорожного фонда в 2003 году. В этом году, подчеркнул главный финансист края, текущие платежи в фонд поступят, рабочие увольняться не будут, а зарплата будет выдаваться вовремя и в полном объеме.

Как водится, после доклада заместителя губернатора парламентарии начали обсуждение подобного "завинчивания гаек", время от времени забывая, что кое-где все "болты украдены". Раиса Кармазина заявила, что, изучив представленный документ, она увидела, что предлагается списать 4 миллиона рублей, которые были недополучены из-за неплатежей за арендуемые помещения. Депутат предложила выяснить, почему накопилась такая задолженность, а также не были расторгнуты контракты с арендаторами, которые не вносили плату за помещения. В целом же депутаты одобрили предлагаемый законопроект и приняли предложение администрации. Впрочем, и администрация, и парламентарии прекрасно знают, что к бюджету 2002 года они еще вернутся в начале декабря. Под уже законченное исполнение главного финансового документа, независимо от результатов, просто подведут законодательную базу, завершив документооборот.

Покончив с бюджетом, депутаты приступили ко второму чтению законопроекта "О системе налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности в Красноярском крае". Стоит отметить, что после принятия аналогичного закона в 1999 году описанная депутатами деятельность в сферах торговли, общественного питания, автозаправочных станций, автостоянок чуть вовсе не прекратилась на территории региона. Дело в том, что в законе предполагалось, что доходы всевозможные коммерсанты получают невообразимые, а посему и налогов должны платить централизованно и как можно больше. Теперь же решено передать государственные полномочия по установлению размеров этого налога на территории муниципальных образований органам местного самоуправления. Мол, главам районов, при учете особенностей территории, виднее, сколько кто зарабатывает. На том и порешили.

"Цены на продовольствие будут повышаться".

("Сегодняшняя газета", 21.11.02)

В 2003 году красноярцев ожидает повышение цен на продукты питания. Как сообщил директор департамента продовольственных ресурсов, торговли и услуг администрации Красноярска Вячеслав Рычков, по расчетам департамента, розничные цены на продовольствие в красноярских магазинах повысятся на 12-14%. Кроме того, ожидается повышение цен на рынках города. Как сообщил председатель городской ассоциации рынков Владимир Венедиктов, в связи с повышением платы за аренду одного кв. м площади в 1,8 раза (в 2002 году она составила 80 рублей) в 2003 году цены на товары могут повыситься на 40%.

"Миллиардный госдолг".

("Сегодняшняя газета", 21.11.02)

Государственный долг Красноярского края на 1 января 2003 года может достигнуть 7 миллиардов 762 миллионов рублей. Именно на такие параметры рассчитывает ГФУ администрации края. При этом в эту цифру предполагается включить 22 миллиона долларов по гарантийным обязательствам края по кредиту МБРР, направляемым на реконструкцию ЖКХ Красноярска. Между тем Минфин РФ требует включения в госдолг и ряда других гарантий. Речь идет, в частности, о кредитах, выданных государством четырем предприятиям края в 1992-1999 годах. По данным финуправления, речь идет о незначительных суммах, однако от их включения в госдолг зависит помощь Минфина РФ краю в будущем. В целом верхний предел долга края предполагается увеличить на 1,6 млрд. рублей.

"Сложный путь наверх".

("Известия-Красноярск", 21.11.02, Дина ВОРОБЬЕВА)

Вчера состоялось внеочередное заседание постоянной комиссии Законодательного собрания по промышленности, жилищно-коммунальной политике и коммуникационному комплексу под председательством Виктора Зубарева, На заседании рассматривался вопрос о ситуации, сложившейся вокруг красноярской авиации. Перед депутатами выступил генеральный директор авиакомпании "КрасЭйр" Борис Абрамович, который сообщил, что не намерен бороться с "Дамодедовскими авиалиниями". Действительно, вчера самолеты новой компании обслуживались в красноярском аэропорту вовремя. Однако до завершения "небесной" истории еще далеко.

Во вторник в аэропорту "Емельянове" приземлился первый самолет авиакомпании "Домодедове-кие авиалинии". Встретили нового перевозчика, мягко говоря, прохладно. Началось все с того, что трап подали почти через час после прибытия самолета. Потом отменили рейс до Москвы, который должна была выполнять компания "Домодедовские авиалинии", а пассажиров пересадили на самолет "КрасЭйр". Представители московской компании немедленно объявили о своем намерении обратиться в суд по поводу незаконного ареста авиалайнера и вывоза пассажиров. Первый заместитель генерального, директора "Домодедовских авиалиний" Александр Русс также сообщил, что он будет вынужден инициировать процедуру лишения лицензии "КрасЭйр", если руководство авиакомпании не пойдет на контакт.

Во вторник вечером состоялась встреча Александра Русса и Александра Абрамовича, генерального директора авиакомпании "Сиат", брата Бориса Абрамовича, директора "КрасЭйр". Обе стороны заявляют о желании прийти к какому-либо соглашению, но пока заключено только временное перемирие. Главным камнем преткновения официально остается модель самолета "Домодедовских авиалиний". Руководство компании "КрасЭйр" утверждает, что аэропорт не готов принимать ИЛ-96, именно по этой причине не состоялся первый рейс "ДАПа" на красноярской земле. Руководство "Домодедовских авиалиний" уверено, что этот довод не имеет под собой реального основания, и проблема не в технических особенностях аэропорта, а в особом экономическом положении "КрасЭйр".

Последние три года жители края не имели возможности выбора авиаперевозчика, соответственно монополисты могли диктовать цены.

Билет "Домодедовских авиалиний" до Москвы сейчас стоит три тысячи рублей, это специальная цена первой недели, потом стоимость перелета поднимется до четырех тысяч.

Вчера на заседании комиссии ЗС по промышленности, жилищно-коммунальной политике и коммуникационному комплексу Борис Абрамович заявил, что такое снижение цен на билеты авиакомпании "ДАЛ" - это лишь PR-акция, летать же по таким ценам нельзя. Надо отметить, что Борису Абрамовичу удалось заручиться поддержкой депутатов. По словам председателя комиссии Виктора Зубарева, на сегодняшний день на территории края создана транспортная схема, обеспечивающая работу нашей авиации, и вхождение в рынок новых перевозчиков может эту схему разрушить.

"Заговор против диктатуры "государства".

("Городские новости", 21.11.02, Виктор МЕЛЬНИК)

Передел собственности практически закончен. Норильский промрайон принадлежит "Интерроссу" Потанина. Алюминиевая промышленность в лице Дерипаски под контролем у "РусАла". "Красноярскэнерго" - придаток РАО "ЕЭС России", т. е. Чубайса, а уголь перешел под контроль Сибирской угольной энергетической компании (СУЭК) "Байкал-уголь" под руководством Мисевры. Есть, правда, еще одно упущенное звено в сырьевом комплексе края - лес, древесина - тоже валютообразующее направление. Здесь до конца монопольная структура еще не создана, но, учитывая опыт того же Дерипаски по приватизации Братского ЛПК, работа в этом направлении тоже будет вестись...

Хрупкий паритет

На наших глазах и в кратчайшие сроки произошла полная капитализация Красноярского края. Отныне мы живем при капитализме. Теперь бы понять, в качестве кого эта финансово-политическая структура будет соседствовать с долгами по зарплате, дефицитом бюджета, развалом социальной инфраструктуры, драконовской реформой жилищно-коммуналь-ного хозяйства и другими напастями новейшей истории. В качестве сердобольного хозяина или "беспредельщика", обеспокоенного только собственными доходами?

Хорошо, что все фигуры известны, как известны и их привязанности к определенным кланам отечественной элиты. Можно с большой степенью вероятности прогнозировать развитие событий как в политический, так и в экономической жизни региона. Но сейчас даже публично никто из них не демонстрирует дружбу и взаимопонимание. Слишком много еще недосказанного, хотя некий паритет уже просматривается. Учитывая, что у алюмин-щиков с энергетиками постоянные трения по поводу тарифов, не исключен союз последних с норильчанами, как не исключен союз Дерипаски с Мисеврой, тем более что косвенно они в одной шеренге: счета КрАЗа находятся в банке МДМ ("Межрегиональный деловой мир"), и именно в рамках этой промышленной группы создана СУЭК "Байкал-уголь", которую возглавляет Мисевра.

Красноярский губернатор вынужден будет какое-то время противостоять интересам КрАЗа и "Байкал-угля". Уже сегодня желание Мисевры не отгружать уголь энергетикам за их долги бьет по населению, которому Хлопонин обещал на первое время житейс-ко-бытовую стабильность. Встанет ребром вопрос и о льготных тарифах на электроэнергию для "РусАла", придется ужесточать налоговое бремя, ценить каждый рубль, попадающий в краевой бюджет. Хлопонин вынужден будет обострить ситуацию и, если понадобится, прибегнуть к помощи Москвы. У хозяина "Интерросса" Потанина, к которому непосредственное отношение имеет и Хлопонин, неплохая репутация в администрации Путина. Дерипаска же, находясь в родственных отношениях с "семьей" Б. Н., безоговорочного доверия пока не имеет, хотя и старается в последнее время проявить лояльность, участвуя в политической жизни за счет доли в уставных капиталах некоторых СМИ. Поэтому достаточно влиятельный и богатый союзник на территории края ему крайне необходим. С приобретением КУКа таким союзником несомненно становится Мисевра в лице "Байкал-угля", тем более что основной партнер угольщиков - РАО "ЕЭС России" - оценил укрупнение холдинга за счет Красноярской угольной компании неоднозначно. С одной стороны, энергетики считают, что когда у такого крупного сегмента рынка владелец один, с ним легче договориться, легче сбалансировать взаимные интересы. С другой стороны, у них есть опасения, что развивающаяся тенденция приведет к монополизации угольной отрасли и росту цен на твердое топливо. Являясь монополистом в энергетике страны, РАО "ЕЭС" знает, о чем говорит. В общем, энергетики явно насторожились, чем насторожили одновременно и Ми-севру, подтолкнув его к дружескому рукопожатию с Дерипаской.

Будущее "супермаркетов"

С одной стороны, возникающий паритет между финансово-промышленными группами на территории края для Хлопонина выгоден. Лучше мирное противостояние, чем откровенное давление на хозяина "Серого дома". Некоторые местные эксперты даже утверждают; приход Мисевры в край был ускорен и инициирован третьими силами, заинтересованными в системе противовесов и сдерживаний. Такая "система" выгодна только самым высоким эшелонам власти: стабильность в регионах - краеугольный камень политики путинской администрации. Косвенно этот факт подтверждают последние события: руководитель СУЭК "Байкал-уголь" Олег Мисевра избран одним из членов политсовета пропрезидентской партии "Единая Россия".

Но есть в этой ситуации и минусы: "Байкал-уголь" только-только начинает свою деятельность на территории края, как начинает ее и новый губернатор. Олег Мисевра вынужден будет приводить угольный бизнес красноярцев к своим стандартам. Без ломки, противоречий и социальной напряженности не обойтись, что совсем ни к чему, например, Хлопонину. Ситуация на рынке для угольной отрасли пока складывается не совсем благополучно, отсюда и возможные неожиданности для красноярцев.

Итоги прошлого года и начало нынешнего оказались провальными для Красноярской угольной компании. Никто не мог предположить, что весна будет с обильными сверхнормативными осадками и паводком. К этой неожиданности добавилась и теплая зима. Среднегодовая температура оказалась на 9 градусов выше среднестатистических показателей. К тому же правительство в прошлом году жестко контролировало накопление запасов топлива на тепловых станциях. Кое-где энергетики создали даже сверхнормативные запасы. Все готовились к холодной зиме, напуганные энергетическим кризисом зимы предыдущей, а погода внесла свои коррективы.

3В результате станции затоварились. И не только в Красноярском крае. Для всех очевидно: на рынке есть явный переизбыток угля. Этот фактор, судя по всему, будет определяющим в эволюции всего угольного бизнеса в России на ближайшие годы. Таким образом, монополизация угольной отрасли Сибири со стороны "Байкал-угля" выглядит достаточно неожиданной: зачем столько сил и средств вкладывать в отрасль, которая в ближайшие годы не принесет бизнесменам особых дивидендов?

На этот счет у Олега Мисевры есть логичный, но все же лукавый ответ. Он считает, что оптимальная стратегия угольного бизнеса сейчас - создание "угольных супермаркетов", одним из которых, по сути, является "Байкал-уголь". Такая модель, по его мнению, позволит сохранить обороты при снижении рентабельности производства угля, поможет лучше реагировать на конъюнктурные колебания на рынке. Мисевра убежден: "Байкал-уголь" вполне способен выдержать нынешний негативный тренд цены на уголь, даже если цена упадет ниже себестоимости. "Кстати, к этому все и идет - к продаже угля ниже... себестоимости...", - заметил он на одной из деловых встреч.

Ну это уж слишком! Молодая бизнес-поросль сегодня себе в убыток работать не будет. Так что и здесь присутствует лукавство. В чем же его суть?

Кость в горле

Если на начальном этапе в Сибирскую угольную энергетическую компанию "Байкал-уголь" вошли только два предприятия - "Востсибуголь" и "Читауголь", то сегодня холдинг объединяет уже пять угледобывающих компаний, контролирующих около 40 процентов рынка энергетических углей России. От Сахалина до Красноярского края.

Если верить Мисевре, то это последовательная позиция "Байкал-угля" по созданию тех самых "угольных супермаркетов". Приобретение акций КУК на этом фоне выглядит как бы логичным, если бы не одно "но". КУК уже давно для МДМ, лично Мисевры как генерального менеджера "Байкал-угля", был костью в горле. В прошлом году у представителей нового угольного холдинга начались заметные трения с местными администрациями. В частности,администрация Иркутской области даже рассматривала вопрос о лишении Иркутского филиала СУЭК "Байкал-уголь" лицензии на добычу угля на одном из угольных разрезов. Скандал разгорался по тем же причинам, по каким он может разгореться теперь и в Красноярском крае: в сентябре прошлого года официальный трейдер СУЭК ОАО "Росуглесбыт" не смог договориться с приангарскими властями об условиях поставок угля муниципалитетам. Долг городов и районов составлял более 70 млн. рублей. "Росуглесбыт" поставил условие: вернете долг - получите уголь. В ответ главы муниципалитетов заявили: угольщики завышают цены, и им проще покупать уголь у соседей - в Красноярском крае. И действительно, в отместку администрация Иркутской области подала заявку о поставке КУК в 2002 году 1 млн. тонн топлива для своих бюджетных предприятий. Таким образом, если бы не "Байкал-уголь", красноярцы в этом году получили бы солидный заказ от соседей.

По той же причине "Иркутскэнерго" тоже вынуждено было отказаться от половины ранее заявленных объемов, поступающих с разрезов "Востсибугля". Причина та же - завышенная цена. "Иркутскэнерго" обратилось опять же в КУК с просьбой об увеличении объемов поставок канско-ачинского угля: даже с учетом транспортных расходов он был дешевле на 20 процентов топлива "Востсибугля". Так что приобретение КУК со стороны "Байкал-угля" было предопределено, тем более что в тот момент бюджетная ситуация в крае складывалась удручающе, и Александру Лебедю позарез нужны были деньги. Идея "супермаркетов" возникла уже в процессе монополизации угольной отрасли, по ходу нейтрализации опасных конкурентов, к коим относилась и Красноярская угольная компания, а не раньше. Что бы сегодня по этому поводу ни говорил Олег Мисевра, прежде всего ему нужно было ликвидировать именно конкурента и лишь потом вводить его в структуру своего "супермаркета". Однажды это у него непроизвольно вырвалось: "Востсибуголь", Читинская угольная компания и Красноярская угольная компания - это одни и те же угли, и это конкуренты на рынке. Иметь конкурента не очень приятно. Приятнее, если все эти компании твои. Раньше КУК была государственной структурой. Как только стало понятно, что в ближайшее время инвестконкурс будет закончен и акции выйдут в свет, сразу возникла идея покупки...".

"Электрошок для монополии".

("Известия-Красноярск", 21.11.02, Андрей ХОХЛОВ)

Восемь копеек разницы между старой и новой ценой киловатта для населения стали самой знаковой инвестицией исполнительной власти в одну из статей семейного бюджета - после 15 ноября, когда региональная комиссия приняла сенсационное постановление номер 25, мы узнали о первом "правиле игры для финансово-промышленных групп", по выражению губернатора Хлопонина. В связи с этим, интересно: почему губернаторская команда пошла на этот, явно политико-экономический шаг?

Популизм? Но лимит "народных обещаний" Александр Хлопонин исчерпал еще до первого тура выборов. Демонстрация всемогущему ведомству Чубайса того, кто хозяин в территориальном доме? Это ближе к истине, тем более что сразу после инаугурации некоторые аналитики поспешили заявить - Хлопонин есть большой друг главного при-ватизатора и еще министра финансов. Если что, может любую конкурирующую монополию и без денег оставить.

Однако "большой друг" подложил энергетикам совершенно удивительное постановление, получив которое, в электрическом ОАО руками развели. Ничего подобного они не ожидали: руководитель пи-ара "Красноярскэнерго" Олег Кобелев сразу же отказался официально комментировать документ №25, а не для протокола сказал раздраженно: '"Какой тут, на хрен, комментарий!". Дальнейшие политические консультации "Известий-Красноярск" в акционерном обществе генерального директора Михаила Кузичева привели к еще более удивительным вещам. Оказалось, что РЭК понизила тарифы на 15 процентов без каких бы то ни было переговоров как с Михаилом Васильевичем, так и в высоких коридорах РАО "ЕЭС России". Вот этот факт - абсолютно новое явление в общественной жизни Красноярского края! Дело-то в том, что губернатор, которого считают ставленником крупной ФПГ, разделил интересы этой самой группы и интересы государственные. Причем сделал это с кавалерийской лихостью, тем самым, опровергнув многолетнюю бюрократическую традицию "согласовывать", "выходить на уровень" и т.п.

Ничего подобного ни при коммунистах, ни при еще более иерархичном корпоративном стиле управления не было.

Однако, в отношении других монополий - "Русского алюминия", МДМ, "Альфы" - губернаторская команда не может действовать сгоряча. Интересы края, "Норникеля", алюминиевых, угольных и финансовых магнатов переплетены настолько тесно, что распутывать налого-тарифные сети предстоит отнюдь не с помощью переговоров, в дело о "заниженном" тарифе для КрАЗа могут включиться суды, банкротство предприятий попадет под прицел новой структуры краевой администрации. Кроме того, многие топ-менеджеры с ужасом ждут прибытия аудиторов Счетной палаты. Вот что несет с собой новый "северный" стиль губернаторства. Но чтобы раскачать махину прежней системы, был нужен эффектный психологический шок двойного действия: для монополистов и для народа. И те, и другие оценили его по достоинству - эмоциональнее некуда.