Украинский "премьерский сюжет" в последнюю неделю получил предсказуемое развитие в коллизии вокруг главы Нацбанка. Война, которую пока еще действующий премьер Анатолий Кинах объявил пока еще действующему главе НБУ Владимиру Стельмаху, большинством обозревателей расценивается как попытка вывести НБУ из-под контроля "Нашей Украины", с одной стороны, и подготовить стартовую площадку для президентской кампании Сергея Тигипко, с другой. Противники действующего премьера, в свою очередь, предсказывают обвал гривны, который будто бы неминуемо последует за уходом Стельмаха, и уже следующим шагом заявляют, будто подобный обвал, и, соответственно, запрограммированная инфляция входит в планы кинаховского Кабмина:

"Еще неизвестно, кто будет следующим премьером - Янукович, Азаров, некто третий, или все же Кинах, но Анатолий Кириллович уходит красиво. Со скандалом и под аккомпанемент заявлений а-ля "я персонально отвечаю за деятельность государства". Разумеется, инициатива по снятию действующего главы Нацбанка - не просто личное ноу-хау премьер-министра. За стремлением убрать от рычагов власти последнего из членов команды Ющенко эксперты усматривают и стратегическую цель: умерить чьи-то премьерские амбиции, отдав на откуп главное кресло в здании на Институтской.

Анатолий Кинах, которого основная часть политикума уже вычеркнула из списков претендентов на должности в обещанном президентом коалиционном кабинете, усложнил и без него запутанную комбинацию по созданию нового правительства. Премьер обратился к главе государства с ходатайством о "срочном кадровом усилении руководства Национального банка", что на языке простых смертных означает просьбу уволить главу НБУ Владимира Стельмаха.

...

Сам Стельмах нашел этому вполне логичное объяснение. Реальными причинами ходатайства Кинаха о его увольнении он считает проблему выполнения бюджета-2002 и отказ Нацбанка увеличить эмиссионную поддержку некоторых схем наполнения бюджета и финансирования ряда проектов в опасных для валютной и ценовой стабильности объемах".

"Украинская правда" регулярно вывешивает "сводки с поля битвы", где героическое сопротивление Стельмаха получает не вполне, скажем так, последовательную в контексте "УП" поддержку, и более чем странного в этом же контексте "союзника" в лице... президента Кучмы. Оппозиционный сайт напоминает, что в свое время Кучма заступался за нынешнего главу Нацбанка:

"1 июня 2001 года в Минске перед открытием саммита СНГ Кучма заявил: "Он будет работать пока я работаю".

...

Весной 2002 слухи об отставке по возрасту 63-летний Стельмах опровергал самостоятельно. По словам банкира, еще перед назначением в 2000 он обратил внимание Леонида Кучмы на свой возраст. "Но президент сказал: посмотри - в Японии, в Штатах работают 70-летние", - процитировал Кучму глава НБУ. "Больше разговоров на эту тему не было, и никаких преемников никто не предлагал", - добавил Стельмах".

Что же до "претендента Тигипко", то по версии экспертов из "Контекста", за его приход в НБУ готовы сегодня проголосовать фракции НДП, СДПУ(о), "Народный выбор", и с некоторыми оговорками донецкие "Регионы Украины": "Почему Тигипко? Апологеты назначения Сергея Леонидовича в НБУ отмечают, что у него есть опыт банковской деятельности: Тигипко называют одним из лиц, стоящих за успешным АБ "Приватбанк". Кроме того, в банковских кругах его считают владельцем бывшего российского "ТАС-Коммерцбанка", отметившего недавно пятилетний юбилей.

...

Рассматривая Тигипко как возможного будущего главу НБУ, стоит отметить аналогию с Виктором Ющенко, который именно с этого поста в 1999 году пересел в премьерское кресло.

Не исключено, что аналогичный сценарий рассматривается сегодня в президентской администрации в применении к Сергею Тигипко как возможному преемнику Леонида Кучмы. Для этого лидеру парламентских "трудовиков" предстоит пройти как минимум два "круга ада": посты главы НБУ и премьер-министра. Несмотря на скепсис околополитических кругов, версия о Тигипко-преемнике не так уж и нереальна. По крайней мере, ряд аналитиков убежден в том, что Тигипко-президент - лучший из возможных вариантов для его коллеги по фракции, влиятельного и принадлежащего к ближайшему окружению президента Украины Виктора Пинчука. Впрочем, отсутствие информации о реальных договоренностях, заключенных на Банковой и Грушевского, не дает оснований для более серьезных прогнозов о любых кандидатурах на роль преемника президента".

Видимо, имея в виду шансы и амбиции преемника, "Инвест-газета" посвящает последний спецвыпуск истории восхождения "группы-Приват".

Другой главный сюжет недели - украинская приватизация, и здесь имеют место два события: одно - локальное, но от того не менее стратегическое, другое - стратегическое по определению.

Первое связано с кардинальным переделом украинского телекоммуникационного рынка:

Лидер российского рынка мобильной связи компания МТС официально объявила о покупке СП "Украинская мобильная связь". Согласно подписанным документам МТС полностью аккумулирует 100% UMC только к концу 2005 года, а пока россияне покупают 57,67% за $194,2 млн., на приобретение остальных акций заключены опционы.

По мысли экспертов из "Инвест-газеты" главная причина "российской экспансии" - в кризисе европейского рынка телекоммуникаций и, по прогнозам тех же экспертов, конкурентная борьба на украинском рынке мобильной связи отныне будет происходить между... двумя российскими собственниками:

"По словам президента ЗАО "Киевстар GSM" Игоря Литовченко, покупка UMC существенно повлияет на конкурентную среду. В "Киевстар GSM" российские собственники пришли еще летом, выкупив контрольный пакет компании "Сторм", которая, в свою очередь, владела 32,39% акций оператора. Покупателем выступило российское ООО "Альфа Телеком" подразделение "Альфа Групп". Доля участия россиян в компании в скором времени увеличится, так как в начале сентября "Сторм" заключил сделку со вторым собственником "Киевстара" - норвежской Telenor - о выкупе 7,7% акций за $31 млн. По ее завершении "Сторм" будет контролировать 40,1% акций.

...

Наверняка украинский рынок мобильной связи в скором времени будет перераспределен между российскими собственниками. Исходя из этого, борьба на украинском рынке будет проходить под флагами двух крупнейших российских операторов. Специалисты не исключают возможности консолидации украинского и российского рынков мобильной связи. Несомненно, украинский мобильный рынок будет более динамично развиваться".

По ходу развертывания приватизационной темы все заинтересованные лица неизбежно вспомнили об "Укртелекоме", продажи которого ждали как минимум с 1998-го, но, похоже, не ждут и в 2003-м. По крайней мере, об этом напоминает сетевой "Контекст", чьи материалы размещает на своем сайте "Украинская правда". Именно об этом говорит Александр Пасхавер в интервью "Зеркалу недели". Знаменательно, что главный украинский "приватизатор", "киевский Чубайс" Александр Пасхавер был на этой неделе самым популярным "собеседником": темой стала разработанная украинским Фондом госимущества Программа приватизации до 2008 года. Обсуждение Программы и стало вторым главным событием недели, ее принципиальное отличие Александр Пасхавер формулирует следующим образом:

"Эта программа технологически сложнее предыдущих. Те, как вы помните, были связаны с массовой приватизацией, они мне напоминают программы кавалерийского наскока: вперед, шашки наголо, не важно, что получится, но давайте побыстрее отберем у всех противников приватизации возможность сопротивляться. Это была правильная стратегия, и она сработала. Да, имелись очень большие минусы, мы их осознавали, но в целом, повторяю, стратегия сработала.

И теперь, когда речь идет об остатках массовой приватизации, технология упрощена максимально. Если хотите, продолжает действовать принцип спускаемого курка, когда пуле нет пути назад. Например, продажа без объявления цены для пакетов, не пользующихся спросом. Это значит, что, уплатив копейку, человек покупает пакет на бирже. У нас ведь зависли несколько тысяч разнокалиберных пакетов акций предприятий группы В, на которые из года в год не находится покупателя.

Однако для предприятий, чьи пакеты еще не выставлялись на продажу, такие процедуры не предусмотрены. Там будут действовать обычные биржевые процедуры. Если же предприятие важное (хотя самые важные из группы В уже проданы), у Фонда есть возможность не менее чем 50-процентный пакет продать на конкурсе. Но это будет скорее исключение, чем правило".