Депутат Тульской городской Думы Игорь Рогов ответил на вопросы корреспондента ИА REGNUM.

ИА REGNUM: Игорь Васильевич, позади "большой парламентский сезон" Тульской городской Думы III созыва, которая начала свою работу в ноябре 2005 года. Вы работаете уже третий созыв. Каково ваше впечатление от этой Думы по сравнению с прошлыми составами?

У меня лично складывается впечатление, что лучшей по составу, по решениям, была первая Дума. И с каждым последующим созывом ситуация ухудшается. Расклад сил имеет большое значение. Когда один слой населения представлен - в данном случае это коммерсанты, то практически невозможно воспрепятствовать их дурацким решениям, поскольку за нами стоит всего 5-6 голосов. По моим данным, это единство лавочников заключается в том, что им в будущем обещана распродажа муниципальных предприятий задаром. Это их сплачивает, это питает их надежды.

ИА REGNUM: То есть вы считаете, что значительная часть депутатов лоббирует свои коммерческие интересы?

Тут не только это. Если по-честному говорить, так называемые "бесплатные" депутаты... Кого-то подобрали ликероводочные короли, приняли на работу, кого-то - империя частных перевозчиков - двоих взяли, двоих взяли в таможенный терминал, и так далее. А кое-кого и просто бандюки пригрели. Поэтому в Думе есть внешнее единение, а на самом деле одни таскают каштаны для других - тех, кто их пригрел.

ИА REGNUM: На этом фоне какова ваша оценка работы главы муниципального образования - председателя городской Думы Владимира Могильникова за эти уже больше, чем полгода?

Я готов поверить, что он искренне хочет поправить дела в городе, но у него мало что получается. Потому что мы видим, что изменений практически никаких нет. И обещание превратить Тулу в город-сад, и "миллион-миллион алых роз", и удвоение бюджета, и 13-я пенсия от муниципалитета - все это осталось где-то в далеком предвыборном тумане.

Для сравнения. Недавно по поручению руководства Думы я был в Новосибирске. Изучал там общественное самоуправление, и не только. С одной стороны, я очень доволен этой поездкой, с другой - расстроен. Я задавал вопросы их знаменитому мэру Городецкому Николаю Филипповичу: почему у вас получается, почему у нас не идет дело? Хотя я посмотрел: соизмеримые бюджеты, у них полторы миллиона населения и 14 млрд. бюджет, у нас население 500 тысяч и около 5 млрд. наш бюджет. Но у них хватает практически на все, а у нас ни на что. Более того, они взяли на себя часть государственных функций, например социальную помощь, которой у нас занимается областной департамент соцразвития. И, должен признать, они ратуют за то, чтобы население участвовало в этом деле.

Губернатор раз в месяц встречается с председателями комитетов территориального общественного самоуправления. У нас это немыслимо, некоторые руководители даже не понимают, что это такое и зачем это создается. Там очень серьезно относятся к мнению людей. Город процветает, он весь асфальтирован, ухожен, много новых строений, а уж по части культуры нет равных. И вот что интересно: метро у них муниципальное. Парк со зверинцем - тоже муниципальный, кстати, его директор - депутат городского Совета. И на все это мэр города ответил, что нет никаких секретов, надо работать, заниматься кадрами, не воровать самому и не давать другим. И больше ничего не надо.

Что касается кадровых вопросов. Я недавно на Думе говорил: там шпана не может занять какую-то руководящую должность, там все проходят по ступенечкам, все заместители мэра были главами районов. А когда в руководство пробивается шпана, начинают тянуть в заместители себе подобных. Мы уже с этим столкнулись: полная некомпетентность, абсолютная безграмотность и неспособность решать многие вопросы. Посмотрите, что с кадрами делается! Один садится, через два месяца слетает, следующий - то же самое. Нельзя было таким образом поступать. Вроде бы благая идея - сокращение аппарата, но благими намерениями выстлана дорога в ад. Кто при этом подумал, что те, кого сократили, хоть что-то знали?

И последнее, о чем я тоже на Думе заявлял - это наша система управления. Мы выбрали самый никудышный вариант - так называемый "двухголовый", когда глава муниципального образования искренне хочет заниматься хозяйственными делами и у него есть на это силы и ресурсы, но законодательно он этим заниматься не может - сродни английской королеве. А того, кто должен заниматься (глава местной администрации - прим. ИА REGNUM), мы еще не видели толком и не поняли, хотя я чувствую, что он "зашивается", потому что одно дело - кататься на роликовых коньках, и совсем другое - управлять таким серьезным городом, как Тула.

ИА REGNUM: Игорь Васильевич, воссоздана Контрольная комиссия города. По вашему мнению, будет ли она работать эффективнее, чем прежний состав? Ранее контрольный орган был структурным подразделением Думы, теперь это самостоятельное юрлицо. Повысит ли это эффективность ее работы?

Наша депутатская группа "Родина" с большим сомнением проголосовала за предложенных руководителей Контрольной комиссии, поскольку эти кандидатуры мы слабо знаем. Мы как бы поверили Могильникову, представившему кандидатуры. Во всяком случае, мы поняли, что это кандидатуры не Уколова (главы администрации города - прим. ИА REGNUM) или Самылина (заместителя председателя гордумы - прим. ИА REGNUM), это именно кандидатуры Могильникова - они вместе в Пролетарском районе работали. От этой мысли как-то немножко полегче становится. Я сказал, что страшно выбирать на такую должность (все-таки самостоятельное юрлицо, серьезная структура), если попадется такой дурак, который будет пользоваться своими правами в чьих-то интересах, это смерти подобно. Но еще страшнее, если выбирается холуй, лакей, несамостоятельный человек, который будет целенаправленно работать на уничтожение кого-то и закрывать глаза на очевидное. Тем не менее, наша группа проголосовала, но я предупредил главу города, что он берет на себя всю ответственность за работу комиссии. Ну, он так хмыкнул и сказал, беру, конечно, на себя. Ну, берет, значит, берет.

ИА REGNUM: С 15 мая в Туле больше не существуют районные администрации. Они реорганизованы в территориальные управления городской администрации по соответствующим районам. Это только смена вывески или нечто большее?

Я уже несколько писем написал Могильникову. По моему пониманию, управление городом на районном уровне практически разрушено. Я начну "снизу". У нас на Косой Горе работают 4 человека. Раньше это была поселковая администрация, подчинявшаяся районной, теперь это "косогорский" отдел территориального управления администрации города по Привокзальному району. Но самое интересное, у них нет денег - совсем, и никаких рычагов влияния ни на что.

Был такой пример. Роспотребнадзор обязал их очистить колодец, откуда берут воду местные жители. Так вот, очищали его сами руководители бывшей косогорской администрации, а ныне отдела. У них нет денег, чтобы нанять специальные службы. Я и сказал: сколько же вы будете лазать в колодцы сами? Конечно, благородный порыв, но как можно работать, если тебе не выделяют ни рубля? Может быть, имеет смысл двоих-троих из этих четверых сократить и взять рабочих? Почти то же самое на районном уровне. Это совершенно беспомощная власть. Я искренне готов поверить, что Владимир Сергеевич Могильников хочет навести в городе порядок, но при такой структуре управления я очень сомневаюсь, что нас ждет хорошая жизнь.

ИА REGNUM: Игорь Васильевич, сегодня все чаще говорят о том, что очередной "сюрприз" ждет население в связи с изменением исчисления земельного налога. О чем идет речь?

К осени, возможно, будет принято решение о том, что нам всем придется платить налог на землю под нашими многоквартирными домами. Как он будет расщеплен, как его распределят между жильцами? Мы рискуем получить социальный взрыв посильнее, чем после принятия 122-го закона.

ИА REGNUM: В Туле начал проявляться ряд социальных конфликтов, напоминающих скандально известные события в Южном Бутово. Ваша депутатская группа занималась этим?

Депутат Чуршуков занимался проблемой на Первомайской, 22, где одна фирма, нагло попирая права жильцов дома, вела незаконные строительные работы. Население ведет себя активно, но нуждается в помощи, в присутствии в своих рядах депутатов, представителей общественных организаций. На прошлой Думе я внес депутатский запрос. В моем округе назревает конфликт, сопоставимый с бутовским. Фирма надумала построить газонаполнительную станцию. Рядом пойма реки Воронки. Я встретился с уличным комитетом. Люди были настроены препятствовать вплоть до физического противодействия. Там живут ветераны, инвалиды войны, дороги разбиты, власть ни о чем не заботится.

ИА REGNUM: Игорь Васильевич, как вы считаете, в сложившихся условиях приоритетом для депутата должна быть работа в округе или все-таки в Думе?

Ставить вопрос таким образом некорректно. Конечно, очень значима работа в округе. Но если депутат будет заниматься только этим, то будет лишь "наполовину" депутатом. Нужно заниматься и нормотворчеством, стимулировать исполнительную власть к внесению проектов решений. Настоящий депутат - депутат, сочетающий работу в округе с активным нормотворчеством.