Сопредседатели Минской группы ОБСЕ провоцируют войну? Нагорный Карабах за неделю
Обзор СМИ за 3-10 июля 2006 года.
Пожары, перестрелки, мониторинг. К чему приведет замораживание переговорного процесса? Новое заявление Минской группы. Международная кризисная группа. Мнения экспертов.
Пожары, перестрелки, мониторинг
По сообщению азербайджанского агентства АПА, "в результате поджога армянами оккупированных сел Физулинского района начался массовый поток диких животных и змей в находящиеся под контролем Азербайджана села этого района". Такая ситуация наблюдается, в основном, в граничащих с армянами селах Алханлы, Сейидахмедбейли, Ашагы Абдулрахманлы и других селах района. Согласно наблюдениям, горят и зерновые плантации. В результате поджога пустынных участков начался массовый поток диких животных и змей в находящиеся под контролем Азербайджана села этого района. Согласно агентству, пожарные бригады приведены в состояние готовности и принимают меры для предотвращения распространения огня на находящиеся под контролем Азербайджана территории.
С вечера 5 июля армяне начали сжигать "оккупированные" территории Азербайджана, расположенные напротив села Гасангая Тертерского района. Как сообщает агентство Day.Az, по словам главы исполнительной власти Тертерского района Видади Исаева, есть угроза распространения огня на территории, находящиеся под контролем Азербайджана: "Мы мобилизовали и пожарные бригады района, и сельское население. Мы принимаем меры для локализации огня в случае распространения огня на находящиеся под контролем Азербайджана территории".
Пожары перекидываются на территорию Нагорного Карабаха с азербайджанской стороны, и их действительно очень много. Как заявил 5 июля в Степанакерте министр территориального управления и развития производственных инфраструктур Нагорного Карабаха Армо Цатурян, с армянской стороны приграничная зона засеяна пшеницей и возникшие пожары нанесли ущерб хозяевам этих посевных угодий. "От пожаров сгорело свыше 165 гектаров пшеницы. И говорить о том, что кто-то преднамеренно поджигает созревшие хлеба, по меньшей мере, несерьезно", - сказал Цатурян. ("Азат Арцах").
Представители миссии
Согласно агентству Day.Az, за прошедшие 6 месяцев этого года режим прекращения огня был нарушен 160 раз. По результатам мониторинга, чаще всего режим прекращения огня нарушался в апреле, а реже всего в январе, мае и июне. Позиции азербайджанской армии и населенные пункты обстреливались армянами в январе 10 раз, в феврале - 14 раз, в марте - 50 раз, в апреле - 65 раз, в мае - 10 раз, а в июне - 11 раз, сообщает информагентство. По результатам мониторинга, за прошедшие 5 месяцев этого года "горячими точками" на линии фронта были: на государственной границе Азербайджана - в Газахском районе: села Мязям, Гызыл Гаджилы, Баладжафарли и Боганис Айрым; в Тертерском районе: села Гасангая, Чайлы, Джераберт и Гапанлы; в Агдамском районе: Баш Гервенд, Орта Гышлаг и совхоз "Гюльчюлюк"; в Физулинском районе: села Ашагы Сейидахмедли и Ашагы Абдуррахманлы. В общем, отмечает агентство, за 6 месяцев от обстрела и по другим причинам погибли 34 военнослужащих азербайджанской армии и один гражданский человек, имеющий статус военнослужащего, 11 военнослужащих были ранены. "Четверо азербайджанских военнослужащих погибли в результате пожара, 6 - в результате неосторожного обращения с оружием, 9 - в автокатастрофе, 2 совершили суицид, 2 - в результате снежного заноса, 1 - от удара молнии, а 11 - от вражеской пули. 9 солдат получили ранения, 1 - в результате взрыва мины, а 1 - в результате неосторожного обращения с оружием. Погибли 7 офицеров, 2 прапорщика, 1 сержант и 24 солдата. 14 из них погибли вне зоны боевых действий. В целом, наши войска потеряли убитыми в январе 11, в феврале - 2, в марте - 5, в апреле - 6, в мае - 3, а в июне 5 военнослужащих".
Армения не сможет первой начать войну, поскольку это будет началом конца этой страны. Об этом заявил "Эхо" глава пресс-службы
Министр обороны Нагорного Карабаха
По сообщению электронной газеты КarabakhOpen.com, 3 июля офис личного представителя действующего председателя ОБСЕ провел мониторинги линии соприкосновения вооруженных сил Нагорного Карабаха и Азербайджана на дороге Агдам-Гиндарх и в районе населенного пункта Новрузлу. Группу наблюдения с позиций Армии обороны НК возглавлял личный представитель действующего председателя (ЛПДП) ОБСЕ
Министр обороны Нагорного Карабаха генерал-лейтенант Сейран Оганян на состоявшейся в 7 июля пресс-конференции заявил: "До провозглашения Нагорно-Карабахской Республики мы не намерены возвращать территории, составляющие зону нашей безопасности". Глава Минобороны НК отметил, что вопросы о размещении миротворческих сил на этих территориях и в зоне конфликта будут обсуждаться на последнем этапе урегулирования конфликта, после решения основного вопроса - о правовом статусе Нагорного Карабаха. "Если основной вопрос урегулирования не будет решен, о возвращении территорий не может быть и речи", - подчеркнул Оганян. ("Аравот").
К чему приведет замораживание переговорного процесса?
Россия в качестве сопредседателя Минской группы ОБСЕ активно содействует решению карабахской проблемы, но против навязывания сторонам конфликта рецептов решения проблемы, сказал замминистра иностранных дел РФ
Газета "Голос Армении" считает, что "в случае похорон переговорного процесса" все остаются при своих. То есть Армения с Карабахом, а Азербайджан без территорий, которые президент АР
Как передает информационный портал "Кавказский узел", председатель Национального Собрания Нагорного Карабаха
На данном этапе Нагорный Карабах не может участвовать на переговорах в качестве одной из сторон конфликта, мировое сообщество хорошо знает участников переговоров и сторон конфликта. Об этом АПА заявил начальник Управления по печати и информационной политике МИД Азербайджана Таир Тагизаде в ответ на последнее высказывание руководителя парламента Нагорного Карабаха Ашота Гуляна. Тагизаде заявил, что после завершения первого этапа урегулирования, то есть восстановления прежнего этнического состава населения Нагорного Карабаха и обеспечения его безопасности, официальный Баку будет проводить работу с обеими общинами Нагорного Карабаха. Это важно и с точки зрения решения вопроса о статусе Нагорного Карабаха в соответствии с Конституцией Азербайджана и дальнейшего развития этого региона. "А сейчас такие дешевые трюки, как, воспользовавшись цитатой из слов
"Я думаю, с их стороны это прямое провоцирование войны", - заявил бывший замминистра обороны РА Ваан Ширханян, комментируя заявление сопредседателей Минской группы ОБСЕ о прекращении "интенсивной посреднической дипломатии". На вопрос, продолжат ли посредники свою тактику - оставить решение проблемы за противоборствующими странами, если предоставленная президентам Армении и Азербайджана летняя передышка не будет использована, Ширханян сказал: "Это выяснится очень скоро. Если после встречи "большой восьмерки" они сохранят свою пассивную позицию, это будет означать, что Азербайджану и Армении предлагается решить проблему в соответствии со своими возможностями". ("Аравот").
По мнению азербайджанского политолога, директора Кавказского центра по изучению кризисных ситуаций
У властей Армении и Азербайджана нет альтернативы, заявил, отвечая на вопросы газеты "Аравот", председатель Центра прав и свобод Армении Вардан Арутюнян:
"И в Армении, и в Азербайджане конфликт рассматривается как повседневная необходимость. С этой точки зрения армянские и азербайджанские чиновники очень похожи друг на друга. В обеих странах власти определяют свою внешнюю и внутреннюю политику, возможность заработать, свой быт исходя из этого конфликта. Поэтому обеим сторонам урегулирование данной проблемы, по большому счету, не очень выгодно. Они таким образом сохраняют власть, зарабатывают крупные суммы, удостаиваются внимания сильных мира сего. Однако выдвинутые Армении и Азербайджану предложения сопредседатели Минской группы и международная общественность обуславливают не интересами действующих властей, а необходимостью утверждения мира в регионе. В этом плане рассекречивание информации
Но ведь министр иностранных дел Армении заявил, что рамочное соглашение по урегулированию карабахского конфликта приемлемо для Армении и что они готовы продолжить переговоры, основываясь на содержащихся в документе принципах. Другое дело, что, по мнению некоторых земляческих союзов и общественных организаций, "от заявлений Брайзы пахнет нефтью".
Подобную оценку глава армянского МИД дает уже лет 7-8. В отношении всех инициатив он использует формулировку "по большому счету приемлемы". Однако конфликт сохраняется, что делает для нас недоступными возможности будущего развития. Что касается заявлений общественных организаций подчеркнуто националистической направленности, то они, естественно, должны были так отреагировать. Нашим националистам кажется, что чем громче они будут кричать и ругать других, тем сильнее станут. Это процесс самоутверждения, а не патриотизм. Бесспорно одно: любая страна, в которой у власти находятся националисты, подвергается серьезным испытаниям, поскольку они, отличаясь тщеславием, пустословием и безответственностью, берут на себя функцию говорить от имени нации и страны, запрещая другим действовать в этой сфере. Пещерный патриотизм и национализм всегда приводили к гибельным последствиям.
Какие процессы возможны в будущем? С одной стороны, Армения и Азербайджан продолжают настаивать на своих подходах, с другой - международное сообщество путем оказания давления как будто хочет сделать все для завершения процесса примирения.
Не могу сказать, когда и как, но два наших народа должны, могут, хотят и будут жить в мире. Я в этом уверен. Мир не имеет альтернативы. Альтернативой миру является война, убитый 18-летний солдат. Любой армянин или азербайджанец, родившиеся в этом регионе - Севанском бассейне, Сисиане, Карабахе, Казахе, Баку, может показать на местном кладбище (если оно не разрушено) могилы своих дедов и прадедов. На протяжении столетий эти народы жили вместе на той же территории, в одних и тех же селах и, независимо от национальной принадлежности, считали эту страну своей родиной. Если бы два наших народа каким-то чудом не втянулись в карабахский конфликт, то азербайджанцы продолжали бы жить в провозгласившей независимость Армении, где они жили веками, а армяне жили бы в Азербайджане, как у себя на родине. Неприятное прошлое и настоящее не должны быть препятствием к будущему мирному сосуществованию. Представления 20-го века о свободе, демократии и мирном сосуществовании, полностью изменившие мир, диктуют новые мирные пути урегулирования конфликтов, доставшихся в наследство от прошлого, и новые правила сосуществования, которые сегодня и предлагает нам международное сообщество. Народы устали от войны, от конфликта, от затянувшейся неопределенности, поэтому люди начинают с ностальгией вспоминать прошлое, былую дружбу армян и азербайджанцев". ("Аравот").
Новое заявление Минской группы
Как сообщает газета "Аравот", сопредседатели Минской группы ОБСЕ выступили с новым заявлением. "Учитывая появившиеся в последнее время предположения о предложенных Минской группой ОБСЕ сторонам конфликта основных принципах урегулирования конфликта, необходимо сделать следующие разъяснения", - сказано в заявлении. "Эти принципы основаны на следующем: вывод армянских войск из окружающих Нагорный Карабах территорий Азербайджана, сохраняя при этом особое отношение к районам Лачина и Кельбаджара (включая коридор, соединяющий Армению и НК); демилитаризацию этих территорий и референдум или голосование населения для определения окончательного юридического статуса Карабаха, сроки которого и формат будут определены в ходе дальнейших переговоров". В новом заявлении в добавление к предыдущему сказано: "Будут приняты определенные соглашения, которые обеспечат контакты Нагорного Карабаха с предоставляющими содействие международными организациями". В заявлении повторяется, что в случае согласия президентов сопредседатели готовы поддержать стороны в завершении процесса достижения договоренности. "Несмотря на то, что в ближайшем будущем встречи сторон не предусмотрены, тем не менее они будут готовы вновь принять участие, если стороны проявят политическую волю, которая до сих пор отсутствовала".
Бакинская газета "Зеркало" пишет, что "двуличность стран-членов МГ ОБСЕ" все активнее подталкивает азербайджанцев к решению проблемы Карабаха военным путем. Так, сообщает газета, по имеющимся у главы Международного центра стратегических исследований против мирового террора и коррупции "Банк-Информация" Ровшана Новрузоглу данным, ни в одном официальном документе Франции нет ни единого предложения, свидетельствовавшего бы об "оккупации" 20% территории Азербайджана. И это несмотря на то, что посол Франции в Азербайджане только за этот год 17 раз выступал с официальными заявлениями о принадлежности Нагорного Карабаха Азербайджану и необходимости восстановления территориальной целостности страны. Что касается другого члена МГ ОБСЕ - США, то официальный Вашингтон в справочных изданиях, предназначенных для государственных структур, разведывательных и дипломатических корпусов и других инфраструктур, утверждает, что Азербайджан потерял всего 16 процентов территорий... То есть в этих справочниках нет и намека на то, что земли были "оккупированы" Арменией. Или же в этих изданиях вместо признания наличия 1 миллиона азербайджанских беженцев отмечается, что их число едва ли приближается к отметке 800 тысяч. По словам Новрузоглу, Россия, также являющаяся членом ОБСЕ, в этом вопросе не ушла далеко от США и Франции. Несмотря на то, что всему миру известна моноэтническая политика армян, официальная Москва помогает им завуалировать эту политику. Она дала гарантию на создание на "оккупированных азербайджанских землях" Общины славянских народов, а также Русской общины в Нагорном Карабахе. Отметим, что эта община в 1998 году прошла регистрацию в Министерстве юстиции так называемой "Нагорно-Карабахской Республики". Кроме того, в Ереване и Степанакерте были созданы центры под названием "Дома славянских народов". Согласно данным Центра "Банк-Информация", в настоящее время в рядах вооруженных соединений сепаратистов служат 79 русских солдат и офицеров. 22 из них проходят службу в мотострелковой дивизии, расположенной на территории Агдеринского района, 16 - во 2-й мотострелковой бригаде, находящейся в селе Гараханбейли, 19 - в 538-м полку в селе Агдабан. При этом на Габалинской радиолокационной станции под флагом России служат 54 армянских солдата и офицера. Словом, заключает газета, заявления азербайджанских государственных мужей и представителей международных структур, надеющихся на урегулирование конфликта с помощью сопредседателей МГ ОБСЕ, - всего лишь затяжка времени. Ведь сопредседатели не в силах пойти против воли и политики своих государств. "Остается единственный путь... Болезненный, трудный, но верный..."
По мнению газеты "Азг", сопредседатели ожидают увидеть, какой будет общественная реакция на сделанные предложения в Армении, Азербайджане и Нагорном Карабахе. А в перспективе - подготовка этих обществ к принятию предложенного ими варианта урегулирования. То, что международное давление на стороны усилится и что положения по урегулированию конфликта будут навязаны, уже отмечалось. Очевидно, что события развиваются именно в этом направлении. Первым серьезным доказательством служит заявление министров иностранных дел стран "большой восьмерки", в котором одобряются предложения сопредседателей Минской группы ОБСЕ и руководителям двух стран предлагается сделать шаг навстречу миру. Газета не исключает, что Азербайджан, возложив все свои надежды на нефтяную перспективу, откажется от подписания соглашения, чем, фактически, конфликт будет загнан в тупик. Что делать тогда Армении? Газета считает, что в этом случае единственный для Армении логический выход - это добиться всеми усилиями международного признания Нагорного Карабаха. Бескомпромиссная позиция Азербайджана, идущего наперекор международному сообществу, - наилучший повод для этого. Остается только ждать развития событий. Если Армения и Азербайджан из-за непримиримой позиции последнего не подпишут какого-либо соглашения, то этот повод для международного признания Нагорного Карабаха РА не должна будет упустить, считает газета.
"Последние предложения сопредседателей Минской группы ОБСЕ по Нагорному Карабаху могут служить базой для переговоров по урегулированию карабахского конфликта", - заявил на пресс-конференции спикер Национального Собрания (НС) Нагорного Карабаха Ашот Гулян. По его словам, "не все положения данного заявления приемлемы для руководства Нагорного Карабаха и Армении". Что касается возможности ввода международного миротворческого контингента в зону карабахского конфликта, то Гулян отметил, что "разговоры о миротворческой операции преждевременны". Назвав миротворческие силы гарантом сохранения мира и выполнения достигнутого сторонами соглашения, спикер вместе с тем подчеркнул, что перемирие в зоне конфликта сохраняется сторонами без участия третьих сил, что возможно и в дальнейшем, передает ИА "Де-Факто". "НКР с осторожностью относится к возможному размещению миротворческих сил", - заявил в свою очередь министр иностранных дел Нагорного Карабаха Георгий Петросян.
Посол Ирана в Азербайджане
В отсутствие достоверной и, главное, полной информации о содержании т.н. "рамочного соглашения" делать какие-либо выводы весьма затруднительно, пишет газета "Республика Армения". Однако недоумение вызывает то обстоятельство, что посредники, прекрасно осведомленные о том, что в ходе встречи на высшем уровне в Бухаресте именно президент Азербайджана счел проект неприемлемым, упорно взывают к политической воле обеих сторон, чем создают у общественности Армении впечатление давления на официальный Ереван.
Тот факт, что программа сопредседателей МГ ОБСЕ не обнародована, дает возможность властям Армении и Азербайджана в целях внутреннего пользования ссылаться на те ее компоненты, которые позволят им, властям, предстать перед народом не в качестве "предателей и капитулянтов", пишет газета "Аравот", добавляя, что руководители и дипломаты обеих стран в совершенно разной форме представляют предмет переговоров Кочаряна и Алиева.
1. Армянские должностные лица говорят, что, согласно предложению сопредседателей, референдум о статусе Нагорного Карабаха будет проведен на территории бывшей Нагорно-Карабахской автономной области (НКАО) с соотношением населения по положению на 1988 год. Азербайджанцы утверждают, что, согласно этой программе, референдум будет проведен на территории всего Азербайджана.
2. Представители властей РА говорят, что в соответствии с предложением армянские войска на начальном этапе будут выведены из пяти районов и останутся в Кельбаджаре и Лачине, азербайджанцы же утверждают, что армянские войска с самого начала должны покинуть семь районов, включая Лачин и Кельбаджар.
3. Согласно армянской трактовке, в предложениях сопредседателей МГ даже речи нет о территориальной целостности Азербайджана, а по азербайджанской версии предложения основаны на территориальной целостности Азербайджана.
В условиях диаметрально противоположных комментариев не совсем понятно, что именно мы, общественность, должны обсуждать, пишет "Аравот". И, кстати, если за три года так называемого "пражского процесса" стороны не пришли к согласию ни по одному из ключевых проблем, то непонятно, о чем они вообще вели переговоры и почему сопредседатели время от времени заявляли, что основные пункты согласованы и остается согласовать один-два вопроса. Если программа урегулирования такова, какой ее представляют власти Армении, то она, пожалуй, в целом приемлема для нашего общества, считает газета. Конечно, и у нас бывшие ополченцы проявляют экстремистский подход к теме "ни пяди земли". Но такое отношение, по всей вероятности, провоцируется именно властями, которые пытаются доказать, какими героическими усилиями им приходится преодолевать сопротивление нашего "отсталого общества". ("Аравот").
Международная кризисная группа
Директор Кавказского проекта Международной кризисной группы (МКГ) Сабина Фрейзер в эксклюзивном интервью агентству АПА назвала ситуацию в процессе урегулирования конфликта "очень критической". Фрейзер отметила, что летом 2005 года Азербайджан и Армения были гораздо ближе к достижению мира: "До встречи в Рамбуйе было гораздо больше надежд на достижение мира, начало вывода армянских войск с оккупированных территорий и возвращение азербайджанских вынужденных переселенцев на родные земли во второй половине 2006-го или первой половине 2007 года. Сейчас эта надежда не ощущается. А сопредседатели заявили о своем намерении временно прекратить свою деятельность". Комментируя слова сопредседателей о том, что сейчас ответственность за урегулирование конфликта несут оба президента, Фрейзер отметила, что текст сделанного ими 22 июня в Вене на Постоянном совете ОБСЕ заявления является очень важным для рассмотрения документом: "В этом заявлении выражается ясный и общий подход к урегулированию конфликта. Возможно, это самое искреннее и самокритичное заявление, сделанное сопредседателями Минской группы ОБСЕ до сегодняшнего дня. Потому что за время начала переговоров при посредничестве сопредседателей Минской группы ОБСЕ в 1994 году они впервые заявили о бессмысленности продолжения своей деятельности. Меня очень удивило то, что в Азербайджане или Армении очень мало говорят об этом. В действительности в заявлении МГ ОБСЕ говорится об отсутствии международного формата переговоров по урегулированию конфликта в Нагорном Карабахе. Выходит, что стороны конфликта смогут самостоятельно вести переговоры без посредников. Будет ли назначен другой посредник? Если Соединенные Штаты, Россия и Франция отступают, то какие международные силы обладают достаточным авторитетом и полномочиями для осуществления посреднической миссии? Я не верю в появление какого-то нового посредника. Мы постепенно вступаем в очень страшный этап, на котором не будет никаких мирных переговоров между сторонами конфликта. Мы попали в такую ситуацию впервые с 1994 года". По мнению Фрейзер, выступление министров иностранных дел Азербайджана и Армении с критикой свидетельствует об их обеспокоенности ходом переговорного процесса: "Армянская сторона настаивает на предоставлении права на самоопределение населению Нагорного Карабаха путем проведения референдума и решении проблемы Лачинского коридора. А азербайджанская сторона настаивает на том, что эти принципы должны распространяться на освобождение оккупированных территорий, демилитаризацию зоны конфликта и возвращение беженцев на родные земли. Стороны не могут договориться о выводе войск из Лачина и Кельбаджара и модели всенародного голосования по статусу Нагорного Карабаха. Поэтому ранее сопредседатели рекомендовали рассмотрение этих моделей отдельной рабочей группой. Но, сейчас они заявили о необходимости начала процесса урегулирования с вывода армянских войск сперва из 5, а затем из 2 оккупированных районов и возвращения беженцев". Назвав это "трагическим процессом", Фрейзер отметила, что сейчас сохраняется надежда на начало вывода войск в 2006 году и возвращение беженцев: "Сейчас нет никакого мирного процесса, даже переговоров. Однако азербайджанская сторона постепенно склоняется к военному пути решения проблемы. Если Азербайджан нападет на Армению и Нагорный Карабах, то для решения проблемы таким путем уйдет несколько лет. Сколько еще беженцев и потерь будет в этом случае с обеих сторон?" Директор отметила, что проведение референдума о статусе Нагорного Карабаха является одним из самых чувствительных элементов в обсуждаемом пакете предложений, и подчеркнула: "По заявлению председателей, для начала вывода армянских войск с оккупированных территорий стороны должны были договориться по принципам определения окончательного статуса референдума. Но точные модели этого референдума должны быть обсуждены в ходе будущих переговоров. Таким образом, армянская и азербайджанская стороны позже договорятся о том, кто примет участие в референдуме и месте и дате его проведения". Фрейзер отметила, что не верит в использование международным сообществом других средств давления на Армению с целью освобождения "оккупированных" территорий, и добавила, что на последующем этапе все будет зависеть от сторон конфликта. По ее словам, если конфликтующие стороны не проявят политической воли с целью устранения разногласий, то не стоит ждать другой международной помощи в решении этой проблемы: "Стороны не должны надеяться на поддержку международного сообщества в случае решения этой проблемы военным путем".
Мнения экспертов
На вопросы азербайджанского еженедельника "Обозреватель" ответил политолог Расим Мусабеков:
"Как вы думаете, случайно ли разоткровенничался американский сопредседатель? Ведь президенты Армении и Азербайджана и сопредседатели от РФ и Франции строго придерживались договоренности не оглашать принципы, вокруг которых шли переговоры.
Я думаю, что
В Армении обещают обнародовать все документы, касающихся армяно-азербайджанских переговоров, включая ки-уэстские...
Судя по комментариям, в Ереване больше обеспокоены ситуацией, чем в Баку. Вопроса в том, когда и как будет проведен референдум в Нагорном Карабахе, нет. Угроза миру исходит из нежелания Армении покинуть оккупированные азербайджанские земли. И камнем преткновения сегодня является стремление Еревана сохранить в качестве залога Лачинский и Кельбаджарский районы Азербайджана, на что Баку категорически не согласен.
Другие сопредседатели также выступили с заявлением и фактически поддержали Брайзу. Значит, позиции стран-сопредседателей МГ ОБСЕ по поводу принципов рамочного соглашения полностью совпадают?
Тут надо отметить важную роль, которую может сыграть Россия. Если Москва действительно заинтересована в том, чтобы решение карабахской проблемы было сдвинуто с мертвой точки, то на Армению будет оказано давление. Выдержат или нет нынешние власти Еревана, сложно сказать. Пока правительство Кочаряна не в состоянии пойти на разумные, конструктивные шаги. Армянский президент может упереться и затянуть процесс на 1-2 года, но это будет не простое для них время. Большой вопрос - с чем они пойдут на выборы в 2007 году? В условиях международной изоляции, растущего политического давления, уменьшения финансовых потоков очень трудно будет убеждать армянскую общественность в правильности того пути, по которому они все это время шли.
Сопредседатели заявляют, что они уже сделали все, что могли. Означает ли это, что посредники "умыли руки" и переговоры могут на длительное время или вообще прекратиться?
Думаю, что переговоры и поиски компромисса в любом случае будут продолжены. Но противоречия остаются. В проекте соглашения есть вещи, которые противоречат национальным интересам Азербайджана. Тем не менее, в случае проявления компромисса есть шанс достичь взаимоприемлемого мира. По крайней мере, переговорный процесс позволяет Азербайджану ознакомить международную общественность со своей позицией". ("Обозреватель").
На вопросы газеты "Аравот" ответил бывший вице-премьер и замминистра обороны Армении Ваган Ширханян:
"В 1997-98 гг. одни только предположения и сомнения в том, что президент РА
В 1998 году мы, хоть и неофициально, но имели полную картину урегулирования. Некоторым положительным моментом было то, что имелись положения о статусе, то есть широкая автономия в составе Азербайджана с собственными вооруженными силами, полицией, банком, деньгами, флагом и так далее. Предлагавшийся тогда вариант, который тоже не был однозначно приемлем, с 1998 года по сей день только ухудшился. В течение 8 лет силы, преследовавшие цель решить проблему не в пользу Армении, сумели сформировать в нашей стране власть, которая расколола общество, заставила значительную часть народа уехать из страны. Армения стала такой, какая она есть сегодня.
Вы сказали, что выдвинутое предложение практически повторяет предложение 1997 года. Между тем представители властей утверждают, что есть огромная разница - в предыдущем документе не было ни одного пункта о применении права на самоопределение и проведении референдума в Нагорном Карабахе.
Это просто цинизм. Что значит провести референдум через пять или 10-15 лет, если в Карабах должны переселиться азербайджанцы и если у Азербайджана нет закона о проведении референдума в отдельно взятом регионе страны. Пока они примут такой закон, в Карабахе останутся только азербайджанцы. Уверения в том, что результат референдума предопределен и что будет провозглашена независимость Нагорно-Карабахской Республики, предназначены для наивных людей.
Высказывается мнение, что, рассекретив информацию о переговорах, сопредседатели Минской группы ОБСЕ провоцировали смену власти, поскольку предполагалось, что рассекреченные положения должны вызвать волну возмущения в конфликтующих странах...
Я не допускаю, что Минская группа или сверхдержавы поставили перед собой задачу осуществить в Армении смену власти. Им это не нужно. Более управляемой власти, чем эта, они не получат. Другое дело, что за 8 лет в промежутках между Ки-Уэстом, Рамбуйе, Бухарестом состоялись многочисленные другие встречи, поступили другие предложения, однако их стержнем было одно - сохранение территориальной целостности Азербайджана.
Вновь напомню, что сопредседатели тем не менее говорят и о принципе самоопределения наций...
Говорит только один из них - Мэьтю Брайза, да и то после того, как сопредседатели в один голос заявили: мы, мол, устали, решайте сами, хорошо зная, что сегодня Азербайджан гораздо лучше Армении готов к самостоятельному решению вопроса. Я думаю, с их стороны это прямое провоцирование войны - пусть поубивают друг друга, подумаешь, 10-20 тысяч человек, а там видно будет. Все равно проблему они решат так, как выгодно им.
Вы утверждаете, что в Армении очень выгодная для стран Минской группы ОБСЕ власть. Между тем в своих заявлениях сопредседатели постоянно упрекают президента Армении в отсутствии политической воли к подписанию соглашения. Ответственность за провал предложений Мэтью Брайза возложил не только на Алиева, но и на Кочаряна.
Алиев, на мой взгляд, даже в самом выгодном варианте урегулирования видит другую опасность. Если в регион войдут миротворческие войска и миграционные процессы будут осуществляться под их контролем, Алиев утратит возможность единолично руководить страной. Поэтому, будучи авторитарным руководителем, он боится такой перспективы. Что касается адресованных Роберту Кочаряну упреков в отсутствии политической воли, должен напомнить, что политика - это игра, и подобные обвинения тоже составляют часть игры. Кроме того, считаю неуместным обращение сопредседателей к обществам двух стран, поскольку и в Азербайджане, и в Армении президенты были избраны без участия народа, при поддержке стран-сопредседателей Минской группы. Так что сегодня с избранными ими президентами они должны работать сами, а не обращаться к народу". ("Аравот").
"Что же до реального возвращения Карабаха, то я тут еще раз подтвержу высказанную мною ранее мысль: силой Карабах нам не вернуть. Нет у нас и не будет сил против российско-армянского альянса. Карабах можно вернуть лишь мирным путем, с согласия карабахских армян", - заявил азербайджанский политолог Хикмет Гаджизаде в беседе с бакинской газетой "Зеркало".
На вопросы газеты "Айкакан жаманак" ответил сопредседатель Минской группы ОБСЕ Мэтью Брайза:
"Ходят слухи, что в ходе предстоящего в Санкт-Петербурге саммита "большой восьмерки" возможна встреча президентов Армении и Азербайджана. Вы знаете об этом?
Об этом я услышал совсем недавно из выступления замминистра иностранных дел Азербайджана
Надо понимать, что вы и другие сопредседатели не предлагали президентам Армении и Азербайджана провести встречу в Санкт-Петербурге?
Нет, мы всего лишь предложили им взять на какое-то время тайм-аут и подумать о предложенном нами рамочном соглашении, которое так и не было принято. Мы предложили им поговорить друг с другом и вынести решение. Действительно, президенты сами должны решить, хотят ли они встретиться в Санкт-Петербурге. Конечно же, мы не будем против такой встречи, но "большая восьмерка", а на самом деле российская сторона, должна пригласить президентов Армении и Азербайджана в Санкт-Петербург. У меня пока нет сведений о таком приглашении.
27 мая в Вашингтоне американская корпорация "Вызовы тысячелетия" подписала с Арменией договор, по которому правительство США предоставляет Армении 235 миллионов долларов для справедливого администрирования, развития экономических свобод и человеческого капитала. Другими словами - за достижения в демократии. Азербайджан ничего из этого фонда не получил, что означает, что Азербайджан, в плане демократии, отстает от Армении. Что изменилось за эти два месяца, что вы заговорили об Армении как менее демократичной стране, нежели Азербайджан?
Думаю, что, при переводе моих слов с английского на армянский произошла ошибка, поскольку я не имел целью сравнивать Армению и Азербайджан. Они, хотя и соседи, но разные страны с разными традициями, разной историей и культурой. То, что я говорил, было сказано в ответ на вопрос корреспондента радио "Свобода", который и сделал это сравнение. Я не хотел этого делать. А сказал я, что включение Армении в программу "Вызовы тысячелетия" было прекрасным примером поддержки Армении и поддержки развития демократии Армении, а это, как вы и отметили, означает, что РА соответствовала этим критериям. С другой стороны, я, не приводя в пример Азербайджан, говорю также, что страны должны удержать свои показатели. И напомнил, что Данилович (исполнительный директор корпорации "Вызовы тысячелетия". - прим. ИА REGNUM) написал письмо Кочаряну, в котором сказал, что мы начинаем программу "Вызовы тысячелетия", но озабочены также конституционным референдумом. Так что я всего лишь освежил людям память. Я считаю, что Армения на правильном пути, однако нельзя сказать, что она достигла демократии. А поскольку меня спросили и об Азербайджане, то я сказал, что в Азербайджане также есть позитивные тенденции. Хотя законченной демократии и там нет, в ходе их последних выборов были отмечены положительные тенденции. Конечно, мы были разочарованы тем, что выборы не соответствовали международным стандартам, однако надо признать, что положительные сдвиги были. Так что мы надеемся, что Азербайджан встает на верный путь для достижения демократии, и надеемся также, что Армения уже на правильном пути. Мы надеемся, что обе страны движутся в верном направлении, но я действительно не могу сравнить, которая из них продвинулась дальше". ("Айкакан жаманак", интервью публикуется с сокращениями).