Обзор СМИ за 24-30 июня 2006 года.

Военный вестник. Пограничные пожары. Заявление сопредседателей Минской группы ОБСЕ. Откровения Мэтью Брайзы. МИД уполномочен заявить... Реакция общественности. Что делать Армении? "Большая восьмерка".

Военный вестник

По сообщению агентства Day.Az, армянская сторона в ночь с 29 на 30 июня нарушила режим прекращения огня на двух направлениях в Агдамском районе. Согласно агентству, в результате обстрела тяжело ранен солдат Вооруженных сил Азербайджана Ахмедов Агиль Логман оглу.

"Степень боеготовности Вооруженных сил Азербайджана позволяет освободить наши земли военным путем. Для этого нужно только время". Об этом, сообщает бакинское агентство АПА, в беседе с журналистами заявил министр обороны Азербайджана Сафар Абиев. По его словам, в конфликте в Нагорном Карабахе заинтересована не только Армения, но и могущественные мировые державы, некоторые страны хотят удержать Азербайджан в сфере своего влияния: "Эти страны остаются при своем мнении. Но, после того, как они увидят нашу силу, откажутся от своих намерений. Мы докажем это". Комментируя слова министра обороны Армении Сержа Саркисяна о том, что Армения не собирается воевать с Азербайджаном, Абиев назвал эти слова необоснованными. "Пусть Саркисян говорит то, что хочет. Он делает такие заявления для того, чтобы успокоить армянскую общественность, внушить ей оптимизм. Армяне боятся войны".

"Если Азербайджан открыто заявляет, что берет тайм-аут для усиления и нападения, то будет по меньшей мере глупо предоставлять ему время для этого, - заявил в интервью газете "Аравот" вице-спикер парламента Армении Ваган Ованнисян. - Если мы увидим, что Азербайджан не только угрожает, но и становится нависшей над нашей головой реальной опасностью, мы должны подумать о собственных шагах".

"Я не считаю, что победы определяются богатством или бедностью страны. Если помните, в 1991-1992 годах у нас было несравнимо меньше ресурсов, чем у Азербайджана, но исход войны оказался четким и однозначным. Не думаю, что надежды Азербайджана укрепить армию на деньги от нефти - решение вопроса или какой-то решающий фактор. Я предполагаю, что народ Азербайджана не хочет войны - как не хотим и мы. Да и вообще нет такого народа, который хотел бы решать вопросы путем войны. А такого рода заявления руководства Азербайджана просто смешны, потому что эти заявления делают люди, которые в 1992-1994 годах не только не защитили свою родину, но и спрятали от войны своих детей. Было бы неплохо азербайджанскому народу спросить своих руководителей, начиная от президента и кончая остальными: а где вы были в 1992-1994 годах? Нам нечего бояться - наша армия в состоянии защитить свою родину, свои границы. А подобного рода заявления азербайджанцев должны быть осуждены мировым сообществом, чего, к сожалению, не делается, и это непонятно для нас. Но я надеюсь, что это все же произойдет", - заявил 28 июня в Мартакерте в ходе торжественного заседания, посвященного 13-й годовщине освобождения этого города, президент Нагорного Карабаха Аркадий Гукасян. ("168 Жам").

Пограничные пожары

Азербайджанцы продолжают настаивать, что пожары в районах около Нагорного Карабаха являются следствием поджогов армянской стороны. Так, бакинская "525-я газета" пишет, что в Агдамском районе полностью сожжено 6 сел и что "в результате поджогов, устраиваемых армянами на оккупированных землях Азербайджана, по предварительным подсчетам, в общем, нашей стране нанесен ущерб в размере 4,5 млн. долларов США".

Агентство АРКА сообщает, что 27 июня замглавы МИД Нагорного Карабаха Масис Маилян обсудил с сотрудниками офиса личного представителя действующего председателя (ЛПДП) ОБСЕ вопросы проведения мониторинга на азербайджано-карабахской линии соприкосновения. Участники встречи обсудили организационные вопросы, связанные с предстоящими в ближайшее время мониторингами на линии соприкосновения вооруженных сил Нагорного Карабаха и Азербайджана. Маилян выразил удовлетворение тем, что офис ОБСЕ позитивно отреагировал на инициативу МИД НК провести мониторинг в приграничной с Азербайджаном зоне с целью дать реальную оценку ситуации и убедиться в надуманности обвинений Баку о якобы имеющих место поджогах приграничных населенных пунктов на подконтрольных Нагорному Карабаху территориях. В ходе встречи сотрудник офиса ОБСЕ Питер Кии (Великобритания) представил Маиляну новоназначенного полевого помощника ЛПДП ОБСЕ Гюнтера Фолька (Германия). Во встрече принял участие полевой помощник ЛПДП ОБСЕ Иржи Аберле (Чехия).

Газета "Азг" сообщает, что 28 июня три полевых помощника личного представителя действующего председателя ОБСЕ Анджея Каспшика по предложению властей Нагорного Карабаха произвели осмотр территории в районе Агдама. Во время осмотра не было отмечено случаев поджога. Осмотр был произведен в зоне соприкосновения вооруженных сил конфликтующих сторон и в тех районах, где, согласно азербайджанской стороне, осуществляется поджог населенных пунктов и лесных массивов.

Пожары на территориях, контролируемых Армией обороны НК, являются результатом стрельбы с азербайджанской стороны, заявил 29 июня журналистам в Ереване министр обороны Нагорного Карабаха генерал-лейтенант Сейран Оганян. "Пожары являются итогом регулярных периодических обстрелов трассирующими пулями позиций Армии обороны НКР, что и приводит к поджогам территорий, находящихся под нашим контролем", - заявил Оганян, комментируя заявления официального Баку о поджогах.

Заявление сопредседателей Минской группы ОБСЕ

Как сообщает KarabakhOpen.com, 22 июня в Вене сопредседатели Минской группы ОБСЕ выступили с заявлением в Постоянном совете ОБСЕ. В заявлении сказано, что сопредседатели предложили президентам Армении и Азербайджана Роберту Кочаряну и Ильхаму Алиеву пакет основных предложений, которые, по их мнению, "справедливы, сбалансированы, практичны и могут для обеих сторон проторить дорогу для выработки перспективного соглашения по урегулированию". В документе выражается сожаление в связи с тем, что в Бухаресте президенты к согласию не пришли. В заявлении сообщается также содержание пакета предложений:

"Поэтапный вывод армянского военного контингента с окружающих Нагорный Карабах азербайджанских территорий, проявив особый подход в отношении Кельбаджарского и Лачинского районов. Демилитаризация этих районов. Для определения окончательного правового статуса Нагорного Карабаха в будущем предусмотрено проведение референдума или всеобщего голосования, сроки проведения которого не определены. Стороны обязуются продолжить переговоры для определения сроков и формата этого референдума. Будут достигнуты определенные промежуточные договоренности, которые обеспечат контакты Нагорного Карабаха с теми, кто предоставляет международное содействие. Будут размещены международные миротворческие силы. Будет создана совместная комиссия по осуществления соглашения. Обеспечено международное содействие в вопросах разминирования территорий, осуществления восстановительных работ и заселения перемещенных лиц на оккупированных территориях и пострадавших в результате войны территориях Нагорного Карабаха. Стороны отказываются от применения силы и угроз и обеспечивают международные и внутренние гарантии. По вопросу референдума или всеобщего голосования по статусу Нагорного Карабаха мы бы хотели отметить, что это должно стать результатом переговоров сторон. Должны быть соответствующие предпосылки, чтобы голосование стало мероприятием, проводящимся без вынуждения, а информированные граждане имели бы возможность сбалансировать свою позицию путем энергичных публичных дискуссий".

В заявлении сказано также: "Как сопредседатели, мы исчерпали наше воображение в деле признания, формулирования и приведения в окончательный вид этих принципов. Мы не думаем, что дополнительные альтернативные варианты, предложенные посредниками в ходе встреч со сторонами, приведут к иным результатам. Мы надеемся, что Постоянный совет присоединится к нам в том, чтобы призвать стороны конфликта по возможности быстро достигнуть согласия вокруг представленных нами основных принципов. Если стороны не могут прийти к согласию вокруг этих принципов, мы думаем, что уже они должны проводить совместную работу по выработке альтернативных предложений, которые будут приемлемы для обеих сторон. Мы готовы помогать и дальше. Как посредники мы не можем принимать решения вместо президентов".

"Предложенный сопредседателями фундаментальный документ о принципах, относительно которого стороны ведут переговоры, всеобъемлющ. Он включает в себя все влияющие на урегулирование конфликта принципы и, самое главное, вопросы о статусе Нагорного Карабаха, возвращении территорий, возвращении беженцев, безопасности, вопрос о миротворческих силах, а также любой другой вопрос, который необходим для достижения долгосрочного урегулирования конфликта". Об этом заявил министр иностранных дел РА Вардан Осканян, комментируя по просьбе СМИ Армении заявление сопредседателей Минской группы ОБСЕ. На вопрос, что это за упомянутый сопредседателями "особый формат" для районов Кельбаджара и Лачина, Осканян сказал: "Эта широкая формулировка имеет два уровня: один - это вопрос Лачина, четкая формулировка относительно принципов которого в переговорном тексте такова, что будет "коридор, связывающий Нагорный Карабах с Арменией". Для Армении очень определенно то, что этот коридор должен иметь тот же, что и у Нагорного Карабаха, статус. Второй уровень касается Кельбаджара. Для Армении это тоже очень определенно: исходя из соображений безопасности, Кельбаджар может быть возвращен только после проведения референдума и решения об окончательном статусе Нагорного Карабаха. Это то несогласие, на которое ссылаются сопредседатели в своем заявлении. В переговорном тексте формулировка сопредседателей относительно этого вопроса, в общей сложности, созвучна с нашим подходом". Что касается референдума по определению окончательного правового статуса Нагорного Карабаха, то "переговорный текст относительно принципов имеет четкую формулировку: "окончательный правовой статус будет определен путем проведения референдума/голосования населения со стороны населения Нагорного Карабаха". "Мы считаем, что сопредседатели подчеркнули международную вовлеченность, так как это серьезная проблема для народа Нагорного Карабаха. Их непризнанный нынешний фактический статус не позволяет пользоваться благотворительностью международных организаций. Переговорный текст закрепляет также такие права населения Нагорного Карабаха, как право на контроль над собственной политической и экономической жизнеспособностью, сохранение личных льгот и свобод, право на выбор властей для управления Нагорным Карабахом демократическим способом, а также полномочия на создание закона и управление внутренними делами", - отметил Осканян. В ответ на вопрос об общей оценке Арменией содержания документа Осканян заявил: "Это несовершенный документ. Ни для кого. Тем не менее, это достаточно обоснованный и уравновешенный документ, содержащий правильные пункты с взаимоуступками по главным вопросам - о статусе, территориях и безопасности, и мы уверены, что сможем продолжить переговоры на основе этих принципов. В нынешнем контексте риторические заявления Азербайджана об автономии и отчаянные милитаристские призывы удивляют нас. У нас имеется реальная возможность решить все вопросы, включая многострадальный вопрос о беженцах. Однако Азербайджан должен вернуться к реальности и реальным возможностям, а не грезить воображаемыми максималистскими надеждами. Сегодня мы надеемся, что Азербайджан осознает, что мы имеем возможность урегулировать конфликт и добиться долгосрочного мира". ("Ноян Тапан").

На вопросы газеты "Аравот" ответил бывший пресс-секретарь первого президента Армении Левон Зурабян:

"Как можно расценить последнее заявление сопредседателей Минской группы ОБСЕ?

Документ, по сути, является ультиматумом со стороны сопредседателей, которым они угрожают прекратить посредническую деятельность, если президенты Армении и Азербайджана не дадут согласие на предложенную программу мира. Это означает, что терпение посредников иссякло, и у них уже не осталось ожиданий от продолжения переговоров. Намеки на подобное развитие событий сопредседатели делали еще в 2004 году, во время саммита ОБСЕ в Софии, когда в письме на имя действующего председателя ОБСЕ отметили, что предложили президентам двух стран выбрать между тремя сценариями: 1) достижение согласия невозможно, следует сохранить нынешний статус-кво; 2) заморозить нынешнюю де-факто ситуацию, нормализовать отношения и отложить определение статуса Нагорного Карабаха; 3) придти к согласию вокруг формы определения статуса Нагорного Карабаха и постепенно осуществлять его наряду с другими компонентами согласия. Тем самым уже тогда пакетное решение проблемы было исключено. Тогда президенты выбрали третий сценарий, "заложив основу "пражского процесса"". Сопредседатели фактически угрожают в случае отклонения программы мира задействовать первый сценарий, то есть просто прекратить переговоры в рамках Минской группы.

Дадут ли эти угрозы какой-либо результат?

Сопредседатели выбрали это беспрецедентное заявление как последнее средство оказания давления. Тем самым они фактически идут ва-банк. Они также организовали беспрецедентную утечку сведений о программе урегулирования. Это показывает, что они больше не верят в то, что президенты Азербайджана и Армении хотят убедить свои народы в необходимости реализации программы мира, и решили осуществить это дело собственными силами. Считаю маловероятным, что это даст результат. Дело не только в том, что и Алиев, и Кочарян не хотят из-за осуществления программы подвергаться серьезным политическим рискам, угрожающим их пребыванию у власти. Сегодня к этому прибавилось и то, что Азербайджан больше не считает себя заинтересованным в скорейшем урегулировании конфликта и возлагает надежды на получение огромных прибылей от нефти с тем, чтобы в будущем урегулировать конфликт с более сильных позиций. При этом возможность оказания давления на Азербайджан постепенно уменьшается, поскольку благодаря нефтяным доходам эта страна становится все более и более независимой от подобного рода давления.

К каким последствиям это может привести?

Прекращение переговоров под эгидой Минской группы ОБСЕ станет самым сильным ударом по процессу урегулирования конфликта начиная с 1994 года, когда было с установлено перемирие. По сути, откроется путь для войны. Азербайджан продолжит свою политику по изоляции Армении, переместит обсуждение вопроса в ООН и другие международные организации, параллельно начнет гонку вооружений в регионе. В результате обострятся конфронтационные процессы и постепенно возрастет угроза возобновления войны". ("Аравот").

Стало очевидным, что Минская группа ОБСЕ не желает больше заниматься имитацией организации бесплодных встреч Роберт Кочарян-Ильхам Алиев и теперь решает вопросы изменения как формата, так и содержания переговорного процесса, пишет газета "Жаманак-Ереван".

Газета "Азг" пишет: "Что все это может означать? Не переходят ли сопредседатели в "нападение"?.. Не пытается ли Минская группа, опубликовав некоторые из так долго хранившихся в тайне принципов урегулирования, сама использовать злополучное "окно возможностей"? Только не ясно, сами ли они пытаются "протиснуться" в это окно или пытаются втиснуть туда Кочаряна с Алиевым? Во всех случаях, учитывая стремление США прямо сейчас организовать суматоху, неясно, где очутятся оказавшиеся по ту сторону "окна возможностей"...".

Откровения Мэтью Брайзы

Как сообщает "Ноян Тапан", в интервью радиостанции "Свобода" помощник заместителя госсекретаря США по вопросам Европы и Азии, теперь уже сопредседатель Минской группы ОБСЕ от американской стороны Мэтью Брайза огласил те фундаментальные принципы или пакет предложений, которые сегодня лежат на столе переговоров по вопросу Нагорного Карабаха. "Мы имеем рамочное соглашение, которое призывает вывести армянские войска с тех территорий Азербайджана, где они в настоящее время дислоцированы, - заявил Мэтью Брайза. - С другой стороны, соглашение предусматривает нормализацию экономических и дипломатических связей между Арменией и Азербайджаном. Есть и другие положения, как, скажем, размещение миротворческих сил, международное экономическое содействие для карабахского региона и экономическое развитие. То есть на столе лежит пакет предложений". "И в завершение, на какой-то момент предусмотрено и голосование по вопросу будущего статуса Нагорного Карабаха. Это и есть основные контуры лежащего на столе переговоров предложения", - заявил Брайза. Фактически, президентам Армении и Азербайджана представлено конкретное предложение, на их столах лежит конкретное соглашение, которое они пока что отказываются принять. Высокопоставленный американский дипломат отказался сообщить в подробностях, относительно какого именно положения не соглашаются президенты. Брайза призвал президентов Армении и Азербайджана принять это соглашение. "Мы призываем президентов принять рамочное соглашение, что требует политического мужества", - отметил американский сопредседатель Минской группы ОБСЕ.

Озвученные Мэтью Брайзой пункты соглашения по урегулированию нагорно-карабахского конфликта являются лишь некоторыми элементами предложенного сторонам документа, которые, естественно, не отображают всей сути проекта соглашения, что привело к появлению неуместных комментариев. Об этом агентству PanARMENIAN.Net заявил пресс-секретарь президента Армении Виктор Согомонян. "Так или иначе, если в будущем в СМИ вновь появятся подобные откровения, то армянская сторона опубликует все документы, обсуждавшиеся на переговорах в течение последних 7-8 лет, в частности, проект соглашения по принципу "общего государства", документ, обсуждавшийся в Ки-Уесте, и проект, обсуждавшийся недавно в Бухаресте. Уверен, уже тогда все станет абсолютно ясно. Кстати, все три проекта были отвергнуты именно азербайджанской стороной", - заявил Согомонян. Что касается последних заявлений президента Азербайджана Ильхама Алиева, Согомонян отметил: "Комментировать в очередной раз разные по форме, но одинаковые по содержанию высказывания считаем неуместным".

Как сообщает радио "Свобода" со ссылкой на азербайджанское агентство "Тренд", начальник управления по внешним связям аппарата президента Азербайджана Новруз Мамедов заявил, что последние скандальные заявления, касающиеся мирного урегулирования карабахского конфликта, не отражают действительность. "Мэтью Брайза хочет показать, что он знаком с переговорным процессом и желает его продвинуть. Поэтому он вынес на обсуждение разные идеи, которые не отражают ни позиции Армении, ни позиции Азербайджана", - заявил Новруз Мамедов.

МИД уполномочен заявить...

Как сообщает газета "Айкакан жаманак", 26 июня МИД Армении выступил со следующим заявлением: "Учитывая отчет, предоставленный сопредседателями Минской группы ОБСЕ в Постоянный совет ОБСЕ, заявление американского сопредседателя Метью Брайзы, в котором впервые раскрываются принципы урегулирования нагорно-карабахского конфликта, а также обескураженные заявления Азербайджана о военном пути урегулирования конфликта и автономии Нагорного Карабаха, заявляем:

- сопредседатели озвучили лишь часть принципов урегулирования вопроса Нагорного Карабаха, в частности, не было сказано о коридоре между Арменией и Нагорным Карабахом и статусе Нагорного Карабаха;

- сопредседатели впервые подтверждают, что статус Нагорного Карабаха будет определен народом Нагорного Карабаха путем референдума;

- различие во мнениях в переговорном процессе не связано с референдумом, президенты уже согласовали этот вопрос. Различие в позициях Азербайджана и Армении связано с последовательностью устранения последствий конфликта;

- в Бухаресте в этом вопросе Армения согласилась с предложениями, лежащими на столе переговоров, а Азербайджан их отверг;

- Армения считает, что принципы, предложенные сопредседателями Минской группы ОБСЕ, по большому счету являются серьезной основой для продолжения переговоров, и готова, основываясь на этих принципах, продолжать переговоры с Азербайджаном;

- Армения считает, что непоследовательность Азербайджана в отношении этих принципов создает серьезные проблемы в достижении успеха на переговорах. В случае продолжения такой политики Армения будет настаивать на проведении прямых переговоров между Азербайджаном и Нагорным Карабахом;

И, наконец, мы в очередной раз хотим напомнить Азербайджану, что, независимо от объема военного бюджета, эта страна никогда не сможет заставить народ Нагорного Карабаха отказаться от права на свободу и самоопределение".

По сообщению агентства АПА, Министерство иностранных дел Азербайджана сделало ответное заявление, в котором говорится, что заявление МИД Армении от 26 июня 2006 г. "является еще одним свидетельством, к сожалению, продолжающей сохраняться неконструктивной позиции армянской стороны в процессе урегулирования конфликта": "Сопредседатели Минской группы ОБСЕ и, в частности, сопредседатель от США Мэтью Брайза указали лишь общие контуры находящихся в стадии обсуждения отдельных принципов поэтапного мирного урегулирования, которые нельзя вырывать из общего контекста предлагаемого документа. Это создает предпосылки для непонимания или смешения понятий, а также для спекуляций, подобных отраженным в заявлении МИД Армении. Определение статуса невозможно в условиях продолжающейся оккупации и этнической чистки и, соответственно, предполагает освобождение оккупированных территорий Азербайджана и демилитаризацию всей зоны конфликта, что, при надлежащих международных гарантиях безопасности, создаст условия для возвращения в места постоянного проживания насильственно перемещенного азербайджанского населения. Это признает и руководство Армении. Азербайджанская сторона еще раз подтверждает свою позицию о готовности предоставить самый высокий статус автономии Нагорному Карабаху в рамках международно-признанной территориальной целостности Азербайджанской Республики и на основе действующей Конституции Азербайджана. Такой базирующийся на нормах и принципах международного права конституционный подход является единственно возможным для достижения прочного урегулирования. С целью создания межобщинного мира и гармонии и объективных условий для определения статуса региона, а также с учетом перспективы дальнейшего развития региона, Азербайджан будет готов рассмотреть, в соответствии с существующими в мировой практике прецедентами, вопрос реализации комплекса экономических и других стимулов для населения Нагорного Карабаха после восстановления его этнического состава, существовавшего на момент начала конфликта. Позиция Азербайджана в рамках переговоров продолжает оставаться конструктивной и отвечать интересам не только нашего многонационального государства, но и международного сообщества в целом. Любые попытки добиться изменения этой позиции путем шантажа и угроз, используя тактику превращения оккупированных территорий нашей страны в заложника и элемент торга, обречены на провал. Территориальная целостность Азербайджана не является и не может являться предметом переговоров. В то же время Министерство подтверждает приверженность азербайджанской стороны продолжению переговоров для достижения долгосрочного и справедливого мира в регионе. Вся вина и ответственность в случае срыва переговорного процесса ляжет на армянскую сторону".

Реакция общественности

Последнее заявление американского сопредседателя Минской группы ОБСЕ Мэтью Брайзы показывает, что переговоры по урегулированию нагорно-карабахского конфликта не отражают объективных реалий и противоречат интересам Азербайджана. Об этом, сообщает бакинское агентство АПА, говорится в заявлении азербайджанской Организации освобождения Карабаха (ООК). В заявлении отмечается, что посредники никоим образом не хотят признать факт оккупации и адекватно оценить действия "Армении-агрессора". "В представляемых сторонам "рамочных принципах" посредники защищают интересы Армении. Мы неоднократно заявляли, что переговоры протекают в угрожающем русле. Эти и другие моменты, в том числе участие правительства Азербайджана в переговорах, не соответствующих национальным интересам, показывают, что международные организации и большие державы активизируют усилия для передачи Нагорного Карабаха Армении". ООК считает, что Азербайджан должен немедленно прекратить переговоры и освободить свои земли военным путем.

Отзываясь на заявление Мэтью Брайзы, газета "Аравот" пишет: "Надо отметить странность самого факта обнародования содержания предложенного Кочаряну и Алиеву рамочного соглашения, да еще и со стороны официального посредника. Правда, в течение почти 12-летней истории переговорного процесса подобные "рассекречивания" имели место, но, во-первых, это делалось в виде утечки информации в СМИ противоборствующих сторон, а во-вторых, каждый раз таким образом обозначался очередной провал переговоров".

Бакинская газета "Зеркало" также отмечает "непонятность всей этой шумихи", поскольку ничего принципиально нового ни в заявлении сопредседателей, ни в отдельном заявлении Мэтью Брайзы не было - "просто сопредседателям надоела эта бесконечная игра в кошки-мышки". Честно говоря, пишет политический обозреватель газеты Рауф Миркадыров, просто жаль американцев: "Они выделяют финансовую помощь Армении в размере почти 250 млн. долларов в рамках программы "Вызовы тысячелетия", скрепя душой почти признают демократичность парламентских выборов в Азербайджане, а вот реального продвижения в карабахском урегулировании все нет. Как же в этом случае не злиться на проявление такой "черной неблагодарности" со стороны конфликтующих стран. Ну сколько же можно "накалывать" главного коспонсора мирного процесса...". Анализируя заявление сопредседателей, Миркадыров отмечает, что в случае осуществления обнародованных принципов "Азербайджану не видать НК, как своих ушей". Армении, по мнению аналитика, эти принципы также невыгодны, "но меньше", поскольку, хоть Карабах и остается, по существу, без статуса, зато исключаются его вертикальные отношения с Баку и анклавное положение НК. Однако главное в другом, отмечает автор статьи: "По сути, сопредседатели официально заявили, что они "умывают руки" и призвали к помощи международное сообщество. Они полностью возложили всю ответственность за дальнейшее развитие событий на двух президентов. А это, по сути, шантаж и призыв к оказанию международного давления на стороны конфликта. Но и это не все... Посредники неспроста напомнили о предстоящих выборах как в Азербайджане, так и в Армении. До сих пор, несмотря на критику, отношение международного сообщества, в том числе США, к очень спорным выборам в обеих странах было достаточно лояльным. Намек предельно ясен: если стороны конфликта не проявят конструктивизм, то отношение к предстоящим выборам как в Армении, так и в Азербайджане будет диаметрально противоположным. А времени для демонстрации "политической воли" не так уж много - посредники готовы ждать до конца 2006 года, а возможно - до предстоящей встречи "большой восьмерки"..."

Газета "Чоррорд Ишханутюн" в свою очередь считает, что представленные предложения неприемлемы для армянской стороны "и то, о чем говорит сегодня с "о'кей-улыбкой" Мэтью Брайза, - всего лишь значит вернуть Азербайджану пояс безопасности Нагорного Карабаха, не получив взамен ничего, кроме пустых обещаний "когда-нибудь, в конце" провести референдум". Но, считает газета, цель "слива" информации заключается в том, "чтобы открыть глаза общественности и показать, чем может закончиться "победная политика" этих властей" (намек на объявление нынешними властями Армении политики первого президента страны Левона Тер-Петросяна "пораженческой". - прим. ИА REGNUM). Проще говоря, после таких рассекречиваний народ должен понять, что Кочарян, в результате своей "победной" политики, поставил всех нас перед угрозой потери Карабаха, пишет газета. Потому и грозится Кочарян опубликовать подробности "общего государства", чтобы поднять азербайджанцев против Алиева. Что касается самих предложений, то газета трактует их следующим образом: "Сегодня мы положили на стол переговоров эти позорные предложения и заставим ваших президентов их принять. Сегодня они могут устроить проволочки или отказаться их подписывать наотрез - все равно, рано или поздно, что-то такое будет подписано. Если Армения не желает подписать, то у нее один путь - стать демократичнее Азербайджана. Мы знаем, что при Кочаряне это невозможно, но это уже, извините, ваша проблема".

Председатель партии "Национальное единение" Арташес Гегамян, комментируя заявление сопредседателей Минской группы ОБСЕ о том, что в деле урегулирования нагорно-карабахского конфликта им делать больше нечего, сказал: "Я расцениваю это как прелюдию к более резким и решительным действиям. Сейчас сторонам предоставили некоторую возможность самим придти к заключению, найти компромисс, после чего, могу с уверенностью сказать, их пригласят куда-нибудь и продержат там до тех пор, пока стороны не придут к совместному заключению и взаимоприемлемым компромиссам". ("Аравот").

Президент Армении Роберт Кочарян и министр обороны Серж Саркисян до сих пор утверждают, что народ Нагорного Карабаха имеет право на самоопределение, которое он уже осуществил. А теперь они вдруг должны заявить армянам, что сторонники этого самого "самоопределения" и "армия НКР" должны быть распущены. Нетрудно себе представить, как к этому отнесутся армяне в НК и Армении. А без роспуска "армии НКР" никак не обойтись, пишет "Зеркало". Хотя Мэтью Брайза ничего об этом не говорил, тем не менее принципы урегулирования конфликта предполагают, что азербайджанские беженцы должны вернуться в места своего прежнего жительства. Ведь в референдуме о будущем Карабаха должны принимать участие и азербайджанцы. Теперь представьте возвращающихся в Шуши азербайджанцев, карабахских военных и "голубых касок". В данном случае военные станут той бочкой пороха, взрыв которого продлит весь процесс урегулирования еще на десять лет. ("Зеркало").

По мнению экс-министра иностранных дел Армении Вагана Папазяна, принципиально невозможно добиться лучшего результата, чем тот, который предположительно был возможен в 1997 г. "Я даже не уверен, что сегодняшнее политическое руководство Армении искренне стремится решить вопрос. Конечно, они могут заявить, что делается все возможное - ведем, мол, переговоры, обсуждаем варианты, как только придем к какому-либо заключению, представим его политическим силам и общественности, а в случае необходимости вынесем на референдум. И так далее. Но поскольку конкретной договоренности пока нет, эти разговоры не носят предметный характер. А вести переговоры можно годами", - отметил Папазян. "Конец 1997-го-начало 1998 г. я расцениваю как величайший абсурд в политической жизни нашей страны. Чтобы не быть понятым неверно, подчеркну: бесповоротный абсурд. Мы упустили возможность завершить карабахский конфликт достойным миром. Даже рядовой дипломат знает, что в переговорном процессе идти на уступки нужно с сильных позиций. В 1997 году наши позиции были несравнимо сильнее... Мне также кажется, что если должно быть достигнуто политическое урегулирование, то Армения, а тем более Карабах, больше не будут иметь решающего голоса. Слово "если" в этом утверждении имеет существенное значение". Другой бывший глава МИД Армении Александр Арзуманян "не видит ничего экстраординарного" в рассекречивании предложений. "В период переговоров утечка подробностей допускалась всегда. Просто на этот раз это было сделано публично", - добавил Арзуманян. По его мнению, смысл интервью Брайзы сводится к следующему: мы выдвинули предложение, и теперь президенты стран должны иметь мужество представить его народу. "Делается попытка втянуть общество в дискуссию, что, в общем, нормальный процесс. Если помните, в свое время предложение Левона Тер-Петросяна о проведении дискуссии привело к смене власти. Теперь опять выдвигается предложение о дискуссии", - сказал Арзуманян. Аналогичную точку зрения высказал и советник президента Нагорного Карабаха, карабахский политолог Давид Бабаян. Он заявил агентству "Арминфо", что основные компоненты переговоров стали достоянием общественности, а это означает, что посредники пытаются выяснить мнение общественности по поводу предложенных сценариев. Таким образом, по словам Бабаяна, рамки урегулирования существенно расширяются, делается попытка уточнить мнение непосредственной стороны конфликта - Карабаха. ("Аравот").

По мнению директора Центра политических инноваций и политических технологий Азербайджана Мубариза Ахмедоглу, если сопредседатели Минской группы ОБСЕ настойчиво требуют проведения референдума в Нагорном Карабахе, то это должно соответствовать демократическим правилам. "Это означает, что прежде всего азербайджанский народ должен выразить свое мнение по поводу проведения референдума в Нагорном Карабахе, - утверждает политолог. - Урегулирование конфликта путем референдума является не правовым, а политическим решением вопроса. Полагаю, что Азербайджан на это не пойдет". Политолог уверен, что для того, чтобы провести референдум в Нагорном Карабахе, обязательно нужно внести в Конституцию Азербайджана изменения, т.к. вопросы, касающиеся территориальной целостности, не могут быть предметом референдума в отдельно взятом регионе Азербайджана. "Самым важным элементом государственности является конституционная стабильность. Те государства считаются стабильными, где в Конституции не вносятся изменения. Я полностью разделяю заявление МИД Азербайджана и понимаю, что азербайджанская сторона использует все тактические ходы. В переговорном процессе наша сторона обсуждает много вопросов, но выступает за решение конфликта в рамках Конституции Азербайджана. Я против внесения изменения в Конституцию". Как отмечает бакинская "Эхо", вслед за политическим блоком "Свобода" политическое движение "Путь Азербайджана" также призвало власти страны отказаться от урегулирования конфликта на основе рамочного соглашения и проведения референдума в Нагорном Карабахе.

Газета "168 Жам" публикует мнения оппозиционных деятелей Армении. Так, председатель партии "Анрапетутюн" Арам Саркисян положительно оценивает заявление Мэтью Брайзы: "Очень хорошо, что сопредседатели поняли, что переговоры не должны держаться в тайне от общества. И секретность в данном случае стала мешающим обстоятельством для решения вопроса и представления на общественное обсуждение. Поэтому однозначно оцениваю положительно". По его словам, Брайза зафиксировал для президентов сроки, таким образом показывая, что США твердо намерены решить нагорно-карабахский конфликт в 2006 г. "Встреча президентов должна состоятся до конца лета-начала осени. И в вопросе решения карабахского конфликта ответственность падает конкретно на президентов двух стран". Секретарь парламентской фракции "Справедливость" Виктор Даллакян характеризует заявление Брайзы как косвенное давление на власти Армении и Азербайджана. "Представляя основные положения, они дают понять сторонам, что достигнутые договоренности должны быть осуществлены. И исходя из этого я не исключаю, что в течение 2006 г. будет подписан документ вокруг каких-то принципов", - утверждает Даллакян. Согласно Даллакяну, США попытаются прийти к соглашению по поводу общих принципов до 15 июля - даты предстоящей в Санкт-Петербурге встречи "большой восьмерки". Даллакян бросает властям упрек: "В 1998 году они совершили переворот с лозунгами о решении нагорно-карабахского конфликта и увеличении территории РА на 8 тысяч квадратных километров. Но сегодня их принципы изменились, и пакетное решение становится поэтапным решением. А в данном случае, когда власти страны нелегитимны, им может быть навязано любое решение". По мнению председателя Демократической партии Армении Арама Саркисяна, запад начал проявлять активность в вопросе НК, так как сами стороны слишком пассивны. Председатель правления Армянского общенационального движения (АОД) Арарат Зурабян утверждает, что у предложенного первым президентом РА варианта урегулирования конфликта нет альтернативы. И это обстоятельство было доказано в течение стольких лет. "По сравнению с принципами 1998 г. изменений нет, просто тогда, насколько я помню, Лачин и Кельбаджар не входили в число подлежащих возврату территорий. А сейчас Лачин стал предметом обсуждения, а Кельбаджар требуют с остальными 5 территориями. Если бы конфликт НКР решился тогда, мы бы не отстали от ряда экономических программ. А сегодня вдобавок к этому у нас требуют все 7 областей", - считает зампредседателя партии "Национальное единение" Алексан Карапетян.

По мнению заместителя председателя парламентской комиссии по внешним сношениям Нагорного Карабаха Гагика Петросяна, новый американский сопредседатель Минской группы ОБСЕ Мэтью Брайза раскрыл некоторые детали переговоров, исходя из ряда причин. "То, что некоторые ключевые элементы переговоров стали достоянием общественности, означает, что или посредники пытаются прозондировать мнение самой общественности в трех странах относительно предложенных ими сценариев, или в переговорном процессе есть серьезные противоречия - как между президентами Армении и Азербайджана, так и между посредниками. А значит, будут меняться подходы и появятся другие принципы. Я больше склоняюсь ко второму варианту - наводит на это логика отставки американского посредника", - сказал Петросян в интервью KarabakhOpen.com. "Что касается обнародованных Мэтью Брайзой принципов, могу однозначно сказать, что они не соответствуют нашим интересам. Самым неприемлемым считаю предложение о безоговорочном возвращении территорий и неопределенность идеи референдума по статусу Карабаха. Трудно предугадать, как дальше будут развиваться события, однако, если внимательно присмотреться к определенным фразам Брайзы, особенно к абсурдной фразе о недемократичности Армении по сравнению с Азербайджаном, думаю, в урегулировании намечается застой", - отметил Петросян.

Российская газета "Время новостей" пишет, что, по словам вице-президента Международной кризисной группы Алена Делетроза, "посредники устали от переговоров и сделали правильный шаг, который будет способствовать широкому и открытому национальному диалогу по существу проблемы". По его мнению, "азербайджанцы и армяне смогут теперь составить собственное мнение о том, что лежит на столе переговоров у их президентов, которые до сих пор вели приватный, но безуспешный диалог".

Что делать Армении?

Представьте на миг, что рамочное соглашение уже подписано и шаг за шагом воплощается в жизнь, предлагает газета "168 Жам". "Как будут развиваться в этом случае события? На деле же произойдет примерно следующее. Армянские силы будут выведены из пяти районов (Агдам, Физули, Джебраил, Кубатлы и Зангелан), здесь будут размещены международные миротворцы, и азербайджанские беженцы начнут возвращаться обратно. К тому времени Карабаху будет придан международно признанный временный статус, отношения между Арменией и Азербайджаном в какой-то степени нормализуются и т. д. Потом азербайджанские беженцы начнут возвращаться в сам Карабах (в Шушинский, Мартакертский и другие районы). А поскольку впереди будет стоять вопрос референдума, то вернется гораздо больше народу, чем в свое время ушло. Власти Карабаха, естественно, попытаются пресечь это, произойдут вооруженные столкновения, и война возобновится. Но уже в явно более благоприятных для Азербайджана условиях (они уже мирно получили пять районов). При этом миротворческие силы особо вмешиваться не будут, хотя и констатируют, что виновны все-таки азербайджанцы, а симпатии мирового сообщества окажутся на нашей стороне". Иначе говоря, считает газета, возникнет в точности та же ситуация, что и в 1992-м году. Тогда тоже Карабах был окружен враждебно настроенными азербайджанскими территориями, а симпатии мира были на стороне Карабаха. Разница лишь в том, что тогда у Азербайджана не было армии, а сегодня есть. "Таким образом получается, что американцы положили на стол переговоров план, который неизбежно ведет к возобновлению войны (причем сами они прекрасно это понимают). Почему американцы поступают именно так, тоже понятно. Они хотят, чтобы на Южном Кавказе воцарился окончательный мир и чтобы нефтепровод Баку-Джейхан на миллион баррелей в день умалял международный авторитет России. Однако окончательный мир все никак не устанавливается, и причиной этого являются результаты войны. У американцев тут имеется два пути: или заставить стороны (в данном случае Азербайджан) признать результаты войны, или изменить эти результаты (то есть спровоцировать новую войну с новым итогом). Судя по заявлениям Мэтью Брайзы, американцы в последнее время отдают предпочтение второму варианту, причем совершенно откровенно. Прекрасно зная, что официальная пропаганда Азербайджана считает задачей номер один полное уничтожение всех армян, американцы требуют до уточнения окончательного статуса Карабаха вывести армянские войска и демилитаризировать регион.

Что же в этом случае предстоит делать властям Армении? Отношение общества и политических сил к Роберту Кочаряну в данном случае практически не имеет значения, поскольку под угрозой находится слишком многое и, грубо говоря, не время искать виновных или обвинять друг друга. Высмеивать "победоносность" его политики и злорадствовать тоже бессмысленно: в тяжелой ситуации оказался не только Кочарян, но и все мы. Следовательно, все мы вместе должны задуматься о том, как выйти из этой ситуации. Но хуже всего то, что сегодня Армения не может ничего сделать. Что бы она ни сделала - будет только хуже. Подписать "рамочное соглашение" означает отдать без всякой компенсации пять районов и вступить в новую войну. Не подписать - значит остаться единственным форпостом России в регионе и, имея полностью враждебное окружение, оказаться в положении страны-изгоя (что, между прочим, вовсе не означает, что мы сумеем сохранить Карабах, поскольку не исключено, что в один далеко не прекрасный день Россия по "сходной цене" откажется от нас, как отказалась от Сербии). Попытаться затянуть переговоры в надежде вновь стать "островком демократии" тоже не получится. Во-первых, нынешние власти просто физически не в состоянии обеспечить демократию. Во-вторых, мировое сообщество это уже не интересует: оно уже определило для себя, кто из стран будет демократией, а кто - имеющим проблемы с демократией. Так что власти Армении выбрали единственно возможный образ поведения - ничего не делать и ждать дальнейшего развития событий".

"Большая восьмерка"

Переговоры по Нагорному Карабаху, видимо, получат новый импульс, пишет "Карабахская страница" радиостанции Би-Би-Си. По различным сведениям, этот вопрос может быть обсужден в ходе приближающегося петербургского саммита "большой восьмерки".

В столице России завершил свою работу саммит министров иностранных дел стран "большой восьмерки". В итоговой декларации саммита нашла отражение и позиция стран G-8 по урегулированию конфликта в Нагорном Карабахе. Министры иностранных дел стран G-8 призвали президентов Азербайджана и Армении проявить политическую волю и урегулировать конфликт в Нагорном Карабахе в этом году. В декларации сказано, что страны G-8 поддерживают усилия сопредседателей Минской группы ОБСЕ по урегулированию этого конфликта. "Мы поддерживаем усилия посредников в этом вопросе и призываем Азербайджан и Армению готовить свои народы не к войне, а к миру". (АПА).

Как сообщает бакинская "525-я газета", предполагается, что 15-17 июля на петербургском саммите возможна встреча президентов Азербайджана и Армении. Как заявил журналистам на прошлой неделе министр иностранных дел Азербайджана Эльмар Мамедъяров, инициативу об этом выдвинули посредники, и сопредседатель Минской группы от США Метью Брайза в ближайшие дни посетит регион для обсуждения данного вопроса.

Будут ли президенты Азербайджана и Армении приглашены на встречу "большой восьмерки" или нет, полностью зависит от их способности "проявить политическую волю" в эти оставшиеся до саммита дни. По сути, от обоих президентов в ультимативной форме требуют плыть против течения, причем с "рекордной скоростью". Сопредседатели дают время сторонам конфликта для "выяснения отношений" тет-а-тет. А если будет война, то, как отмечает бакинская газета "Зеркало", победителя ждет "виселица"...