Главную интригу украинской политики на минувшей неделе составляло представление новых старых министров, а основной темой аналитических статей стала структура нового кабмина. Авторам "Трибуны" новое правительство напомнило "футбольную команду, сформированную путем слияния двух ранее противоборствовавших клубов". Впрочем, из последующей раскладки очевидно, что преимущество в этой двуцветной команде за "регионалами", "нашеукраинцам" традиционно отошла "гуманитарка", но - и это важно! - под присмотром Дмитрия Табачника: "Это назначение, возможно, самый большой символ полноты реванша Януковича, конечно, за исключением его собственного прихода в правительство. Табачник не только был фигурантом развалившихся уголовных дел, возбужденных при новой власти, но и его взгляды на культурную политику существенно отличаются от президентских. Несложно предположить, что позиции украинского языка отныне не будут защищаться столь истово, как прежде, вернее, это будет делаться более рационально". "Бюджетом и вообще государственными финансами будет рулить "любимец" отечественного бизнеса Николай Азаров, а ТЭКом - Андрей Клюев.... Как ни пыжилась "Наша Украина", а никого влиятельнее Юрия Павленко, любимого министра президента, протолкнуть в исполнительную власть не получилось. Нет, конечно, есть еще "сладкая президентская парочка" Тарасюк - Гриценко, призванная воплощать приверженность официального Киева идеям евроатлантической интеграции, но ее возможности строго ограничены Универсалом национального единства. Искренне верить в возможность получить в ближайшие 5-7 лет одобрение на вступление в НАТО на всеукраинском референдуме может только очень наивный политик". Словно в подтверждение "Политэ" ставит в "шапку" топ-новость: "Янукович намерен отложить вступление Украины в НАТО". Далее следует цитата из Януковича: "Воздерживаясь от немедленного представления заявки о присоединении к Плану действий относительно членства, мы намерены использовать временной промежуток, который открывается, для работы по реальному сближению с НАТО, проведению необходимых реформ, выполнению рекомендаций, которые уже представлены Альянсом".

Вторая по значимости топ-новость "Политэ" звучит похожим образом: "Янукович хочет отложить вступление в ВТО". При этом издание дает понять, что у президента Виктора Ющенко и главы МИДа Бориса Тарасюка были другие планы на этот счет: "Раньше президент Виктор Ющенко заявлял, что уже осенью 2006 года Украина вступит в ВТО. В свою очередь Тарасюк считает, что "сейчас процесс международного движения Украины в ВТО завершен и осталось лишь принять несколько законодательных актов". Также он напомнил, что участники круглого стола определили вопрос вступления Украины в ВТО до конца 2006 года как приоритетный. "Мы не ставим вопрос вступления в ВТО как элемент соревнования с Российской Федерацией. Поэтому независимо от того, станет ли членом ВТО Российская Федерация, или нет, все участники политического процесса в Украине и правительстве национального единства приходили к выводу, что мы должны завершить этот процесс в 2006 году", - сказал Тарасюк". "Экономические известия" увязывают вопрос о датах вступления Украины в ВТО с украинско-российскими переговорами: "Одним из ключевых вопросов повестки визита новоназначенного украинского премьера "в Москву" станет обсуждение с российской стороной перспектив вступления наших стран в ВТО. Эксперты убеждены, что намерения главы украинского правительства синхронизировать интеграцию в ВТО с Россией негативно отразятся на отечественной экономике". Хотя приведенные там же оценки экспертов не столь однозначны: "По мнению экспертов, опрошенных "Эі", истинные мотивы решения правительства отложить интеграцию в ВТО кроются несколько глубже. Директор украинского Центра международной интеграции Наталия Ясько считает, что за заявлениями правительства скрывается нежелание ряда лоббистских групп конкурировать с иностранными производителями на отечественном рынке. "В приходе иностранцев не заинтересован банковский и страховой рынки. К примеру, набор отечественных страховых услуг пока еще низкого качества, и украинские страховые компании не готовы конкурировать с западными, обладающими более качественным спектром услуг", - уверена эксперт. Кроме прочего, по мнению г-жи Ясько, ряд товаропроизводителей, "вечных клиентов" госсубсидий, дотаций и различного рода преференций из госказны, заинтересованы в отсрочке вступления в ВТО. Такая инертность действий правительства неминуемо повлечет за собой несколько рисков. Один из основных, по словам г-жи Ясько, замедление темпов развития украинских предприятий, "которые уже не соответствуют общемировым тенденциям". Наталия Ясько прогнозирует дальнейшую консервацию внутреннего рынка, которая создаст неестественные условия для украинского производителя. Директор Института экономических исследований и политических консультаций Игорь Бураковский в качестве возможных лоббистов отсрочки вступления Украины в ВТО назвал группы, связанные с сельским хозяйством. "В данном случае лоббистами являются те украинские производители, которые сегодня без переходного периода не смогут выжить в условиях повышенной конкуренции", - заочно полемизирует с г-ном Бураковским Дмитрий Святаш. В качестве примера конструктивного затягивания интеграции в ВТО г-н Святаш привел экономику Китая: "Китайцы 15 лет интегрировались. За это время страна развилась настолько, что им не страшно открывать рынок. Те, кто придут сегодня на рынок Китая, не составят китайской экономике никакой конкуренции". Экспертам "Экономическим известий" вторят авторы "ProUa": "Отечественные политики неоднократно заявляли о том, что Украина по открытости рынков для импортных товаров на 80% уже живет по законам ВТО. Правда вот, обратной связи пока что не наблюдается. Экономика получает все прелести глобализации. Но полностью интегрироваться в ВТО, что позволило бы увеличить экспорт, пока что не получается. Более того, чем длительней будет переходный период, тем дольше торговое сальдо будет оставаться отрицательным. Та же ситуация и с Россией - северо-восточным соседом, с которым Украина находится с в состоянии холодной экономической войны. А это, естественно, сказывается на балансе. И, несмотря на все заявления и мнения о пророссийскости Виктора Федоровича, сразу решить все проблемы не удастся. Новый "прагматичный" внешнеэкономический курс России вряд ли будет существенно изменен. Такое возможно разве что в случае назначения Виктора Черномырдина на пост премьера Украины. И все же ситуацию во внешней торговле необходимо будет менять. Достичь же улучшения показателей в нынешних условиях можно лишь одним способом. Выход на внешние рынки на сегодняшний день выглядит не таким эффективным шагом, как закрытие собственных от интервентов. Именно поэтому уже с первых дней своего премьерства Виктор Янукович заявляет о возможности вхождения в ВТО в 2007 году, а не в текущем, как анонсировалось. И дело тут не в том, что Украина не успеет договориться с тем же Киргизстаном. И даже не в принятии необходимых законов Радой. Более того, по большому счету, даже не в том, что до 2007 года Россия не вступит в данную организацию. Суть в следующем: государство, как выразитель интересов новых ФПГ, будет активно заниматься протекционизмом, и Янукович такое решение уже принял. Это, в свою очередь, означает, что ставки и пошлины будут пересмотрены в пользу отечественных производителей. Сальдо действительно таким образом может быть и удастся утихомирить, однако в стратегии Украина проиграет. Ведь в таком случае страны - участницы ВТО могут просто отозвать свою подпись под протоколом, сославшись на изменение правил игры. А поэтому вступление Украины в эту организацию отложится на неопределенное время".

Конфликт по линии Янукович-Тарасюк рассматривается аналитиками не только в перспективе ВТО, но в плане всего круга проблем российско-украинских отношений. Виталий Портников на "Свободе" размышляет о том, "как технологически будут развиваться российско-украинские отношения в ситуации, когда во главе правительства находится приемлемый для Москвы премьер (а рядом с ним - многие вполне приемлемые министры), а во главе МИДа - неприемлемый для Москвы министр? То, что Тарасюк воспринимается многими в российской политической элите - и многими своими коллегами в МИД России - в качестве не украинского, а американского дипломата - не секрет для самого Тарасюка. Но когда Тарасюк проводил внешнюю политику, всецело ориентированную на президента Ющенко, тоже воспринимавшегося недоброжелательно, никаких противоречий в этом не было. Ну, приехал, ну поговорили, ну ничего не решили. Все равно все будет решаться в "Газпроме". А сейчас? Не будет ли нежелание общаться с Тарасюком и блокировать любые предложения российского МИДа восприниматься как поражения не только министра иностранных дел, но и премьера?". "Версии" дают иную внешнеполитическую раскладку, рассматривая треугольник Россия-Украина-США при вновь сложившемся силовом консенсусе, основной вопрос здесь - энергетический: "США как были, так и остаются пока удаленными от схем энергообеспечения Европы российским газом, что за милую душу им организовали "оранжевые" 4 января сего года. Без этого из-под носа США уплывают не только возможные барыши, но рычаги влияния на Россию, Украину и - это тоже очень важно - на Европу. Деятельность "РосУкрЭнерго" вызывала буквально-таки зубную боль у американцев. Сейчас появилась возможность ситуацию исправить. Например, реанимировать идею создания газотранспортного консорциума (ГТК) по совместному управлению и использованию украинской газовой инфраструктурой Киевом, Москвой, Парижем и Берлином. И, не исключено, с привлечением Вашингтона - такая возможность уже обсуждается. Янукович может на это пойти, чтобы не раздражать ни США, ни Россию, которая хочет хоть как-то влиять на эту самую инфраструктуру в Украине, если пока не удается заполучить ее целиком. И, скорее всего, не получится вовсе, так как Украина, если она хочет быть хоть кому-то хоть в чем-то интересной, не может терять свои стратегические объекты".

Отдельная драма происходила на представлении в МВД, и "Главред" буквально так и озаглавил передовицу от 7 августа: "Как Янукович представлял Луценко". "Учитывая весьма бурную реакцию депутатов-"регионалов", получивших на руки за полчаса до голосования список членов нового правительства, на имя Юрия Луценко, работать Юрию Витальевичу будет непросто. Говорят, многие вообще категорично отказывались голосовать за правительство, если там будет имя Луценко, вызывающее у "регионалов" приступы идиосинкразии. Говорят, что переубеждал их Ринат Ахметов лично... Учитывая также недавнюю историю отношений министра МВД Луценко с нынешним премьером, а также его ближайшим окружением, неизвестно, сколько это сотрудничество (любимое на сегодняшний день словцо Януковича) продлится. Учитывая же твердое намерение и желание президента видеть на посту министра МВД именно Луценко и никого другого - желание, которое не удалось переломить никому, включая самого Юрия Витальевича, можно представить, как нелегко это решение ему далось. Ведь сам же не далее как недели две назад говорил, что никогда не будет работать в правительстве Януковича...". О том, что останавливало Юрия Луценко, несколько ранее писало "Зеркало недели": отказ работать в правительстве Януковича давал "неплохой старт для начала реализации его плана по созданию новой политической силы. Но остаться один на один с системой, в которой президент вряд ли сможет ему чем-либо помочь, также не вдохновляет действующего министра". Впрочем, авторы "Главреда" не исключают скорого исхода: "Учитывая пятничные возгласы некоторых "регионалов", что "Луценко надо сливать", потому что это ужас, ужас и издевательство над Партией регионов, Юрий Витальевич вполне может не задержаться на этом посту. Несмотря на верность президенту и позицию "солдата Ющенко", нервы у Луценко могут не выдержать. И тогда - "в сад", на вольные политические хлеба...".

Так обстоит с министрами, которых "Украинская правда" представляет как "силу Ющенко". Что же касается экономического блока, тут правит бал предсказуемый вполне Николай Азаров, и, как стало известно "Коммерсанту", на этой неделе "правительство сменило руководителей ключевых экономических ведомств - Государственной налоговой администрации Украины (ГНАУ), Контрольно-ревизионного управления (КРУ) и Госказначейства. На эти посты первый вице-премьер, министр финансов Николай Азаров назначил своих бывших коллег. Пока неясно, были ли кадровые перестановки согласованы с президентом Виктором Ющенко, без указа которого новоназначенные руководители не могут приступить к исполнению обязанностей. В окружении господина Азарова такую поспешность в смене кадров объясняют желанием первого вице-премьера взять под контроль экономические ведомства, чтобы все их действия были согласованы с Минфином.... Примечательно, что процедура увольнения и назначения руководителей ведомств до сих пор остается одним из спорных моментов. Новый кабмин, полностью игнорируя законодательство, не согласовывает с президентом кандидатуры новых глав данных ведомств. Даже сам "уволенный" Александр Киреев и "новоназначенный" Анатолий Брезвин не знают, на каких основаниях принималось решение кабмина. "После конституционной реформы назначения всех глав органов госуправления - это прерогатива кабмина", - заявил Ъ господин Киреев. Однако когда корреспондент Ъ указал ему на ст. 5 закона "О государственной налоговой службе", в которой указано, что главу ГНАУ увольняет и назначает президент по представлению премьер-министра, Александр Киреев смог лишь ответить: "Получается, что все незаконно, но пусть так и будет"".

Между тем, сюжет с т.н. "конституционной реформой" обещает новое развитие. 9 августа "5 канал" сообщил, что депутаты "Нашей Украины" заявили о том, что собираются в сентябре направить в Конституционный Суд представление с требованием отменить политреформу. Они уверены в том, что наберут необходимые для этой инициативы 45 подписей парламентариев. Сайт "Экономика" полагает, что именно несовершенство украинских законов дает президенту возможность пойти на попятную. Представитель президента в КС Владимир Шаповал заявил, что вопреки запрету со стороны Верховной Рады Конституционный Суд может пересмотреть политическую реформу, исходя из статьи 152 Конституции Украины. Согласно этой статье, законы и другие правовые акты по решению КС признаются неконституционными полностью или в отдельной части, если они не отвечают Конституции или была нарушена установленная Конституцией Украины процедура их рассмотрения, утверждения или вступления в силу.

Вероятность пересмотра политреформы не исключают и комментаторы сетевого "Форума": "Политреформу в любом случае будут пересматривать, - заявляет директор Украинского филиала Института стран СНГ Владимир Корнилов. - Хотя бы потому, что об этом договорились все подписанты пресловутого Универсала, пункт 3-й которого предусматривает "продолжение совершенствования конституционного регулирования общественных отношений в Украине, создание сбалансированной системы "сдерживания и противовесов" между" всеми ветвями власти. Понятно, что под "созданием сбалансированной системы" каждая из сторон подразумевала абсолютно разные пути "совершенствования" Конституции. Само собой, представители Антикризисной коалиции понимали под этим продолжение реформы в сторону уменьшений полномочий президента (в частности, принятие поправок к Конституции по усилению самостоятельности региональных органов власти). А сторонники Ющенко будут использовать этот пункт для доказательства своей правоты при попытке отыграть реформу взад-обратно, в сторону возврата президенту ряда полномочий".