Насколько распространен СПИД на территории стран бывшего Советского Союза и как с ним борются в Киргизии корреспонденту ИА REGNUM рассказал заслуженный врач Киргизии, эпидемиолог с 50-летним стажем, генеральный директор Республиканского объединения "СПИД" Борис Шапиро.

ИА REGNUM: Как вы оцените заболеваемость СПИДом на территории СНГ и Центральной Азии, в частности?

В целом, по данным ВОЗ (Всемирной Организации Здравоохранения - прим. ИА REGNUM), в последние годы эпицентр развития эпидемии ВИЧ/СПИД сместился в страны Центральной Азии и Восточной Европы. Наиболее пострадавшими являются Россия, Украина, Прибалтика, Казахстан.

В Центральной Азии больше всего пострадал Казахстан. Казахские друзья сначала были совсем открытые, но сейчас этаким флером данные полуприкрыли. По официальным данным у них 7,5 тысяч, однако они долго скрывали информацию. Узбекские братья тоже долго молчали, но шило в мешке не утаишь. Сейчас они показывают цифру в 6,5 тысяч пострадавших. Таджикистан заявляет о 100 инфицированных, однако цифры эти считать достоверными нельзя, поскольку официальные власти всю территорию страны не контролируют, а следовательно, ситуацией не владеют. Самое лучшее положение, конечно, у Туркменбаши. Все туркмены читают "Рухнама", а те, кто ее читают - никогда не заболевают. Сам же Туркменбаши еще не решил, есть у него в стране СПИД или нет.

Среди стран ЦА самое лучшее положение у нас в Киргизии. Говоря о странах бывшего СССР, самое тяжелое положение в Эстонии. В ней на 1,4 миллиона населения 5 700 инфицированных и больных СПИДом. В Киргизии ситуация такова: эпицентр заболевания находится у нас на юге, особенно мегаполис - Ош и Карасуйский район вокруг него. 300 тысяч человек, знаменитый базар. Этот конгломерат и дает нам основные проблемы. В столице Киргизии - Бишкеке - 157 ВИЧ-инфицированных, в том числе 14 больных СПИДом; в городе Ош - 301 человек ВИЧ-инфицирован, в Чуйской области - 156 человек, в Иссык-Кульской - 8, в Баткенской - 13, Джалал-Абадской - 95, Нарынской - 2, Таласской - 0.

ИА REGNUM: Насколько точны официальные и неофициальные цифры, характеризующие количество заболевших людей?

Цифры при СПИДе - относительная вещь. Это лишь то, что мы выявили. А вот то, что на самом деле есть - кто увеличивает цифры в 10 раз, а кто - в 4 - все зависит от степени развитости фантазии. К примеру, иностранцы проводили оценку и насчитали у нас порядка 80-100 тысяч наркоманов, и это притом, что на официальном учете у нас стоит 7,5 тысяч наркоманов, из них инъекционных - 6 тысяч. Цифры - это, в основном, архитекурно-биологический показатель, когда берешь с потолка и высасываешь из пальца. Вот, к примеру, возьмем родную для меня Россию, где этой проблемой занимается мой друг и коллега Геннадий Онищенко. По его оценкам, в РФ находится 300 тысяч ВИЧ-инфицированных, а глава Федерального центра по контролю за ВИЧ, профессор Вадим Покровский считает, что в России около миллиона больных.

ИА REGNUM: А в Средней Азии?

Относительно Киргизии могу сказать следующее. Нам кажется, что у нас дела относительно неплохие, хотя появление этих дел уже само по себе говорит о плохом. У нас в республике ВИЧ-инфицировано 978 человек, в том числе и граждане других стран, находящиеся на нашей территории. Киргизских граждан - 879, 710 из них мужчины, 169 - женщины. СПИДом из 978 страдают 69 человек. Следует отметить, что когда человек еще ВИЧ-инфицирован, он является носителем вируса, но еще не болен: стадия СПИДа - это проявления болезни.

Наше самое главное несчастье - наркоманы, 80% больных ВИЧ и СПИДом - инъекционные наркоманы. По результатам, полученным Региональным представительством управления ООН по наркотикам и преступности в Центральной Азии, сейчас в Киргизии насчитывается около 100 тысяч наркоманов. Не считая обычных причин, наркоманов у нас в республике много еще и потому, что в Бишкеке есть знаменитый центр Женишбека Назаралиева, который на весь мир славится своими успехами в борьбе с накрозависимостью: вот они к нам лечиться и едут. Хоть они и едут в Киргизию со справками и сертификатами о том, что СПИДом не больны, я, как и положено советскому человеку, в сертификаты не верю, поскольку знаю, что они ничего не стоят - цена им грош в базарный день. Поэтому я их перепроверяю и довольно много выявляю.

ИА REGNUM: Что вы делаете, если среди приезжих обнаруживаете человека, инфицированного ВИЧ?

Мы ему советуем покинуть страну. Обычно они прислушиваются к нашим советам. Раньше у нас по закону была возможна депортация, теперь же, после принятия более демократичного закона в прошлом году, мы этого сделать не можем. Теперь, по оценкам экспертов, у нас самый демократичный закон в СНГ.

ИА REGNUM: Насколько точны анализы по определению, инфицирован ли человек вирусом иммунодефицита?

То, что вы инфицированы, мы сможем вам сказать спустя лишь 1,5 -2 месяца, и даже если человек получил сообщение, что он не болен, это означает, что заболевание мы не выявили. Мы работаем на российских тест-системах. Прямо скажу: российские тест-системы на прядок менее чувствительны, чем заграничные, но нам не позволяет бюджет покупать заграничные. Почему мы поздно определяем: если человек заразился, организм в ответ на присутствие вируса выделяет антитела, мы улавливаем антитела, на весь этот процесс уходит около 1,5 месяца. Хорошо, что нам помогает Глобальный Фонд - на их деньги мы покупаем оборудование - лабораторию ПЦР, с помощью которой мы можем определять не антитела, а сам вирус. Это дорогая штука, применять широко не можем.

ИА REGNUM: Согласно статистике, число ВИЧ- инфицированных с каждым годом становится все больше. Что это означает - вы плохо работаете или этот процесс нельзя остановить?

Нарастание количества официально зарегистрированных больных еще не говорит о росте количества заболевших. Чем больше выявляешь - тем хуже ты работаешь. Мы делаем это лабораторно: никто не возьмется на глаз диагноз ставить.

ИА REGNUM: Как можно оценить реальный результат работы?

У нас есть свои индексы. Кроме того, мы можем проверить это на практике: к примеру, мы пошли, сделали соцопрос и выяснили, что на этот раз больше людей знают, что такое СПИД и как не заразиться. Это и есть показатель нашей работы.

ИА REGNUM: Откуда у вашего Фонда средства на реализацию программ?

В 1994 году нам помог ПРООН, дав 500 тысяч долларов. Дал с расчетом на 2 года работы, нам этих денег хватило на 4,5 года. Я никому денег не давал, первым делом исключил международных экспертов. Эксперты - дело слишком дорогое. Я эпидемиолог с 50-летним стажем и здесь проползал каждый кишлак, 20 лет был главным врачом санэпидемстанции, каждый кишлак знаю, и кто-то приедет и будет меня учить, что делать? После этого нам помог Фонд Народонаселения, дал около 300 тысяч долларов. И последние успехи - грант Глобального Фонда в размере более 17 миллионов долларов и грант Немецкого Банка Реконструкции и Развития - 7,5 миллионов долларов.

ИА REGNUM: Как вы прокомментируете высказывания некоторых ученых о том, что СПИДа, как болезни, вообще нет?

Это лишь ложь, мистификация, созданная для получения денег. Если бы только врачи и ученые так говорили: два года назад в Южной Африке один из президентов заявил, что такой болезни вообще нет. Конечно, кто-то делает на всем этом бизнес, вне всякого сомнения. Есть некоторые нюансы: никто не знает, откуда СПИД появился, однако мы видим зримые результаты, в Африке, некоторые из стран, находящихся ниже пустыни Сахара, вымирают, это как раз те, которые с распространением СПИДа даже не пытаются бороться.

ИА REGNUM: Что самое важно в борьбе с ВИЧ?

По-моему, самое важное - это информирование людей. Мы стараемся продвигать идеи просвещения. Сейчас, в преддверии нового учебного года, я предлагаю активизировать сексуальное просвещение среди школьников. Если мы не начнем учить детей с раннего возраста тому, как уберечься от СПИДа и прочих болезней, мы ничего не добьемся. Однажды меня вызвали на отчет в парламент и один из депутатов меня спросил: "Вы что, хотите киргизов научить сексу?". Я ответил: "Судя по темпам прироста населения, киргизы вполне обходятся без моей науки, а вот научить их безопасному сексу - это моя задача". Вот это я и пытаюсь сделать.

Борис Моисеевич Шапиро - 1930 г.р. Врач-эпидемиолог, генеральный директор Республиканского объединения "СПИД", заслуженный врач Киргизии. 10 лет проработал главным врачом Республиканской санитарно-эпидемиологической станции, с 1984 по 1994 год - первый заместитель министра здравоохранения КР. Председатель правления общества еврейской культуры "Менора". Почетный гражданин города Бишкек, награжден несколькими почетными грамотами и наградами СССР, Киргизской Республики, медалью "Данк" и орденом "Данакер".