Цены на бензин в Новосибирской области и в соседних регионах к середине августа выросли. 92-ой бензин стоит теперь от 18,8 до 19 рублей, а до этого - 18,5 руб. Как сообщало ИА REGNUM, в сети автозаправочных станций "Беркут" на рубль подорожали все виды горючего. Сейчас АИ-96 стоит 20,50 руб., АИ-93 - 19,00 руб., АИ-80 -16,00 руб., дизельное топливо -19,00 руб. В сети автозаправок "Трансервис" на 50 копеек подорожали две марки бензина. АИ-95 теперь стоит 20 руб., АИ-98 - 21 руб. Прокомментировать ситуацию на бензиновом рынке для ИА REGNUM 15 августа согласился президент одной из трех крупнейших в регионе сети автозаправок ОАО "Трансервис" Александр Бойко.

ИА REGNUM: Александр Всеволодович, скажите, чем объясняется подорожание бензина в Новосибирской области и в других регионах? Есть ли зависимость от мировых цен на нефть? И значит ли это, что бензин будет дорожать, пока его цена не сравняется с общемировой?

А Бог его знает. Этот вопрос нужно задавать Минэкономразвития. Герман Греф (министр экономического развития и торговли - прим. ИА REGNUM) еще весной заявил, что 20 рублей за литр к концу года - это еще не потолок. Мы, как розничные продавцы, можем ориентироваться только на отпускные цены на нефтеперерабатывающих заводах. Они повышают свои цены - и мы вынуждены повышать. По-хорошему, мы уже сейчас должны продавать 92-й бензин по 21 рублю. Но к этому морально не готовы ни мы, ни покупатели. А производителям дают команду повышать - и они повышают.

ИА REGNUM: А кто дает команду?

Неужели вы не знаете? У вас есть ручка под рукой? Вот возьмите ее и пишите в столбик: 30% рынка - Сибнефть, 30% - Газпром, 30% - Юкос, 10% - все остальные. До последнего времени ситуация на рынке производства бензина была именно такой. А теперь проведите вертикальную полосу справа и напишите собственника этих компаний. Написали? Что у вас получилось? Правильно, государство. Какие еще могут быть вопросы? Свои вопросы вы задайте господину Грефу. К сожалению, телефона дать не могу. Цены на бензин - это позиция государства. Так что не удивляйтесь, скоро литр будет стоить 21-22 рубля.

ИА REGNUM: Власти Новосибирской области две недели назад заявляли, что рентабельность розничного рынка такова, что запас позволяет не повышать цены на заправках как минимум до Нового года. Это соответствует действительности?

О каком запасе вы говорите? Мы этот запас давно исчерпали. С января отпускные цены на заводах выросли на 41%. Еще недели две назад надо было повышать цены и нам. С 1 августа примерно. Мы и так две недели держались, просто рука не поднималась.

ИА REGNUM: Администрация региона обращалась к вам с призывами остановить рост цен или с предложениями как-то их регулировать?

Нет, не обращалась. А о чем они могут с нами говорить? Это вам они могут что-то рассказывать, а нам между собой что обсуждать? Они же прекрасно понимают ситуацию. Мы простые продавцы. Нам бензин дали, мы его продали. Президент Путин еще год назад говорил, что 80% стоимости бензина - это налоги. Остается 4 рубля. И эти 4 рубля делят между собой розничные продавцы, перевозчики, нефтебазы, железная дорога, нефтеперерабатывающие заводы, собственно добыча, а еще геологоразведка. При этом розница зарабатывает 10-12%, а больше всего получает хозяин дырки в земле. Мы стоим в самом конце цепочки, и то, что нам достается за вычетом всех налогов - это примерно 50 копеек с литра. Нужно учитывать, какие объемы топлива реализуется на заправках одной сети, и какой объем продают нефтеперерабатывающие заводы. Они зарабатывают гораздо больше на объеме.

ИА REGNUM: Во всех сегментах рынка есть тенденция выдавливания мелких игроков в пользу крупных. Ожидает ли что-то подобное бензиновую розницу? Несколько лет назад, когда бензин стоил 4 рубля, многие мелкие компании обанкротились.

Я одно могу сказать: никакого силового выдавливания не происходит. Есть логичный процесс. Знаете, есть хороший принцип: семь раз отмерь, один раз отрежь. Я всегда говорил, изучите русский фольклор, и ВУЗ заканчивать не надо. Когда человек вкладывается во что-то, нужно сесть и подумать. Да, заправки зарабатывают деньги. Но нужно учесть, что это тяжелый бизнес. Здесь 365 рабочих дней в году по 24 часа в сутки. А денег, по большому счету, не больше, чем в любой другой отрасли. Понятно, что человек, который немного заработает, в первую очередь думает о том, как бы поесть. Но когда человек обеспечен всем, и у него все нормально, он думает уже о том, как бы повеселиться. Вот сегодня все и думают, как бы поиграть в розницу.

ИА REGNUM: Чувствуете ли вы конкуренцию газового топлива? Может ли газ потеснить или заменить бензин?

Нет, не может. Например, потому, что газ - это самое ценное сырье для нефтехимии. Из него делают полиэтилен, пластмассу. И то, что сегодня пропан и бутан используют как топливо, говорит об отсталости нашей перерабатывающей промышленности. На самом-то деле себестоимость этого газа - такая же, как у бензина, потому что его получают в результате нефтепереработки. Но пропан и бутан не облагаются акцизами, и в цену не вкладывается НДС на этот акциз. Так что их производство стоит тех же денег, что и бензин. С одной стороны, газ лучше для потребления, чем бензин, чище. Его октановое число около 100. Любой двигатель работает лучше на газе. Но здесь энергетика другая. На бензине больше мощность двигателя. И еще раз повторю, газ - слишком дорогое сырье, его грешно использовать как топливо. Кроме того, строительство газовых заправок обходится дороже. Их эксплуатация опаснее с точки зрения безопасности и экологии. Так что перспектив у него нет.

ИА REGNUM: Получается, в условиях повышения цен на бензин, альтернативы ему нет?

Ну почему, есть. На Западе строят гибридные станции, используют водородное топливо. При цене больше $50 за баррель нефти рентабелен стал этанол (этанол или этиловый спирт - это вещество универсального применения, широко используется в химической промышленности и в пищевых производствах. Производство этанола как топлива для двигателей внутреннего сгорания началось в Бразилии, во время нефтяного кризиса в 1970-х гг. - прим. ИА REGNUM). Насколько я знаю, в Бразилии 100% станций работают на этаноле. В Прибалтике тоже используют топливо растительного происхождения. Казахстан тоже запускает комплекс по производству этанола из пшеницы. Можно производить из сахарной свеклы. У нас, в Сибири, правда, урожаи хилые. Как я уже говорил, все зависит от позиции государства.