Обзор СМИ за 26 июля- 2 августа 2006 года.

На линии фронта. Визит в регион Мэтью Брайзы. Совещание сопредседателей Минской группы в Париже. Позиции и мнения.

На линии фронта

Как сообщает 29 июля азербайджанское агентство АПА, в результате очередного нарушения армянами режима прекращения огня на "оккупированных" территориях Тертерского района погиб военнослужащий азербайджанской армии Исмайлов Галиб Мовлуд оглу.

Согласно АПА, в июле вооруженные силы армянской стороны 8 раз нарушили режим прекращения огня на линии соприкосновения сил. Таким образом, за 7 месяцев текущего года на линии соприкосновения армянских и азербайджанских войск было отмечено 168 случае нарушения режима прекращения огня. Согласно результатам мониторинга, проведенного АПА на основе информации, предоставленной Министерством обороны Азербайджана, в июле армяне нарушили режим прекращения огня 1 раз на Агдамском, 1 раз на Физулинском, 1 раз на Товузском, 1 раз на Ходжавендском и 3 раза на Тертерском направлениях. В результате нарушения армянами режима прекращения огня в июле погиб один военнослужащий азербайджанской армии. Один из 3 мониторингов, проведенных ОБСЕ на линии соприкосновения сил в июле (4 июля в селе Куропаткино Ходжавендского района), был прерван в результате обстрела армянами представителей ОБСЕ, сообщает агентство.

По словам главы пресс-службы Министерства обороны АР Рамиза Меликова, "нарушения режима прекращения огня со стороны армян продолжаются". "Накануне был убит наш солдат. Обстановка остается напряженной. Армяне ни на что не смотрят, не обращают внимания. Игнорируют международные соглашения, нормы, не говоря уже об общественном мнении. Огонь с их стороны открывается часто. В основном нарушения фиксируются на Тертерском направлении фронта. 31 июля армяне открыли огонь по нашим позициям с территории захваченного села Гасангая. Там есть еще оккупированная армянами деревня Джераберт, и оттуда они тоже часто обстреливают наши части. Обстрелы они ведут в основном из автоматов и пулеметов. Мы отвечаем, подавляем очаги обстрелов ответным огнем. Слава Богу, потерь в последнее время немного, но вот позавчера они все-таки убили нашего солдата. При этом о каждом случае нарушения режима прекращения огня мы постоянно и своевременно сообщаем всем нашим и зарубежным информагентствам, имеющим свои представительства в Азербайджане. И конечно же, в первую очередь ставим в известность об этих случаях офис ОБСЕ. Но, к сожалению, иностранные наблюдатели ни на что не смотрят, игнорируют наши сводки", - сказал в беседе с бакинской газетой "Эхо" Рамиз Меликов. "Скажу откровенно, что происходящее на линии фронта в последнее время не может нас не беспокоить, - заявил независимый военный эксперт Узеир Джафаров. - Потому что, во-первых, на протяжении всех армянских позиций на захваченных азербайджанских территориях агрессоры начали активное строительство инженерных и фортификационных сооружений. Кроме того, по последним данным, они начали процесс усиления личного состава, я имею в виду солдат и сержантов. С чем это связано, точно я пока говорить не берусь. Есть информация, что армяне подтягивают дополнительные силы по всей линии фронта. Тут может быть несколько причин. Возможно, армяне думают, что азербайджанская сторона собирается предпринять атаки, попытки перейти в кратковременные, локальные наступления - то, о чем мы говорили раньше. Учитывая тон последних заявлений президента и военного руководства Азербайджана, армяне думают, что все-таки на нескольких направлениях азербайджанская сторона будет предпринимать определенные действия. Возможно, что все это не совсем так, но дыма без огня не бывает. По этой же причине я думаю, что те поджоги, которые армянская сторона устраивает по всей линии фронта, имеют военное объяснение. Этими действиями они хотят как бы расчистить поле для четкого отслеживания всех передвижений азербайджанской армии, ее действий военного характера. Некоторые у нас думали, что эти пожары свидетельствуют о подготовке армян к возвращению этих территорий Азербайджану, но мой прогноз о том, что все это больше похоже на военные приготовления, себя оправдал. (...) Сейчас, как и раньше, перестрелки продолжаются по всей линии фронта. Новости об этом, которые вновь стали передаваться нашими в последнее время ежедневно, больше, я думаю, связаны с приездом в регион американского сопредседателя МГ (Минской группы. - прим. ИА REGNUM) ОБСЕ Мэтью Брайзы".

Газета "Айоц Ашхар" со ссылкой на азербайджанские СМИ сообщает, что президент Азербайджана Ильхам Алиев на заседании правительства заявил об увеличении военных расходов на 100 миллионов долларов. Алиев сказал, что военный бюджет 2006 года составит 700 млн. долларов. Алиев заявил, что Азербайджан является сторонниками мирного урегулирования карабахского конфликта, однако вместе с тем подчеркнул необходимость укрепления оборонного потенциала страны.

"Азербайджан для возврата своих земель может провести более широкие военные операции, чем проводимые ныне в Кодорском ущелье Грузии", - заявил член политического совета правящей партии "Ени Азербайджан" Айдын Мирзазаде. По его словам, Азербайджан имеет право и возможность провести еще более значительную операцию, чем эта. "Азербайджан ведет напряженную борьбу за возвращение земель. Все ресурсы государства направлены на это. Сегодня официальный Баку в основном отдает предпочтение переговорам. Минская группа ОБСЕ, занимающаяся этим вопросом, может оказать поддержку Азербайджану в обеспечении суверенности над этими землями", - сказал он. Мирзазаде отметил, что "не исключается возврат земель и военным путем". "Это наше право и мы можем в любой момент воспользоваться им", - отметил Мирзазаде. (Ноян Тапан).

Военная операция Грузии в Кодорском ущелье - просто политический пиар грузинского президента Михаила Саакашвили. Об этом в беседе с агентством PanARMENIAN.Net заявил заведующий отделом проблем межнациональных отношений Института политического и военного анализа Сергей Маркедонов. Вместе с тем российский политолог подчеркнул, что желание Азербайджана последовать примеру Грузии и начать боевые действия против Нагорного Карабаха просто несостоятельно. "Операция в Кодори - просто прогулка, вторжение в Карабах - затяжная кровопролитная война, в которой Азербайджан может проиграть. Зона безопасности Нагорного Карабаха - глубоко эшелонированная оборона, а Армию обороны нельзя даже близко сравнивать с группой грузинских "партизан" Эмзара Квициани. Территория Нагорного Карабаха реально контролируется, чего нельзя сказать, повторюсь, о Кодорском ущелье. Здесь есть еще один важный момент. Покойный Гейдар Алиев (президент Азербайджана в 1993-2003 гг. - прим. ИА REGNUM) создал на Западе имидж Азербайджана как пострадавшей страны. И теперь, если все же начнутся боевые действия в районе нагорно-карабахского конфликта, этот имидж мгновенно разрушится. Это станет концом Ильхама Алиева, и я не думаю, чтобы он не понимал этого. Просто это опять-таки политический пиар - время от времени им надо говорить своему народу, что "Азербайджан освободит свои земли". Более того, Европа, США, да и Россия однозначно будут против агрессии Азербайджана. Если добавить к этому и фактор нефтепровода Баку-Тбилиси-Джейхан, то войны за Карабах Азербайджан точно не начнет. Не дадут", - подчеркнул Сергей Маркедонов.

Визит в регион Мэтью Брайзы

Армения

29 июля в Армению прибыл американский сопредседатель Минской группы ОБСЕ Мэтью Брайза. Ожидается, что он будет общаться в основном с руководством и дипломатами на тему урегулирования нагорно-карабахской проблемы. Однако, согласно газете "Аравот", Брайза изъявил желание встретиться и с общественными организациями страны, причем не столько для разговора о проблеме Карабаха, сколько для обсуждения внутриполитических вопросов.

Визит сопредседателя Минской группы ОБСЕ от США Мэтью Брайзы вызывает различные ожидания среди конфликтующих сторон, пишет газета "Еркир". "Ереван ожидает, что Вашингтону удастся убедить Баку вернуться за стол переговоров и продолжить обсуждение документа, разработанного и опубликованного сопредседателями МГ ОБСЕ. В Баку ожидают, что Брайза привезет с собой новые предложения..." Однако, пишет газета, радикально новых предложений Брайза привезти не может, поскольку для их разработки требуется время и консультации с другими сопредседателями МГ ОБСЕ. Кроме того, сопредседатели, отмечая в одном из своих заявлений, что "исчерпали свое воображение", сказали, что они ждут таких идей и решений от президентов Армении и Азербайджана.

Как сообщает газета "168 Жам", в Армении Мэтью Брайза встретился с президентом РА Робертом Кочаряном и обсудил с ним процесс урегулирования карабахского конфликта. В тот же день Брайза встретился также с министром иностранных дел Варданом Осканяном. Согласно официальным сообщениям, собеседники дали оценку нынешнему состоянию переговорного процесса, обсудили некоторые детали положенных на стол переговоров принципов урегулирования, обменялись мыслями относительно дальнейших шагов и перспектив урегулирования.

В интервью, данном радиостанции "Свобода" после встречи с Робертом Кочаряном, Мэтью Брайза заметил: "Я вижу, что политическая воля разрешить конфликт имеется, а философия, лежащая в основе наших предложений, приемлема". Говоря о деталях предложений, он отметил, что по Кельбаджару, Лачину и проведению референдума о статусе Нагорного Карабаха еще есть вопросы. Он подтвердил, что, по убеждению сопредседателей, вопрос статуса должен решить сам народ Карабаха. "Однако весь вопрос в том, кого считать народом Нагорного Карабаха. Ведь были и жившие там в 1988-м, которые также хотят участвовать в референдуме, - сказал сопредседатель и добавил: - Все эти вопросы еще должны быть разработаны как часть объемного пакета соглашения". Брайза подчеркнул, что документ, лежащий на столе переговоров, - еще не соглашение, а лишь принципы и предложения. Так что, по словам американского сопредседателя, если соглашения нет, то его невозможно принимать или не принимать. На вопрос, удастся ли достичь соглашения уже в этом году, Брайза ответил: "Разумеется, шанс есть. И для обоих президентов было бы очень выгодно предстать на выборах с уже решенной проблемой. Однако и выборы не являются препятствием для переговорного процесса. Просто вопрос гораздо легче решить тогда, когда политические страсти еще не накалились". В то же время он подчеркнул, что Минская группа готова работать до тех пор, пока стороны серьезно относятся к переговорному процессу. "Мы видим, что наши друзья в Армении серьезно относятся к процессу", - заметил он.

Комментируя интервью Мэтью Брайзы радио "Свободе", эксперт Центра Стратегических и национальных исследований Степан Сафарян заметил, что последние заявления Брайзы полны противоречий. Так, пишет газета "Аравот", по мнению эксперта, противоречиво заявление о там, что "в этом году есть еще шанс достичь соглашения между сторонами". "Конечно, шанс есть, и руководителям обеих стран было бы выгодным придти к выборам с решенным вопросом. Однако и выборы не являются препятствием для переговорного процесса. Просто вопрос легче решить тогда, когда политические страсти еще не накалились", - заявил Брайза. Комментируя данное заявление, Сафарян сказал: "Таким образом, несмотря на прежние заявления об "окне возможностей 2006 года", Брайза уверяет, что переговоры в любом случае будут продолжены и если двум президентам кажется, что по завершении 2006 года давление прекратится, то они ошибаются". По мнению эксперта, давление, которое было оказано на президентов в течение последних месяцев, было продуктивным: "Не случайно, что после последнего визита Брайзы Роберт Кочарян, по существу, окончательно согласился с представленным на столе переговоров документом". По словам Сафаряна, в английском варианте интервью Брайзы сказано буквально следующее: "Должен отметить, что выборы в Армении и Азербайджане не чинят препоны для достижения соглашения. Они всего лишь осложняют ситуацию. Президенты должны указать своим обществам, своим избирателям, то направление, которое для них желательно: а) для своей победы и победы своих партий на выборах; б) для создания поддерживающего их общественного согласия. Если президентам удастся с нашей, как посредников, помощью привести в окончательный вид соглашение, преодолеть разногласия по рамочному соглашению и достичь взаимоприемлемого соглашения, то это станет плюсом в ходе выборов. Это будет огромным достижением, которое, фактически, поможет политическим лидерам и их партиям победить на выборах. Таким образом, выборы будут полезны". Иначе говоря, считает Сафарян, это означает, что если президенты придут к соглашению и подпишут рамочное соглашение, то станет возможным воспроизводство власти. Эксперт добавил также, что заявление сопредседателя содержит и угрозу. Вот что сказал Брайза: "Чем за большее время до выборов будет принято это трудное решение, тем легче будет представить компромисс общественности, и не будет проблем в ходе самих выборов". По мнению Сафаряна, таким образом Брайза дал понять, что если до выборов политические лидеры двух стран придут к согласию, то международная общественность, так же как и в случае с прошлыми выборами (в частности, с референдумом по внесению изменений в Конституцию Армении), закроет глаза на их результаты и возможные фальсификации.

Нагорный Карабах

В тот же день 29 июля, после проведенных в Ереване встреч, Мэтью Брайза отправился в Степанакерт, где встретился с президентом Нагорного Карабаха Аркадием Гукасяном. Газета "168 Жам" отмечает, что в последний период сопредседатели Минской группы избегали посещения Степанакерта и с представителями НК встречались в Ереване, а свое нежелание бывать в Карабахе объясняли недостатком времени. Как бы там ни было, после встречи с Гукасяном Брайза заявил, что беседа прошла в конструктивном русле. Он отметил, что впервые побывал в Степанакерте и ознакомился с точкой зрения руководства НК. Он не стал рассказывать о деталях беседы, заметив лишь, что от него не следует ожидать "новых элементов". "Я приехал лишь узнать ваше мнение. Это не тот визит, чтобы я мог сказать что-то определенное, - сказал Брайза. - Я должен отправиться в Париж, чтобы обсудить все мнения и предложения с другими сопредседателями Минской группы. Не следует сейчас ждать большого шага, возможно, он случится в будущем". Брайза уклонился от ответа на вопрос, правильно ли вести переговоры по урегулированию карабахского конфликта без участия НК. Вместо этого он заявил, что самое главное - услышать мнение представителей Карабаха. "Что касается переговорщиков, то Армения и Азербайджан должны достичь согласия по этому вопросу", - отметил он.

Как сообщает агентство АРКА, Мэтью Брайза назвал конструктивной свою встречу с президентом Нагорного Карабаха Аркадием Гукасяном. "Атмосфера встречи была очень конструктивной и творческой. Мы обменялись мнениями и искали совместные подходы, чтобы способствовать прогрессу", - заявил журналистам Брайза после встречи. В свою очередь, комментируя встречу с американским сопредседателем, Гукасян сказал, что, "несомненно, одним из основных вопросов беседы было участие Нагорного Карабаха в переговорах". "Мне кажется, господин Брайза понимает, что без Нагорного Карабаха конфликт невозможно урегулировать. Это осознает не только он, но и все посредники", - добавил Гукасян. Вместе с тем, министр иностранных дел НК Георгий Петросян, принимавший участие во встрече президента республики и американского сопредседателя МГ ОБСЕ, подчеркнул, что во время встречи "был проявлен достаточно творческий подход как со стороны президента, так и американского сопредседателя". "Были высказаны идеи, которые должны уточняться, согласовываться и еще долго обсуждаться", - подчеркнул он. "Рад, что американский сопредседатель приехал, как и обещал. Об этом мы договаривались еще в США. Господин Брайза достаточно энергичен и настроен конструктивно", - сказал Петросян.

Азербайджан

1 августа президент Азербайджана Ильхам Алиев принял американского сопредседателя Минской группы ОБСЕ Мэтью Брайзу. На встрече состоялся обмен мнениями по вопросам нынешнего состояния и перспектив переговоров по урегулированию армяно-азербайджанского конфликта и по ряду других вопросов. В тот же день Брайза встретился в МИД Азербайджана с руководителем азербайджанской общины Нагорного Карабаха Низами Бахмановым и министром иностранных дел Эльмаром Мамедъяровым. Как сообщает АПА, сопредседатель не сделал никаких заявлений после окончания переговоров. Он отметил только, что прибыл в страну в качестве нового сопредседателя, чтобы ознакомиться с мнениями Ильхама Алиева и Эльмара Мамедъярова об урегулировании конфликта в Нагорном Карабахе. Дипломат отметил также, что на следующий он отправится в Париж, где обменяется мнениями с сопредседателями МГ ОБСЕ Юрием Мерзляковым и Бернаром Фасье.

Руководитель азербайджанской общины Нагорного Карабаха Низами Бахманов начал встречу с Мэтью Брайзой с предъявления серьезных претензий. "Моя первая претензия было связана с местом проведения встречи, почему встреча проходит не в офисе азербайджанской общины Нагорного Карабаха, а в Министерстве иностранных дел? Представительства исполнительных властей оккупированных районов расположены в нашем офисе. Каждый день туда обращаются 100-200 человек. Проведение встречи там дало бы большой эффект. Этот офис отражает результаты оккупации, и у сопредседателя возникло бы представление о конфликте", - сказал журналистам Бахманов. "Самой большой претензией к сопредседателю было то, что он в кабинете руководителя армянской общины Аркадия Гукасяна вел переговоры под флагом сепаратистского режима, не признанного никаким государством, в том числе США. Для армян эти переговоры потеряли важность, превратились для них в рекламу. Сопредседатель принял эти претензии и сказал, что после парижской встречи сопредседателей они проведут работу над планом будущей встречи министров иностранных дел. Он добавил, что руководство Армении обладает достаточной политической волей для принятия новых предложений и продолжения мирных переговоров". Отвечая на вопросы, связанные с новыми предложениями американского сопредседателя, Бахманов сказал, что предмет переговоров остается прежним. "Существуют проблемы в вопросе референдума и освобождения Лачина и Кельбаджара". (АПА).

Сопредседатель Минской группы ОБСЕ Мэтью Брайза заявил в Баку, что он доволен результатами проведенных в Ереване и Степанакерте встреч, сообщает радио "Свобода". По его словам, возможность решения карабахского конфликта в первой половине 2007 года довольно велика.

Как передает Day.Az, Мэтью Брайза в интервью азербайджанской газете "Ени Мусават" сообщил, что на столе переговоров по карабахскому урегулированию пока нет никакого конкретного документа. "Никто ничего еще не согласовал, просто мы, сопредседатели, представили для переговорного процесса определенные предложения, которые сейчас обсуждаются. Еще раз хочу отметить, ни одна сторона ничего конкретно не согласовала", - подчеркнул он. При этом дипломат, касаясь указанных предложений сопредседателей, отметил: "Могу сказать, что после двух лет обсуждений это наилучшие идеи, предложения". Брайза сказал, что между Азербайджаном и Арменией еще нет договоренности об определении статуса Нагорного Карабаха на основе референдума или соцопроса.

Несмотря на то, что еще до визита было отмечено, что от Брайзы ждут новых предложений, по итогам визита стало ясно, что американский сопредседатель приехал "с пустыми руками", пишет бакинская газета "Эхо", освещая итоги визита сопредседателя Минской группы ОБСЕ Мэтью Брайзы в регион конфликта. В ходе беседы Ильхама Алиева с Мэтью Брайзой были обсуждены текущее состояние и перспективы переговорного процесса по урегулированию армяно-азербайджанского, нагорно-карабахского конфликта, а также состоялся обмен мнениями по ряду других вопросов. Что касается встречи в МИД, то Брайза воздержался от комментариев. Он лишь сказал, что прибыл в Баку для того, чтобы выслушать мнения главы МИД и президента страны. При этом он подчеркнул, что прибыл в Баку в качестве сопредседателя МГ ОБСЕ и обсуждает исключительно вопросы, связанные с карабахским урегулированием, не затрагивая двусторонние отношения.

Газета "Иравунк" со ссылкой на дипломатические источники сообщает, что в ходе визита Мэтью Брайзы в Армению и Азербайджан обсуждались не только вопросы, касающиеся карабахского конфликта, но и конфиденциальные вопросы другого характера. В частности, пишет газета, речь заходила о размещении в регионе американской "маленькой" радиолокационной станции, которая должна осуществлять мониторинг изготовления иранских ракет. Согласно источнику газеты, вопрос этот затрагивался также на встречах с Робертом Кочаряном и Аркадием Гукасяном, в связи с возможностью размещения станции на территориях южнее Нагорного Карабаха или на юге Сюникской области Армении, и было дано понять, что в случае согласия могут быть предложены новые, устраивающие армянскую сторону, положения "рамочного соглашения" по урегулированию карабахского конфликта. При этом, газета отмечает, что пока еще неизвестно, было ли это предложение хотя бы предварительно одобрено президентами Армении и НК.

Совещание сопредседателей Минской группы в Париже

Текущий этап урегулирования нагорно-карабахского конфликта обсудили в Париже сопредседатели Минской группы ОБСЕ Юрий Мерзляков (Россия), Бернар Фасье (Франция) и Мэтью Брайза (США). Как говорится в заявлении сопредседателей Минской группы ОБСЕ, распространенном агентством АРКА, в ходе встречи 2 июля сопредседатели также обсудили итоги ознакомительного визита Брайзы в регион. "Исходя из заявления стран "большой восьмерки" в Санкт-Петербурге по Нагорному Карабаху, сопредседатели рассмотрели различные варианты решения проблемы, которые будут предложены сторонам конфликта, и намерены ожидать их ответа", - отмечается в заявлении. Агентство напоминает, что 29 июня главы МИД "восьмерки" по итогам заседания в Санкт-Петербурге приняли заявление, в котором подчеркнули необходимость скорейшего согласования основных принципов мирного урегулирования этого конфликта с тем, чтобы достичь его уже в 2006 году.

Министр обороны Азербайджана Сафар Абиев недоволен деятельностью Минской группы ОБСЕ по урегулированию карабахского конфликта, говорится в сообщении пресс-службы оборонного ведомства Азербайджана. "Ситуация в регионе очень напряженная. Армяно-азербайджанский конфликт все еще не урегулирован, а деятельность занимающейся решением проблемы Минской группы неудовлетворительна", - заявил Абиев, принимая командующего национальной гвардией штата Оклахомы Гарри Уайата.

Позиции и мнения

Агентство Day.Az распространило заявление представителей общественности Азербайджана. В заявлении, в частности, говорится: "Мы, нижеподписавшиеся представители общественности Азербайджана, рассмотрев заявление сопредседателей Минской группы ОБСЕ на заседании Постоянного совета ОБСЕ 22 июня 2006 года в г. Вене, считаем необходимым заявить следующее:

1. Мы приветствуем обнародование сопредседателями Минской группы ОБСЕ основных принципов урегулирования нагорно-карабахского конфликта и их предложение общественности обеих сторон конфликта обсудить эти принципы. Мирное соглашение между сторонами возможно лишь в том случае, если оно будет понято и поддержано широкими слоями общества.

2. Оценивая изложенные в заявлении сопредседателей Минской группы принципы, мы исходим из того, что мирный процесс является многоступенчатым, включающим в себя согласование основных принципов, разработку на основе этих принципов рамочного соглашения о мирном урегулировании и реализацию этого мирного соглашения. Поэтому важно не только согласовать основные принципы, но и добиться их точной интерпретации на этапе подготовки рамочного соглашения и его реализации. С этой точки зрения, мы видим, по крайней мере, два элемента предложенного пакета принципов, которые могут быть, при тенденциозной интерпретации, использованы для срыва будущего мирного соглашения: вопросы "особого подхода" к освобождению Кельбаджарского и Лачинского районов и проведения референдума. Мы понимаем, что Кельбаджарский и Лачинский районы географически расположены между Арменией и бывшим НКАО и поэтому возможен "особый подход" к их освобождению. Этот "особый подход" может состоять из таких вопросов, как сроки вывода армянских войск, гарантии бесперебойного функционирования коммуникаций для общения населения бывшей НКАО с Арменией и др. Но принадлежность этих районов, как и любой другой части Азербайджана, затронутой конфликтом, Азербайджанской Республике не может ставиться под сомнение. Это следует оговорить в документе таким образом, чтобы не оставалось двусмысленности в трактовке безусловного освобождения этих районов. Одновременно считаем необходимым отразить в документе вывод с территории Нагорного Карабаха армянского экспедиционного корпуса с неучтенными никакими соглашениями по ДОВСЕ (Договор об обычных вооруженных силах в Европе. - прим. ИА REGNUM) сотнями единиц тяжелой техники. Кроме того, поскольку открытие линий коммуникаций является одним из важных элементов мирного процесса, Армения должна разблокировать путь, соединяющий основную часть Азербайджана с Нахичеванью. Мы также считаем приемлемым использования механизма референдума для определения окончательного статуса бывшей НКАО так, как этого требует азербайджанская правовая система. Мы согласны с принципом, что после освобождения оккупированных территорий за пределами этой области и последующего возвращения в свои дома азербайджанцев Нагорного Карабаха, в результате межобщинного диалога, а также переговоров между сторонами конфликта будет согласована модель статуса, которая путем всенародного референдума будет закреплена в Конституции Азербайджанской Республики.

3. С учетом этих уточняющих замечаний, мы считаем предложенные сопредседателями Минской группы принципы достаточно сбалансированными и приемлемыми для азербайджанской стороны. Их принятие может стать хорошей основой для начала мирного процесса и разработки широкого рамочного соглашения о мирном урегулировании нагорно-карабахского конфликта".

Заявление подписали: Эльдар Намазов - президент общественного форума "Во имя Азербайджана", Расим Мусабеков - политолог, Зардушт Ализаде - политолог, Ильгар Мамедов - действующий председатель Азербайджанского национального общественного комитета по евроинтеграции, Лейла Алиева - президент Центра национальных и международных исследований, Ирада Багирова - заведующая отделом истории Кавказа Института истории Национальной академии наук Азербайджана, Мехман Алиев - директор информационного агентства "Туран", Ариф Алиев - председатель журналистского объединения "Ени насил", Рашид Гаджилы - директор Института прав медиа и др.

Азербайджанская Организация освобождения Карабаха (ООК) распространила заявление, в котором осуждает позицию политологов и правозащитников, поддерживающих "рамочное соглашение" по урегулированию конфликта. В заявлении говорится, что предложения сопредседателей Минской группы ОБСЕ противоречат интересам Азербайджана и направлены на удовлетворение притязаний "оккупационной" Армении. "Политологи и правозащитники, подписавшие заявление, которое поддерживает армянскую политику, не скрыли своих намерений поддержать оппортунистическую линию международных организаций и отдельных государств по отношению к Азербайджану. Мы требуем, чтобы каждый из этих людей положил конец позиции, которая противоречит интересам Азербайджана, формирует ошибочный взгляд общества и создает пораженческое настроение. Мы не дадим возможности сопредседателям Минской группы и их подсобникам в Азербайджане осуществить свои коварные планы и добьемся приостановления враждебной деятельности этой группы". (АПА).

Обнародование сопредседателями Минской группы ОБСЕ рамочного документа по урегулированию карабахского конфликта стало концом процесса введения в заблуждение собственных народов властями Азербайджана и Армении. Об этом, сообщает газета "Аравот", говорится в заявлении Армянского общенационального движения (АОД). "Обнародование принципов урегулирования карабахского конфликта еще раз доказало, что поэтапный вариант решения проблемы, на котором настаивало АОД, не имеет альтернативы", - отмечено в документе. В заявлении также подчеркивается, что невнятная позиция властей Армении в переговорном процессе является доказательством желания Еревана отсрочить урегулирование конфликта, что приводит к изоляции Армении от региональных политических и экономических программ. Авторы заявления утверждают, что предлагаемые сегодня варианты урегулирования карабахского конфликта еще больше противоречат интересам армянской стороны, чем это было восемь лет назад. При этом они выражают уверенность, что документы, которые представят в последующие годы, будут еще меньше соответствовать интересам армянской стороны. Вместе с тем авторы заявления выражают уверенность, что, исходя из логики геополитических и экономических процессов, а также перспектив дальнейшего развития ситуации, Армения и Нагорный Карабах обязаны пойти навстречу предложениям МГ ОБСЕ, "поскольку достойное и своевременное урегулирование карабахского конфликта обеспечит гарантии безопасности карабахского народа и откроет возможность осуществлять процесс государственного строительства по собственному усмотрению".

Наша позиция очень проста - мы родину уступать не будем, заявил в дискуссионном клубе "Аргумент" председатель Союза ветеранов Карабахской войны "Еркрапа" Аркадий Карапетян. "Дипломаты у нас есть - пусть занимаются дипломатией. Пусть занимаются этим, как хотят, но чтобы охраняли наши интересы. В мире есть определенные принципы: раз мы победили, то и говорить должны соответственно... Была бы у нас дипломатия на должном уровне, такие вопросы бы не возникали. Нет ее у нас, потому и попали мы в такой круговорот - успокойтесь, все будет хорошо, и тому подобное". Как сообщает газета "Аравот", ветеран осудил также бывшего главнокомандующего Армии обороны Карабаха Самвела Бабаяна, "который считает возможным уступить Азербайджану определенные территории".

Бакинская газета "Зеркало" считает, что озвученные сопредседателями МГ ОБСЕ и широко обсуждаемые в двух странах принципы урегулирования конфликта сегодня больше устраивают Армению. Так, пишет газета, в случае принятия плана Армения сохраняет в регионе свои вооруженные силы, обеспечивает твердую связь с НК. Кроме того, на сегодняшний день мир с Азербайджаном позволит Армении существенно улучшить свое экономическое положение. И, наконец, отпадает возможность силового решения конфликта со стороны Азербайджана. "Азербайджан же данный план мирного урегулирования не устраивал. Во-первых, с учетом неполного контроля над Лачином и Кельбаджаром, а также наличия армянских вооруженных формирований в зоне конфликта Азербайджан частично теряет свою территориальную целостность. Во-вторых, нет никакой гарантии, что в будущем, при проведении референдума армянская община НК, которая существенно улучшит свое экономическое состояние благодаря международной помощи и нефтяным деньгам Азербайджана, вновь не будет настаивать на независимости. В-третьих, в случае осуществления данного плана Азербайджан теряет один из своих главных рычагов давления - возможность военного решения конфликта".

Газета "Жаманак-Ереван" в статье, озаглавленной "Путь решения карабахской проблемы - это отказ от своего менталитета", предлагает: "Вопрос Нагорного Карабаха можно решить в случае, если принять, что народы Армении, Карабаха и Азербайджана - цивилизованные народы. В этом случае первым на пути решения будет признание права НК на независимость. Причем сразу за признанием необходимо начать переговоры по вступлению трех стран в Евросоюз". В таком случае не будет победителей и побежденных, поскольку Евросоюз предполагает в первую очередь общие границы или, что то же самое, отсутствие границ, пишет газета и добавляет, что "до признания независимости Нагорного Карабаха надо сделать все, чтобы поменять сопредседателей Минской группы ОБСЕ и включить в состав МГ исключительно страны-члены Евросоюза, которые будут крайне нейтральными в данном вопросе".

На вопросы Day.Az ответил министр иностранных дел Азербайджана Эльмар Мамедъяров (интервью приводится с сокращениями):

"Что, по-вашему, необходимо, чтобы в переговорном процессе произошел качественный рывок?

Вопрос заключается в том, что в настоящее время идет процесс разъяснения армянской стороне сложившейся в регионе ситуации. Причем этим занимается не только Азербайджан, но и страны-сопредседатели, страны-члены Евросоюза, объясняющие Армении, что при продолжении деструктивной политики в регионе ей будет сложно ожидать интенсивного развития в будущем. Если в Армении думают, что им удастся сохранить контроль над оккупированными территориями, то, я думаю, это равносильно для них самоубийству. А для того, чтобы двигаться вперед, наверное, необходимо понимание этой ситуации, и, я думаю, оно рано или поздно появится.

Устраивает ли Азербайджан позиция стран-сопредседателей Минской группы ОБСЕ - США, России и Франции?

В принципе, те базовые элементы, которые мы обсуждали в ходе последних переговоров, нас устраивают в контексте того, что суть этих базовых элементов заключается в том, что конфликт должен решиться поэтапно, на основании принципов и норм международного права. На первом этапе, конечно, необходимо решить вопрос перемещенных лиц, так как это очень серьезная проблема. На первом этапе также планируется решить проблемы безопасности, вопросы экономического содержания, коммуникаций. В принципе, имеется однозначное понимание в мировом сообществе, что если мы говорим о международном праве, то здесь фактор территориальной целостности первичен. Любой специалист в области международного права объяснит, что принцип самоопределения не означает нарушения территориальной целостности. Можно привести множество примеров государственного устройства в мире, где нации самоопределяются в рамках территориальной целостности государств. Я неоднократно говорил о примерах Татарстана, Башкортостана, есть Триест, другие варианты. И сопредседатели, страны, несущие ответственность за поддержание международного мира, прекрасно понимают, что международное право должно быть первичным.

Что происходит вокруг обсуждения вопроса о возможности проведения референдума о статусе НК?

Речь идет скорее об опросе общественного мнения. Поэтому в первую очередь необходимо уточнить, что волеизъявление будет возможным после нормализации жизни двух общин, азербайджанской и армянской, в самом Карабахе, то есть после возвращения азербайджанских перемещенных лиц, нормализации межобщинного сосуществования. А какие вопросы будут поставлены в ходе опроса населения, это еще предмет переговоров, потому что если будет предложен какой-то вопрос, ставящий под сомнение территориальную целостность, то этот вопрос должен решаться лишь на основании Конституции Азербайджана.

Как МИД относится к поездкам журналистов в Армению и Нагорный Карабах?

Я думаю, что нам необходимо переступить эту черту ненависти, существующую между Азербайджаном и Арменией по некоторым вопросам. Мы - соседи, и друг от друга никуда не денемся. Во-вторых, учитывая, что Нагорный Карабах - неотъемлемая часть Азербайджана, я не вижу проблем в контексте того, чтобы представители страны посещали этот регион. Но, естественно, это зависит от уровня взаимодействия. Если возникнет необходимость для посещения граждан - журналистов, работников НПО, даже представителей властей, это пожалуйста. Мы же ездим в Шемахинский и Кубинский районы? Так почему мы не должны ездить в Карабах? Это же составная часть Азербайджана". (Day.Az).

Азербайджанская сторона все еще страдает от созданных ею же мифов, в которые кроме нее самой не только никто не верит, но и не относится серьезно. Об этом заявил исполняющий обязанности пресс-секретаря МИД РА Владимир Карапетян, комментируя "своеобразные" оценки процесса урегулирования карабахского конфликта, прозвучавшие в интервью министра иностранных дел Азербайджана Эльмара Мамедъярова одному из азербайджанских СМИ. "Слушая министра, создается впечатление, что человек говорит о процессе, не имеющем никакого отношения к нему", - сказал Карапетян. "Насколько быстро они освободятся от подобных иллюзий, настолько быстро станет возможным сформировать в регионе атмосферу стабильности и взаимного доверия", - заявил Карапетян. (Ноян Тапан).

Важнейшим предусловием установления мира и урегулирования карабахского конфликта является историческое примирение между народами региона. Об этом, сообщает АРКА, заявил президент Нагорного Карабаха Аркадий Гукасян на встрече с правозащитниками и журналистами из НК, Армении, Азербайджана, Грузии и ряда европейских стран. Гукасян заметил, что "без подобного примирения трудно будет реализовать любое соглашение по урегулированию конфликта, ликвидировать последствия войны и открыть дорогу к развитию региона". Президент НК особо указал на факт присутствия в Нагорном Карабахе азербайджанской делегации, что, по его словам, является положительным примером конструктивного диалога между представителями двух обществ, разделенных войной. В свою очередь сопредседатель Хельсинской гражданской ассамблеи (ХГА) и координатор национального комитета Азербайджана данной организации Арзу Абдуллаева отметила, что члены ХГА и недавно созданная в Баку организация "Общественный совет по урегулированию карабахского конфликта" выступают за непосредственное участие карабахской стороны в переговорах по мирному разрешению конфликта и в пользу установления доброжелательных отношений между обществами. Абдуллаева отметила, что между действующими в сфере прав человека общественными организациями Армении, Карабаха и Азербайджана существует "теплая атмосфера взаимопонимания и сотрудничества". "Мы бы хотели, чтобы подобная атмосфера царила бы во время контактов на официальном уровне", - сказала она.

По мнению экс-спикера Национального Собрания Армении Бабкена Араркцяна, проблему Нагорного Карабаха может решить лишь власть, наделенная доверием народа. "Эти власти не в силах решить этот вопрос", - заявил Араркцян в беседе с радио "Свобода". Экс-спикер сказал также, что ему непонятно воодушевление по поводу предложения о референдуме. "Совершенно непонятны юридические основания референдума, еще более непонятен вопрос статуса Карабаха в период до проведения референдума". "Первый президент Армении выступил перед народом и показал тот путь, который он представляет. У сегодняшних властей нет ни смелости, ни воли сделать такое", - сказал Бабкен Араркцян.

По результатам опроса среди армянских беженцев мы с уверенностью можем сказать, что армянские беженцы не вернутся в места бывшего проживания, находящиеся в настоящее время в правовом владении Азербайджанской Республики. Об этом говорится в открытом письме организации "Беженцы и международное право" президенту Армении Роберту Кочаряну. Организация предлагает включить в повестку дня переговоров по урегулированию карабахского конфликта вопрос о 500 тыс. армянских беженцев. ("Азг").