"Осмысление пространства".

(Ведомости. 24.07.06. Александр Хлопонин)

При формировании рабочей группы мы стремились превратить ее в центр федеральной дискуссии о региональной политике. Нам это удалось: в работе приняли участие семь министерств, более 10 центров экономического анализа, предложения дали более 50 регионов. У нас получился цельный концептуальный документ по реформированию региональной политики страны.

Прошлое и настоящее Россия в начале 1990-х гг. ушла от практики жесткого советского территориального планирования, которое базировалось на госсобственности, плановой экономике и монополии государства на принятие решений. Но в итоге мы пришли к другой крайности: полному отрицанию необходимости территориального планирования, что для такой большой страны, как Россия, конечно, абсурдно.

Одним из критериев эффективности нынешней политики является динамика различий между лидирующими и отстающими регионами. В России эти различия традиционно велики, и они продолжают расти. В 2000 г. по объему промышленного производства на душу населения различия между самым благополучным и самым неблагополучным субъектом составляли 64 раза, а к 2005 г. они выросли до 281 раза. Разница в доходах бюджетов богатейшего и беднейшего регионов на душу выросла за пять лет с 50 раз до 194 раз; объем инвестиций на душу - с 30 раз до 44 раз, уровень безработицы - с 29 раз до 33 раз. Действующая региональная политика создает слишком большие антистимулы для развития экономики регионов. Надо резко повысить именно экономическую эффективность региональной политики.

Ключевая проблема нашей региональной политики парадоксальна: самая большая страна в мире не имеет даже правовых основ для территориального планирования.

Это все равно как если бы самая богатая природными ресурсами страна не имела законодательства о недрах или самая развитая транзитная держава не имела транспортного права.

По закону ни Федерация, ни регионы могут вообще не иметь стратегических документов в области территориального планирования. И они этим пользуются - на федеральном уровне нет ни долгосрочной стратегии регионального развития, ни среднесрочных реализующих ее программ. Нет и качественно проработанных региональных разрезов основных отраслевых стратегий, среднесрочной программы социально-экономического развития, программ развития инфраструктурных монополий и т. д. Весь комплекс плановых документов в России разрабатывается вообще без учета того обстоятельства, что на карте России можно найти регионы, по уровню развития соответствующие всем странам ООН, за вычетом G7 и Центральной Африки.

Регионы отвечают Федерации взаимностью: всего около 30 субъектов обеспечены долгосрочными стратегиями. И их можно понять: сложно заниматься стратегированием регионального уровня, если нет определенности по базовым федеральным вопросам. Например, фундаментальным фактором развития для многих регионов востока России, в том числе для Красноярского края, станет маршрут и срок строительства восточного газопровода. От этого зависит старт разработки многих десятков перспективных месторождений, строительство газоперерабатывающих и газохимических комплексов, энергетики; вообще - развитие или неразвитие топливно-энергетических кластеров. Но на федеральном уровне нет документа, проясняющего этот вопрос. И так во всем.

В нашей рабочей группе родилось негативное определение сегодняшней региональной политики. Итак, нынешняя региональная политика - это не предмет осмысленной деятельности, а случайная сумма территориальных последствий от реализации государством и бизнесом различных отраслевых стратегий и планов. Как нам перейти в режим современного регионального планирования, сбалансированного между интересами федеральной власти, региональной власти, бизнеса и общества? Будущее за законом Мы считаем, что не обойтись без федерального закона "Об организации разработки и реализации В минувшую пятницу на заседании Госсовета рабочая группа по планированию развития регионов предложила новые принципы региональной политики. В статье, написанной для "Ведомостей", руководитель рабочей группы Александр Хлопонин доказывает необходимость принятия закона о региональной политике, без которого система территориального планирования в России не заработает. государственной региональной политики в Российской Федерации", т. е. закона о региональной политике. Он должен обязать и федеральный, и региональный уровни власти иметь в области территориального планирования соответствующий набор стратегических и программных документов.

Я хотел бы подчеркнуть зеркальный характер обязательств Федерации и регионов. Федерация только тогда получает моральное право требовать от регионов разработки программных документов, когда она сама обеспечена понятной долгосрочной стратегией территориального развития, которая реализуется через среднесрочные программы, содержащие конкретные системы мер. Также для начала необходимо разработать на федеральном уровне внятные и подробные региональные разрезы всех плановых документов: от регионального разреза федерального бюджета и среднесрочной программы развития страны до региональных стратегий государственных монополий и отраслевых министерств. Кроме того, наличие стратегии поможет правительству оценивать качество региональных документов В соответствии с чем Федерация сегодня утверждает или отклоняет стратегии субъектов - большой вопрос.

Закон и ценности Не успели мы представить доклад рабочей группы, как уже появились комментарии не читавших его специалистов о "возврате Госплана", о "региональной политике для унитарного государства" и проч. Эти оценки не имеют ничего общего с действительностью. Речь идет о создании современной системы территориального планирования, соответствующей лучшим мировым образцам. На каких ценностях эта система строится? 1. Ценности рынка и частной собственности. Государство перестало быть единственным собственником и должно использовать в отношениях с бизнесом современные меры индикативного регулирования. 2. Ценности федеративного государства. У нас по Конституции регионы являются не подчиненными центру административно-территориальными единицами, а субъектами федеративных отношений, построенных на разграничении предметов ведения и полномочий. Значит, система планирования должна быть сбалансирована по линии "Федерация - регионы". Следовательно, адекватная этапу развития страны и лучшим мировым образцам система регионального планирования должна стать не жесткой схемой установления определенного порядка для регионов, а целостным комплексом гибких положений организационного, правового, методического и информационного характера.

Именно система ценностей должна лечь в основу понятийного аппарата, утверждаемого законом. И здесь большую роль будет играть данное законом определение региональной политики. Рабочая группа считает, что региональная политика современного государства - это разработка и реализация приоритетных направлений развития субъектов и муниципальных образований. Ключевым в этом определении является сам предмет планирования - это не конкретная хозяйственная деятельность, а только и исключительно разработка стратегических и программных документов. Поэтому качество реализации этого закона будет в сильной мере зависеть от работы "мягких" инструментов согласования интересов на всей территории страны.

Например, нужен учет стратегий и планов бизнеса при разработке и реализации плановых документов. В процессе работы над докладом мы осуществили полный мониторинг перспективных инвестиционных проектов в основных отраслях экономики на всем пространстве страны. Реализации выявленных планов крупного бизнеса (более $600 млрд инвестиций в ближайшие 10 лет) в 90% случаев мешает недостаточное развитие инфраструктуры. Фундаментальным фактором региональной политики станет намерение государства развивать инфраструктуру в том или ином регионе, т. е. способствовать реализации планов бизнеса, а значит, росту экономики данного региона. Во-вторых, нужна согласованная работа региональных подразделений федеральных органов с администрациями субъектов, для чего имеет смысл сформировать на региональном уровне специальные совещательные органы при главе субъекта Федерации - своеобразные расширенные правительства. Для обеспечения высокого качества стратегических, программных и прогнозных документов нужно будет разработать общедоступную методическую базу по всему кругу вопросов планирования. Эти рекомендации должны стать для региональных властей удобным и подробным пособием по технологии планирования.

Что можно сделать уже сейчас Закон о региональной политике будет разрабатываться и согласовываться примерно до конца 2006 г., и в этом случае с нового 2007 года российская система регионального планирования начнет новую жизнь, а точнее, собственно родится. Но ряд изменений исполнительная власть может совершить немедленно. Во-первых, надо ликвидировать антистимулы экономического развития, содержащиеся в системе межбюджетных отношений. Относительно успешно выравнивая бюджетную обеспеченность регионов, она вовсе не выравнивает экономическое развитие.

Здесь имеет смысл предпринять следующее 1) не сокращать объем федеральных дотаций региону на сумму выросшего налогового потенциала; 2) закрепить строго целевой характер всех федеральных инвестиций в регионах, включающий необходимость среднесрочного планирования расходов федерального бюджета в региональном разрезе; 3) создать специальный федеральный фонд поддержки социально-экономических реформ по аналогии с эффективным фондом реформирования региональных финансов. Основной задачей фонда будет финансовое поощрение на прозрачной конкурсной основе регионов, ориентированных на проведение приоритетных реформ.

Несмотря на появление на федеральном уровне новых "умных" инвестиционных инструментов, прежде всего закона "Об особых экономических зонах" и Инвестиционного фонда, нужны новые финансовые институты федерального уровня, в рамках которых могло бы осуществляться льготное кредитование инвестпроектов в приоритетных с точки зрения региональной политики регионах. В этой связи рабочая группа возлагает большие надежды на создание государственного банка развития на базе Внешэкономбанка Появление банка развития как структуры, заинтересованной в отборе и реализации перспективных проектов регионального уровня, способно оказать заметное влияние на развитие реального сектора субъектов Существенный резерв роста экономики содержится в повышении качества межрегионального сотрудничества, в том числе в поддержке становлению и развитию макрорегионов. Проекты межрегионального сотрудничества могут поддерживаться как в рамках традиционных ФЦП и ФАИП, так и через Инвестиционный фонд и режим ОЭЗ.

Надо ускорить на федеральном уровне разработку мер кластерной политики, ведь кластерный способ организации экономики наиболее выгоден для регионального бюджета. Регионы заинтересованы в создании специального фонда поддержки кластерных проектов, своеобразного инкубатора кластерной политики, по аналогии с созданными венчурными фондами, организованными на принципах софинансирования Федерации и регионов.

Амбициозные задачи, которые ставит Россия в области социально-экономического развития, являются по сути курсом на возврат лидерства. Безусловно, реализация этого курса потребует фундаментальных изменений и в региональной политике. В нашей огромной стране региональная политика - важнейший фактор развития, и он должен содействовать, а не противодействовать росту.

Автор - губернатор Красноярского края; руководитель рабочей группы Госсовета России по вопросу комплексного социально-экономического планирования развития регионов

"Летать по-русски".

(Ведомости. 24.07.06. Елена Мазнева)

Росимущество передумало отдавать KrasAir "Аэрофлоту". Как стало известно "Ведомостям", оно наконец согласилось с созданием альтернативного перевозчика на базе KrasAir. Правда, государство должно получить в нем контроль, настаивают в Росимуществе. И называться этот перевозчик должен по-русски - "Росавиасоюз".

С 2004 г. KrasAir, "Домодедовские авиалинии" (ДМ), "Омскавиа", "Самара" и "Сибавиатранс" объединились в альянс AiRUnion, a KrasAir и ДАЛ учредили управляющую компанию альянса - 000 "Эйрбридж" (сейчас "Эйрюнион"). Государству принадлежит 51% акций KrasAir, 50% ДАЛ, 46,5% "Самары". Гендиректору KrasAir Борису Абрамовичу и связанным с ним структурам - около 40% KrasAir, 48,7% ДАЛ, около 40% "Самары", более 80% "Омскавиа" и 100% "Сибавиатранса".

В 2005 г. все они перевезли около 3,5 млн пассажиров (3-е место в России). "Сибавиатранс" отчетность не раскрывает. Выручка остальных составила в 2005 г. 18,7 млрд руб. Прибыль KrasAir - 6 млн руб., совокупные убытки трех других - 390 млн руб. В апреле глава Росимущества Валерий Назаров писал в Минтранс, что создавать новый холдинг на базе AiRUnion бессмысленно: с сегодняшним составом государство все равно получит в нем контроль. Он будет конкурировать с "Аэрофлотом", а две "ослабляющие друг друга" госкомпании в России не нужны. Потому лучше отдать "Аэрофлоту" все госакции в KrasAir, ДАЛ и "Самаре". Как выяснилось, Назаров передумал. Он направил в Минтранс и Минэкономразвития свой проект указа президента об объединении AiRUnion, говорят чиновник из Росимущества и источник из окружения Бориса Абрамовича. Акции пяти членов альянса должен получить новый холдинг под названием "Росавиасоюз".

А государство "в соответствии с независимой оценкой" получит не менее 51% его акций. Почему поменялась позиция Росимущества, сотрудник ведомства не уточняет, он объясняет только выбор нового имени: "Эйрюнион" не подходит для национального перевозчика. Чиновник из администрации президента добавляет, что "изменилось общее мнение" о том, насколько сильно стоит укрупнять "Аэрофлот".

Эпопея с согласованием схемы авиахолдинга на базе KrasAir длится больше года. Автор проекта - Борис Абрамович. Оценить его еще в середине 2005 г. взялась аудиторская фирма "Пачоли". Сначала она посчитала, что госдоля в холдинге составит лишь 42%, после чего появился первый проект президентского указа, написанный Минэкономразвития. Но Росимущество проект раскритиковало и затеяло тяжбу с KrasAir, оспаривая в красноярском арбитраже законность поручительства компании по облигационному займу ООО "Эйрбридж" на 3 млрд руб. (судебного решения до сих пор нет).

Весной "Пачоли" пересчитала условия сделки и сделала вывод, что госпакет в новом авиахолдинге все же превысит 50%, после чего Росимущество и предложило передать госпакет акций KrasAir "Аэрофлоту". Генпрокуратура в июне возбудила уголовное дело по займу "Эйрбридж" - по статье "мошенничество в особо крупном размере". Ни ход, ни фигурантов этого дела в прокуратуре обсуждать не хотят.

Выяснить позицию Абрамовича и представителей Минэкономразвития вчера не удалось. В Росимуществе, Минтрансе и KrasAir от официальных комментариев отказались. Но высокопоставленный чиновник Минтранса говорит, что в любом случае проект президентского указа будет снова готовить Минэкономразвития. А еще в апреле глава этого министерства Герман Греф (вместе с министром транспорта Игорем Левитиным) попросил Владимира Путина одобрить другую схему нового холдинга. Министры признали, что, по "предварительной оценке", частным акционерам не хватит акций, чтобы получить контроль в новой компании.

Но им "целесообразно" отдать контроль, за который они могут доплатить деньгами. Резолюцией президента было одно слово -"согласен". "Процесс сдвинулся, теперь предметом торга будет размер госдоли, а не сам факт объединения", - радуется близкий к Абрамовичу источник. "Контрольный пакет KrasAir интересовал "Аэрофлот", ведь это крупный актив, но новая позиция Росимущества наших планов по консолидации не меняет", - говорит заместитель гендиректора "Аэрофлота" Лев Кошляков. Формально Греф не обязан учитывать мнение Назарова, рассуждает проректор Высшей школы экономики Лев Якобсон, после административной реформы Росимущество отвечает за управление госакциями, а политические вопросы - как этими акциями распорядиться - решает Минэкономразвития. Кремлевский чиновник предупреждает, что от мнения Назарова отмахиваться вряд ли будут: апрельская резолюция президента - "не единое мнение администрации".

"Александр Хлопонин: "Мы не ожидали такого эффекта".

("Красноярский рабочий", 22.07.06)

"МОСКВА, КРЕМЛЬ. Владимир Путин встретился с губернатором Краснодарского края Александром Хлопониным" - именно такой заголовок появился в четверг вечером на официальном сайте президента России www.kremlin.ru. Дальше, правда, везде фигурировал Красноярский край, так что перенос Сибири на Кубань можно считать всего лишь техническим казусом, который к тому же заметили и исправили уже в пятницу, как только Москва проснулась.

ДОЛОЖЕНО: УКАЗ ИСПОЛНЕН

Как и предполагалось, Александр Хлопонин первым делом доложил Владимиру Путину о шагах по объединению края, Таймыра и Эвенкии. В соответствии с указом президента, сказал он, были поставлены задачи по ускоренному социально-экономическому развитию трёх субъектов, формированию единой системы государственного аппарата и реализации крупных инвестпроектов на территории Красноярского края.

За год с момента референдума было сделано достаточно много, заявил губернатор. Практически все пункты указа выполнены в полном объёме. Сегодня мы вышли на принципиально новые показатели. Мы подали заявку на получение денег из инвестфонда и победили. Проект освоения Нижнего Приангарья предусматривает 32 млрд долларов государственных инвестиций и около 179 млрд - частных. Развивается строительство таких крупнейших объектов, как Богучанская ГЭС с выходом на мощность 1600 мегаватт в 2009 году, алюминиевый завод, считающийся одним из крупнейших - на 600 тысяч тонн переработки алюминия, развивается Ванкорское нефтегазовое месторождение, тоже одно из самых крупных на сегодняшний день в России, идёт возведение нефтепровода, автомобильных дорог. Среди людей очень высоко ожидание завершения реализации этих проектов. Создано свыше 30 тысяч новых рабочих мест.

С первого января 2007 года образовывается новый субъект РФ под названием "Красноярский край", в который войдут Таймыр и Эвенкия, сказал Александр Хлопонин. Законодательные органы власти в округах слагают с себя полномочия и делегируют их законодательным органам края. Два губернатора слагают с себя полномочия, делегируют полномочия губернатору Красноярского края. В апреле пройдут выборы в новое Законодательное Собрание нового субъекта. Будут предложены кандидатуры губернатора. И с того момента, фактически с мая, новый субъект Российской Федерации приступит к своим полномочиям в полном объёме. Губернатор доложил президенту и о том, что сегодня социально-экономическая обстановка стабильная. "Активно реализуются национальные проекты по образованию, здравоохранению, сельскому хозяйству, строительству доступного жилья, - сказал он. - Красноярский край победил в заявке на два крупнейших объекта в рамках национальных проектов. Один из них - кардиохирургический центр. Подготовлена строительная площадка. Все обязательства выполнены. Думаю, что в этом году мы уже приступим к строительству, к сбору этого объекта. В следующем году он будет введён в эксплуатацию. Люди очень ждут этого объекта. Один из самых крупных объектов будет".

"На сколько?" - поинтересовался Владимир Путин.

"Я боюсь ошибиться, - ответил Александр Хлопонин, - свыше тысячи коек. То есть он будет не только охватывать Красноярский край, он рассчитан на всю территорию: и на Сибирский федеральный округ, и даже на Дальний Восток, мы будем обслуживать и этот регион. Также мы победили в проекте по национальному университету. Сегодня идёт подготовка постановления правительства по реализации этого проекта. Ведётся работа, огромная работа на уровне ректорского корпуса, со студентами была встреча".

ИНВЕСТОРЫ ЗНАЮТ, ЧТО ИХ НАШЛИ?

Губернатор заявил, что хорошо знает историю. Например, что, когда Тобольск был университетским центром, Томск являл собой небольшую деревню. После того как император принял решение перенести в Томск университет, этот город расцвёл. Дальнейшие этапы развития истории - Новосибирск, появление там академгородка. Сибирь начала развиваться активными темпами в области науки и технологий. Ожидается подобная отдача и от национального университета.

"Сибирь сегодня - это и мощнейшие гидроресурсы, и атомная энергетика, и цветная металлургия, - констатировал Александр Хлопонин. - Это новые технологии в области космоса. У нас сильнейшие технологии в НПО имени Решетнёва. Мы сегодня запускаем систему "Глонасс". У нас "Красмашзавод", где наработаны хорошие технологии, хорошая база для этого создана. Я уверен, что мы справимся с поставленными задачами".

"Помните, вы мне обещали начать прорабатывать проект строительства Ледового дворца?" - спросил губернатора президент.

"На сегодняшний день найдены инвесторы, - ответил тот. - Планируем в этом году закладку камня. И я думаю, уже в следующем году Дворец будет построен".

Владимир Путин переспросил не без юмора: "Инвесторы знают о том, что они найдены?"

"Конечно, - заверил Александр Хлопонин.- Дворец, правда, не будет таким крупномасштабным, скажем, как в Подмосковье. Он будет на 3 тысячи зрителей. Мы идём постепенно. Мы считаем, что надо развивать школу, а не сразу идти на команду мастеров. Мы всё-таки переориентировались в основном на детский, на юношеский спорт. Поэтому будем готовить хороших молодых игроков, развивать школу у нас. Тем более что хоккей с мячом у нас активно развивается. Хоккея с шайбой у нас не было. Тем не менее будем развивать это направление".

"Значит, вы полагаете, что то, о чём мы говорили с точки зрения развития и экономики края, и при объединении год назад, что по всем основным направлениям движение вперёд имеется?" - задал вопрос президент.

Губернатор ответил восторженно: "Мы даже сами не ожидали такого эффекта. Мы коснулись только одного проекта - Богучанской ГЭС, завода, уникального проекта Нижнего Приангарья. Участие государства в развитии инфраструктуры подтолкнуло огромное количество инвесторов, которые сегодня готовы вкладывать средства в разработку новых месторождений. Это и лесной, и лесопромышленный комплексы, которые сразу шагают за Ангару и начинают активно осваиваться. Это новые нефтяные месторождения, Юрубчено-Тохомская зона, которая автоматически приходит в этот проект. Более того, когда мы собирались в Томске, обсуждали вопрос по поводу трубы, по которой пойдёт нефть. Юрубчено-Тохомская зона начинает активно развиваться. То есть, вложив рубль в инфраструктуру, государство создаёт возможность около 5 рублей привлечь от частного инвестора в эти проекты".

ОРИЕНТИР -АМЕРИКА И... СССР

Речь на встрече пошла и о пятничном заседании Госсовета. Александр Хлопонин возглавляет рабочую группу, которая разрабатывает стратегию социально-экономического развития.

- Между основными сторонами, заинтересованными в реализации этой стратегии, а это прежде всего федеральный центр, регион, крупные государственные корпорации и частный бизнес и население прежде всего, между ними абсолютно не существуют никакой увязки, - заявил губернатор. - И это больше всего настораживает. Единственная качественная стратегия с региональным аспектом есть у "Газпрома". Это стратегия газификации России. А в федеральной стратегии на три года, которую разработало Минэкономразвития, региональному аспекту посвящены две страницы из тридцати. Из этого документа невозможно понять даже направление развития инфраструктуры. Как пойдут нефтепроводы, газопроводы, какие будут выданы мощности? Где и как будут размещены производственные ресурсы и производительные силы? При этом нам говорят: регионы должны спланировать свою стратегию социально-экономического развития.

Владимир Владимирович, я, например, хочу построить Богучанскую ГЭС. Но если она не попадает в государственную стратегию, то и построена не будет. Мы сделали анализ региональных стратегий свыше 250 частных корпораций. И пришли к уникальному выводу. На территории Сибири и Дальнего Востока существуют инвестиционные проекты на сумму около 440 миллиардов долларов, частный бизнес готов инвестировать. При этом возникает проблема - отсутствие инфраструктуры, автомобильных и железных дорог, энергетических мощностей и так далее.

Сегодня необходимо принять федеральный закон, который прежде всего обозначил бы так называемый понятийный аппарат. Все разговаривают на разных языках. Такие понятия, как стратегия, концепция, прогнозы, каждый понимает как хочет, каждый рисует, собственно говоря, то, что считает нужным. Особенно это актуально в рамках федеративного государства, где разграничены предметы ведения и полномочий. Большая страна, каждый сегмент этой страны - европейская часть, Сибирь, Дальний Восток - должен иметь свою специфику развития, свои ориентиры. Очевидно, что, скажем, в Сибири мы никогда не сможем развивать производство автомобилей, потому что мы очень далеки от рынков сбыта. Для нас очевидно, что Сибирь - это мощнейший энергетический ресурс нашего государства, сырьевой ресурс и высокие технологии. Плюс транспортные магистрали, транспортные развязки. Вот наши приоритеты, мы и должны в этой плоскости развиваться.

Таким образом мы должны планировать и трудовые ресурсы. Проект развития Нижнего Приангарья позволил перепрофилировать всё профтехобразование. Я как губернатор перестроил все учреждения профессионально-технического среднего образования под потребности бизнеса. Вместо того чтобы обучать слесарей по производству, ремонту автомобилей, а они до сих пор на "Москвичах-412" тренируются, которых нет в производстве, сегодня вместе с Роснефтью, вместе с РАО "ЕЭС России" мы создали профильный техникум. Потребность в рабочих местах огромная, около 40 тысяч специалистов нужно подготовить.

Необходимость разработки региональной стратегии на базе стратегий федеральных - это, я считаю, ключевой профиль на сегодняшний день. Мы долго думали, посмотрели, как это происходит на Западе, как это было в Советском Союзе. Понятно, что к директивным методам возвращаться не имеет смысла, жизнь поменялась, задачи поменялись. Но в Штатах существует комиссия по стратегическому планированию, где и происходит увязка стратегий территориальных. Дальше эти стратегии должны учитывать три основных аспекта: социальную справедливость, политическую стабильность и - главное - экономическую эффективность. Государство через инвестиционные механизмы тонко настраивает отдельно взятый регион, отдельно взятую территорию. Так что предстоит очень большая работа, работа не одного дня, в том числе и по подготовке законопроекта.

"Мы из Сибири народ простой, я те сразу скажу: "Здорово!".

("Сегодняшняя газета", 22.07.06, Семен Мамонтов) Каждый раз, когда губернатор Хлопонин встречается с президентом Путиным, возникает нездоровый ажиотаж: ну, теперь-то точно заберут у нас Геннадьича в министры - либо регионального развития, либо экономики, а то и в премьеры. Причем ажиотаж возникает исключительно у нас, в Москве и на окраинах ничего такого от этих встреч не ждут. Полагаю, дело в том, что там есть свои губернаторы, которые тоже летают в Москву, а хотели бы там и осесть. И им подобные альтернативные варианты истории также греют душу, тем более что прецеденты есть - Собянин тот же. Щекочет тема повышения и тех, кто непосредственно под губернатором ходит: кто-то рассчитывает багажом в первопрестольную перебраться, а кто-то - на ступеньку выше подняться. Поскольку ступенек довольно много - от кабинета на третьем этаже до вахты на первом, то и желающих помахать платочком в аэропорту Красноярск тоже хватает.

Но если рассуждать чисто гипотетически - лучше бы Хлопонин оставался в крае. При всех претензиях. Во-первых, потому, что в случае чего с Хлопониным уйдет и Александр Новак. А это действительно серьезная потеря. Во-вторых, оба первых зама губернатора - люди вполне достойные, но супротив объединенных арабских депутатов им не выстоять. Ни порознь, ни даже взявшись за руки. Такая вот игра в ручеек. Наконец, в-третьих: очень и очень не хотелось бы, чтобы вся эта затратная и громоздкая возня с объединением края, Богучанкой и Ванкором оказалась банальным пиар-проектом, чем-то вроде портфолио для будущего министра. Поэтому будем верить в лучшее, то есть в официальную версию: Хлопонин поехал спросить у президента, где обещанные деньги на реализацию проекта Нижнего Приангарья. И договориться о том, чтобы не все заработанные деньги край отдавал в Москву, а что-то оставлял и себе. А если этот разговор еще и практические последствия будет иметь, то Хлопонин получится вовсе молодец и заслужит благодарную память всех красноярцев. И мы тогда не только его проводим со слезами сожаления, но даже будем навещать в Москве: грибов привозить, ягод, шишек кедровых, водицы с Богучанской ГЭС... В противном случае вырисовывается какая-то малоприятная тенденция: на Таймыре начал - и соскочил, в крае начал - и соскочил. Я уж не говорю про неминуемый дележ наследства - полетят клочки по закоулочкам. Уже несколько лет краевая элита стесняется ХАПАТЬ. Стибрить потихонечку, подтянуть, стырить - это есть еще, и это неизбежно, как у многих вот - попросить огня, и зажигалку потом не вернуть по рассеянности. А откровенно хапать стесняются. Губернатор примера не подает - ему смысла нет. Но всем остальным-то есть!

Одна ситуация с конфликтом двух аптечных ГУПов до чего показательна. Специальная комиссия (от администрации края) посчитала деньги в чужом фармацевтическом кармане и прослезилась: при 71 миллионе рублей валовой прибыли чистая прибыль за прошлый год составила 510 тысяч. А, скажем, расходы на рекламу составили 5,6 млн рублей. Контрольный вопрос: вы эту рекламу видели? А теперь правильный ответ: и видели, и читали, только как реклама это все не обозначалось, а были это остро публицистические материалы про другой аптечный ГУП и про то, как воруют ТАМ. И другая комиссия, из депутатов, наверняка найдет в другом ГУПе много всяческих тараканов. Депутаты - по крайней мере, некоторые - в этом кровно заинтересованы.

Другая ситуация: "Красноярское Загорье". Тут депутаты бодаются с депутатами же. На стороне одних -профсоюзы, на стороне других - уголовники.

Третья: птицефабрики. И так далее, до бесконечности...

Что это значит в практическом смысле для всех нас? Мало или совсем ничего. У них своя свадьба, у нас своя. Торговые профсоюзы собираются на пленум и на пленуме проводят опрос среди своих работников, сколько те зарплаты получают. Оказывается, треть - меньше прожиточного минимума, то есть в пределах трех тысяч рублей. По идее, профсоюз нужен для того, чтобы после получения таких сведений начать широкомасштабную забастовку с предъявлением требований к работодателям. Нет, наши ограничились констатацией факта. Вот ввязаться в борьбу за коммерчески прибыльный санаторий - тут появляется блеск в глазах и адреналин в крови. Так вот, в случае ухода Хлопонина нынешнее тихое подворовывание перейдет в фазу стремительного хапанья. Уже сейчас в успешной реализации проекта Нижнего Приангарья, не говоря об остальном прочем, есть некоторые сомнения - с уходом Хлопонина о проекте придется забыть напрочь. И не надо думать, что его самого это не коснется. Пройдет год-два - и съежится портфолио, как шагреневая кожа в романе Бальзака об одном чрезвычайном честолюбце, и всякий тогда скажет вслед бывшему губернатору: парень, ты оставляешь после себя руины...

Плохая история. Совсем плохая

"Музею - быть!".

("Красноярский рабочий", 22.07.06)

Развитие туризма в стране и крае набирает обороты. Это не могло не коснуться и одной из главных достопримечательностей нашего города и края - заповедника "Столбы". На этой неделе здесь прошла выездная пресс-конференция, где директор "Столбов" Алексей Кнорре и мастер спорта по альпинизму СССР Сергей Баякин сообщили о решении создать в заповеднике музей альпинизма, столбизма и скалолазания.

Оно было принято губернатором края Александром Хлопониным. Музей будет располагаться в историческом месте - около кордона Нарым, что в районе Первого Столба. Здесь на поляне находится деревянный дом, в котором жила Елена Крутовская, и кирпичное здание, где раньше зимовали звери из живого уголка. Эти здания приведут в надлежащий вид, реконструируют, и через два-три года они смогут принять первых посетителей.

Здесь же будет оборудован зал для проведения каких-либо конференций и встречи гостей любого уровня. В летнее время мероприятия можно будет проводить прямо на поляне, куда поставят переносные скамейки. Сама поляна застраиваться не будет. Музей будет носить название Визит-центра. Здесь будет представлено несколько экспозиций. Во-первых, посетители узнают об истории "Столбов" и их современной деятельности. Ведь кроме охраны природного комплекса заповедник занимается научными исследованиями, которые проводятся совместно с институтом леса, институтом физики и другими научными объединениями, а также эколого-просветительской деятельностью.

Также в музее будут представлены экспозиции, посвящённые истории и развитию альпинизма и столбизма, который был прообразом альпинизма.

На строительство Визит-центра краевая администрация планирует выделить 20 миллионов рублей. К этому проекту будет подключаться также городская администрация. Как заявила депутат городского совета Татьяна Гончарова, заповедник ежегодно посещают 250 тысяч человек, и большинство из них - красноярцы.

Но прежде чем начать строительство музея, директор "Столбов" Алексей Кнорре намерен привести в надлежащий вид хозяйство заповедника. В первую очередь это асфальтирование автомобильной дороги и строительство пешеходной тропы. Здесь возникают проблемы, поскольку одна часть этой дороги - от трассы до ворот заповедника - находится в ведении краевой администрации, а другая - от ворот до кордона Нарым - является федеральной землёй.

"Анатолий Быков: "Сибирь и наш край никому не дам в обиду".

("Сегодняшняя газета", 22.07.06, Людмила Винская, Сергей Иванов)

Депутат Законодательного Собрания Красноярского края, предприниматель Анатолий Петрович БЫКОВ вниманием властей и так называемого простого народа не обделен. Но на телеэкранах, тем не менее, он не частый гость, на страницах газет - тоже, хотя пишут о нем много. Пишут специфически - обычно выхватывая фразы из выступлений на сессии или опираясь на неведомые источники, на собственные предположения, не встречаясь с депутатом лицом к лицу, не задавая ему вопросов, а значит, и не получая информацию из первых рук. Особенно такая тенденция заметна в последнее время. Пресса не идет на контакт со своим героем. И герой не рвется в объятья к журналистам. Ситуация интригующая. Тем более всем известно, что в предстоящей избирательной кампании в Заксобрание объединенного края Анатолий Быков станет одной из ключевых фигур. Интересно же знать, что собой представляет эта ключевая фигура, какие ходы предпочитает, какие ставит цели. Результатом журналистского любопытства и стала почти двухчасовая беседа с политиком и бизнесменом. Фрагменты ее мы предлагаем вниманию читателей "Сегодняшней Газеты".

Зачем раскачивают лодку?

- Анатолий Петрович, мы заметили, что пресса, особенно красноярская, этим летом то и дело заводит разговоры о неких тайных замыслах "Евразийского Союза" и тех неприятных сюрпризах, которые он якобы готовит для предстоящей выборной кампании. Некий невидимый режиссер постепенно нагнетает ситуацию, явно запугивая единороссов: ужо поостерегитесь! Разговоры эти, что любопытно, построены на домыслах, предположениях, гаданиях на кофейной гуще. И их даже не пытаются маскировать. Как будто это делается нарочито. Пикантность ситуации заключается в одной особенности: когда произносится название "Евразийский Союз", то в красноярских политических кругах это сразу ассоциируется с фамилией Быков. Поэтому интересно было бы без посредников услышать от вас комментарий ситуации. Ведь неспроста же лодку раскачивают...

- Журналисты много чего обо мне пишут. Что же касается публикаций, о которых вы говорите... Я их читал. Одно скажу - это просто слухи, сочиненные кем-то. Совершенно точно, что ни авторы публикаций, ни невидимые режиссеры (как вы их определили) ничего не знают о замыслах "Евразийского Союза" в целом и о моих планах в частности. Может быть, они и предполагали, что я кинусь объясняться: мол, не такие у меня планы, а вот какие. Или еще вариант: прочитав странные заметки, я пойду в газету и начну, что называется, искать общий язык - дескать, давайте вместе работать. Не исключено и другое: газета своими публикациями хотела обратить на себя внимание "Единой России", чтобы выстроить отношения с партией власти. Ведь и так можно "прочитать" действия ваших коллег: мы вас предупредили, мы информированы, мы готовы к сотрудничеству. В общем, гадать не буду. Это их заботы. Информацию же насчет моей предвыборной кампании никто из представителей СМИ не может знать. Хотя бы по той причине, что я еще и не задумывался о ней. Не время пока. До кампании еще полгода. Начинать собственную раскрутку? Но подумайте сами, мне-то она зачем? Меня же знают. И не первый год. И не только в Красноярске, но и в таких отдаленных деревушках, о существовании которых многие и не подозревают. Даже когда я в Эчмиадзине с каталикосом встречался, то с удивлением обнаружил, что и он обо мне наслышан. Точнее, о том, какую благотворительную работу я провожу. Причем когда я говорю "меня знают", то прежде всего имею в виду не себя как персону, а дела. Люди же по делам ценят политиков и чиновников. Ну какие мне программы специальные сочинять, если я давно работаю по одной-единственной программе - делать все, чтобы моим землякам хоть в чем-то было легче, радостней жить. Десять лет назад я начал заниматься благотворительной деятельностью. И продолжаю ею заниматься. То есть я работаю в социальной сфере. И работа приносит плоды. Моим политическим оппонентам это не нравится. Они делают все, чтобы перекрыть мне и моим единомышленникам дорогу. Но ничего... Каждый тратит свои силы на то, что ему ближе. Они могут "включить" грязные методы и подставить мне подножку. Но в честной борьбе им меня не одолеть. А бороться я уже научился.

- На вас наверняка постоянно обрушивается вал информации извне. И она, как можно без труда догадаться, разная. В том числе и негативная...

- Совершенно верно!

- Тогда скажите, как вы к ней относитесь? Даете волю эмоциям?

- Ни в коем случае. Я занимаюсь самовнушением. Результат его - не обращаю внимания на отрицательный поток информации. - Может быть, обращаете, но смотрите на него как бы со стороны? Вы на берегу, а поток несется мимо. Если в него броситься - захлестнет.

- Ну если образно говорить, то примерно так. А если по-простому: воспринимаю все спокойно. Спокойствие я в себе воспитал. Это лучшая защита. Иначе я бы давно сгорел. И пришел я к этому без всяких восточных учений или новомодных теорий. При помощи Библии. Но я читаю иногда и Тору, и Коран. В этих книгах много похожего. Если ты суетлив и тебя легко вывести из равновесия, то тебя легко победить. Не желая того специально, я собственным спокойствием заставляю нервничать своих оппонентов. Но не могу же я суетиться в угоду им.

- Неужели вы и предательства воспринимаете спокойно?

- Предательство всегда ранит. Но и на этот счет я вывел философское заключение: предавая меня, они прежде всего предают себя. Предательство никогда не приносит счастья. Впрочем, о предателях и говорить не стоит. Это слабые люди. И их в политике много. - Зачем же вы пошли в нее?

- Причин несколько... Но я политиком стал после того, как закончились все неприятные вещи. Помните же, то в одном меня пытались обвинить, то в другом.

- А до этого?

- До этого... Наверное, я только хотел стать политиком. Иногда мои амбиции были сильнее моего сознания. А это опасно для политика. Мне пришлось учиться на своих ошибках. Кстати, пресса мне помогла. Она ведь обо мне чаще писала плохое. И это сыграло свою роль. Во-первых, мне наука. Во-вторых, такого бесплатного пиара никто не получал. Не знаю, как там "писатели", но заказчики-то явно рассчитывали на другой эффект. Их расчет оказался ошибочным.

- А какие свои политические ошибки, совершенные в прошлом, вы исправили бы, вернись время вспять?

- Я бы никогда не стал играть на стороне чужаков. Хотелось поймать птичку в небе. А птицу, которая уже была в руке, не удержал. Но тогда у меня не было нужных знаний и опыта. Они пришли позже. И вот тогда я понял, что такое политика. Когда я увидел, кто нами правит, мне стало грустно. Меня многие спрашивали: зачем ты полез в политику? А как после того, что я увидел, остаться в стороне? Я бы с радостью ушел из нее, но нельзя. Объясню - почему. Раньше, в советское время, была кадровая школа. А сейчас посмотрите, кто идет в политику и пытается править! Нет кадров! Тот, кто хочет заниматься политикой, пока занимается самообразованием, многое постигая на практике и тоже учась на ошибках. Y меня теперь есть команда. А когда я начинал бороться, то был один. А сила-то, которой приходится противостоять, внушительная.

В политике большинство - двоечники

- Имя ей - власть?

- Я иногда думаю: почему власть сопротивляется многим хорошим замыслам, которые исходят не от нее? Сама не делает и другим не дает! Нет-нет, да и придет мысль: а может, эта впасть и работает для того, чтобы было еще хуже? Порой задаю себе вопрос: может, наша власть служит кому-то другому, только не своему народу? А так не должно быть. Как не должна политика двигать экономику, что мы наблюдаем в данный период. Экономике никак не дают первенствовать. А в политике-то большинство двоечников. Вот поэтому в самой богатой стране самый бедный народ. Парадокс! И его породили политики.

Наш край - это клад России. А после объединения это вообще будет мощь. А как люди живут, сами знаете. И уровень их жизни говорит о политиках больше, чем любые рейтинги. Многие политики думают только о себе, любят только себя и свои лозунги. А у нас в Красноярском крае сегодня можно построить все. Я имею в виду и строительство самой экономической системы. Хлопонин-то все только обещает и говорит о будущем. А нужна реальная работа, здесь и сейчас. И надо начинать с низов - с малого, среднего бизнеса. И не только в Красноярске, но и в других территориях. Привлекать инвестиции. Не говорить о необходимости инвестиций, а привлекать их. Это просто - создавай условия для инвесторов. Причем инвесторы-то многие живут рядом. Красноярские бизнесмены, я уверен, с готовностью вложат средства в развитие красноярской экономики, если почувствуют уверенность и защищенность. Но для этого экономический климат в крае должен быть иной. Вот посмотрите: сегодня разрешают строить только определенным людям. А поверьте мне, многие хотели бы заняться строительством, понимая, что это один из самых серьезных бизнесов сегодня. Не дают. Чиновничью бюрократию не всякий одолеет. По моему мнению, она находится в числе главных врагов государства Российского.

Фальшивые аплодисменты

- Помните, в какой атмосфере президент Путин читал свое послание Федеральному Собранию? Я готов подписаться под каждым словом - со всем согласен. Но одновременно и убежден: большинство из тех, процентов девяносто, кто горячими аплодисментами прерывал чтение, вышли из зала и "забыли" обо всем, что услышали. Но меня даже не это волнует. На протяжении семи лет президент делал такие доклады, выдвигал правильные требования... Но почему же он ни разу не спросил со своих подчиненных по всей строгости за промахи и бездеятельность? Один только пример. Все говорят о какой-то абстрактной коррупции, будто она не имеет конкретных "героев". Ведь коррупционеров в среде пенсионеров нет. Или еще... Недавно я был в Енисейском районе. Кстати, одна из газет уже сообщила, что я начал там предвыборную агитацию. А я и не знал. Я-то ездил с территорией знакомиться и открыть там спортивный клуб. Оказывается, весь лес вывозится. Миллион кубов! В год! Вывозят наши соседи китайцы. За наличные скупают лес. И в Поднебесную! Президент Путин говорил, что такую практику надо прекратить. Вывозить круглый лес -это же почти преступление, по крайней мере, экономическое. Что получается? Мы не только лес выпускаем за бесценок, но и заботимся о создании рабочих мест для китайцев. Что, нельзя "выбить" средства из инвестфонда и построить современный перерабатывающий комбинат в том же Лесосибирске или те же мебельные фабрики на импортных технологиях, чтобы не изобретать велосипед?

- Но ведь на это время требуется...

- У Федорки всегда отговорки. А завод "СКАД", что в Дивногорске. Я вместе с партнерами создал его два года назад. И он уже лучше европейских собратьев. Мы создали там пятьсот рабочих мест. По уровню заработной платы "СКАД" входит в пятерку предприятий края -13 тысяч рублей. Два года заводу. Всего два года. А кто-то для привлекательности региона уж который год горнолыжную трассу строит, никак завершить не может. А обещания были - за год управиться. Шуму было...

- Недавно, кстати, был другой шум - вокруг грамот, которые вы вручили в крайизбиркоме нескольким студентам от фонда "Вера и надежда". Что вызвало такую бурю?

- Опять померещилось - пиар. Отметил я ребят наравне с теми, которые получили грамоты от избиркома. Ни слова ни о себе, ни о политике, ни об "Евразийском Союзе". Странные люди. Простая церемония вроде, а на следующий день "бомба" разорвалась. Одна сотрудница избиркома, Алмиева ее фамилия, даже вердикт вынесла: Быков занимается псевдоблаготворительностью. Почему псевдо? Пусть она придет в фонд и почитает 30 тысяч писем с благодарностями. Я это не афиширую, но это есть. За каждым письмом -помощь, оказанная конкретному человеку. Да вся краевая администрация столько не сделала для людей, сколько сделал фонд "Вера и надежда". Удивляет только, почему реальные дела называют псевдоблаготворительностью. Хотя это многое объясняет. Президент недавно говорил о том, что оппозицию надо поддерживать. И это правильно. Конструктивная критика со стороны -это всегда подсказка власти. Но власть еще не доросла до того, чтобы спокойно воспринимать оппозицию, особенно такую, за которой дела. Наша впасть любит слова, обещания. А вот с делами у нее туго.

Губернатору Хлопонину тоже подсказки не нужны. Зачем они ему? Он никогда сибиряком не станет. Работать, засучив рукава, он здесь не будет. У него и дома-то тут нет. Он ему здесь и не нужен. Потому мы и имеем то, что имеем. У нас все города и районы сами по себе. Никакой вертикали, никакой руки на пульсе нет. Наши чиновники просто забыли, что они менеджеры, которых наняло общество на четыре года. Они приватизировали власть и делают так, как им удобнее и выгоднее. Не всем людям, а лично им - чиновникам. А я считаю, что губернатор, глава большого или малого города, пока находятся на таких постах, должны просто забыть про себя и про свои симпатии или антипатии. Ну не нравится ему Иванов-Петров-Сидоров, но если он делает что-то полезное - не вставляй ему палки в колеса. Работай с ним, сотрудничай. Ищи не говорителей, а делателей.

Их не тянет в "Артек"

- А как дела в детском доме "Иван да Марья", который вы создали когда-то?

- Да нормально, ему уже девять лет.

- Нас волнует не столько жизнь ребятишек в доме - не сомневаемся, они окружены заботой, сколько их жизнь после того, как они покинут его. Получается, снова в сиротство?

- Нет. Покинутыми мои дети не окажутся. \Л я заранее об этом позаботился. Раз уж вы затронули эту тему, я скажу, что меня удивляет в государственной системе опеки над детьми, которых судьба и так наказала. Власти - по закону - обязаны выделять средства на воспитание сирот. Но законные эти средства вы-' деляются не всегда. Или их выделяют с таким скрипом, будто из своего кошелька отдают.

А в моем детском доме было 50 детей, сейчас - 35. Остальных усыновили или удочерили. Старшие мои дети уже восьмой класс окончили. И я их заранее стал приучать к земле. Это к вопросу, окажутся ли они беспомощными, когда вырастут. Мои мальчики и девочки уже сейчас готовятся к самостоятельной жизни, зная при этом, что я их никогда не оставлю. Я хочу, чтобы они обосновались в деревне Глядено и чтобы это место превратилось в крепкое село, и не без помощи моих ребятишек. Я к ним недавно в гости ездил. И они вдруг говорят мне: "Анатолий Петрович..." Старшие меня теперь Анатолием Петровичем зовут, а раньше так папой звали. Можно, говорят они мне, мы в "Артек" не поедем? Почему - спрашиваю. Нам тут интереснее. У нас тут кролики, огород, полоть надо, поливать... А я-то знаю, почему ихв "Артек" не тянет. Они там уже были, вкусили жизнь по расписанию, строем. В нашей деревне свободная жизнь, как s любом доме. Хочешь -поспишь или в футбол погоняешь, хочешь - в шахматы, шашки. И никто тебе запретов не строит. Ну, говорю, решайте сами, конкурс вы выиграли, поездку заслужили... Я каждый год провожу фестиваль "Прекрасное далеко" в День защиты детей. Кстати, никто из краевых чиновников даже не соизволил прийти на этот праздник, хотя шла неделя детских мероприятий. Я понимаю, впрочем, футбольный матч команды чиновников с московскими артистами важнее, наверное. А на нашем празднике не было гостей-vip, столичных звезд, зато были свои звездочки. Мы пригласили воспитанников детских домов со всего Красноярского края. Нынче особенно было на что посмотреть, сравнить, какими они стали, чему научились за шесть лет. Я помню, когда это был первый конкурс, тогда многие чувствовали себя на сцене не очень уверенно. А сейчас это уже настоящие артисты. Они так готовились к фестивалю! А видели бы вы, в каких красивых костюмах они приехали. Наши арбитры были в растерянности: они не знали, кому отдать пальму первенства. А победители всегда едут в "Артек", 10-15пу-тевок- основные призы фестиваля. Хороший получился праздник, теплый. И такая нетеплая деталь: ни одной телекамеры, ни одной газеты. Никого это событие не заинтересовало. Зато футбольный матч чиновников, который прошел при пустых трибунах, осветили все и со всех сторон. Когда я говорю про отсутствие внимания со стороны СМИ, то не о себе думаю. Вы о пацанах напишите. Это же будущее наше.

Общество поставлено на голову

- Вот все говорят о национальных проектах. Согласен! Надо их претворять в жизнь. Но реально, наделе, не с кем их претворять. Не с кем, поверьте! Если президент не возьмет дубину в руки для чиновничьей бюрократии, ничего не будет в нашей стране хорошего. Чиновники у народа власть выпрашивают, вымаливают обманным путем, прикрываясь всяческими красивыми программами. Вот и надое них спросить по полной программе. Как только ответственность появится, по воле свыше, так все наладится. Как я руковожу своим делом? Очень просто. Если подчиненный не выполнит мою команду, я завтра с ним расстанусь. Я выполняю свои обязательства, а почему он свои может выполнять, а может не выполнять? На КрАЗе я за два года так разобрался во всем, что предприятие стало лучшим, зарплата самой высокой, социалка самой надежной. К слову, я считаю, что совершено большое государственное головотяпство: спихнули социалку предприятий на муниципалитет. И он задохнулся от нее. Детские сады под нож. А сейчас детсадов не хватает. Снова строить? Ломаем старое. А потом думаем: как же новое построить? А люди страдают.

Общество наше сегодня поставлено на голову. А долгое стояние в таком положении грозит кровоизлиянием. Спасти-то спасут, может. Да здоровье-то не вернут. Молодежью сегодня никто не занимается. Программы у государственной власти нет. Создают движения, которые смогли бы блокировать кого-то, для противостояния. Нет чтобы организовать, допустим, нормы ГТО - готов к труду и обороне. Но не для галочки, а по-настоящему. Всех поставить под штыки здорового образа жизни, чтобы не ходили девочки и мальчики по Красноярску с бутылками пива и сигаретами. Или что-то новое придумать, но интересное. Нет этого. Показухи хватает. То и дело по телевизору показывают, как чиновники на зарядках упражняются. Но я-то не об их досуге пекусь.

А вот мы реально занимаемся национальными проектами. Мы стараемся вырастить патриотов, здоровых людей, любящих свой фай, стремящихся к победам, способных уважать старших и защищать слабых, уверенных в своих силах. Потому и спортивный фестиваль назвали "Виктория". Это надо видеть, когда собирается на него до тысячи ребятишек со всего края, нынче это будет в Минусинске. Каждая команда в своей форме. На стадион приходят болельщики, родители, бабушки и дедушки, просто знакомые, друзья. И когда ко мне подходят совсем не знакомые люди и благодарят, жмут руку, говорят спасибо, это "спасибо" дороже всех грамот и всех наград государственных.

Наградами не отмечен

- А они есть?

- Награды? От государства? Нет. Зато дела есть. Построил общеобразовательную школу, больницу №14, глазной центр "Окулюс"... Но этого исполнительная власть предпочитает не замечать. Я не о наградах. А о том, что меня пытаются представить просто оппозиционером и ярым врагом "Единой России". Чепуха! Начнет "Единая Россия" работать в интересах народа - я первый стану ее поддерживать и даже вступлю в нее. А пока она "работает" только на словах. Большинство единороссов в Думе показало: ни на что не способна эта партия. За четыре года ничего не сделано.

Вот с оппозиционерами на выборах "поработать" - это они умеют. Подключить все структуры и снять с предвыборной гонки сильных конкурентов - умеют. Мосгордума это показала особенно отчетливо. Но я убежден, что борьба должна быть честной. И партии просто обязаны, если они идут во власть, делами доказывать (не рейтингами, а делами), что они, если говорить языком экономики, рентабельны для общества. И в этой сфере надо вести борьбу за народное признание. А у нас появилась непонятная практика "локомотивов", когда список кандидатов в депутаты возглавляют люди, которые и не собираются быть ими в случае победы. Это как называется? Тройка известных фамилий побеждает - и в сторону. А места в законодательном органе занимают темные лошадки, за которых электорат и не проголосовал бы, потому что их никто не знает. Они ничего не сделали для людей, но зато попали в разряд "своих". И провели, чтобы потом исполнительная власть могла ими манипулировать. Слышал, что список по Центральному избирательному округу хотят возглавить Хлопонин и Пимашков. Но ведь понятно, что они не пойдут в депутаты. Тогда зачем водить за нос избирателей? Две разных ветви власти. Хочешь сидеть на одной ветке - покинь другую, будь честен. А тут подмена, лукавство и обман. Потому и люди не особо активно принимают участие в выборных кампаниях: не верят властям. Да и государству не верят. Воюю мирными методами

- А им, похоже, и не нужна их вера.

- Но это же плохо! Большинство хочет, чтобы в нашей стране все менялось в лучшую сторону. Но большинство слабее меньшинства. Вот еще почему я не ухожу из политики. Сейчас нашу землю растаскивают. Смотреть на это не могу, потому и воюю за Сибирь. Мирными методами, но воюю. Хотя вообще-то мои противники должны бы поддерживать меня. Но у них свои интересы - сугубо личные. Вот в чем беда.

Я помню, на одной из встреч женщина из "Единой России" начала меня распекать: вот, мол, ты все забрал, Красноярский алюминиевый забрал, уголь хотел забрать, энергетику хотел забрать. Да, хотел. Я и не скрывал этого. Но что в том плохого? Я-то местный, я здесь живу. Было у меня намерение создать энерго-металлургический холдинг. Я губернатору докладывал о своей программе. Руководители предприятий были со мной согласны. У меня был разговор с Лебедем. Я его спросил: "Александр Иванович, тебе что нужно? Чтобы у рабочих была стабильная зарплата, чтобы налоги платились нормально и вовремя, чтобы предприятия развивались? Так?" Он сказал: 'Так". Все это я тебе гарантирую, пообещал я. Тогда скомандовал -вперед! Но тут сразу же подключились Петрушко и компания (где они теперь, кто мне скажет?). Как, отдать все Быкову, нам же тогда ничего не достанется! Где теперь эти деятели? Время показало, что я был прав. И если бы тогда был создан холдинг, то обстановка в крае сейчас была бы другой.

Проснешься - пожелай всем добра

-Давайте отвлечемся от тяжеловесных тем. Интересно, как проходит ваш рабочий день?

- Это зависит оттого, что у меня запланировано. Но вообще, я люблю порядок и временем не разбрасываюсь. Каждый день делаю зарядку, даже в 50-градусный мороз. Завтрак - стакан шиповникового напитка и овсяная каша. И на работу. Всегда с вдохновением. Кстати, у кого бывают периоды депрессии, могу дать совет: занимайтесь физической культурой. А еще утром надо встать и всем на свете пожелать хорошего настроения и добра.

- Многие отмечают безукоризненность ваших костюмов? У кого одеваетесь?

- За границей. Иногда покупаю готовые костюмы, иногда заказываю. Вот это моя слабость - признаюсь. Это у меня с детства. Но я вырос в бедной семье, тогда возможностей одеваться не было. Но если мне покупали какую-то красивую вещь по тем временам или дарили, я ее хранил очень бережно. У меня и сейчас это осталось. Некоторые костюмы, купленные мною лет десять назад, по-прежнему как новенькие. И обувь - то же самое.

- Галстуки сами завязываете?

- Конечно. И своим гардеробом я сам занимаюсь. Никто ничего мне из одежды не покупает. Я все выбираю сам. Я выбираю даже жене сделкой. И делаю это, между прочим, безошибочно.

- А как, Анатолий Петрович, вы относитесь к диетам, на которых нынче все помешаны?

- Плохо. Человек должен вести здоровый образ жизни и питаться так, как подсказывает ему организм. Именно организм. Волю аппетиту давать не надо. Но и питаться как все - то кремлевская, то восточная, то еще какая - не полезно. Все равно это когда-нибудь скажется. Надо слушать свой организм. Я, например, иногда придерживаюсь раздельного питания, потому что это для меня подходит. Хотя я себе особо ни в чем не отказываю, но за весом своим слежу. На весы встаю два раза - утром и вечером. И если появляется лишний килограмм, избавляюсь от него в тот же день. Недавно из Москвы приехал, обнаружил, что три килограмма за неделю набрал. Пошел в баню и за четыре часа согнал.

- Ничего себе! Это как же?

- Заходил, грелся и выходил. Не парился, а просто грелся. Простынь накину, сделаю перерыв и снова на прогрев. И так девять раз. - А вы можете при необходимости что-то приготовить из еды?

- Конечно' Это как в плавании: научился плавать - значит, навсегда. Я же студентом был. Приходилось кулинарничать. Мы и борщи варили, и картошку жарили. Да много чего еще. Голь на выдумки хитра, а голодный студент особенно. Да я не только обед сварить могу. Я же вырос в простой семье, мне приходилось выполнять по дому много разной работы. Я и сейчас могу делать все по хозяйству, если потребуется. Или если мне захочется. Например, возникнет желание самому помыть машину. Люблю чистоту, чтобы все блестело. Беру и навожу блеск.

- Есть мечта неосуществленная? - У меня практически все сбылось до определенного момента. Одно сбывается, начинаешь мечтать о другом. Одно скажу: среди моих мечтаний нет губернаторского или мэрского кресла. Но я был бы не прочь, чтобы они наконец начали работать как государственники. Вот тогда я готов помогать им изо всех сил, бескорыстно. И ничего мне не надо тогда. Никакой борьбы. Просто мне с детства приходилось бороться, чтобы меня не подавили. И в спорте это было, и в армии. Я служил в Монголии. И до сих пор уверен, что можно в армии обойтись без дедовщины. У меня в роте, где я был старшиной, не было дедовщины. Но, к сожалению, это была единственная рота в 20-тысячном гарнизоне. А надо, чтобы во всей армии так было. Просто высшее руководство должно создать условия, в которых не было бы места дедовщине.

Порядок можно навести в любой сфере. Вот, помню, когда я пришел на алюминиевый, там была задолженность по кредиту 300 миллионов -долларов! Я не знал, с чего начинать, я же новичок, и вдруг - председатель совета директоров. Я начал с порядка и дисциплины. Когда этого достигнешь - достигнешь всего. Предприятие пошло в гору.

Сейчас я занимаюсь сельским хозяйством. Не вообще, а в конкретно взятом селе. Я решил, что через два-три года сделаю Глядено в Емельяновском районе образцово-показательным селом, где будет комфортно жить и радостно работать всем. Я не специалист по сельскому хозяйству, но я организатор и знаю: прежде всего для людей надо создать условия, дать им достойную работу, зарплату, но и спрашивать надо за то, что они делают. На КрАЗе я так и сделал. Это многие вам подтвердят. Хотя поначалу мне начальники цехов тоже не верили: я же не металлург. Да я и не собирался им быть. Но принципы-то организации дела общие.

Камень преткновения

- Кстати, вы же хотели проявить свои организаторские способности в сфере изобразительного искусства. Имеется в виду ваше намерение построить в Красноярске музей современного искусства. Почему не удалось?

- Пока нет. Политика помешала. Зазвучал знакомый мотив: как это Быков будет строить музей, да еще в преддверии выборов! Пиар! Наивные люди. Разве городу помешает Центр изобразительного искусства Сибири? Ну ладно, подожду, пока выборы закончатся. Для этого объекта надо место в центре города, чтоб вокруг была пешеходная зона. Не на окраину же загонять его. Место мы нашли. В этом музее из камня, стекла и металла должно быть семь залов, картинная галерея, художественная школа, магазин всяческих принадлежностей для рисования. Почему власть не приветствует проект, на который ей и тратиться не надо?

- Ладно, не будем о грустном. А матчевая-то встреча по боксу с кубинцами будет иметь продолжение?

- После первой встречи, которую проводила молодежная команда, наши ребята выиграли первенство Европы. Десять золотых медалей привезли. Отборочный турнир провели в Ногинске. И от Красноярского края два человека поедут на чемпионат мира. Это мне придает уверенности, что наша сборная одержит там победу. А после чемпионата в ноябре мы планируем провести матчевую встречу молодежной российской сборной против чемпионов мира. Пригласим в Красноярск тех, кто удачнее выступит на чемпионате мира. Мы серьезно готовимся к этому. Но самое главное, что двое наших парней поедут на чемпионат мира. Это уже результат.

- Мы правильно поняли: упор на молодежь?

- Да. Детям надо помогать. Не все трудности, которые есть в жизни, они должны преодолевать. У них пока на это нет сил и возможностей. Вырастут - тогда другое дело. А пока я должен (не буду говорить за всех) сделать все, что от меня зависит, обеспечить их всем, чтобы они занимались спортом. В том числе и красивой формой. Кстати, мне некоторые родители рассказывали, что мальчишки поначалу даже спят в форме, так она им нравится. Понять пацанов можно, правильно? Факт такой трогательный. Он дорогого стоит.

- В Енисейске вы же не только экономикой интересовались, как нам известно?

- Верно, не только. Мы там открываем спортивный клуб "Виктория", где будут хоккей с мячом, футбол, волейбол, баскетбол, бокс и, может быть, регби. Просто в северных территориях у нас не было клуба "Виктория", как в других районах. Теперь будет. Для кого-то это, может, и мелочь, а я считаю - большое дело. Его и буду продолжать.