Лесное варварство (Правда Севера)

С детских лет запомнилось, как по весне наша беззаботная речушка Содонга превращалась в труженицу и несла своими водами тысячи бревен. Сплав длился не больше двух недель и завершался всегда одинаково: приходом караванки (большой плот, на котором постоянно горел костер, где варили сплавщикам еду и торговали небывалыми для деревни того времени продуктами). А чуть впереди караванки по обеим сторонам реки пробирались с баграми десятки сплавщиков, зачищавшие берега и прибрежные кусты от застрявших бревен, возвращая их обратно в реку.

"Аварийной древесиной" называли такие не в меру разгулявшиеся на речном просторе, а потом обсохшие бревна. Когда сил у сплавщиков не хватало, на помощь поднимали соседей-колхозников, но старались, чтоб ни одно дерево не осталось гнить на суше.

Аварийная ситуация со сплавом из-за малой воды нынешней весной захлестнула почти всю область. Увязанный в плоты лес так и остался лежать (за редким исключением) на зимних плотбищах. Казалось бы, в такой ситуации все силы область должна бросить на освоение аварийной древесины, без которой могут остановиться лесозаводы, останутся без работы тысячи людей, а бюджет "пустит пузыри" из-за не поступивших налоговых отчислений.

Слов нет, акционеры-лесозаготовители в меру своих силенок по воде в баржах и автотранспортом стараются отправить древесину потребителям лето проходит, и становится ясно, что в эту зиму прибрежные поселки и деревни будут до крыш завалены дровами, в которые превратится сегодняшняя пока еще деловая древесина. Не бьет во все колокола МЧС, разводит руками власть (коль акционеры, то и выпутывайтесь, мол, сами), о ходе "спасательных" работ молчат газеты и телевидение.

В конце июня вблизи поселка Двинского шквалом поломало и вывалило сотни стволов ели и сосны. Возле самой автодороги вот уже два месяца мозолит глаза этот ветровой "лесоповал". Пока нет дождей, не закрыты дороги, казалось бы, нужно сделать все, чтоб этот лес (опять аварийный!) освоить и пустить в дело.

Но заметного шевеления что-то не видно и здесь, зато всего в десяти километрах по той же дороге в это же самое время бригада лесозаготовителей бодро стала вырубать участок леса по берегу ручья Пелгасово. Но только зачем еще лес губить, если поваленный (в реке в плотах, в лесных завалах) освоить не можем?

Мало того, что лес рубится в водоохранной зоне(или таких уже ныне не существует?), так еще вырубаемый ныне участок находится под самым боком корниловских поселений, местный люд которых прежде берег родной лес от вырубки из-за грибных и ягодных мест.

Несомненно, что кто-то от проданной древесины купит себе новую иномарку, построит просторный коттедж и не услышит, женщины поселка Сплавной, семьи которых этот лес каждое лето своими ягодами и грибами кормил и буквально спасал от безденежья. Ну почему, почему наша сегодняшняя власть не видит, что сельское безработное население пока еще не вымерло только благодаря окрестным лесам?

Ведь от срубленных стволов, вывезенных и проданных бревен выгоду получают единицы, а из-за уничтоженных ягодников страдают тысячи людей. Не пора ли нашей законодательной власти хотя бы в радиусе пяти километров от населенных пунктов запретить рубку леса кому бы то ни было, а лесхозам прекратить вблизи деревень порочную практику рубок ухода (прозванных в народе "рубками дохода").

Стоном стонет от лесного варварства все сельское население области, а законодатели и исполнители (от бессилия или нежелания?) и не слышат этого, и не видят. Кстати, на вчерашний день чернику в поселке Сплавной принимали по 40 рублей за килограмм. Без какого - либо напряга семья из трех человек может на ягодах заработать около тысячи рублей в день. Для многих людей это - единственный в году заработок, особенно необходимый перед отправкой детей на учебу.

В тревожном ожидании зимы (Правда Северо-Запада)

Застыла область, не готовая к ней наполовину.

Растем потихоньку.

"За последние две недели темпы подготовки к зиме в районах Архангельской области значительно возросли", - бодро рапортовали на прошлой неделе губернские СМИ. Действительно, показатель готовности области к зиме наконец-то сдвинулся с мёртвой точки: так, у жилфонда он подрос с 30 до 48%, количество готовых к зиме котельных выросло с 22 до 39%, тепловых сетей - с 29 до 56%.

Область: "Почти готовы".

В Мезенском районе к зиме готовы 40 из 43 котельных (в ближайшее время из Архангельска завезут два новых котла); каменный уголь есть пока только для посёлка Каменка, судно с топливом для остальных населённых пунктов уже на подходе к Мезени. "Если надо, затопим хоть сейчас! Но все же будем надеяться, что зима не будет очень холодной", - отметили в администрации Мезенского района.

В Каргополье жилфонд и канализация готовы наполовину, из 24 котельных зиму переживут 17.

Водозаборы к зиме готовы, степень готовности теплосетей - порядка 80%.

"Район к зиме будет готов - во многом благодаря недавней реконструкции котельных и теплосетей; запасы топлива также созданы", - заявила начальник отдела экономики и планирования Каргопольского района Антонина Широких.

Пинежье, по заявлению районных властей, "готовится к зиме по плану, срывов не предвидится; топлива хватит пока до середины декабря". Осенью район погасит 570 тысяч долга. Многострадальный посёлок Ясный в этом году, похоже, не замёрзнет: "Долгов нет, необходимые договоры заключены", - заверили нас в администрации района.

Опасений нет, если не считать Архангельск.

С долгами поставщикам полностью рассчитались Онежский и Приморский районы. По сообщениям пресс-службы обладминистрации, на сегодняшний день у глав муниципальных образований нет опасений по поводу "вхождения в зиму". Исключение - Архангельск, значительно отстающий по всем показателям (неделю назад областной центр не был готов к зиме и на десять процентов). Таким образом, столица Севера по-прежнему находится в подвешенном состоянии, несмотря на бравурные реляции мэрии города ("Объекты энергетического хозяйства Архангельска готовы к зиме на 50 процентов" орфография первоисточника - пресс-службы АрхМэрии - сохранена). Интересно, как это Архангельск успел догнать и чуть ли не перегнать всю область за считанные дни? Ведь совсем недавно губернатор Киселев говорил, что областной центр готов к зиме очень плохо, почти никак. А до начала отопительного сезона остался ровно месяц. По планам подготовки Архангельска к зиме, город должен быть сейчас готов процентов на 70. По официальным данным, которые чиновники бравурно докладывают на разных совещаниях, эта цифра составляет около 40%. Намедни один выше среднего звена чиновник областной администрации по секрету шепнул нашему корреспонденту: "Дело - труба. Город готов максимум на 15 процентов. Проблемы с ремонтом систем отопления, заготовкой топлива для котельных и ТЭЦ. Буквально на днях, помяни моё слово, начнут масштабное наступление на должников. Дескать, это они - редиски - ввергают город в зимний крах. На самом деле, по слухам, деньги были, да куда только их ни потратили!.." Правда это или нет, сами понимаете, нам выяснить не удалось. Кто ж в мэрии Архангельска сознается, что город обречён мёрзнуть предстоящей зимой. Но и умолчать о предупреждении чиновника мы не имеем права. В этой ситуации срабатывает пословица: "Предупреждён - значит вооружён". В общем, готовьте обогреватели и валенки ещё летом, пока тепло.

С улиц города - в приют (Нарьяна вындер)

Проблема бродячих собак для многих российских городов актуальна. Нарьян-Мар - пока не исключение. И у нас, особенно весной, можно наблюдать агрессивные стаи псов, которые то и дело норовят наброситься на детей и взрослых.

К сожалению, и нападают, и кусают. И положение не изменится, пока не поймем всю меру ответственности за тех, кого приручили - ведь у большинства из них когда-то были хозяева, которые по каким-то причинам отказались от "братьев меньших".

Случается, берет семья на забаву щенка, а потом, когда тот подрастает, увозят бедолагу подальше от дома. Авось, кто пригреет. Подбирают таких редко, а вот потомство у бродячих собак стабильно появляется, потому и ряды скитающихся животных пополняются.

Вечно голодные, окончательно озверевшие бесхозные псы постепенно становятся серьезной угрозой для окружающих. Хотя бы потому, что прививки от бешенства и других болезней им никто не делает. И укус их весьма опасен. Сколько было случаев, когда после встречи с четвероногими "друзьями" людям приходилось обращаться за экстренной медицинской помощью!

Только за шесть месяцев этого года на заседании городской административной комиссии было рассмотрено 23 протокола о нарушении нарьянмарцами правил содержания домашних животных, по 21 протоколу вынесены штрафные санкции.

По результатам мониторинга, число бродячих собак на нарьянмарских улицах на протяжении нескольких последних лет оставалось практически неизменным и зашкаливало за тысячу. Время от времени на "шариков" устраивали облавы, но потом все опять возвращалось на круги своя. Возможно, и потому, что не знали, как с дворнягами поступить: поголовно всех отстреливать рука не поднималась, а пристроить их было некуда.

Между тем, общественность уже не просто говорила, а взывала к властям... Правда, мнения высказывались самые полярные. Одни в запале настаивали на применении эвтаназии (усыпление), мол, только вред от этих разносчиков инфекции. Другие горячо доказывали, что это негуманно: разве виновато беззащитное существо в своей бездомности. Третьи предлагали вылавливать бесхозных собак, стерилизовать, делать прививки от бешенства и возвращать на улицу.

...Вопрос о приюте для бездомных животных тоже неоднократно задавался. Только денег на его строительство из бюджета выкроить никак не могли - до тех пор, пока не нашлись энтузиасты.

Не секрет, что система приютов для животных в нашей стране пока не развита. Хотя во многих российских городах их пытаются создать, справедливо полагая, что это позволит разрешить "собачьи проблемы".

Коренной нарьянмарец Сергей Николевич Шевелев решился сделать этот шаг первым - у нас в Нарьян-Маре. Изучил опыт других регионов, зарегистрировал региональный общественный фонд "Экозащита" - и вместе со своими единомышленниками обустроил такой приют в микрорайоне Совхоза.

Становление было непростым. Но помощь пришла - со стороны добровольцев, понимающих, какую важную проблему решает Шевелев.

- У каждого животного должны быть хозяева. И тогда они не будут представлять угрозу для общества, - считает одна из создателей "Экозащиты" Варвара Михайловна Бобкова.

Сегодня в вольерах живет до 50 брошенных хозяевами собак и кошек. И уже входит в практику, что именно сюда, уезжая в отпуск, привозят своих домашних питомцев горожане.

Корм для животных (отходы) по договоренности поставляет окружная больница. Ветеринарный осмотр, прививки четвероногим постояльцам - забота самого Сергея Шевелева. Ухаживать за животными приходят помогать опять же добровольцы.

В общем, приют создан, но не за счет собственной прибыли, а благодаря доходам от автосервиса, который неподалеку открыли Сергей и его товарищи. А если честно, он существует благодаря энтузиазму создавших его людей. Но о дальнейшем развитии питомника, о строительстве новых вольеров, организации планового отлова бродячих животных, да и о зарплате рабочим -пока не мечталось. До недавнего времени.

- Проблема бродячих собак -одна из вопиющих для города, -сказал Леонид Иванович Саблин. -И Сергей Шевелев на деле пытается ее решить. Практически самостоятельно. А значит, необходимо объединить наши усилия.

После обсуждения по поручению главы города две заинтересованные стороны - МУП "Комбинат по благоустройству и бытовому обслуживанию" и Ненецкий региональный общественный фонд "Экозащита" - заключили договор, благодаря которому проблема с бесхозными собаками у нас в городе будет решаться оперативнее, а "Экозащита" сможет заработать деньги на дальнейшую жизнь приюта и содержание животных.