Денежно-кредитную и валютную политику Армении осуществляет Центральный Банк республики. Главная цель Центрального Банка Армении - обеспечение стабильности цен, которая закреплена законом. Вмешательство Центрального Банка на валютном рынке осуществляется исходя из задач денежно-кредитной политики.

С 1994 года регулирование денежных агрегатов было принято в качестве метода денежно-кредитного регулирования. В течение 1998-2004гг. средний ежегодный рост цен в Армении составил 2.4%. Однако, в последние годы возникли сложности в вопросе управления денежной массой. Структурные изменения банковской системы Армении, высокие темпы объемов кредитования, уменьшение уровня долларизации в условиях продолжающегося повышения курса драма, высокие темпы получаемых трансфертов из заграницы существенно повлияли на поведение денежного спроса, сделав его часто изменяемым и нестабильным. В частности, в течение 2005 года в услових притока больших объемов инвалюты, курс драма демонстрировал стабильный рост, который привел к резкому росту спроса на нацвалюту.

Вместо регулирования денежных агрегатов, с целью обеспечения стабильности цен, с 1 января 2006 года была принята стратегия регулирования роста цен. Если промежуточной целью действующей до этой стратегии было регулирование денежной массы, то теперь в качестве промежуточной цели выступает уровень прогнозируемого роста цен, а в качестве операционной цели - процентная ставка репо. Основная трудность для полноценного принятия стратегии регулирования роста цен в Армении - это малоразвитый финансовый рынок. Активы коммерческих банков составляют всего 20% ВВП, банки обладают ограниченными финансовыми инструментами, а дериватные инструменты практически не используются.

До 2003 года курс драма имел тенденции обесценивания. С конца 2003г. в экономике Армении наблюдались тенденции повышения курса драма, что стало результатом определенных развитий во внутренней (рост внутренней производительности, приток финансовых средств) и мировой (обесценивание доллара на мировых рынках) экономике. Однако, регулирование курса валюты никогда не было целью денежно-кредитной политики Центрального Банка. Центральный Банк Армении с 1996 года проводит политику свободно плавающего курса. На основе сформированных курсов на рынке валюты Центральный Банк устанавливает официальный (расчетный) курс драма по отношению инвалюты. В основе расчета официального курса лежат процентные ставки кредитов, предоставляемых коммерческими банками в драмах и в инвалюте, и процентные ставки привлеченных депозитов в драмах и в инвалюте. Расчеты осуществляются по средневзвешенному принципу.

По выбору этого режима Центральный Банк имеет свое объяснение, согласно которому неодназначным является вопрос о том, какую инвалюту можно принять базовой для закрепления курса армянского драма. Логическим ответом с первого взгляда может стать доллар США. Однако это не так. Несмотря на то, что большая часть финансовых притоков (частные трансферты) приходится на доллар США, главные торговые партнеры Армении - это страны Евросоюза и Россия, причем свободное движение рабочей силы и капитала существует только с Россией. В случае закрепления драма к доллару США экономика может понести большие потери, если вдруг курс доллара повысится по отношению к евро или рублю. Такая ситуация может привести к повышению курса драма, к потере конкурентоспособности и к возникновению кризисных явлений. Курс валюты невозможно закрепить также к евро и рублю. Закрепление к рублю создаст проблемы, так как Армения и Россия подвергаются ассиметричным шокам. Например, рост цен нефти может привести к подорожанию рубля. Если армянский драм будет закреплен к нему, курс драма также существенно повысится, и Армения потеряет свою конкурентоспособность на мировом рынке, или отрицательные явления (высокий рост цен или экономический спад в результате снижения цен нефти), происходящие в России с точностью перенесутся в Армению.

Одной из основных объяснений Центрального Банка касается финансовых притоков. Для такой небольшой и открытой страны, какой является Армения, ограничение финансовых притоков (прямые инвестиции или трансферты) равнозначно отказу от долгосрочного развития. Поэтому, в условиях финансовых притоков Центральный Банк отдает предпочтение поддержанию стабильности цен. Во первых, цены в социальном плане являются более важным показателем, и во вторых, мировая практика показывает, что для развития экономики стабильность цен более важна, чем стабильность валютного курса.

Что произойдет, если Центральный Банк Армении не позволит повышения курса драма и весь инвалютный приток обменяет на драм? Рост денежной массы отразится на всю экономику, приводя к существенному росту цен. Единственным инструментом Центрального Банка останется удержание денежной массы, что отрицательно сказывается на экономике, ведет к подорожанию кредитных средств. Свободно плавающий курс валюты дает возможность не прибегать к таким мерам и самопроизвольно смягчает рост цен, так как рост валютного курса относительно удешевляет импорт, и добавочный спрос удовлетворяется импортируемыми товарами.

Вероятные риски в процессе обеспечения програмного показателя роста цен

В основе денежно-кредитной программы Центрального Банка поставлена задача - достигнуть максимум 3%-го показателя общего роста цен по состоянию на конец 2006 года. Существенными рисками превышения этого показателя являются:

1. Вероятное снижение роста темпов сельскохозяйственной продукции.

2. Более высокий рост зарплат от предусмотренных показателей. Вероятность такого роста обусловлена снижением уровня безработицы параллельно с высоким экономическим ростом, а также опережающим ростом спроса на высококвалифицированную рабочую силу.

3. Высокий рост мировых цен сырьевых товаров от предусмотренных показателей, в частности нефтепродуктов и металлов. Это в основном обусловлено вероятным обесцениванием американского доллара и обострением геополитической ситуации.

4. Вероятный рост импортируемого зерна, связанный с ожиданием снижения урожая в России и на Украине.

5. Более высокий рост от предусмотренных показателей в секторах строительства и услуг.

Кроме названных причин до конца года на рост цен будут влиять ожидаемые большие бюджетные расходы, что проявится уже в первом полугодии 2007 года. Формированию высоких цен способствует также увеличение тарифов в системе водоснабжения с 1 июля 2006 года.

По решению председателя Центрального Банка расчетная ставка банковского процента с 1 августа 2006 года установлена 15% в год.

Совет Центрального Банка на заседании 31 июля 2006г. на 0.25 процентных пунктов повысил процентную ставку репо, установив его на уровне 4.25%:

В условиях сохранения нынешних перспектив экономического развития и проявления названных рисков, не исключено, что в ближайшие месяцы процентные ставки снова скорректируются.

Обменный курс, экспортеры и импортеры

Естественно, что при повышении курса драма экспорт становится менее, а импорт - более прибыльным. Центральный Банк Армении в рамках денежно-кредитной политики никогда не преследовал политику прямого поощрения экспортеров или импортеров. Для достижения цели внешней сбалансированности, Центральный Банк в качестве инструмента валютного регулирования основывается на плавающем курсе драма. Как уже было отмечено, Центральный Банк Армении осуществляет денежно-кредитную политику, цель которой - обеспечение стабильности внутренних цен. Предполагается, что такая политика должна свести к минимуму риски, связанные с масштабным притоком капитала и одновременно способствовать более эффективному распределению выгод, полученных от внешней торговли.

Фактически, эта политика может повлиять на армянских экспортеров косвенными методами: только через управление внутренних цен (удержание роста цен и обеспечение низкого уровня внутренних цен), что при других равных условиях приведет к обесцениванию национальной валюты, следовательно, и к поощрению экспорта. При повышении курса драма армянские экспортеры несут потери в следствие обмена инвалютных доходов на национальную валюту. Однако те экспортеры, которые одновременно являются потребителями импортируемой продукции (сырье, машины, оборудование), выигрывают за счет низких цен импортируемых товаров.

В настоящее время нет серьезных причин утверждать, что эта политика исчерпала себя. Следует отметить, что темпы роста экспорта после 2003 г., когда курс национальной валюты начал проявлять тенденции роста (эти тенденции продолжаются до сих пор), продолжают превышать аналогичный показатель импорта. Так, по итогам 2004 г., без учета товарной группы ''бриллиант и драгоценные камни'', экспорт вырос на 24.1%, а импорт - на 13.1%. По сравнению с 2004г. в 2005 г. объемы экспорта и импорта выросли соответственно на 31.5% и 30.9%. В течение периода январь-июнь 2006 г., по сравнению с аналогичным периодом 2005г., объем экспорта снизился на 0.6%, а объем импорта вырос на 19.9%. Без учета товарной группы ''бриллиант и драгоценные камни'' объем экспорта вырос на 9.6%, а объем импорта 33%. Замедление темпов роста экспорта в таком краткосрочном периоде еще не может свидетельствовать о неконкурентоспособности армянских экспортеров. На темпы роста экспорта имели также отрицательное влияние большие притоки частных трансфертов.

С другой стороны, за счет повышения курса драма в последние годы удалось сохранить на внутреннем рынке относительно низкие цены на топливо. Так, мировые цены на нефть по сравнению с декабрем 2003 г. в 2005 г. выросли почти в два раза, тогда как на внутреннем рынке Армении цены на бензин за этот период выросли всего на 11.4%. По данным национальной статистической службы Армении в течение семи месяцев 2006 г. по сравнению с 2005 г. цены на топливо на внутреннем рынке Армении демонстрировали следующие тенденции: январь - 102.0%, февраль - 101.9%, март - 101.8%, апрель - 101.3%, май - 100.1%, июнь - 99.8%, июль - 98.8%.

В нижеприведенной таблице представлены индексы потребительских цен в Армении (по укрупненным 10 группам). Данные опубликованы на сайте национальной статистической службы Армении

Название товарной группы
2006
2005
январь
февраль
март
апрель
май
июнь
июль
Индекс потребительских цен
100.0
102.6
102.8
102.9
103.2
105.7
104.4
103.7
  2.5
0.2
0.1
0.3
2.4
-1.2
-0.7 *)
В том числе:
        
Продовольственные товары
100.0
104.3
104.3
104.5
104.5
109.3
106.7
103.5
  5.1
-0.1
0.2
0.0
4.6
-2.4
-2.9
напитки, табак
100.0
100.3
100.3
100.3
100.3
100.3
100.3
100.4
  0.1
0.0
0.0
0.0
0.0
0.0
0.0
одежда и обувь
100.0
100.9
100.9
101.2
102.0
101.9
102.0
102.1
  0.3
0.0
0.3
0.7
0.0
0.1
0.1
плата за квартиру, топливо, электроэнергия
100.0
100.7
100.7
100.8
101.9
102.4
102.1
103.8
  0.0
0.0
0.1
1.1
0.5
-0.3
1.7
товары для домашнего использования
100.0
101.2
101.3
102.2
104.3
104.4
105.1
104.9
  0.1
0.1
0.8
2.0
0.2
0.6
-0.2
медпомощь и лекарства
100.0
100.2
100.3
100.0
100.0
100.3
100.1
105.5
  0.2
0.1
-0.3
0.0
0.0
0.0
5.4
транспорт и связь
100.0
99.9
102.9
102.3
103.3
105.4
105.2
106.0
  -0.7
2.9
-0.5
0.9
2.0
-0.1
0.8
товары искусства и услуги
100.0
104.8
104.5
104.7
104.7
103.9
103.6
103.5
  0.3
-0.3
0.2
0.1
-0.8
-0.2
-0.2
другие товары и услуги
100.0
101.2
101.5
101.7
101.9
102.2
102.4
102.7
  0.7
0.3
0.2
0.2
0.2
0.3
0.3

Если было бы возможно с точностью спрогнозировать обменный курс евро/доллар, российский рубль/доллар, соответствующие обменные курсы других стран-партнеров, то возможно будет и с точностью спрогнозировать обменный курс драм/доллар. Но так как это практически невозможно, прогнозирование поведения обменного курса драма также остается труднорешимой задачей.