Новая формула Кремля - ОДКБ "для войны", ЕврАзЭС для экономики: интервью Ивана Данилина
ИА REGNUM: Г-н Данилин, накануне, 15 августа в Сочи открылся неформальный саммит
Это действительно важное событие. В отличие от июльской встречи глав стран-членов СНГ, в Сочи приехали все главы государств-членов ЕврАзЭС (Россия, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Таджикистан и Узбекистан) и высокопоставленные представители стран-наблюдателей (Украина, Армения и Молдавия). В повестку саммита включены принципиальные вопросы, решение которых может повлечь значительные политические последствия.
Вряд ли можно считать оправданным мнение, что целью саммита в Сочи является "отвод" стран СНГ от США, или же рассматривать форум в качестве "асимметричного ответа" Вашингтону на провал переговоров по
Ведь изначально, в 2003-2004 годах, для двух основных направлений интеграции были избраны
ИА REGNUM: В чем же состоят реальные преимущества ЕврАзЭС и какие не риторические проблемы может решить данный интеграционный формат?
Несмотря на целый ряд неудобств - прежде всего, большой разрыв в уровне экономического развития между различными странами-членами организации - ЕврАзЭС действительно оказалась во многом более удобной за счет охвата большего числа стран и, что немаловажно, отсутствия в рядах членов такого извечного "диссидента" реальной интеграции как Украина. Значимым оказалось и то, что организация уже существует и имеет опыт работы.
Нынешний саммит - кстати, уже третий за этот год - должен придать ЕврАзЭС новый импульс. И в этой связи, рискнем заметить, заявленное в качестве главной темы саммита формирование
Достаточно бросить беглый взгляд на темы переговоров. Это и водно-энергетическое регулирование в Средней Азии (после освоения углеводородных богатств это вторая по важности проблема для республик региона), и российско-казахстанские транспортные переговоры, и обсуждение совместных атомных проектов (в контексте планов Росатома по воссозданию единства атомного комплекса в СНГ под эгидой России) и т.д. Судя по некоторым заявлениям, под эгидой ЕврАзЭС будут развиваться инициативы в сфере добычи, транспортировки и реализации нефти и газа.
Если говорить о будущем ЕврАзЭС, то Россия и далее будет продвигать, хотя и не форсируя, процесс интеграции в рамках организации, с одной стороны акцентируя деятельность на вопросах, представляющих взаимный практический интерес, с другой постепенно добиваясь реализации своей идеи создания единого экономического пространства на всем пространстве ЕврАзЭС. В реализации своих целей Россия будет опираться на торгово-экономические, финансовые, инвестиционные и энергетические рычаги, причем роль последних двух будет расти.
ИА REGNUM: Каковы перспективы расширения организации?
Видимо, вскоре будет инициирован процесс вступления в ЕврАзЭС Армении, а также сближение с Молдавией. Для Еревана - это вопрос геополитический, для Кишинева - возможность разрешить торговые противоречия с Россией, причем сделав в адрес Москвы широкий дружественный жест. Ясно также, что используя энергетические рычаги Москва постарается несколько изменить и позицию Киева, поощряя его к более глубокой интеграции, а в обмен обещая льготные режимы поставок газа и нефти. Оставляя за скобками ожидаемые контрмеры США по торпедированию российских усилий, заметим, что едва ли не главным вопросом оказывается хватит ли у российского руководства политической воли, мастерства и терпения завершить начатые процессы, сделав ЕврАзЭС по-настоящему масштабным региональным экономическим объединением. Именно этот вопрос, как показывает опыт предшествующих интеграционных проектов, увы, остается открытым.