Еще недавно - в начале мая 2006 - Европейский союз приостановил переговоры с Сербией о присоединении к ЕС, поскольку она не обеспечивает полного сотрудничества с Гаагским трибуналом, не выполнив до сих пор требование трибунала о выдаче бывшего командующего армией боснийских сербов генерала Р.Младича. Как и следовало ожидать, госдепартамент США незамедлительно поддержал решение Европейского союза, сократив финансовую помощь Сербии. Хорошо еще, замечают с грустной усмешкой сербы, что в качестве условия присоединения Сербии к ЕС не выдвигается требование поимки Бен Ладена...

Но вот теперь и в ЕС, и в США стали все больше говорить о необходимости помочь Сербии, отмечая ее ключевое положение на Балканах. Министр иностранных дел Австрии У.Пласник, завершая председательство в ЕС, заявила, что "Сербия является для ЕС геополитическим партнером, и все, что там происходит, касается непосредственно и нас". Посол Словакии в ЕС М.Лайчак сообщил, что в ЕС разрабатывается пакет мер для оказания помощи Сербии, но это, по его словам, не преследует цель расположить Сербию согласиться на "ограниченный суверенитет Косово" взамен на быстрое вхождение в ЕС. В Европейском союзе проявляется озабоченность по поводу того, что откладывание переговоров с Сербией может привести к росту популярности радикалов, антизападные настроения которых хорошо известны, и еще больше отдалить Сербию от Европы. Поэтому в ЕС приветствуется готовность правительства Сербии разработать план действий по улучшению ее сотрудничества с Гаагским трибуналом, имея в виду, в частности, взаимодействие со спецслужбами стран ЕС и США в аресте Р.Младича. А США выражают готовность обсудить на высшем уровне перспективы двустороннего сотрудничества, а также проблемы косовского урегулирования. Что же случилось, что так повлияло на изменение позиции Запада?

Среди всех событий последнего времени наиболее значительным было, конечно, прекращение существования государственного сообщества Сербии и Черногории и провозглашение независимости Черногории. ЕС сыграл в этом решающую роль, но и США не были в стороне. По мнению аналитика вашингтонского института "Кейто" Теда Карпентера, США с начала 1990-х годов "приветствовали все, что уменьшало мощь и влияние Сербии в регионе", поэтому они очень довольны результатами референдума в Черногории. Еще до рассмотрения протестов по поводу нарушения порядка его проведения, госдепартамент США заявил, что референдум был свободным и честным.

Итак, распад сообщества состоялся, Черногория отделилась от Сербии и теперь тем, кто это обеспечивал, можно приступить к реализации следующего замысла - отделить от Сербии и Косово. Теперь можно "спустить на тормозах" обвинение Сербии в неуважении требований Гаагского трибунала (по словам У.Пласник, "стагнация и изоляция - это не решение вопроса"), можно согласиться и на проведение переговоров о самом статусе Косово, что ранее считалось преждевременным до достижения договоренностей о децентрализации управления краем и по другим отдельным вопросам. И дело не в том, что после проведения референдума в Черногории, как считает газета "Фигаро", Косово воодушевилось в процессе "развода с Сербией". Просто США все более настойчиво требуют завершения переговорного процесса по определению статуса Косово до конца текущего года, а, следовательно, времени остается не так уж много.

На днях заместитель госсекретаря США Н.Бернс заявил, что НАТО и ЕС должны дать Сербии "позитивный сигнал" ее будущего в этих двух структурах. Республиканский сенатор из Огайо Дж.Войнович обратился к президенту США Дж.Бушу с предложением пригласить в Вашингтон сербских руководителей для выражения им поддержки в этот сложный для Сербии период. Выделив особо роль президента Б.Тадича в укреплении демократии в Сербии, Дж.Войнович считает, что оказание ему поддержки имело бы решающее значение в достижении Сербией поставленных целей и установлении "партнерских отношений с другими демократическим государствами". Группа американских конгрессменов в середине июня дала положительную оценку проводимым в Сербии реформам армии и служб безопасности и предложила Дж.Бушу поддержать ее усилия стать "равноправным членом семьи демократически контролируемых армий мира", а точнее присоединиться к программе НАТО "Партнерство ради мира" и вступить в НАТО. Весьма знаменательным стало и приземление в эти же дни на сербском аэродроме в Батайнице боевых американских самолетов, на том самом аэродроме, который в 1999 году бомбардировала авиация НАТО. А находившаяся в конце июня 2006 в США делегация министерства обороны и генерального штаба Сербии провела переговоры о дальнейшем развитии военного сотрудничества с США. Администрация США внимательно прислушалась к высказанным пожеланиям конгрессменов и 11 июля начался визит в Вашингтон председателя правительства Сербии В.Коштуницы.

Поддерживая стремление Сербии активно участвовать в процессах европейской и евроатлантической интеграции, Запад неизменно выдвигает определенные условия достижения намеченных ею целей, что, естественно, отрицательно воспринимается сербской общественностью. Политика непрестанного обуславливания, которая уже длительное время ведется по отношению к нашей стране, заявил недавно председатель правительства Сербии В.Коштуница, глубоко ошибочна и до настоящего времени имела исключительно негативные последствия. "Сербия, по его словам, требует не помощи и льгот, а беспристрастности и равноправия... Она ожидает, что с ней будут установлены настоящие партнерские отношения, основанные на доверии, и в отношении ее будет наконец проводиться политика, лишенная выдвижения условий и давления". Сербы высказывают опасения по поводу того, что практика выдвижения условий может распространиться и на подход к решению вопроса о статусе Косово.

Существующие разногласия между правящей коалицией Сербии и оппозиционными партиями - от радикалов до демократов, возглавляемых президентом Б.Тадичем - заметно ослабляют позиции Сербии на международной арене. Критика деятельности правительства в последнее время усилилась, в стране высказываются требования о проведении внеочередных парламентских выборов, однако правительство не хочет досрочно уходить в отставку, а в оппозиции нет единой точки зрения. Решающим моментом может стать то, о чем говорят сербские политологи - определение будущего статуса Косово. По их мнению, на Западе разработан сценарий, авторы которого исходят из того, что провозглашение независимости Косово, а в этом на Западе уже мало кто сомневается, может вызвать в Сербии большое возмущение, правительство падет и к власти в результате досрочных парламентских выборов придут достаточно влиятельные радикалы (их поддерживают 40% населения, а Демократическую партию Б.Тадича - только 20%), воспринимающие отделение Косово от Сербии как оккупацию ее территории, на возвращение которой Сербия будет иметь право. Для того, чтобы избежать таких осложнений, авторы сценария считают необходимым провести выборы до определения статуса Косово, которое ожидается в конце 2006 года, с тем чтобы в Сербии к моменту провозглашения Косово независимым государством было сформировано более сговорчивое правительство и повторные выборы, несмотря на все возмущение народа, были бы невозможны.

Все вышеуказанное свидетельствует о том, что на Балканах продолжает сохраняться весьма напряженная ситуация, поскольку проблемы, переживаемые Сербией, затрагивают непосредственно интересы соседних с ней государств, в первую очередь Македонии, Албании и Боснии и Герцеговины. Поэтому и не случайна активность Европейского союза и НАТО, стремящихся укрепить свои позиции в этом регионе.