Ситуацию вокруг попытки со стороны Туркмении повысить цену на газ для Украины с $60 до $100 за тысячу кубометров можно прокомментировать с разных позиций, с позиции самой Туркмении, Украины, "Газпрома", российского руководства в целом, СНГ, Евросоюза и даже Китая.

С одной стороны, очевидно, что действия российского монополиста - компании "Газпром", недавно объявившей о намерении довести уровень цен на газ, продаваемый в страны СНГ, до среднемирового, вызывает недовольство Ашхабада. А ее прибыли вызывают жгучую зависть. Туркменское руководство, безусловно, принимает в расчет следующий казус: с одной стороны российский газовый гигант обнародует планы повысить цены даже для Белоруссии (своеобразного союзника) в 4 раза и одновременно, негативно воспринимает повышение туркменского "голубого топлива" лишь в полтора раза.

Любые слабости, любые уязвимости используются маргинальным, авторитарным и даже взбалмошным режимом Туркменбаши, чтобы "выжать" все, что можно, из "Газпрома". Сапармурат Ниязов прекрасно осведомлен о том, что газовый конфликт между Россией и Украиной, случившийся зимой этого года, тяжело прошел для кремлевской администрации из-за обострения противоречий с ЕС и его новой энергетической политикой. Никто не хочет повторения подобных скандалов, особенно накануне саммита "большой восьмерки".

На Украине газовый вопрос давно вышел из предела чисто коммерческих соображений о цене производства и конкурентоспособности и перешел в один из главных политических: все партии хотят на нем так или иначе сделать политический капитал, особенно БЮТ, который категорически заявил, что будет требовать старых условий поставок газа. Сейчас на Украине наблюдается как парламентский, так и правительственный кризис - новая коалиция еще толком не работает, и Ющенко блокирует выдвижение Януковича в премьер-министры. Новая коалиция вряд ли распадется, и к газовому вопросу она относится спокойно, так как уверена, что при приходе во власть сумеет договориться с "Газпромом" на взаимоустраивающих условиях. До отопительного сезона еще далеко, и все решают сейчас более насущные политические вопросы. Вся интрига взаимоотношений по газовым вопросам будет решаться после того, как станет ясно, будет ли найден компромисс между Партией регионов и Ющенко или все закончится новыми парламентскими выборами, которые могут привести к власти еще одну - новую коалицию со своим видением газовых споров.

Позиция "Газпрома" хладнокровна. Пользуясь своей внутриполитической мощью, это "государство в государстве" думает в основном о максимизации краткосрочной выгоды, минимизации собственных операционных потерь (особенно в плане добычи) и, конечно, согласованности своих действий с геополитическими задачами, поставленными сверху, пусть даже и в ущерб коммерческой логике. "Газпром" активно пользуется географической замкнутостью Средней Азии в отношении экспортных трубопроводов, переориентирует всех независимых поставщиков внутри России на продажу на внутренний рынок (по полурыночным-полудемпинговым ценам), и монополизирует высокодоходные валютные каналы экспорта газа исключительно в своих руках.

Однако такую позицию необходимо отстаивать кремлевскому руководству во взаимоотношениях с Западом. Европейцы требуют, чтобы Россия подписала Энергетическую Хартию и ее Транзитный Протокол, который бы, в том числе, гарантировал использование трубопроводов в России для третьих стран, причем по компромиссным тарифам. Россия, на уровне руководства, однако, перенимает у ведущих мировых держав не только опыт агрессивной экспансии крупнейших компаний, но и столь яростно критикуемые самой же Москвой принципы "двойных стандартов".

Но это реалии международной политики, которые нельзя одобрять, и бесполезно порицать. Европейцы, ратуя за либерализацию нашего рынка и своих собственных энергетических рынков, к себе, однако, компанию "Газпром" на рынки сбыта поначалу пускать не хотели. Сейчас же идет самая настоящая политика взаимообмена "quid pro quo" через индивидуальные сделки "Газпрома" с компаниями в Италии, Германии и в перспективе в ряде других стран.

При этом политика жесткого коммерческого и политического "реализма" (как его понимают в теории международных отношений) приводит к частым скандалам в СНГ. Например, если туркменский газ вместе с российским "закрывает" топливный баланс Украины, то почему, объясняя повышение цены для того же Азербайджана, Москва ссылается на подорожание туркменского газа? Следует отметить, что в начале года "Газпром" предложил более высокую, по сравнению с Украиной, цену на туркменский газ - $65 вместо $50 за тысячу кубометров и фактически перекрыл Украине доступ к прямым закупкам топлива у Туркмении, а сейчас, когда Ашхабад предложил почти в той же пропорции повысить цену на свое топливо, наоборот, предоставляет Киеву все возможности для транзита газа из Туркменистана?

Особенно показательной выглядит история с Казахстаном. "Газпром" согласился покупать казахстанский газ по $140 за тысячу кубометров, а для туркменского $100 считает завышенной ценой, хотя на российско-казахстанской границе он обходится как минимум на $20 дешевле казахстанского и не требует, в отличие от последнего, дополнительной переработки перед поставкой потребителям. Ответ здесь в том, что в отношении каждой их этих стран у России свои политические и коммерческие интересы, варьируемые, как и у многих других.

В этом всем есть одна главная проблема - российское руководство должно осторожно смотреть в среднесрочную и долгосрочную перспективу, не быть одурманенным текущими баснословными прибылями и понять, в чем наш интерес. Сегодня открывается нефтяной трубопровод Баку-Тбилиси-Джейхан в обход России, есть и серьезные планы по скорому строительству и запуску газопроводов в обход России - Транскаспийскому трубопроводу, а также по трубопроводу "Nabucco" протяженностью 3300 км, стоимостью более 4,5 млрд евро. К 2010 году эта труба должна соединить азербайджанский и иранский газ с европейскими потребителями, пройдя по территории Турции, Болгарии, Румынии, Венгрии и Словакии, а затем разделиться на несколько веток - австрийскую, германскую и чешскую. К этим двум проектам Туркмения гипотетически может присоединиться. Помимо этого, Туркменбаши периодически поддерживает попытки строительства трубопровода из Туркмении в Китай. Пусть сделок с ним пока никто не заключает, так как его не считают ответственным партнером, но это может со временем измениться. России же пока очевидно надо договариваться таким образом, чтобы не допустить низкой цены, но и не доводить ситуацию до серьезных переориентаций поставщиков газа в обход России. Это может быть достигнуто только путем продуманной долгосрочной политики.

Илья Заславский - эксперт в области ТЭК