Президент Молдавии в Москву приехал, но без вина: Молдавия за неделю
Президент Молдавии участвовал в неформальном саммите СНГ.
Президент Молдавии участвовал в неформальном саммите СНГ
Даже накануне отбытия президента Молдавии
21 июля президент Молдавии дал интервью радиостанции "Эхо Москвы". Его процитировали как ряд молдавских, так и российских СМИ. Владимир Воронин признался, что, собираясь на неформальный саммит СНГ в Москву, не захватил с собой ни молдавского вина, ни коньяка для президента РФ Владимира Путина. "Я первый раз за все время приехал в Москву без вина или коньяка", - отметил Воронин и добавил, что запрет на ввоз молдавских вин в Россию - "закулисное решение, принятое в ответ на введение Молдавией мониторинга приднестровской границы". При этом он выразил уверенность, что "винный кризис" в российско-молдавских отношениях является временным. "До сегодняшнего дня никто нам не прислал ни одного акта на бутылку некачественного вина", - сказал молдавский лидер.
Касаясь приднестровского вопроса, молдавский президент сказал, что, поддерживая сепаратистов в Приднестровье, Россия нарушает договор о дружбе и сотрудничестве с Молдавией. Как напомнил Воронин, в подписанном 4 года назад документе говорится, что Россия признает территориальную целостность Молдавии в границах на 1 января 1991 года. "В то же время российский вице-премьер Жуков подписывает соглашение, в котором лидера Приднестровья называют президентом. Это о многом говорит", - подчеркнул президент Молдавии.
Президент Республики Молдова Владимир Воронин считает, что приднестровский конфликт может быть решен еще во время президентского срока Владимира Путина, который истекает в 2008 году. Воронин заявил, что есть все предпосылки для решения приднестровской проблемы в этот период времени. В то же время президент Воронин подчеркнул, что этого не произойдет до тех пор, пока существуют политические амбиции и криминальные интересы в "восточном регионе Республики Молдова".
Воронин полагает, что российские миротворцы должны уйти с территории Приднестровья, и их должны заменить военные и гражданские наблюдатели.
Отвечая на вопрос о том, как будут реагировать власти Республики Молдова на проведение в сентябре этого года референдума о независимости Приднестровья, Владимир Воронин отметил, что подобная акция проходит в Приднестровье в восьмой раз и ничем не заканчивается. От организации референдума на левом берегу Днестра самопровозглашенные тираспольские лидеры получают лишь какое-то моральное удовлетворение, сказал Воронин в эфире "Эха Москвы".
Президент Молдавии отметил, что миссия ЕС по оказанию помощи в мониторинге молдавско-украинской границы в значительной мере воспрепятствовала деятельности ряда предприятий приднестровской зоны, которые, по его словам, в режиме нон-стоп производят оружие. Воронин сказал также, что, по словам специалистов, ежегодный доход от контрабанды оружия из Приднестровья оценивается почти в 2 миллиарда долларов (напомним, миссия ЕС не выявила случаев контрабанды оружия из Приднестровья - прим. ИА REGNUM).
Воронин также пообещал, что Молдавия не выйдет из состава СНГ. "Молдавия не собирается выходить из СНГ. Этот вопрос снят с повестки дня", - сказал молдавский лидер, добавив, что руководство страны уверено в необходимости существования Содружества. "Вопрос о выходе Молдовы из СНГ снят с повестки дня. СНГ нужно, страна должна работать там. Две недели назад в парламенте Молдовы по инициативе депутатов от оппозиции в повестку дня был включен вопрос о выходе из СНГ. Но до голосования не дошло - в ходе обсуждения сами депутаты, предложившие этот вопрос, попросили, чтобы он был снят", - сказал Воронин.
По его словам, нет необходимости убеждать и граждан Молдавии в необходимости членства в СНГ. "У нас люди - за СНГ, за тесное сотрудничество с Россией. Для Молдовы российские и украинские рынки, взаимоотношения со странами СНГ - намного больше, чем экономика, и мы должны дорожить этими связями", - отметил президент Молдавии в эфире "Эха Москвы".
Он также не склонен считать, что СНГ полностью себя изжило. "Сейчас проблем у Содружества гораздо больше, чем в 90-х годах. Главное для того, чтобы продвигать СНГ и решать все проблемы, это договориться о политической составляющей, о роли и месте каждой страны. И тогда вопросы интеграции, кооперации и межгосударственных отношений будут решаться более успешно", - считает Воронин.
Президент Молдовы подчеркнул, что в Содружестве нельзя осуществлять политику "старших и младших". При этом он ставит "знак равенства между отношениями Молдовы и СНГ и отношениями с Россией как с гарантом существования Содружества". "От места и роли России зависит успех или неуспех СНГ", - заключил президент. ("Эхо Москвы")
В ходе неформального саммита глав государств СНГ в Москве президент Молдавии Владимир Воронин провел 21 июля двустороннюю встречу с президентом Азербайджана
Карел де Гухт: "Результаты референдума в Приднестровье предопределены"
ОБСЕ не признает референдум в "приднестровском регионе", который намечен на 17 сентября. Об этом заявил 20 июля действующий председатель ОБСЕ, министр иностранных дел Бельгии
Парламент Молдавии примет до окончания летней сессии - 28 июля - официальное заявление по поводу референдума в Приднестровье. Как передает "ИНФОТАГ", с предложением высказаться по поводу референдума выступил 20 июля на заседании парламента лидер Демократической партии (ДПМ)
Депутат от альянса "
Как пишет Info-Prim Neo, фракция
В свою очередь Валерий Клименко расценил заявления фракции ПКРМ как обычную провокацию и потребовал, чтобы они представили доказательства того, что он якобы выступал за независимость Приднестровья. "Я сказал на пресс-конференции, что Международный совет русских соотечественников, в который входят делегаты из 50 стран мира, принял решение направить миссию наблюдателей для мониторинга референдума в Приднестровье, назначенного на 17 сентября, и что меня выбрали руководителем этой миссии", - заявил Клименко. По его словам, он сказал лишь, что "в последующие 6 месяцев после референдума будет решен вопрос о признании Приднестровья", утверждая, что из этого высказывания не явствует, что он выступает в поддержку признания Приднестровья, передает Info-Prim Neo. Клименко назвал заявление коммунистов следствием падения рейтинга ПКРМ. "И они прибегают к действиям, направленным на отвлечение внимания общественности от этого факта. Они лгут, клевещут, как делали это в течение 70 лет, до обретения страной независимости, и также поступают и сейчас", - заявил советник Валерий Клименко.
Ранее агентство Info-Prim Neo сообщало, что Международный совет российских соотечественников (МСРС), заседание которого состоялось 14 июля в Москве, принял решение об отправке в Приднестровье миссии наблюдателей, которые будут вести в регионе мониторинг референдума, запланированного на 17 сентября. Лидер общественно-политического движения "Равноправие", председатель Конгресса русских общин РМ Валерий Клименко, являющийся также членом руководства МСРС, был избран председателем миссии наблюдателей. 18 июля в ходе пресс-конференции он сообщил, что в состав миссии войдут депутаты Парламентской ассамблеи Совета Европы, а также представители Канады, Франции, Великобритании, Бельгии, Нидерландов, Италии, Германии, Украины и других государств. Все расходы на содержание миссии возьмет на себя МСРС. Клименко заявил также, что после проведения в Приднестровье референдума о самоопределении суверенитет ПМР будет признан рядом государств в течение 6-12 месяцев. Лидер "Равноправия" утверждает, что получение Приднестровьем независимости позволит обеспечить в регионе лучшее экономическое и политическое развитие, чем если бы он оставался в составе РМ. Основное преимущество референдума, считает лидер "Равноправия", состоит в том, что Приднестровье избавиться от того, что Клименко назвал "террором со стороны Республики Молдова, который длится уже более 15 лет". (Info-Prim Neo)
Американские юристы: в Приднестровье существует "фактический режим"
"Разрешение замороженного конфликта: правовые аспекты сепаратистского кризиса в Молдове" - доклад с таким названием американские ученые-юристы Марк Майер и Кристофер Джордж Борген представили на суд участников международной конференции, которая состоялась 18 июля в Кишиневе. Как пишет "Независимая Молдова", в форуме приняли участие иностранные эксперты, представители государственной власти, гражданского общества и аккредитованные в Молдавии дипломаты. Открывая конференцию, спикер молдавского парламента
Стостраничный доклад американских ученых - это первый опыт фундаментального исследования подобного рода, пишет газета. Как сказал один из авторов документа, председатель комитета по международным делам Коллегии адвокатов штата Нью-Йорк (США) Марк Майер, он и его коллеги попробовали найти ответ на центральные вопросы: возможен ли легитимный выход этого образования из состава современной Молдавии и признание суверенитета Приднестровья. Проанализировав огромное количество документов, побеседовав с людьми с обоих берегов Днестра, изучив пятнадцатилетнюю историю конфликта, ученые-юристы на оба вопроса однозначно ответили: "Нет". У властей сепаратистского региона, считают они, нет ни малейшей зацепки для того, чтобы Приднестровье получило суверенитет. Жители республики не являются особым этносом, молдавское государство не нарушает их права и, наконец, вооруженный конфликт 1992 года с точки зрения международного права не может быть основанием для перекройки границ на политической карте мира, пишет "Независимая Молдова". (В июне в Вашингтоне был представлен научный доклад "Государственный суверенитет Приднестровской Молдавской Республики (ПМР) в соответствии с международным законодательством". Его подготовила группа зарубежных экспертов - ученых из университетов Оксфорда, Стэнфорда, Гарварда, Кембриджа, участников дейтонских соглашений по разделу Югославии. Эксперты пришли к выводу, что "никогда в истории территория, на которой сейчас расположено Приднестровье, не была частью Молдовы", "исторически Приднестровье никогда не было частью Молдовы" - прим. ИА REGNUM)
Непризнанную ПМР ученые назвали "фактическим режимом". Подобные образования в мировой практике рассматриваются лишь как частичные субъекты международного права. "Их уникальный статус генерирует определенные права и обязанности, в первую очередь, касающиеся мер по оказанию помощи населению. Они могут заключать соглашения, которым присваивается статус ниже договоров. Кроме права действовать для поддержки своего населения, фактический режим можно привлечь к ответственности за нарушение международного права", - цитирует доклад американских экспертов "Независимая Молдова".
Между тем, утверждают авторы, "в приднестровском кризисе наблюдается время опасности и обещаний": "Опасность ситуации заключается в том, что, учитывая недавние события, отношения ухудшаются, и маловероятен вариант того, что
Как отмечает "Время", подразделение адвокатской коллегии за 25 лет работы накопило огромный опыт. Такие же доклады были сделаны по Кубе, Сингапуру, Малайзии, Турции, Гонконгу, Аргентине, Уганде, Северной Ирландии и Индии. "Время" цитирует главного автора доклада Кристофера Боргена, который заявил: "После длительного общения стали ясны аргументы приднестровских руководителей в пользу отделения региона от Молдовы, но эти аргументы не кажутся состоятельными". В беседах с лидерами "тираспольского режима" то и дело выплывал отказ некоторых стран признавать пакт Молотова-Риббентропа. "Но денонсация исторического документа в международном праве не означает отказа от прошлого, она означает лишь смену стратегии на будущее", - уверен эксперт. "Слабое звено здесь еще и в том, что МССР была создана как раз для решения бессарабского вопроса в рамках Советского Союза", - считают авторы доклада. Эксперты напомнили, что согласно международной практике самоопределение не влечет за собой передела границ, за исключением тех случаев, когда с их переделом согласно само государство. Говоря о критериях, согласно которым регион получает право на полное отделение и может быть признан международным сообществом, Борген проинформировал: "Должен быть отдельный народ, права которого притесняются центральной властью, и иного решения проблемы, нежели сецессия, нет".
Исследователи уверены, что Приднестровье не имеет права и на автономию. В результате своей полуторалетней работы они не нашли никакой законной базы для получения автономного статуса. Если говорить о самоопределении как о следствии денонсации пакта Молотова-Риббентропа, то, по мнению авторов доклада, это вообще химера. Исходя из международного права, авторы подчеркнули, что норма самоопределения сама по себе не предполагает права на отделение. У народа есть право принимать решения о своей культуре, языке, управлении и так далее. Внутреннее самоопределение - это защита прав нацменьшинств в составе единого государства. Именно поэтому Приднестровье не может претендовать на статус автономии, поскольку речь не идет об отдельном национальном меньшинстве, как, например, в Гагаузии. "Ничего подобного в случае с Приднестровьем мы не заметили - ни отдельного народа, ни его притеснения", - заявил Борген, добавив, что "скорее в самом Левобережье можно говорить о нарушениях прав человека".
Описывая процесс приднестровской приватизации и ее возможные правовые перспективы, исследователи исходят из статуса "приднестровского режима" как соответствующего всем характеристикам "администрации оккупированных территорий", свидетельства чего можно найти в положениях 4-й Женевской конвенции. Согласно ей, оккупационный режим может использовать военные объекты на оккупированных землях, так же как и другие промышленные объекты, но при двух условиях: они не могут быть разрушены, а их статус не может быть изменен. Другими словами, пишет "Время", "существующий де-факто режим" не имеет права продавать активы молдавского государства или частную собственность. В противном случае, с точки зрения международного права, все соглашения могут быть признаны недействительными в момент реинтеграции Молдавии.
Председатель Комитета по европейским делам Ассоциации адвокатских коллегий Нью-Йорка Марк Мейер отметил, что за любую экономическую деятельность, предпринимаемую совместно с сепаратистами, ответственность ложится на сепаратистов, и нет никаких гарантий, что подобная деятельность будет одобрена после окончательного урегулирования конфликта. "В результате программа приватизации самопровозглашенной Приднестровской Республики не может дать инвесторам гарантий того, что эти сделки будут признанными, если ПМР реинтегрируется в Республику Молдова", - цитирует Мейера "Время".
Американские адвокаты подняли и проблему вмешательства третьих сил в приднестровскую проблему. Эта часть доклада вызвала самые бурные эмоции, многочисленные реплики и комментарии, пишет газета. Эксперты заявили, что, занявшись анализом приднестровского конфликта, они были крайне удивлены одной вещью: впервые за их солидную практику они столкнулись с тем, что гражданское население противоборствующих сторон общается так, будто конфликта не существует. Это значит, что конфликт поддерживается искусственно. В представленном докладе Российская Федерация (учитывая нахождение на молдавской территории ее войск) рассматривается не только как гарант, но и как сторона конфликта. Мало того, некоторые действия России указывают на ее особые интересы в зоне конфликта, считают эксперты. По их словам, речь идет об использовании цен на энергоресурсы в качестве рычага политического давления, таможенных барьерах на пути молдавских товаров, экономической помощи "приднестровскому региону" и общих экономических интересах приднестровских и российских элит. По мнению докладчиков, каждый из этих фактов, взятый отдельно, не противоречит международным нормам, но в совокупности речь идет об очевидном вмешательстве во внутреннюю политику другого государства и нарушении конвенции невмешательства Совета Безопасности
Американцы не ограничились сугубо юридическими сторонами роли России в приднестровском конфликте и перешли на весьма жесткий политический язык. Эксперты утверждают, пишет "Время", что Россия несет ответственность за продолжение сепаратистского кризиса в Молдавии, вмешиваясь в ситуацию на стороне самопровозглашенных тираспольских лидеров, оказывая им военную, экономическую помощь и др. В докладе также указано на то, что практически вся верхушка "левобережного режима" - российские граждане, которые приехали в Приднестровье, а не родились там. "Эта оранжерея (тираспольский режим - прим. "В") не может существовать без прямой поддержки России. Что говорить о содержании российской политики по отношению к Тирасполю, если даже сами российские министры, рассуждая о защите своих соотечественников, не верят в то, что говорят? Почему же мы им должны верить? Позиция России по Приднестровью - это позор российской дипломатии. Нужно, чтобы Россия поняла: Приднестровье - это ее позор", - заявил Кристофер Борген. Американские адвокаты признались, что сбиты с толку принципиальной поддержкой Россией "клана Смирнова". По их мнению, это серьезный удар по имиджу российской дипломатии - иметь дело с "очевидным криминальным анклавом". Эксперты не понимают, зачем это делается. Они считают, что "режим Смирнова" явно противоречит российским интересам.
Комментируя третью часть доклада, спикер парламента Мариан Лупу заявил, что, по его мнению, демократизация Приднестровья невозможна без вывода из региона российских войск. "Необходимо констатировать, что проведение реальных демократических процессов в приднестровском регионе невозможно без вывода оттуда российских войск в соответствии с обязательствами, взятыми на себя Российской Федерацией на саммите ОБСЕ в Стамбуле в 1999 году", - цитирует Лупу "Время". Министр реинтеграции РМ
Говоря о перспективах решения приднестровского конфликта, Борген и Майер заявили, что ситуация обязательно изменится. Она уже изменилась. Речь идет о расширении Евросоюза и
Василий Шова соглашается с докладчиками в том, что касается способов разрешения конфликта - через международную дипломатию, "поскольку уже сегодня в конфликте участвует сильный третий игрок, мы не можем решить эту проблему единственно внутренними усилиями". Но, с другой стороны, министр реинтеграции подчеркнул, что, несмотря на все провалы в переговорном процессе, реальное соотношение сил в регионе меняется уже с прошлой осени, когда за стол переговоров сели представители США и ЕС. По мнению Шовы, влияние западных партнеров в приднестровской проблеме постоянно увеличивается, что не может не внушать оптимизма, пишет "Время".
Отвечая на вопросы журналистов, эксперты категорически отвергли правовую возможность признания Россией приднестровского референдума по отделению от Молдавии. "Все понимают, что так называемое признание - это несправедливый, незаконный с точки зрения международного права акт", - заявил Мейер.
Реакции российской дипломатии на конференции не последовало. Несмотря на то, что в зале присутствовали почти все аккредитованные в Кишиневе послы, российского посла
Сведущий в американской кухне
Сменилось руководство миссии ОБСЕ в Молдавии
20 июля в Бендерах в ходе планового заседания Объединенной контрольной комиссии (ОКК) посол миссии ОБСЕ в Молдавии
На заседании первым слово взял сопредседатель ОКК от Российской Федерации дипломат
Глава российской делегации сообщил, что в российском представительстве долго "советовались и даже ругались" о том, что же подарить Уильяму Хиллу в честь окончания его дипломатической миссии в Молдавии. В результате, как объяснил российский дипломат, вспомнили, что в Российской Федерации есть два рода войск - воздушно-десантные и морская пехота. Именно военнослужащие подразделений этих родов войск, как пояснил Виктор Шанин, когда-то давно (еще до американцев) ловили
Представители приднестровской делегации в Объединенной контрольной комиссии (ОКК) пожаловались на то, что представители миссии ОБСЕ в Молдавии не являются "объективными наблюдателями и посредниками в миротворческом процессе". Как передал корреспондент "ИНФОТАГ" из Тирасполя, на заседании ОКК они заявили, что миссия ОБСЕ односторонне оценивает события и поддерживает позицию лишь одной из конфликтующих сторон - Молдавии. По мнению приднестровской делегации, члены миссии ОБСЕ упорно "не замечают действий Молдовы, дестабилизирующих обстановку в зоне ответственности миротворцев". Авторы заявления обращают внимание на то, что миссия ОБСЕ никак не реагирует на факты преследования членов ОКК от Приднестровья. Молдавская прокуратура внесла приднестровских представителей в ОКК в так называемые "черные списки" и возбудила против них уголовные дела.
Представители Приднестровья в ОКК обижены на то, что миссия так и не дала оценку действиям властей Молдавии в этом плане. Приднестровская делегация в ОКК расценила нынешнюю практику деятельности миссии ОБСЕ как "порочную" и призвала ее действовать в соответствии с мандатом посредника, сообщает "ИНФОТАГ".
Приднестровская делегация в Объединенной контрольной комиссии (ОКК) официально обратилась к представителям России с предложением восстановить деятельность вертолетной эскадрильи, которая функционировала в составе российского контингента в 1992-2002 гг. и состояла из 12 вертолетов Ми-8 и Ми-24. В обращении, цитируемом "ИНФОТАГ", отмечается, что "наличие вертолетной эскадрильи значительно расширяло возможности ОКК и военного командования по контролю над ситуацией в Зоне безопасности". Представители Приднестровья считают, что необходимость в использовании вертолетов "значительно возросла" из-за увеличения числа случаев несанкционированного появления в Зоне безопасности летательных аппаратов. Они напомнили, в частности, о случае, произошедшем 28 июня, когда вертолет Ми-8 с опознавательными знаками Молдавии "совершил неоднократный облет миротворческого поста №9". "Несанкционированный полет можно было бы пресечь, если бы в составе Совместных миротворческих сил функционировала вертолетная эскадрилья", - утверждает делегация Приднестровья.
На просьбу корреспондента "ИНФОТАГ" прокомментировать требования приднестровцев сопредседатель ОКК от Молдавии
21 июля Луис О'Нилл сменил на посту главу миссии ОБСЕ в Молдавии Уильяма Хилла. Как сообщает REPORTER.MD со ссылкой на пресс-службу миссии ОБСЕ, Луис Ф. О'Нилл окончил в 1990 году Стенфордский университет по специальности "Славянские языки и литература", а в 1992 году Стэнфорд присудил ему кандидатскую степень в области русских и восточно-европейских исследований. В 1992-1993 гг. он работал в Москве журналистом и дизайнером в газете Moscow Times.
В 1996 году О'Нилл поступил на работу в Гарвардский Институт международного развития в качестве участника проекта юридической реформы в России, оказывал помощь в разработке рыночных законопроектов и регламентов для российской
С 2001 по 2004 гг. посол О'Нилл работал в качестве помощника окружного прокурора в Бюро по особым расследованиям в окружной прокуратуре округа Нью-Йорк.
В 2004 году он был представителем Белого Дома в рамках программы White House Fellows. В связи с этой программой в качестве специального помощника госсекретаря посол О'Нилл был прикреплен к Офису российских вопросов. Он также руководил специальными проектами госсекретаря, одним таким проектом стало назначение на должность эксперта США в Ознакомительной миссии Минской группы ОБСЕ в контролируемых армянами районах вокруг Нагорного Карабаха. В 2005 году посол О'Нилл присоединился к отделу планирования политики Государственного департамента США и отвечал за долгосрочную политику США в отношении России, Украины, Молдавии, Белоруссии и Кавказа.
Посол О'Нилл свободно владеет русским языком, говорит по-испански, а также немного по-румынски.
Уильям Хилл возглавлял миссию ОБСЕ в Молдавии с 1999 года, с небольшим перерывом. (REPORTER.MD)
Первый Всемирный конгресс гагаузов
Гости из 14 стран съехались в Комрат - столицу Гагаузской автономии Молдавии, где 20 июля начал работу первый Всемирный конгресс гагаузов. В течение двух дней они знакомились с историей и жизнью первой на постсоветском пространстве национально-культурной автономии Гагауз Ери (в переводе - гагаузская земля. - прим. ИА REGNUM), посетили музеи и предприятия. "Это будет первый представительный форум гагаузского народа, в котором примут участие более 220 делегатов из России, Турции, Греции, Болгарии, Украины, Канады, США, Бразилии и ряда других стран мира, где есть гагаузские диаспоры. Для участников конгресса подготовлена обширная культурно-ознакомительная программа, в рамках которой состоятся открытие аллеи Славы известных гагаузских деятелей культуры и литературы в Комрате, посещение музеев и художественной галереи, ряда предприятий Гагаузии", - сказал накануне открытия конгресса корреспонденту МОЛДПРЕС башкан автономии
Справка "ИНФОТАГ": Гагаузы - единственный тюркоязычный народ, исповедующий православие. Основная его часть (200 тыс.) проживает в Буджаке - южной части Молдавии. Около 40 тыс. - в сопредельных районах Украины, отдельные селения есть в Запорожской области, Кабардино-Балкарии (Россия), в ряде стран Европы (Болгарии, Греции, Румынии), а также Турции. В 1994 г. парламент Молдавии принял Закон об особом правовом статусе Гагаузии (Гагауз Ери), наделивший регион с компактным проживанием гагаузов правами автономии. Структура управления автономии состоит из исполкома Гагаузии во главе с башканом и Народного собрания из 35 депутатов.
На конгрессе выступил президент Республики Молдова Владимир Воронин. Текст его выступления распространила пресс-службы президента.
"Ваша история уходит в далекое прошлое. В те самые времена, когда из глубин средневековой Азии, как из плавильного котла, выплескивались один за другим народы великой тюркской семьи. Ваши предки, словно безвестные колумбы, мужественно преодолевали тысячи километров опасной степи, объединяя в единый организм народы и цивилизации Старого Света - от Китая до Византии, от Ирана до Древней Руси. Благодаря им еще тысячу лет назад мир обретал черты той глобальности и взаимозависимости, той универсальности и единства, которые столь четко и однозначно проступают сейчас. С тех самых времен тюркский язык по праву стал одним из языков Европы, одним из слагаемых того культурного наследия, которое мы чтим и продолжателями которого являемся. И без всякого преувеличения можно утверждать, что гагаузский народ в этом историческом "Вавилоне" событий совершил настоящий подвиг. И этот подвиг во многом является уроком для всех народов. Исторический подвиг гагаузов заключается в том, что вопреки всем историческим коллизиям и лишениям гагаузы смогли вынести из пламени прошлой истории не только свою речь, свое имя, но еще и свою веру", - сказал Владимир Воронин.
Президент приветствовал гагаузов всего мира в Молдавии. "Я уверен, что Молдова всегда будет идти по пути заинтересованного диалога со всеми нашими внешнеполитическими партнерами. Молдова не позволит себе роскоши безжалостно растоптать те отношения и связи, которые из века в век закладывались нашими мудрыми предками. Молдова никогда не позволит себе нарушить то уникальное внутреннее единство национальностей и беспримерное разнообразие языков и культур, которые являются нашим общим сокровищем. Как бы ни было сложно, но сегодня мы обязаны быть мудрее всех тех, кто во имя своих личных амбиций приносил в жертву наш мир, нашу дружбу, нашу искреннюю заинтересованность в совместном процветании нашей Родины. Я убежден, что нам всем вместе еще предстоит стать очевидцами настоящего ренессанса гагаузского народа, его языка, его культуры и искусства. Уверен, что нам предстоит еще услышать немало гагаузских имен, способных прославить нашу страну на весь мир", - заключил выступление Владимир Воронин.
Внутренние цены на газ в Молдавии выросли на 50,4%
Повышение российским "
Как заявил на пресс-конференции по итогам заседания административного совета директор НАРЭ Анатолий Бурлаков, новые ставки рассчитаны в соответствии с методологией определения, утверждения и применения тарифов на природный газ. Эта методология предусматривает покрытие всех расходов и затрат поставщика, связанных с приобретением, транспортировкой, распределением и поставкой топлива потребителям. В соответствии с этим новый тариф учитывает не только повышение закупочной цены импортируемого природного газа со $110 до $160, но и изменение курса национальной валюты с момента предыдущего пересмотра стоимости газа для потребителей. В прежних тарифах был заложен курс лея по отношению к доллару из соотношения 13,0:1, но по итогам первого полугодия средний курс национальной валюты составил 13,4:1. Поэтому в новые тарифы заложен показатель 13,5 лея за доллар, пишет "Экономическое обозрение".
По мнению еженедельника, председатель правления АО "
В нынешнем году тарифы на газ пересматриваются уже второй раз. После февральского повышения были опасения, что газовая составляющая станет серьезным фактором для ускорения инфляции, обвального роста цен во всех отраслях экономики. Хотя официальная статистика не подтверждает этот вывод, специалисты говорят о скрытом характере инфляционных ожиданий, которые властям пока удается сдерживать. Но очередной рост тарифов на газ вряд ли удастся нивелировать. Анатолий Бурлаков сказал, что, скорее всего, в ближайшее время придется пересматривать также тарифы на тепло и электроэнергию, так как удельный вес газа при их производстве очень высок. Что касается появившихся слухов о намерении Украины повысить цены на экспортируемую в Молдавию электроэнергию, то директор НАРЭ заметил, что переговоры на этот счет не входят в компетенцию агентства, поэтому комментировать ему нечего. В то же время Геннадий Абашкин заявил на пресс-конференции, что логично было бы ожидать от агентства второго шага, под которым он понимает утверждение "справедливого" тарифа, позволяющего компании не только покрывать все расходы по поставке газа потребителям и компенсировать понесенные в результате несвоевременного утверждения новых тарифов убытки, но и дать возможность "Молдова-газ" осуществлять капиталовложения и развиваться. Кроме того, он считает необходимым установить такие тарифы на производимую ТЭЦ тепло и электроэнергию, которые позволяли бы этим предприятиям своевременно оплачивать поставляемый газ и не накапливать долги, пишет "Экономическое обозрение". Ведь из общего объема потребляемого Молдавией газа свыше 40% идет именно на эти цели.
"Предприятия энергосектора недофинансированы, оборудование на них устарело, эффективность работы очень низкая, - отметил Абашкин. - В складывающихся условиях Молдове крайне важно повысить эффективность использования газа. Для этого нужна коренная модернизация предприятий, нужны инвестиции. Поэтому одной из тем переговоров с "Газпромом" была возможность участия российского концерна в проведении такой модернизации. Напрямую с ценами на газ это не связано, но в перспективе возможно за счет применения новых технологий и повышения КПД централей ограничить рост внутренних тарифов в Молдавии. Сейчас руководство "Газпрома" рассматривает предложения республики на этот счет, и к концу июля станут известны результаты проведенного российскими специалистами исследования". ("Экономическое обозрение")
В то же время Геннадий Абашкин отметил необходимость заключения Молдавией долгосрочного контракта с "Газпромом" на поставку газа. Это обеспечит стабильность и прогнозируемость в работе не только "Молдова-газ", но и национальной экономики в целом, повысит инвестиционную привлекательность энергетической отрасли для зарубежного бизнеса. Условие для заключения такого соглашения на три или пять лет у российского поставщика одно - привязка цен на газ к "нефтяной корзине". В этом контексте Абашкин заметил, что если применять эту методику, то в переводе на нынешние цены стоимость российского газа для Молдавии в 1995-1998 годах превышала $300 за тысячу кубометров. "В эти годы "нефтяная корзина" была на уровне примерно $20 за баррель, поэтому если пропорционально рассматривать тогдашнюю цену на газ в $80 за тысячу кубометров, то выходим на $350-360", - цитирует Абашкина "ЭО".
Анатолий Бурлаков подтвердил, что нынешняя цена на газ в $160 за тысячу кубометров установлена для Молдавии до конца текущего года. Но до сентября стороны намерены подготовить долгосрочный контракт и подписать его. "Все зависит от формулы определения цены в дальнейшем", - отметил директор НАРЭ, не особо вдаваясь в детали. Но в то же время хорошо известно, что "Газпром" предлагает в дальнейшем отталкиваться от стоимости "нефтяной корзины", Молдавия же хотела бы установить фиксированную цену. Причем желательно на уровне ныне действующей ставки в $160 за тысячу кубометров. Вариант, при котором российский монополист согласился бы на снижение цены в обмен на "привлекательные инвестиционные проекты", уже практически не рассматривается, пишет "ЭО".
Журналистов интересовал вопрос реальности прозвучавшего в заявлении министра промышленности и инфраструктуры РМ
Глава миссии МВФ подчеркнул, что тенденция роста цен на энергоресурсы отмечается во всем мире и является обычным явлением. По его словам, до 2006 г. Молдавия приобретала газ у России по ценам ниже рыночных ($80 за 1000 куб. м.), в то время как стоимость газа для соседней Румынии составляла $220-230. "Таким образом, "Газпром" на протяжении ряда лет фактически субсидировал Молдову", - сказал Томас Ричардсон. Он подчеркнул, что МВФ ставит перед собой задачу помочь Молдавии пройти через сложный период внешних потрясений, сообщает InfoMarket. По его словам, ЕС и иностранные доноры могли бы оказать стране финансовую помощь в виде льготных кредитов и грантов. Он напомнил, что, согласно программе сотрудничества с МВФ, Молдавия может получать кредиты только на льготных условиях, а многие двусторонние доноры, в частности, правительства Голландии и Швеции, предпочитают предоставлять гранты.
По мнению главы миссии МВФ, в долгосрочной перспективе объемы прямых иностранных инвестиций в Молдавию значительно увеличатся, что компенсирует потери страны от внешних шоков. Томас Ричардсон подчеркнул, что в краткосрочной перспективе этого ждать нереально. Он отметил, что сложная внешняя ситуация ставит перед Молдавией задачи улучшения деловой среды и последовательной реализации начатых реформ для стимулирования притока иностранных инвестиций, информирует InfoMarket. МВФ прогнозирует незначительное снижение темпов роста ВВП и повышение уровня инфляции в Молдавии в 2006 г. в связи с ростом цен на российский газ и запретом на поставки молдавских вин в Россию. Томас Ричардсон отметил, что эксперты фонда намерены пересмотреть эти и другие макроэкономические показатели РМ, а также внести соответствующие изменения в некоторые обязательные параметры, предусмотренные программой сотрудничества Молдавии с МВФ.
Томас Ричардсон не сказал насколько, согласно прогнозам экспертов фонда, уменьшится темп роста ВВП и увеличится инфляция, отметив лишь, что речь не идет о катастрофических изменениях. Он сказал, что изменения будут незначительными. "Хотя вино и газ важны для молдавской экономики, в ней есть и другие вещи, поэтому изменение макроэкономических прогнозов будет умеренным", - цитирует Ричардсона InfoMarket. Он отметил, что, согласно предварительным прогнозам, инфляция в Молдавии будет выше предусмотренной ранее программой на 1-2%. По его мнению, чрезмерного роста инфляции из-за удорожания газа не будет, поскольку страну ожидает одноразовый ценовой шок, и структурная инфляция должна сохранятся на прежнем уровне.
В среднесрочной перспективе молдавский лей может несколько укрепиться. По мнению Томаса Ричардсона, в реальном эффективном выражении лей сейчас ниже равновесного уровня курса. "Лею необходимо дать возможность повыситься в реальном номинальном выражении", - отметил Томас Ричардсон. Отвечая на вопросы журналистов, он отметил, что сложно прогнозировать курс национальной валюты до конца года, поскольку на это влияет отток и приток валюты в страну. "У НБМ плавающий обменный курс, он может изменяться, снижаться, повышаться", - подчеркнул глава миссии МВФ, отметив, что Национальный банк Молдавии (НБМ) принимает меры для исключения чрезмерных колебаний курса, передает InfoMarket.
Как проинформировал REPORTER.MD, правительство Молдавии одобрило законопроект о мерах по социальной защите населения в связи с повышением тарифов на природный газ. Законопроект предусматривает предоставление компенсаций всем бытовым потребителям. Компенсации рассчитываются в размере 50% от разницы между новым тарифом на природный газ и тарифом на 1 июля 2006 года за месячный объем газа до 30 куб. м (включительно) на одну квартиру (дом).